Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. «Утро» полностью лишено всего этого.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Крамским. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несомненно то, что Иван Шишкин являлся истинно народным художником.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Это было выступление против мёртвого академизма. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Окрестности Москвы. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Это несомненно. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество.
Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Вертикали пересекаются косыми линиями.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Что впереди.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Картина Полдень. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Талант великолепного рисовальщика, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его полотнам максимальную реалистичность. С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Биография художника зашифрована в его творениях. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Ему уже сопутствовала известность. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Над землёй летают ласточки. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Жил преимущественно в Петербурге. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов. Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
В окрестностях Москвы» (1869). В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Лучшая работа этих лет – Полдень. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Ничуть не бывало. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
За время своего пребывания заграницей, помимо создания живописных полотен, художник Иван Шишкин много рисовал пером. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Особенный, тихий, погожий выдался день.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. — Ср.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Именно в Цюрихе Иван Шишкин впервые попробовал гравировку посредством «царской водки». Так писались и «Сосновый бор. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Побывал молодой русский художник и в Женеве, где познакомился с работами Диде и Калама. Шишкин не облагораживал природу. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Был похоронен на Смоленском православном кладбище1. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Воробьев. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Мастер смело экспериментировал. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Жил преимущественно в Петербурге. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Лесная глушь (1872).
Природа – сама благородство. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
В таких картинах, как «Полдень. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Эту технику художник освоил еще за границей. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Много работал Шишкин и за границей. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. У работы было очень много положительных отзывов. В них нет политики и социальной направленности. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Последнюю свою работу он так и не закончил. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Некоторое время спустя он переехал в Дюссельдорф, где написал картину по заказу Н. Быкова под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Так в реальной жизни не бывает.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Он не только рисовал, но и много писал маслом. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Мокрицкий — ему я и многие обязаны правильным развитием любви и понимания искусства».
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Они ненавязчиво, но неотступно захватывают сердце зрителя, помогая ему ощутить подлинную красоту неброской северной природы. Обладая большим творческим даром, художник Иван Шишкин всю свою наполненную подчас весьма трагическими событиями жизнь оставался верен искусству, постоянно обогащая его мастерски выполненными картинами, этюдами и рисунками, главными темами которых были лес и поле. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Мрачное настроение. Густые кроны бросают на них тень. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
В 1856 г. Шишкин отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Его отец был купцом, культурным человеком. В 90-е гг. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Внушительные дубы достойны восхищения.
Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Впоследствии Шишкин вспоминал: «Я первый в то время из пейзажистов начал рисовать с натуры и первые мои 10 рисунков заслужили общую похвалу и ходили по рукам разных покровителей и ценителей, также и преподавателей. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Богато нюансирован цвет. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Это была ювелирная работа. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Невероятная тишина царит в пейзаже. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Сосновый бор». В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Природа выражает музыку человеческой души. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Быть грозе. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Все сковано морозом и погружено в тень. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. организованы две выставки работ художника.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
Его репутация была безупречной. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Крамским.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. Сосны придают картине величественное звучание.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». В августе 1852 г. Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Облик этот был многолик. В 90-е гг. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Парит. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Случайность. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. Художник одушевляет деревья. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. В окрестностях Москвы.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. К ним относятся Уголок заросшего сада. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Характерна в этом смысле «Рожь».
Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». У него умерли сыновья. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Шишкин сдержан и величественен. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Шишкин стремился к другому. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Его картина поет.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Чувствуется глубина оврага, глушь. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. организованы две выставки работ художника. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Его картинынаполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Это очевидно. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Ивана Шишкина называли даже «царем леса» или «лесным богатырем». Лесной пейзаж кажется необъятным. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Задний фон мрачен. Первое место занимает Шишкина Рожь. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Он обладал особым художественным даром от природы.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Брался ли Шишкин за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. А их было немало. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.