1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. Осенний Салон, проходивший с 1 октября по 8 ноября 1910 года, на котором Матисс выставил «Танец» и «Музыку», стал местом колоссальных испытаний для Щукина.
«танец» – уже зрелая работа Матисса. Вособенности мне понравилась фарандола Вернувшись ксебе, ясочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тотже мотив», — рассказывал Матисс. В особенности мне понравилась фарандола Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», – рассказывал Матисс. Танец (La Danse) относится к любой из двух связанных картин, сделанных Анри Матиссом между 1909 и 1910. Лекция хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков Альберта Григорьевича Костеневича посвящена истории создания картин «Танец» и «Музыка», заказанных Анри Матиссу русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным.
В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1. 1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
«танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. 1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец». Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев.
fauves). Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу.
Русский прямо обезумел от вашей картины. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Я смотрел, как танцуют.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно.
«В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Далее творческий путь мастера выводил его за пределы станковой живописи – к монументальным росписям для Фонда Барнса.
С помощью Андре Жида, Поля Валери и молодого Андре Мальро до известного французского политика дошла информация о недоразумении с панно и о том, что у художника в Ницце имеется его первый вариант. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Здесь хранятся самые значительные произведения мастера, в том числе и самая знаменитая его работа под названием Танец. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений.
Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три).
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды.
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"».
Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. В моем доме много музицируют., . Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. И здесь и там действие совершается на холме.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
«Мне стало неинтересно копировать предмет. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию.
Первый — это набросок Танца". Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. И Танец и Музыка будто бы созданы в одном ключе, они не только похожи, но и дополняют друг друга.
Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец).
Анри Матисс не был исключением. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. У создания картины «Танец» своя необычная история.
Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.
В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Третье полотно под название «Купание или Медитация» осталось незаконченным. Перед тем, как отправить два полотна в Москву их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства».
реконструкцию в щукинском особняке и современную инсталляцию в Галерее Щукина и Морозова в Главном штабе) обусловлена не только заботой о декоративном единстве. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать».
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Для людей искусства это было тяжелое время.
Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия. ) неприкрытые гениталии. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. «Он больной, – написал Матисс дочери.
«Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Живопись часто связывается с «Танцем Молодых девушек» от известной музыкальной работы Игоря Стравинского Обряд Весны. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж.
По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». За это время из заведения выпустилось около сотни французских и иностранных студентов среди них было небывало высокое для того времени количество женщин. Живопись в буквальном смысле слова звучит. У Матисса они уже готовы.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета. К концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой, требующей большой точности работе – соединению формы с цветом используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Преподавание велось на некоммерческой основе. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду.
Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге.
Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно.
Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать. После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Мне легко жить с танцем. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям.
В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца».
Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Матисс получил от него крупные заказы.
В особенности смотрел на фарандолу. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией».