Одна из них – Танец Анри Матисса. От плана выставить «Танец» в Париже перед отправкой в Штаты Матисс отказался. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение1. В 1930 году Матиссу американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец» (1932), ныне называемое «Парижский танец» (Музей современного искусства, Париж), в котором данная тема находит дальнейшее продолжение. В конце апреля Матисс закончил свой «Танец».
«танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Вособенности мне понравилась фарандола Вернувшись ксебе, ясочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тотже мотив», — рассказывал Матисс. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. Осенний Салон, проходивший с 1 октября по 8 ноября 1910 года, на котором Матисс выставил «Танец» и «Музыку», стал местом колоссальных испытаний для Щукина.
191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. «танец» – уже зрелая работа Матисса. Матисс усвоил правила игры, но его «Танец» можно принять за карикатуру на соответствующие изображения рубежа веков – настолько враждебен он своим вихревым динамизмом хрупкому изяществу танцев Мориса Дени и подобных ему живописцев. Лекция хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков Альберта Григорьевича Костеневича посвящена истории создания картин «Танец» и «Музыка», заказанных Анри Матиссу русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным. В особенности мне понравилась фарандола Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», – рассказывал Матисс.
1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. 1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. 1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка».
4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Для людей искусства это было тяжелое время. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец».
Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец».
На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей».
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. И здесь и там действие совершается на холме. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу.
«Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Основной задачей Матисс ставил получение учениками базовой подготовки: раз в неделю он водил из в музеи и велел копировать классические работы. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. «Он больной, – написал Матисс дочери. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка.
Первый — это набросок Танца". Он постоянно искал возможности выставить оставшиеся в его распоряжении полотна, в 1937 году работы были приобретены Музеем современного искусства города Парижа. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Танцоры, держась за руки, пробегают через зал, как лентой обвивая немного ошеломленных людей.
У Матисса они уже готовы. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Живопись в буквальном смысле слова звучит. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». При этом для Дега самым главным становится движения и детали, на которые другие могут не обращать внимания.
Анри Матисс не был исключением. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа.
Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено.
Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Художник беспристрастен и объективен.
Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже».
Одни посетители, к их числу можно отнести и молодое поколение художников, таких как Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, были потрясены и увлечены увиденным. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. fauves). Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Однако Щукину подобный сюжет не подходил. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
«Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Когда в пятницу Матисс телеграфировал в Мерион, чтобы договорииься о визите, Барнс уже запер свой дворец и уехал в Европу. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Русский прямо обезумел от вашей картины. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон.
Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Мне легко жить с танцем.
Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать».
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Пушкина в Москве.
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Самым серьезным американским коллекционером его живописи был скандально известный Альберт Барнс, который, пользуясь бедственным положением художников, скупал картины в огромных количествах.
Я смотрел, как танцуют. Матисс получил от него крупные заказы. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов.
Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля). С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Преподавание велось на некоммерческой основе. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. У создания картины «Танец» своя необычная история. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову.
Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец».
В моем доме много музицируют., . Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец».
А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Конечно же, ритм управляет и кистью художника.
«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. В особенности смотрел на фарандолу. Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах.