Таким образом, все двоично-рациональные числа (рациональные числа, знаменатели которых равны степеням 2), содержатся внутри сюрреальных чисел. Сравнение y c для формы y и сюрреального числа c определяется выбором формы z из класса эквивалентности c и проверки y z аналогично для c x и для сравнения b c двух сюрреальных чисел. Вы абсолютно правы сюрреальные пейзажи встречаются исключительно в сюрреализме и нигде больше это приложение не используется для описания.
Числовые формы располагаются в классах эквивалентности каждый клас эквивалентности является сюрреальным числом. Сюрреальные числа (англ. surreal number— название принадлежит американскому математику Дональду Кнуту) впервые были использованы под другим названием («числа»— англ. number) в работах английского математика Джона Конвея для описания ряда аспектов теории игр. Элементы левого и правого множеств формы взяты из вселенной сюрреальных чисел (не форм, а классов эквивалентности). Сюрреальный -ая, -ое -лен, -льна, -льно. Это не касается форм сюрреальных чисел, но это истинно для конструкций сюрреальных чисел (классов эквивалентности).
Сюрреалистическая поэзия значительно отличается от традиционной: сюрреалисты почти не писали метром и не стремились следовать рифме основой стихосложения становится «ошеломляющий образ», близкое к барочной метафоре необычное «сближение удаленных друг от друга объектов». В настоящее время направление заметно преобразилось.
Подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению сюрреализма, в русской литературе в конце 1910-х и в 1920-е появление черт сюрреализма в творчестве ряда поэтов явилось результатом эволюции зауми (совпадающей многими своими параметрами с литературой дадаизма). Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Примерно на те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков (Р. Рок, А. Ранов, С. Садиков, Л. Сухаребский и др. )— см., например, «Прелюдию к Мертвому человеку» А. Ранова.
Сюрреалисты не ставили соей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм – реализм -. После сюрреалистов в мировой поэзии конкретизм и визуальная поэзия стали одними из направлений. Там и образы и слова выскакивают неожиданно даже для самого автора» (Крученых). Многие считают Босха сюрреалистом XV в. извлекавшим свои образы из глубин подсознания. Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Язык исчезает как инструмент, но это потому, что он становится субъектом (М.
Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. Бретон говорил, что имена К. Маркса, призывавшего «переделать мир» и А. Рембо – «переделать дух», вместе символизируют сущность сюрреалистической революции. На смену натирке приходит скобление. Основоположником сюрреализма стал французский поэт, писатель и философ Андре Бретон. На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. В действительности такой тип творчества практически невозможен. Главный метод – автоматическое письмо. соображений.
С. Как направление С. прекратил существование, хотя отдельные художники продолжают работать в сюрреалистической манере. Это произошло после смерти Бретона из-за разногласий, возникших внутри группы. Любимый род литературы у сюрреалистов – лирика. Многие из них не выдержали проверки временем, а работы Дали живут до сих пор. Он был поклонником Ренессанса и не понимал модерна, но волей-неволей остановился у громадного полотна Анри Матисса «Танец» и полюбовался причудливыми небесными очертаниями «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога.
Вот таким образом попытки создания сюрреалистической драматургии, помимо антитеатральных по своей сути дадаистских пьес Жоржа Рибмон-Дессеня (1884-1974), а также совместных скетчей Бретона и Супо, ограничиваются драмами («Тайны любви», 1923) Роже Витрака (1899-1952). Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешние признаки направления— фантасмагоричность сюжета. дискурса, а с др., придает декларируемой Бретоном спонтанности и произвольности организованный характер.
Пятидесятилетие истерии, 1928), а также служили метафорами всего творчества и главными темами конкретных произведений (Деснос. Всё очень просто. По мнению Бретона, у нее были «интуитивные способности», она была «ясновидящей». Автоматизм на долгое время стал ведущим методом сюрреализма, перифразом всех его творческих практик и в «Манифесте» Бретон определяет весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм». «Алиса в Стране чудес» – это сюрреализм до его официального признания. О сюрреализме Поплавского писали эмигрантские критики М. Слоним, Ю. Иваск, С. Карлинский.
Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. Безумная любовь, 1937). «Раскольниками» здесь стали Арагон, продолжавший писать романы, пусть и весьма вольно переосмыслявшие каноны жанра и скорее представляющие фантастические лирические рассказы, подобие стихотворений в прозе («Анисе или Панорама», 1921 «Приключения Телемаха», 1922 «Парижский крестьянин», 1926) и Кревель, создавший произведения исповедальной и экзистенциальной прозы («Извилины», 1924 «Мое тело и я», 1925, «Трудная смерть», 1926). Джим Уоррен наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой.
В те же годы в литературе русского зарубежья схожие поэтические картины возникают в поэзии Б. Поплавского, названного современниками «русским Рембо». Если будет критика, всегда можно сказать: «Это сон, только сон». Во «Втором манифесте сюрреализма» Бретон писал: «Сюрреализм не побоялся стать догмой совершенного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведенного в правило и если он чего-либо ожидает, то только от насилия. Русский сюрреализм ведет свою родословную от Н. В. Гоголя, в чьих произведениях («Нос», 1836 «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», 1832) впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма в 20 веке.
Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии. А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой. Для сюрреалистов игра – это жизненная позиция и средство познания сущности бытия. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Именно с этого произведения начинается история сюрреализма.
Обо всем он смог высказаться парадоксально и шокирующе. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле».
Уже в манифесте футуристов «Садок Судей II» (1913) среди выдвигаемых новых принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения, сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить действительное функционирование мысли»— и, как следствие, с принципом автоматического письма. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое.
«Магнитные поля» – это первая попытка автоматического письма. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. За счет этого и возникает особая ирреальная худож.
Разница значительная. Эта же закономерность движения от поэтики зауми к чертам сюрреализма обнаруживается и в творчестве ленинградских поэтов-обэриутов— А. Введенского и Д. Хармса. Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа). Тогда в поэтической речи, построенной грамматически и фонетически правильно, соединялись слова, несовместимые по смыслу: «ШЕСТИЗАРЯДНЫЙ КУБИК / шевелится в ноге/ рекомендация гладит / мою глянцевую улыбку / а я ничего не вижу / насупленный щедротами ЯЩИК. » (Крученых). образов, заимствованных из современности, научных или худож. Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам.
наблюдения: Глаз существует в первозданно-диком виде (Бретон). оппозиций (Оппозиция эстетическая). Это синтез текста и образа, поэмы и полускульптуры-полукартины. / Он в медных очках, перепончатых рамах, / Переполнен до горла подземной водой. сознания.
Этот дух одержимости передается выражением «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти» («Декларация 2 апреля 1925 г»). Эстетика С. идет от Лотреамона: прекрасный.
В 1924 г. начинают выходить журналы Сюрреализм и Сюрреалистическая революция. на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединении несоединимого. / Над ним деревянные птицы со стуком / Смыкают на створках крыла» («Офорт»).
Они открыли революционный жанр – «стиховещь», т. е. В 1913 М. Дюшан, представивший на худож. Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как принципиально враждебное: «Писанина есть сплошное свинство», — говорил Антонен Арто в книге «Нервометр» (1925) сюрреалисты утверждали, что занимаются не литературой или, по крайней мере, принципиально новой литературой, а сюрреализм — не очередная литературная или художественная школа, но образ жизни, который нужно принять раз и навсегда. Монтаж распространился на все уровни текста. Картина итальянского художника-гиперреалиста Роберто БернардиВ сюрреализме же сверхреализм проявляется как раз практически в полном отсутствии реализма.
Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали первобытные объекты, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг. Нашумевшие в 1920-е в Ленинграде театральные постановки И. Терентьева (бывшего прежде одним из активнейших участников тифлисской группы), где «случайность» как эстетический принцип была перенесена на сцену, оказали влияние и на драматургию обэриутов, — в частности, на пьесу Хармса «Елизавета Бам» (1927) — став одним из факторов, способствовавших возникновению в России уже в конце 1920-х театра абсурда как явления и сценического искусства и литературы. Бланшо).
Сюрреалисты всегда уделяли особое внимание своей общественно-политической деятельности, которая выражалась в публикациях, многочисленных собраниях, воззваниях, открытых письмах, в которых отражалось отношение сюрреалистов к тому или иному явлению или событию международной жизни, либо сводились личные счеты отдельными участниками этого направления. Автоматическое письмо – это скоростное письмо «под диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения. Художественный образ, создаваемый по рецептам русской смысловой зауми, по своей семантической структуре и по своей возведенной в принцип некоммуникативности сближался с «ошеломляющим образом» французских сюрреалистов. Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок.
Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана. Комментируя в 1930 г. «Магнитные поля», Бретон называет одной из основных особенностей автоматического письма высокую и постоянно меняющуюся скорость письма. Выход в свет – это появление Первого манифеста. Будучи источником удовольствия и способом исследования мира игра выявляет объективную случайность, одно из ключевых понятий С., заимствованное, по утверждению Бретона, у Энгельса. XX в. во Франции.
Абсолютный бунт против знаковой системы и знаковости окружающей культуры выражается в жестокости и насилии над знаком, к-рые переносятся из тематики сюрреалистических произведений и деяний. Подобные поэтические тексты, организованные по принципу смысловой зауми, находились на перекрестке эстетических поисков русского и европейского авангарда тех лет. Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения (об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психическими больными) привело к признанию сумасшествия состоянием, наиболее благоприятным для сюрреалистического художественного творчества, ввиду полного отсутствия в этом состоянии контроля со стороны разума практически это породило огромное количество сюрреалистических произведений, неотличимых от «картин, создаваемых в психиатрических лечебницах сумасшедшими в процессе их лечения трудом. речь идет об совершенном номинализме (Арагон). Если в теоретическом арсенале тифлисцев ключевыми понятиями были «наобумное», «нелепость», творческая сила случайности, то и у молодых лениградских поэтов довольно скоро центральным словом в поэтике становится «бессмыслица».
Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм». Теоретически и организационно сложился к середине 1920-х гг. : «Первый манифест сюрреализма» Андре Бретона (1924), журнал «Сюрреалистическая революция» («La Revolution surrealiste», 1924-29), первая выставка сюрреализма состоялась в Париже в 1925 г. Литературная трибуна группы – журнал «Литтератюр» («Литература»), основанный в 1919 г. Луи Арагоном / Андре Бретоном / Филиппом Супо (которых называли «тремя мушкетерами» сюрреализма). Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. В том же году выходит первый коллективный памфлет сюрреалистов «Труп», написанный на смерть классика французской литературы Анатоля Франса (1844-1924). Но нет, мы помним: от нас ожидается объяснение прилагательного «сюрреалистичный». Провозглашенное еще в «Манифесте сюрреализма» неприятие традиционного романа с его четкой фабулой и структурой поначалу оставляло поле лишь для пересказов снов.
Художественная техника и оригинальность потрясает. (особенно М. Лейрис и Б, Пере). Средство коренной переделки мира, творчества и всей мыслительной деятельности – это освобождение: свобода от диктата разума, логики, любых традиций, норм, запретов, догм, различных личностных комплексов (эротические, садистические, невротические комплексы).
титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. 1923. С одной стороны, многим это давало повод обвинять Бретона в диктатуре и именовать «римским Папой сюрреализма» (антибретоновский памфлет «Труп», 1930, подписанный исключенными из группы писателями и художниками название отсылает к одноименной листовке сюрреалистов 1924, направленной против только что умершего тогда Анатоля Франса) с другой — это спасало группу от внутренних трений и искажений идеологической линии, позволило продержаться около полувека и сохранять все это время удивительную преемственность взглядов. Луи Арагон в Трактате о стиле (1927) обосновывает принципиальный отказ сюрреалистов от соблюдения правил правописания. Отсюда родственные нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее европейскими дадаистами: «Наугад вынимать слова из шляпы» (Тцара Т. Семь дадаистских манифестов. Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и интуитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез интуитивных озарений. Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др. ), предвосхищая во многом театр абсурда 50-х гг.
1)прием монтажа (коллажа). имитация мифа вне мифол. Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т. д. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Попытки возродить сюрреализм во Франции после 1945 г. были безуспешными.
жанровые мутанты. «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Близость опыта тифлисской группы творческим устремлениям европейского авангарда (дадаизма и сюрреализма) была очевидна для современников: уже в 1923 А. Жермен писал о группе«41» как о «русском сюрдадаизме» (Germain A. Ilia Zdanevitch et le surdadaisme russe.
Не сомневаюсь, что его гротескные картины пользовались немалым успехом у аристократов. – клеить) был введен кубистами. Ему принадлежат четыре программных заявления: «Манифест сюрреализма», 1924 «Второй манифест сюрреализма», 1929 «Пролегомены к третьему манифесту сюрреализма», 1942 «О сюрреализме в его живых произведениях», 1953. Примеры— картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
В Америке сюрреализм проявился в основном в изобразительном искусстве. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. В кино сюрреалисты не добились значимых успехов единственным исключением являются фильмы испанца Луиса Бунюэля (1900-83).
произв. Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. С начала 40-х гг.
романтиков, ближайшими предтечами — поэта Г. Аполлинера и художника Дж. Если в теоретическом арсенале Терентьева еще в тифлисские годы ключевыми понятиями были «нелепость» и творческая сила «случайности», — то и молодые ленинградские поэты довольно скоро своим ориентиром сделали «бессмыслицу». Основателем считается Андре Бретон (1896-1966). Также сюрреалисты проявляли большой интерес к алхимии и оккультным наукам.
Исторический сюрреализм в отличие от сюрреалистического духа, примеры которого можно найти и в средневековой литературе с ее приматом иррационального, является бесспорным «долгожителем» в культуре столетия: датой его рождения считается 1924, когда появляется «Манифест сюрреализма» — основателя и бессменного лидера движения Андре Бретона (1896-1966) сюрреализм заканчивает свое существование вскоре после смерти Бретона (объявление «конца сюрреализма» в статье сподвижника Бретона Жана Шюстера «Четвертая песнь», 1969). Так, «роман» (или повесть) Бретона Надя (1928), ранняя проза Арагона, романы Рене Кревеля, сохраняют обязательную для сюрреализма атмосферу неожиданности, хаотичности происходящего и демонстрируют причудливую субъективность взгляда на мир, но в то же время оказываются логически выстроенными и вполне читабельными. Сюр постигла участь первого варианта. Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной на принципе «столкновения словесных смыслов».
Фрейд находил, что сновидения составляются из зрительных картин (ситуаций), образованный из смеси непосредственных «вчерашних» дневных впечатлений и других переживаний испытанных в действительности. представляющейся мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву» («Манифест сюрреализма»). Магритт упрекал критиков, пытавшихся расшифровывать символику его работ. через призму толкования Кроче. Сюрреализм это течение в искусстве и литературе 20 века.
Поиск такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма — внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью». Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских индейских и пр. ) и в т. ч. От этого перечисления уже захватывает дух.
Но, надо понимать, что, во-первых, это – Викторианская эпоха, а во-вторых, это все-таки сказка для детей. Изобразив на картине The Fleets In. От них отказались ради новых форм письма. Творцы стали изучать творчество душевнобольных людей.
Франчес), алхимаж (Л. Автоматическое письмо – это не просто овеществление, вербализация мысли (и тем самым ее заведомое искажение), а «мысле-говорение», «разговаривание-мысли», где мысль и слово ритмически эквиваленты. это настоящая фотография мысли. Дали, X. Миро, И. Танги, Г. Арп, М. Эрнст, А. Массон, Р. Магритт). Кайуа, Ж. Полан и др. ). В сюрреалистической прозе чрезвычайно сильна интонация «черного юмора».
В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Читатель уже, наверное, подумал, что мы забыли, зачем вообще здесь собрались. Буньюэль), «театре абсурда» (Э. Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм.
На почве русского футуризма сложилось творчество поэта Т. Чурилина, который последовательно применял принцип сюрреалистической «поэтики сна». Том 1) и к развивающим этот тезис призывам Бретона к сближению любых слов без исключения. С прозой было сложнее.
В итоге «смысл формируется помимо вас. Только чистое творчество и чистый сюрреализм. игр, Бретон создает свою теорию игры только в 50-е гг. Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Сюрреализм (фр.
Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий излучающих «тревожную странность бытия». Музей современного искусства (Нью-Йорк)Одна из самых известных картин художника. В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико «Мозг ребенка», проезжая мимо в автобусе. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста. Сюрреалистические новеллы во многом наследуют традиции сказочной и таинственной фантастики: Жорж Лимбур (1900-70) «Знаменитая Белая Лошадка» (1930) Леонора Карринггон «Дом страха» (1938) и «Овальная дама» (1939) Жан Ферри (Леви, 1906-74) «Механик и другие истории» (1950). Вместе с тем знаковость сюрреалистического образа нередко сополагается с его незнаковой, телесной природой: Слова занимаются любовью (Бретон).
Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики сюрреализма, данная Бретоном в конце его романа Надя. Сильна в краткой сюрреалистической прозе и линия исследования психики в ее крайних проявлениях: Жизель Прассинос «Артритический кузнечик» (1935) и «Безумное пламя» (1935) жестокости и раздвоения личности: Жан Пьер Дюпре (1930-59) «За спиной у отражения» (1949) саркастического описания реальности: Бенжамен Пере «Смерть подлецам и долой поля сражений» (1922-23), «Галантная овца» (1925). В 1962 году Норман Аллинг использовал модифицированную форму рядов Хана для построения таких упорядоченных полей, связанных с определёнными ординалами, а взятие в качестве класса всех ординалов в его построении дает класс, который является упорядоченным полем изоморфным сюрреалистическим числам.
Наибольшего расцвета, наряду с поэзией, С. достигает в живописи (П. Не одним человеком.
Делёз и Ф. Гаттари), структурализм и постструктурализм, феноменологию воображения (Г. Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства. В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения). Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали.
Подлинные «истины» бытия, по мнению приверженцев С., скрыты в сфере бессознательного и иск-во призвано вывести их оттуда, выразить в худож. Однако анализ Костина и др. или нравств. механизмы и занять их место при решении гл. В повести «Нос» возникает фантасмагорическая картина, своей смысловой структурой предвосхитившая один из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть чего-то целого (человеческого тела, личности) начинает жить самостоятельной, отдельной от этого целого, жизнью. Отрицая идею подражания, Бретон в 1924 создает теорию сюрреалистической живописи, в к-рой центральное место занимает понятие чисто внутренней модели (Сюрреализм и живопись, 1924, 1928, 1945, 1965) – аналог автоматического письма в пластических искусствах.
Антирационализм и субъективизм – философская доминанта сюрреализма. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга. Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального из обэриутов — Н. Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и надреальное существовали на равных («Офорт», «Часовой», «Движение» все 1927). Деятели движения хотели омолодить старушку-действительность, насытив ее новыми смыслами. Эстетич.
атмосфера, присущая только произв. Основные поэтические произведения: «Огонь радости» (1920) Арагона «Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер» (1932) и «Дух воды» (1934) Бретона «Траур за траур» (1924), «Со всем имуществом» (1930) Десноса «Смерть от бессмертия» (1924), «Столица боли» (1926), «Сама жизнь» (1932) Элюара «Небесный триктрак» (1922), «Пуповина лимба» (1925) Арто. С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). С. Дали «Постоянство памяти» (1931).
Коллективное, «не-авторское» творчество – это результат: 1) ориентации на мифологическое творчество 2) следствие автоматизма 3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Близость опыта тифлисской группы творческим устремлениям европейского авангарда (дадаизма и сюрреализма) была очевидна для современников уже в 1923 А. Жермен писал о группе «41» как о «русском сюрдадаизме».
По Бретону игра – это единственный способ продуцировать магическое начало. программных соч. Сюрреалисты вводят также новые жанры экспериментального характера: записи сновидений, автоматические тексты, к-рые близки стихотворениям в прозе.
Новак), фруассаж (Л. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах. устойчивых жанров коллективного знания – пословиц (Б. Научно установлено (и во времена Фрейда), что возникновение сновидений является результатом ослабленной работы (неполным отключением) во время сна отдельных мозговых центров. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины. Позднее и Бретон создает в жанре лирической прозы романы «Надя» (1928) и «Безумная любовь» (1937).
Так же рождается и сюрреалистическое произведение: он возникает вследствие произвольного с точки зрения логики соединения в тексте (стихотворении, холсте, экране) различных слов или образов. В «Манифесте» Бретон очерчивает круг интересов нового движения: автоматическое письмо, случай, сновидения, подсознательное и чудесное (так называемое повседневное чудо — необычные совпадения, доказывающие существование иной, магической сверхреальности). Похожая ситуация складывалась и с театром — сюрреалисты видели в нем снобистское «искусство для богатых», предпочитая ему кино.
Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности. Пере, П. Элюар), глоссариев (М. воздействие сюрреалистич.
Паален), дриппинг (Д. Например, под декларацией, написанной Антоненом Арто, стоит 26 подписей. К вопросу о сюрреализме в русской литературе. Дали не признавал в своем творчестве ни политики, ни эстетики.
Приемы С. используются в западном кинематографе (Л. Очевидна была и обращенность к стихии «автоматического письма», воплотившего горячечный поток, казалось бы, бессвязной, произносимой на грани бреда, речи героя, в которой оживают образы, выплывающие из подсознания («Смерть Кикапу», «Во мнения» и др. ). Слова, сливаясь вместе, в итоге начинают что-то значить».
В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма. Взамен разума сюрреалисты полагались на произвол подсознательных «озарений». Зародившийся в среде литераторов, С. получил наибольшее распространение в живописи (С. С. основывается на сознательной абсолютизации принципа худож. Башляр и Ж. Дюран), философское творчество (Р. Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики С., данная Бретоном в конце его романа Надя (1928) и продолженная в виде антитез в романе Безумная любовь (1937): Конвульсивная красота. будет эротической-сокрытой, взрывающейся-неподвижной, магической-случайной или ей не быть.
Это действительность иная, другая, насыщенная. Однако делать отсюда вывод о том, что практика сюрреализма возникает на основе теории, было бы неверно. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. о невозможном.
Бретон, П. Элюар, Ж. Пьер) и антологии, созданные сюрреалистами. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психич. Ионеско, С. Беккет), в оформительском иск-ве, фотоискусстве и на телевидении. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности».
Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Одним из родственных сюрреализму явлений был русский футуризм. Решающее влияние на С. оказал психоанализ Фрейда, к-рый парадоксальным образом соединяется с творчеством де Сада, рассматриваемого сюрреалистами как предтеча фрейдизма.
В результате получаются такие определения: Что такое самоубийство. Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу, чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать». Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть граничит с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих. Также Маар часто позировала Ман Рэю. Правда, в Советском Союзе уловка работала не всегда. Сюрреализм – от французского surralisme (сверхреализм).
Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. Разве что эротики в сочинении никакой нет. Я встал и пошел в мастерскую. Эффект эстетического воздействия произв. Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти». Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени.
Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме. Бретон пишет о том, как он применил к самому себе способ фрейдовской терапии, т. е., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. Жанэ, Г. де Клерамбо, Р. деФюрсак), в парапсихологии и спиритизме (Т. Они намеревались предложить людям новый способ сознания. » (Ален и Одетт Вирмо) Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888-1978г. г. ), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения. Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше. Эстетика сюрреализма идет от Лотреамона: прекрасный.
Особенно ярко сюрреализм проявился в фотографии. С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944).
Философская база – фрейдизм интуитивизм Анри Бергсона идеи Ницше. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, – «дремлющие в нас чудовища», также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. А что. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод.
В произведении Маяковского в определенной мере проявилось и влияние «Песен Мальдорора» Лотреамона (Маяковский знал их по отрывкам, включенным в «Книгу масок» Реми де Гурмона, вышедшую в русском переводе в конце 1912), давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тем, что создавались в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма. Имею мнение, что чисто технически он не меньший сюрреалист, чем современные сюрреалисты, так как единственное, что его отличает от «настоящих» сюрреалистов — это отсутствие соответствующей идеологии. Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной на принципе «столкновения словесных смыслов»: «верьте верьте / ватошной смерти / верьте папским парусам / дни и ночи / холод пастбищ / голос шашек / птичий срам / ходит в гости тьма коленей / летний штык тягучий ад / гром гляди каспийский пашет / хоры резвые / посмешищ» (А. Введенский, «Начало поэмы»). Еще будучи членами «Ордена заумников DSO», они отвергли принципы «фонической музыки», провозглашенные основателем «Ордена» А. Туфановым и вели свой поиск в направлении смысловой зауми. Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература. Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода или ключа для разгадки.
Причем каждое подобное действие не являлось обыкновенным хулиганством, а было глубоко мотивировано: каждый сюрреалист имеет право на проявление «яростной страсти». Русская поэзия обращается к приёмам сюрреалистического письма только в 1980-1990-е гг. В России и СССР сюрреализм как цельное явление не проявился. Сюрреалистичное впечатление прозы улавливается без труда. Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии Маяковского «Владимир Маяковский» (1913), где принцип соединения несоединимого царит и в смысловой структуре образов и в динамике их взаимодействия.
Эстетика С. изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966) и в др. – Это маленький белый дым. В 1924 г. появляется сюрреалистическая драма Тайны любви Роже Витрака (поставлена в 1927-ом). Выражением устремлений сюрреалистов стала поэзия как непосредственное выражение внутренних переживаний.
Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Бретон говорил, что автоматическое письмо.
и худож. В 1919 г. появляется первый сюрреалистический текст – «Магнитные поля», составленный за две недели Андре Бретоном и Филиппом Супо. На те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков (Р. Рок, А. Ранов, С. Садиков, Л. Сухаребский).
Эрнст, Х. Миро, И. Танги, Э. Мезеп и др. ), но их работы не получили популярности. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. В живописи сюрреализм закончился только в 1989 г. – после смерти Сальвадора Дали, когда-то заявившего: «Сюрреализм – это я. ». его теоретиков. Сюрреалисты дополнили коллажи, фроттажами (от фр.
Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. В 1907 году австрийский математик Ханс Хан представил «серию Хана» как обобщение формальных степенных рядов, а немецкий математик Феликс Хаусдорф ввёл некоторые упорядоченные множества, называемые -множествами для ординалов и спросил, можно ли найти совместимую упорядоченную группу или структуру поля. Напр., метафора-коллаж – «шины шелковые лапы» – идентификация кошки и автомобиля подкрепляется труднопереводимыми аллитерациями, передающими «звучание» мягкости, взрывоопасности и упругости. Простейший сюрреалистический акт состоит в том, чтобы с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять наугад, сколько можно, в толпу».
Однако официальной датой рождения сюрреализма считается 1924 г., когда появляется «Первый манифест сюрреализма», написанный Бретоном. Ман Рей изобретает в нач. Термины С., сюрреалистический впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к сюрреалистическому балету Парад Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке сюрреалистической драмы Г. Аполлинера Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. Кирико. Во Франции и в Р. обращение литературы к возможностям сюрреализма имело одну схожую тенденцию: подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению сюрреализма, в русской литературе конца 1910-х и в 1920-е появление в творчестве целого ряда поэтов черт, соотносимых с сюрреализмом, явилось результатом эволюции зауми (совпадающей по многим своим параметрам с практикой дадаизма). ОБЭРИУ) — прежде всего, А. Введенского и Д. Хармса. Отношение к миру: иррациональный взгляд на мир, мятежные настроения, трагическое неприятие окружающего миропорядка, стремление исследовать и разрешить вечные трудности жизни человека в обществе, освободить вдохновение, открыть «чудесное» в повседневности. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека.
В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы. В 1907 году австрийский математик Ханс Хан представил «серию Хана» как обобщение формальных степенных рядов, а немецкий математик Феликс Хаусдорф ввёл некоторые упорядоченные множества, называемые -множествами для ординалов и спросил, можно ли найти совместимую упорядоченную группу или структуру поля. Повесть «Нос» предвосхищает один из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть целого начинает жить самостоятельной, отдельной от целого, жизнью. Захватывающий дует Тильды Суинтон и Тима Уокера можно наблюдать уже не впервые.
Буаффара в романах А. Бретона). действительное функционирование мысли» (Breton A. Les manifestes du surrealisme, 1946) — и, как следствие, с важным в эстетике сюрреализма принципом «автоматического письма». Вполне рациональной самоканонизации служат многочисл.
Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением «случайности» эстетической основой художественного творчества. Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. С помощью идей сюрреализма он смог довести восприятие окружающего до крайности.
Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. Любовь поэзия, 1929 Бретон. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Вернее, ему недоступна вся глубина насмешки автора над действительностью. - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). 100 х 99 см.
Опираясь в своей эстетике на утверждение поэта П. Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», сюрреалисты строят произв. Именно этот мир «Фрейдовских сновидений», лишенный логики и смысла искаженно и обеднено воспроизводящий отдельные случайные элементы действительности, сюрреалисты и сделали предметом своего искусства. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин».
Каноническое определение сюрреализма дано лидером и вдохновителем движения, французским поэтом Андре Бретоном в первом «Манифесте сюрреализма»: «Сюрреализм. Ф. Халсман «Dali Atomicus»Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки. Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты. Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо. Но согласимся и с тем, что поместить действие истории в сон – это удобный прием.
Домингес), граттаж (Э. визуальную поэзию («пиктопоэзию») – стихотворения-предметы, сочетающие письмо и рисунок.
В этой технике создан сборник текстов Бретона и Филиппа Супо (1897-1990) «Магнитные поля» (1919), внешне алогичных, но заряженных мощной поэтической энергией. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. Наверное, Льюис Кэрролл был предтечей сюрреализма, так или иначе. Во многом родственные сюрреалистические картины возникают в те же годы в русском зарубежье в поэзии Б. Поплавского.
Поэтическая ценность такого сближения тем выше, чем более оно произвольно и недопустимо на первый взгляд» (А. Бретон). Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание). В начале 20-х гг. Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым «интуитивным прозреванием» впавшего в состояние транса художника. Приёмы сюрреализма оставили заметный след в литературе, живописи, театре, кино, прикладном искусстве ХХ в. Влияние сюрреализма испытали поп-арт, концептуализм, французский «новый роман», роман-коллаж, «магический реализм» в латиноамериканской литературе и творчество многих латиноамериканских поэтов, поэзия и драматургия США и славянских стран в 1940-1950-х гг. Флурнуа, Ф. Мейер, У. Джеймс) и аналогичный методу свободных ассоциации Юнга и Фрейда.
Бретон говорил, что автоматическое письмо. франц. Особое место занимает пародирование разл. Они ищут комфорта, — говорил он. С т. зр. Сюрреалистов интересовали в первую очередь магия, эротика, подсознание. Образцом для работы художника сюрреалисты считали сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, сцене, киноленте) вереницы образов, навеянных бессознательным, сколь бы случайно они ни сочетались друг с другом.
Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального из обэриутов— Н. Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х. Джузеппе не совсем сюрреалист, но близок, как никто. Своими предшественниками в истории иск-ва приверженцы С. считали в первую очередь нем. В основе текста, как правило, лежит описание реальных событий (сон тоже считается реальностью): автоматическое письмо «объективный случай» медицинский опыт безумие. Увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка, душевнобольного, дикаря – идеал сюрреалистич.
Вдохновленный творениями Ренессанса, молодой Кадмус с одобрения родителей ушел из средней школы и все свое время посвящал учебе в художественном колледже. – Много оглушающих звонков Что такое радость жизни. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. фр. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали считал себя наследником Босха. Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом.
Примером этой линии развития русской поэзии была просуществовавшая с 1918 до начала 1920-х тифлисская футуристическая группа «41», костяк которой составляли А. Крученых, И. Терентьев, Н. Чернявский, И. Зданевич и его брат, художник К. Зданевич. Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому— зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). 20-х гг. Потом этот термин употребил другой французский поэт и психиатр Андре Бретон. Он издал в Париже журнал сюрреализма, опубликовал кредо нового течения в литературе и искусстве – «первый манифест сюрреализма». образы из де Сада, Лотреамона, Рембо, Жарри, Аполлинера, а также Фрейда, Лакана и др.
Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». Миро остановился где-то на границе абстракции. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание нового мифа (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским.
Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Но когда через год у него спросили, знает ли он «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, тот уверенно ответил, что да, хотя больше никогда с ней не сталкивался. Для С. характерны примитивистские тенденции. Основное понятие учения – «сюрреальность», то есть, если переводить буквально с французского, «сверх- и надреальность».
выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в С. Готовый объект, а вслед за ним т. н. Холст, масло. Свобода или любовь.
В русской литературе ХХ в. элементы поэтики, близкой сюрреализму, представлены достаточно широко, возникая на почве разных художественных систем: в прозе символистов («Петербург» А. Белого, «Мелкий бес» Ф. Сологуба), в постсимволистской поэзии («Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева, «Берлинское» В. Ходасевича). Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. сюрреалистический объект, к-рый может быть и готовым и составленным из готовых частей, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей находка, как иррациональный объект, увиденный во сне (Бретон), основанный на фантазмах и представлениях, к-рые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов (Дали).
Эта метафора может служить своего рода моделью сюрреалистической поэзии. проблем жизни». Аллюзия (лат.
(Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор). Еще в произведениях Н. Гоголя («Нос», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка») впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма ХХ в. : фантастические картины, родившиеся в сфере грезы, сновидения игры подсознания, были родственны сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего вещи несводимые (например, сочетания: жена— рулон шерстяной материи в «Иване Федоровиче Шпоньке»— и ноги— связка ключей у А. Бретона). Напр., в «романе» Бретона «Надя» описана действительно существовавшая женщина, которая называла себя Надей. Сюрреализм мыслился его организаторами как тотальный бунт. На этот вопрос ответили отрицательно Костин, Фридман и Эрлих в 2015 году. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро.
У Андре Бретона – главного теоретика группы – был талант составителя программных деклараций. Гюисманса. Новак) и пр. На почве русского футуризма возникла поэзия Т. Чурилина, последовательно связавшего свое творчество с принципами сюрреалистической «поэтики сна». Среди основных причин отделения верных Бретону поэтов и художников можно назвать недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара, а также его интерес к проблемам подсознательного и сновидений, не разделявшийся дадаистами. Ж. Батай выбирает иной – разрушительный и завораживающий – вид игр, целиком пребывающий в сфере сакрального: его интересуют запрещенные игры, жестокие игры (игры со смертью, с эросом), порывающие со смыслом, знанием и приводящие в состояние опьянения, экстаза.
surrealisme, букв. Соединяет эти две стороны только электрический генератор на американской стороне, который берет энергию из корней мексиканских растений и питает пьедестал, на котором стоит Фрида. ». Клее, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М. В. Сюрреализм в русской литературе — не облеченная в организационные формы (не представленная определенной группой) тенденция обращения русских прозаиков и поэтов 20 века к принципам творчества, совпадающим с теми, что утверждались в теории и практике европейских сюрреалистов или близких им писателей.
Не случайно первый журнал группы назывался «Сюрреалистическая революция». Один из способов создания сюрреалистами новой мифологии – мифологизация мотивов и отд. No 1). Вначале даже пытались дружить с местными комуняками, уверяя их, что тоже участвуют в разрушении капитализма и приближении бесклассового общества, что не мешало им продавать свои работы капиталистам за весьма кругленькие суммы. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Розолато), антипсихоанализ (Ж.
Однако дальнейшее развитие принципов поэтической зауми осуществлялось у тифлисцев и на ином уровне, когда заумь, покидая пределы фонетики и словотворчества, выходила в сферу смысла. Бретон люто и искренне фанател от Троцкого, читал его книги и вообще считал Давыдыча эталонным революционером. Уже первая книга стихов Т. Чурилина «Весна после смерти» (1915) привлекала внимание своей образностью, погружавшей читателя в атмосферу душевного сумрака и бредовых видений.
Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Грубо говоря, художник изливает свое подсознание, не контролируя процесса. – тереть). Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».
Создавая фантастические картины, родившиеся в стихии грезы, сновидения, Гоголь открыл для русской литературы сферу подсознания, обратился к творческим принципам, родственным сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего в своих пределах вещи несводимые, ставящие под сомнение внутреннюю целостность образа (сочетания «жена — рулон шерстяной мате: рии» в «Иване Фёдоровиче Шпоньке. » — и «ноги — связка ключей» у Бретона). Хотя первоначальный адресат, то есть ребенок, в ней мало что поймет. Судьба и выбор занятия были определены заранее.
творчества в сферу незнакового телесного. Самый известный сюрреалистический прием – т. н.
Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516). Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». Сюрреалисты ставили перед собой задачу полное преобразование мира. Другой способ мифотворчества – развертывание и реализация метафоры, т. е. Oсновной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство.
Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат (влияние «теории ясновидения» Рембо). Париж, 1924 Москва — Париж. Сюрреалистическая фантасмагория, развертывающаяся в его стихотворениях, оказывалась, как правило, частью целостного замысла, создавала неразделимую поэтическую картину, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и над-реальное существовали на равных: «Покойник по улицам гордо идет, / Его постояльцы ведут под уздцы, / Он голосом трубным молитву поет / И руки вздымает наверх. Изобретатель разл. Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – «автоматическое письмо», т. е. Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет.
Коллажами занимались многие художники сюрреалисты (М. проблем жизни. Каталог выставки, 1981. Метод натирки, основывающийся ни на чем ином, как на усилении раздражительности способности мозга соответствующими техническими средствами исключающий какую- либо сознательно умственную проводимость (разум, вкус, мораль) и доводящий до крайности активное участие того, доселе именовали «автором» произведения, этот метод оказался впоследствии истинным эквивалентом того, что уже было известно под названием «автоматическое письмо». В русской литературе 20 века элементы поэтики сюрреализма возникают в прозе символистов («Петербург», 1913-14, Белого «Мелкий бес», 1905, Ф. Сологуба), в постсимволистской поэзии («Заблудившийся трамвай», 1921, Н. Гумилева «Берлинское», 1922, В. Ходасевича). положения теоретиков С. близки к идеям дзэн-буддизма.
Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.
В ней тоже оживает колдовской— и внутренне целостный— мир («Возвращение в ад», «Морелла I» и «Морелла II», «Черная мадонна», «Допотопный литературный ад» и др. ). Идеи сюрреализма были использованы массовой культурой ХХ в., особенно в рекламе. Одним из излюбленных приемов С. была демонстрация многовалентности знака, смысл к-рого может быть даже тождествен его противоположности, как, напр., в произведении М. Дюшана Женообразный фиговый листок (1950). Сюрреализм оказал значительное влияние на развитие гуманитарной мысли ХХ в. (Ж. Наибольшая степень наобумности в заумном.
Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма. Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии. Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. К движению присоединились: Макс Эрнст и Андре Массон. Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Развивалось преимущественно во Франции, но отдельные группы существовали во многих странах мира (Бельгия, Великобритания, Чехословакия, Югославия, Румыния, Дания, Нидерланды, Португалия, Египет, Канада, США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Чили). Лейрис, Р. Деснос). В основе сюрреалистического творчества и деятельности лежит игровое начало. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека.
Революционный настрой вообще был крайне силен в движении, носило ли это характер призывов к перевороту лишь обыденного разумения, выражением которых стал журнал «Сюрреалистическая революция» (12 номеров, 1924-29) или действительной политической ангажированности — вступления Бретона, Арагона, Элюара и Пьера Юника (1910—45) в компартию в 1926, манифеста Бретона и Л. Троцкого «За независимое революционное искусство» (1939) и журнала «Сюрреализм на службе революции» (шесть номеров, 1930-33). American contribution to the Seventh International congress of slavists. Примером этой линии развития русской поэзии была просуществовавшая с 1918 до начала 1920-х тифлисская группа «41».
В литературе русского зарубежья черты поэтики сюрреализма также явно обнаруживаются в творчестве В. Набокова, прежде всего, в его романе «Приглашение на казнь». В сети людям полюбились его портреты из овощей. И там и здесь действуют принципы «автоматического письма» и там и здесь основой поэтического творчества становится сфера подсознания.
метод свободных ассоциаций, который еще раньше практиковал со своими пациентами во время первой мировой войны: «Я решил добиться от себя того, чего пытаются добиться и от пациентов, а именно возможно более быстрого монолога, о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения и который, следовательно, не стеснен никакими недомолвками, являясь, насколько это возможно, произнесенной мыслью». Это языковая игра (ирония) игра со словами и в слова игра воображения игра как образ жизни (в том числе как противопоставление труду). Все черты на лицо.
Уже в манифесте футуристов «Садок Судей» (1913) среди выдвигаемых здесь новых принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения (Русский футуризм, 1999), сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить. Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. Л. А. Фостер выделяет в понятии сюрреализма два значения: 1) исторического явления, обозначаемого «принадлежностью автора к группе, связанной с А. Бретоном» (и к соответствующим группам в ряде других стран) и наличия в произведениях «определенных поэтических принципов и мировоззрения» 2) общей тенденции в искусстве и литературе («сюрреализм с маленькой буквы»), проявляющейся в возникновении отдельных признаков поэтики сюрреализма в произведениях писателей, не принадлежавших ни к какой сюрреалистической группе, — что характерно для русской литературы (Фостер Л. А. Какие в таком случае могут быть претензии к автору. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер.
Испанский художник, график, скульптор, режиссёр, писатель. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Коллаж (от фр. Автор использует и прием, восходящий к гоголевскому «Носу»: независимое существование обретают в произведении не только части человеческого тела, но и отдельные (нематериальные) человеческие проявления— так, в рассказе о том, как «большому и грязному человеку / подарили два поцелуя», возникает примечательный образ: «И вдруг / у поцелуя выросли ушки, / он стал вертеться, / тоненьким голосочком крикнул: / Мамочку. и затем в 1970-е гг. Ницше, Муссолини, Рембо, Фрейд, Троцкий и др. Это технология называется заграничным словосочетанием ready-made.
The Hague, 1973). Эрнст), фюмаж (В. surrealisme— сверхреализм) — направление в иск-ве, возникшее в 20-е гг. Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1913), где не однажды возникает прием, восходящий к гоголевскому «Носу» и где заметно и влияние «Песен Мальдорора» (1868-69) Лотреамона, давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тому, что открывалось в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма. В следующем сборнике стихов «Льву— барс» (1918) тяготение поэзии Т. Чурилина к «автоматическому письму» усиливается, сохраняется и сближающее с поэтикой сюрреализма нагромождение не связанных друг с другом образов.
И. Босх. Не беда. Они окончательно закрепили господство в европейской поэзии свободного стиха (верлибра). Мэн (Манн) Рей изобретает особую технику фотографирования – «рэйограммы» – фотографии, выполненные «без объектива». Анархически отрицая всякую ценность (вслед за Жарри, призывавшим разрушать даже руины), черный юмор находится за пределами бахтинского карнавального осмеяния, в к-ром противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда.
В 1969 г. преемник Бретона Жан Шюстер заявляет о конце «исторического» сюрреализма. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Роман (Ф. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). – сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.
Это не означало, что члены группы переставали подписывать произведения собственными именами, однако такие практики группы, как коллективно написанные листовки и манифесты игры (в частности, «изысканный труп», когда участник продолжает фразу, начатую предыдущим игроком, не видя ее целиком) и совместные произведения нескольких авторов: «Непорочное зачатие» (1930) Бретона и Поля Элюара (1895-1952) «Отставить работы» (1930) Бретона, Элюара и Рене Шара (1907-88) «152 пословицы на потребу дня» (1925) Элюара и Бенжамена Пере (1899-1959) — стали выражением попыток сюрреалистов десубъективировать процесс творчества, вывести его за рамки личности автора, расширить границы произведения. 51 х 40, 5 см. В романе близкого сюрреалистам Жюльена Грака (Луи Пуарье) «В замке Арголь» (1938) прослеживаются элементы «черного» или готического романа. Сюрреалисты объявили эту игру произведением искусства, т. к.
Гл. Другими способами достижения свободы от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказы в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса (первая половина 1920-х), когда субъект бессознательно наговаривал приходившие в голову фразы особенно отличались в этом поэты Робер Деснос (1900-45) и Рене Кревель (1900-35). Попытавшись стать «над» реализмом, сюрреалисты практически «зарывшись в дебри подсознательного», создавали аналогичные и необъяснимые произведения, которые возводили в ранг сюрреалистического художественного творчества. Холст, масло. На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение).
Отсюда, от этой устремленности к «наобумному в заумном», нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее европейскими дадаистами: «Наугад вынимать слова из шляпы» (Т. Тцара) и к развивающим этот тезис сюрреалистам: «Возможно сближение любых слов без исключения. В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетич. – Это шарик в руках школьника Что такое живопись. Изобразительное искусство базируется на наиболее сильном из физических чувств.
Много денег, но мало свежих идей. В эту область сюрреалисты включают не только живопись и скульптуру, но и сравнительно недавние «нововведения» кубистов, футуристов и дадаистов – коллажи, реди – мейд, фроттажи, рейографы и т. д. Черты поэтики сюрреализма обнаруживаются и в творчестве В. Набокова, — прежде всего, в романе «Приглашение на казнь» (1935-36).
Одна из самых известных словесных сюрреалистических игр называлась «Изысканный труп». Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования. Занимательное и смелое движение начала 20-х годов 20-го века. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм остался в культуре и в языке. 3)игра. Образы, мысли, затаенные желания и воспоминания проникают в сновидения, утверждал Фрейд из "подсознания «человека, куда они были вытеснены его сознанием и где постоянно находятся в виде «бессознательных комплексов».
С. Дали пародийно продолжает идею телесности красоты в полемической фразе: Красота будет съедобной или ей не быть, и говорит также об устрашающей красоте (1933). После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль. Холст, гобелен ручной работы. (Моряки на берегу. ) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы.
лит. Поллок), спонтанная декалькомания (О. Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. В сфере сюрреалистической словесности наибольшего расцвета достигла поэзия (П. Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха.
Лакан), различные направления, связанные с психоанализом (Г. Так или иначе, он прикоснулся своим гением ко всему, что было важно для его современников: «Загадка желания», «Лицо войны», «Расщепление атома» и «Загадка Гитлера». Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка. – футуризм их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Главный принцип направления – это смешение действительности реальной и сновидческой. манифесты, коллективные листовки, словари (А. Все они содержат обвинения против существующего порядка мироустройства. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом. 24 х 33 см.
мотивы или отд. Они выступают против абстрактного мира цивилизации, вообще. Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Распустите армию), к ректорам европейских университетов, к Папе Римскому (с характерным обвинением: Ты положил Бога в свой карман), к главным врачам лечебниц для душевнобольных.
В отличие от них, обращения к буддийским школам и далай-ламе – это своего рода просьбы о помощи и духовном наставничестве, не лишённые некоторой иронии (Придумайте нам новые дома). теорию театра жестокости изложенную в сборнике Театр и его двойник (1938), в к-ром Арто открыл новые горизонты для театра 20 в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его Living Theatre, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр., 1927 Элюар. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву. Батай, А. Арто), на структуралистский психоанализ (Ж. Creer.
Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. (библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип и пр. ), для С. характерно стремление к созданию собств. И там и здесь действуют принципы «автоматического письма» и там и здесь «полем боя» становится сфера подсознания.
Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. «с помощью линий, плоскостей, формы и цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Арп). Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность опр. Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др. ). Буаффара в романах А. Бретона). Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке.
«Манифест. »), но не задавленному разумом, а свободному, мгновенному. Именно из-под его пера в 1924 году вышел первый манифест сюрреализма.