С этого момента, по решению Инквизиции, в католических странах «охота на ведьм» была прекращена, тогда как там, где победила Реформация, сжигание несчастных продолжалось и самое активное участие в этих процессах принимали вовсе не священники, а юристы, ученые и университетские профессора. Еженедельная рубрика news. tochka. net Интересная наука в эту пятницу проведет небольшой экскурс в историю религии и расскажет о ведьмах и сжигании их на костре. Филипоякубская ночь, Вальпургиева ночь или Белтания – так называют последнюю апрельскую ночь, которая в Чешской Республике по традиции связана с так называемым «сжиганием ведьм».
Считается, что Хопкинс и его команда причастны более чем к 60 случаев казни ведьм в Англии (период с 1644 по 1646 г. ). За год она использовалась для экзекуции 41 человек, включая малышей до 5 лет. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». Религию и Святое Писание придумали не люди, всё это дал людям Сам Бог. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они все больше начинают воспринимать в качестве антикультуры.
Мужчины пытались задержать женскую эмансипацию, укрепить пошатнувшуюся «цивилизацию мужчин». Религия даёт духовную свободу и духовную благодать душам. Массовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами.
Историками было подсчитано, что начиная со средних веков за колдовство было казнено около 80 тысяч человек. В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Бывали, конечно и перегибы на местах. Попросту говоря инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.
Джон отказался сознаваться, зачем ему булавка и вскоре после этого он был парализован.
культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. Вот таким образом нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Следующим главным врагом католической церкви оказался сам Дьявол. Храм – это не театр и не постороннее здание, меняющее своё предназначение.
Целый ряд описаний поведения женщин, слывших в том или другом городе, в той или другой местности ведьмами, показывает, что многие из таких женщин были просто истеричками». Главной целью инквизиторов была борьба с ересью. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры.
культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. Он устраивает с ней свадьбу, а другие при этом веселятся. После этого подозреваемую либо сжигали на костре, либо вешали. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм.
Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16. С этой точкой зрения перекликаются позиции ряда других авторов. Вместе с тем остается непонятным, почему особую ярость церкви пережитки язычества вызвали именно тогда, когда они вместе с традиционным средневековым мировоззрением сравнительно быстро стали уходить в прошлое.
Но, если сейчас человек обладает достаточными знаниями для того, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, ухудшения климата и других неприятностей, то средневековый человек таких знаний не имел. Европейские страны в этот период активно уничтожали население. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Ряд исследователей объясняет распространение веры в колдовство и существование ведьм с позиций психоанализа: женщины, численно превосходя мужчин ввиду неучастия в войнах и тяжком физическом труде, оказывались в избыточном количестве.
При Марии Тюдор 18июля 1556 года сожгли заживо мать сдвумя дочерьми. Он не применял обычные пытки, чтобы выбить признание у женщин, которых он обвинял. Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов).
Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания. Сам Анри Боге орудовал вграфстве Бургундия, где был верховным судьёй. Отголоски тех лет слышны и поныне, а термин «Охота на Ведьм» стал употребляться в качестве синонима борьбы с вольнодумством и оппозицией.
Меньше всего истерия, связанная с угрозой ведьм для общества, затронула Великобританию и Италию, также, невзирая на богатство легенд об испанских экзекуторах и орудиях пыток родом из этой страны, Испанию. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму.
Самое же большое число людей было казнено в Германии. Поворотным пунктом в истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — «Summis desiderantes» (1484). На Руси они имели гораздо меньшее напряжение и пыл, однако случай сжигания ведьмы не был в диковинку. Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены.
Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Нарушение запрета стало караться отлучением от церкви. Для этого достаточно было её «демонизировать». Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Все расходы по ведовским процессам покрывались из средств осужденных ведьм и колдунов.
В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Есть два основных вида таинственных знаков – дьявольское пятно и ведьмин знак. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами все же было в Штатах.
На этот случай у охотников на ведьм тоже была инструкция. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление). Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Действительно, почему именно на женщин, а не на мужчин обрушился гнев инквизиции.
Этот знак является как бы подписью, скрепляющей их договор. Однако они здесь не причем.
Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм» и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми.
Охоту на ведьм открыл в 1484 году Папа Иннокентий VIII, обнародовав буллу «С величайшим рвением», направленную против ведовства как антихристианской практики. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными". А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Среди этих методов, был так называемый метод «купание ведьм». По утверждению немецкого историка Иозефа Ханзена преследование ведьм и колдунов было теоретически подготовлено средневековой схоластикой и перенесено в практическую плоскость церковной инквизицией.
Подозреваемую сначала просто осматривали, а потом делали уколы специальной иглой. В 11 в. количество колдовских историй, доходивших до суда, значительно увеличилось. По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Массовым явлением судебные процессы над колдунами и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией.
Хотя не во все байки про дьявольские выходки колдуний верил сам народ. Салемские сожжения, вероятно, являются самыми известными из всех случаев охоты на ведьм в этом списке и остаются напоминанием о том, что может произойти, если истерия исходит из общества. Вот таким образом тело ведьмы после повешенья приходилось дополнительно сжечь.
Охота на ведьм была очень прибыльным занятием. Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один день было сожжено 133 ведьмы. Но, если на данный момент человек обладает достаточными познаниями для того, чтоб осознать предпосылки эпидемии, отвратительного урожая, ухудшения климата и других проблем, то средневековый человек таких познаний не имел. Еще одной отличительной чертой был так называемый знак дьявола.
Для этого достаточно было её «демонизировать». Действия в Салеме не один раз пробовали доказать с научной точки зрения, выдвигаются различные версии, любая из которых возможно окажется правдивой — истерия, отравление либо энцефалит у «бесноватых» деток и почти все другое. Однако с 13 в., после буллы папы Григория IX «Голос в Риме» и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции стало подлежать всякое колдовство — все, что «явно пахнет ересью». Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами и ведьмами. А окончательный вывод таков: "Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения.
Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. Чтобы в этом женщина призналась, ее подвергали страшным пыткам. Для этого достаточно было её «демонизировать». Часто при помощи обвинений в колдовстве и доносах люди находили способ избавиться от своих конкурентов: врачи устраняли своих соперниц – более успешных деревенских врачевателей, девушки доносили на своих более красивых сожительниц и т. д. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740).
Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. Вот почему они имеют постоянно дело с демонами, которые должны удовлетворить их похоть». Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании.
Только отношение к ней сложилось прямо противоположное. Летопись 16 го века сообщает-«Русские люди прелестны и падки на волхование». И конечно, это явление не могло не тревожить церковь. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры.
Простой человек сделал все, что было в его силах. Но для этого испытания обвиняемого привязывали к стулу и бросали в озеро. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. Современные историки отвергают подобные концепции.
Нередко светские суды выносили смертные приговоры колдунам, не нанесшим прямого ущерба. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Поподсчётам историков, женщин среди осуждённых заколдовство было втри раза больше, чем мужчин. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг.
В данном случае ведьма – своеобразная трансформация жрицы. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Утром все ложатся спать довольные. Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один денек было сожжено 133 колдуньи. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно.
Наконец привозили на тележках связанных колдунов и лесных ведьм в сопровождении палачей. Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Несмотря на то, что упоминание о ведьмах и колдунах содержалось ещё в раннехристиаских трактатах, до XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и, в отдельных случаях, наказывалась, например — церковным покаянием. против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4.
Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Суд разрешил мистеру Патерсону не платить 40 фунтов. Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. По утверждению немецкого историка Иозефа Ханзена преследование ведьм и колдунов было теоретически подготовлено средневековой схоластикой и перенесено в практическую плоскость церковной инквизицией. Женщину топили или, что чаще, вешали. Для авторов «Молота ведьм» мужчина несоизмеримо выше женщины, прежде всего из-за ее безграничной похотливости.
В колдовстве обвиняли в основном женщин. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». Языческие реминисценции на протяжении всего средневековья действительно были характерны для так называемого «народного христианства» и официальная церковь никогда их не приветствовала. Сам бы он с дивана в жизни не встал.
За 150 лет в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 ведьм. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. Просто говоря, экзекуция занималась всеми связанными с религией злодеяниями, которые добивались церковного суда (исключительно в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский трибунал), в том числе и ведьмовством. Появились даже свои рекордсмены по казням. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14.
В пользу эротического объяснения возникновения ведовства говорит и такой отрывок из «Молота ведьм» : «В-пятых, такая женщина, приобщенная к царству дьявола, получает своего особого черта для любви. Их кожа покрыта какими-то пятнами. К примеру, это запрет о пересмотре судебных дел о чернокнижничестве. На Руси судебные процессы над ведуньями практически никогда не проводились.
Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки. Другое дело, что многие, если не все, сжигаемые на кострах ведьмами-то зачастую и не были инквизиция мучила вообще всех красивых недовавших (и дававших иногда) женщин, поизвращавшись над ними перед этим, да и мужчин (колдуны, книгочеи), да и вообще всех, на кого их добрые соседи наклеветали. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе. На этот вопрос пока нет совершенно уверенного ответа.
Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию и Италию, а также, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток родом из этой страны, Испанию. Америку охота на ведьм фактически не затронула. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Народные массы, учитывая ту социально-психологическую ситуацию, в которой они находились на рубеже средневековья и нового времени искали «козла отпущения» для оправдания свалившихся на них бедствий и т. д. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все ее участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры — своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.
Чтобы стать обвиненной в ведьмовстве женщине достаточно было быть либо слишком уродливой, либо слишком прекрасной. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг.
В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет, городской совет города Роттенбурга чувствовал «усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что скоро в городе не останется ни одной живой женщины. Но свирепствовала не только инквизиция. Он объяснил, что это колдовство и это все дело рук Элисон.
Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. В 1573 г было четвертовано и сожжено сразу 15 «жен колдовок» схваченных на дворе архиепископа Леонида Новгородского, которого и самого обвинили в ведовстве. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. У ранней инквизиции обвинение в ведьмовстве было одним из многих обвинений, но не главным. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
На это сборище они прилетали по воздуху в ночное время. Официальные методы следствия изложенные в знаменитой книге монахов-инквизиторов Инститориса и Шпренгера «Молот ведьм», включали в себя использование обмана, подслушивания, провокации. Она в итоге призналась в том, что заключила сделку с дьяволом.
Америку охота на ведьм практически не затронула. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции. Еще одним интересным вопросом является следующий: как инквизиция распознавала ведьму. Именно это и произошло в те тяжелые времена. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры.
С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. Э. Фукс пишет: «Этой болезнью была истерия в разных ее стадиях. Если жриц почитали, то ведьм нещадно истребляли. Не трудно предположить, что при такой тотальной виновности любой женщины, буйным цветом расцветали всевозможные доносы и наговоры.
Но несколько процессов над чернокнижниками и колдуньями все таки было в Штатах. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения, выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой — истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое. Эта почва была чрезвычайно благодатна для «безумных бредней» церкви о дьяволе и демонах, «и женщина вместо того, чтобы выходить замуж, всходила на костёр». По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие».
Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном.
Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья». За это время в действие было приведено около двухсот тысяч смертных приговоров. Святая экзекуция — это общее заглавие целого ряда организаций церковной церкви. Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. Более тяжкого преступления, чем ведовство не было. Святая инквизиция — это общее название целого ряда организаций католической церкви.
Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости". На теле арестованной искали, предварительно полностью сбрив волосяной покров, так называемую «дьявольскую печать» — бескровное место, потерявшее чувствительность к боли.
В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства" и медицинское обслуживание пытки. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Судебные разбирательства относительно ведьм в Северном Бервике начались в конце 1500-х годов и продолжались более двух лет, в результате чего 70 человек были обвинены в совершении «сделки с дьяволом».
Гуревич исходит из того факта, что к XV в. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Наша историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным.
Они и стали главными жертвами инквизиции в следующие несколько столетий. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. Он рассказывает, как «волхвей» пытают водой и сжигают, по обвинению в голоде и падеже скота.
В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви.
Характерной особенностью русских процессов, было то, что рассмотрение дел велось по «градским законам», а не церковным судом. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Как говорится в Писании: раб Божий – свободен душой в жизни вечной, а свободный (неограниченный законами Бога) – становится рабом в жизни вечной. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры.
Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9 – 14 лет. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Как бы он ни старался оправдаться, в итоге признавался в том, что связан с колдовством, а затем называл всех остальных «заговорщиков». С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена.
Считалось, что ведьма узнается по особому знаку, который оставляет на ее теле дьявол. Главной целью инквизиторов была борьба с ложью. иначе не было б всяких поржатьнетов и яхев. Стало считаться, что чем больше ведьм будет уничтожено, тем счастливее заживет человечество. Поистине прав был французский судья Анри Боге, описавший около 1600 года свои впечатления: «Германия почти сплошь покрыта кострами, сложенными для ведьм.
Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Некоторые (от страха или безысходности) сознавались сразу, но некоторые проявляли характер и тогда в ход шли всевозможные орудия пыток, под воздействием которых «ведьма» признавалась «во всем». Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведет борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью.
Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. Хопкинс умер в 1647 году, скорее всего, от туберкулеза. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.
Демона это не убивало, просто изгоняло. Например, это запрет о пересмотре судебных дел о колдовстве. Количество жертв буллы Иннокентия VIII исчислялось сотнями тысяч человек. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах.
Это все граничит с ложными обвинениями и преувеличениями. Этих ведьм сжигали на кострах.
Члены ее постоянно трясутся". Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе им посвященной, они именуются эпидемиями). Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Швейцария также была вынуждена стереть слица земли многие изсвоих деревень.
Это началось, когда король Джеймс VI, возвращаясь из Дании домой, попал в сильный шторм. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. После этого палач поджигал костер. Это один из самых опытных охотников на ведьм во всей истории. Офицер на корабле обвинил плохую погоду, которая стала якобы результатом колдовства.
Самым большим лиходейством у ведьм, считался шабаш. Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. Это позволяло убить ведьму. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции. Их безосновательно обвиняли в колдовстве, когда кто-то из людей жаловался на необъяснимые происшествия, которые происходили в соседнем доме.
Для укрепления власти необходимо было действовать жестко и показательно. В таком положении ее кидали в глубокий водоем. Вот таким образом прежде всего обращались к испытанию иглой.
Одним из наиболее крупных и ранних фактов казней, стал случай сожжения сразу двенадцать «жонок вещих» в Пскове в 1411 г. На них, списали эпидемию моровой язвы. Посттридентская католическая церковь переживала упадок и пыталась использовать «охоту на ведьм» в целях укрепления своих позиций (своего рода «католическая реакция»). Печально знаменитая «охота на ведьм» расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году.
Впоследствии этот случай оброс легендами. Местные правители могли получать нравящиеся земельные наделы и другие материальные ценности, просто казнив их законного владельца. Современные историки отвергают подобные концепции15.
Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Еретик же был гораздо опаснее. В неких протестанских странах появились новые законы, которые были суровее церковных. Так, многие женщины верили, что занимались любовью с дьяволом.
Они неясны и ныне. А от такого заявления недалеко и до признания вообще женского начала дьявольским, что и стало основным тезисом «Молота ведьм». Эти три женщины были признаны общественными изгоями, по принятому законопроекту они считались «обычными подозреваемыми». Доносчику доставалось все ее имущество, палачам и судьям платили большое жалование.
Даже грамота об учреждении Славяно-греко-латинской академии, содержит раздел о преследовании ведунов-«Аще же таковые учителя обрящутся и они со учениками яже чародеи без всякого милосердия да сожгутся». А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. Вместе с тем исходя из тех же посылок, некоторые исследователи делают абсолютно иные предположения. При этом фантазия рассказчиков доходит до весьма страшных вещей. Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII. Сжигали студентов и мальчишек великодушного происхождения 9— 14 лет.
До 13 в. число преследований за колдовство в Европе было сравнительно невелико. Главными обвинениями в адрес ведьм были: продажа души дьяволу, посещение ведьмовских шабашей, на которых совершались богохульные и развратные деяния, а также наведение порчи, эпидемии, мора и неурожая. Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы". На теле ведьмы средневековья искали доказательство вины, называемой «печатью дьявола».
Если раны не кровоточили, то женщину признавали ведьмой. ВЛотарингии путник может видеть тысячи итысячи столбов, ккоторым привязаны колдуньи». Так исследователи подсчитали, что в некоторых регионах мужчины составляли подавляющее большинство среди обвинённых в колдовстве, а обвинителями как правило выступали женщины17.
Массовым явлением суды над чернокнижниками и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией. Его стараниями сожжено 600ведьм. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой.
Это (очевидно) происходит от реальной охоты на ведьм, которая практиковалась ранее. Булла Папы Римского изданная им под воздействием Генриха Инститориса, стала основной предпосылкой многолетний охоты на людей с волшебным даром в христианских странах Европы. Сначала один человек подвергался пыткам.
В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Началась охота на ведьм. Столкновение двух культур было использовано в своих интересах практически всеми слоями общества.
Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9— 14 лет.
После вынесения приговора, осужденных ждал костер («аутодафе»). Согласно записям Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница-её казнить, а митрополиту 6 гривен» Первые факты ведьминых процессов упоминаются в «Поучении» Серапиона 13 века. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты. Данная теория получила официальную поддержку властей в национал-социалистической Германии. Это тоже неслучайно.
Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью. Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. Почему же это произошло. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. В XVI-XVII веке была сильная охота на ведьм.
Историк Жюль Мишле пишет о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была возведена специальная печь для сожжения ведьм. Именно там и проводилась самая большая охота на ведьм. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром).
Об этом нужно помнить иначе мы рискуем повторить подобные акты несправедливых приговоров. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагают, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие секты приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога». Женщину, которая не соглашалась с судебным приговором, была признана в сговоре с дьяволом. Часть исследователей отождествляет «охоту на ведьм» с борьбой против пережитков язычества.
Издалека приходил народ к месту казни, все были одеты в праздничную одежду. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне – Яков I Стюарт. Затем Элисон обвинила еще многих женщин в том, что они тоже могущественные ведьмы. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании.
Признавая, что за счет «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в охоте на ведьм активное участие принимали как католики, так и протестанты. Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности. Церковь наказывала колдуна (идолопоклонника) за отпадение от веры наложением духовного наказания (епитимья, временное или пожизненное отлучение, отказ в причастии перед смертью и т. п. ). Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах.
Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Так же редко они отмечены углублением кожи.
По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения». В Силезии (на данный момент это местности Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была построена особая печь для сожжения ведьм. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо.
Спасение утопающих в материальных благах, удовольствиях душ и страстях есть дело самих душ – объединяющихся в Церковь. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой. против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом.
Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. Отсюда это культивируемое церковью презрение к женщине, наделение ее самыми плохими качествами, представление о ней как о «сосуде зла», «воплощении греха».
Обычно это родинка или родимое пятно, но если таковых на теле у подозреваемого не было, Хопкинс считал, что у него все равно могут быть некие «невидимые» знаки. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Будучи обвиненной в колдовстве, женщина обычно арестовывалась и помещалась в камеру.
Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". По поверьям, ведьмы обладали большой силой и могли легко испортить жизнь любому человеку. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400.
Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Именно женщина, неспособная устоять перед очарованием дьявола, продает ему свою душу. Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. В Кёльне в 1627 – 1639 годах было казнено около тысячи человек. Когда представители власти расходились по домам, слуги смотрели за огнем, до тех пор, пока от «костра ведьм» остался один пепел.
Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. За год она использовалась для казни 41 человек, включая детей до пяти лет. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии — идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм» — и средневековой народной культурой.
В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Далее следовали бесконечные допросы, на которых женщине предлагалось сознаться в совершенных деяниях (которые она на самом деле не совершала) и покаяться перед смертной казнью.
Он лишал обвиняемых сна и для получения признаний покалывал обвиняемых тупым ножом. Даже применение самых безобидных «чудодейственных» средств с точки зрения церкви происходило не без участия дьявола. Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям.
Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720 – 1730-х годов в Сербии. В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. Пытки и войны – единственные развлечения человечества, которые никогда не выходят из моды (ну еще добавить можно секс и выпивку).
И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. В Баварии в 16 в. палач зарабатывал на ведьмах 169 талеров в «плохой» год. Эта концепция была также пересмотрена в XX веке.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией.