Соответственно, на вопрос что такое сюрреализм можно ответить и следующим образом: это явление в культуре искусстве и общественной жизни, появившиеся в первой половине 20-го века.
Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surralisme», означающего буквально сверх или над реализм. С. Дали «Постоянство памяти» (1931). В соответствии с духом времени сюрреалистические работы были выставлены вместе с призванной облагородить генеалогию нового течения скульптурой Океании из коллекций Бретона, Арагона, Элюара и нескольких парижских коллекционеров. В живописи стиль такого письма был самым разнообразным – от академической и натуралистической манеры до изобретения новейших техник коллажа, фроттажа (натирания карандашом или цветным материалом бумаги или ткани, положенных на фактурную основу), фюмажа (задымление поверхности копотью свечи с дальнейшей проработкой деталей), дриппинга (разливания краски по холсту) и иных изобретений, например случайного блуждания карандаша по бумаге. Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Де Кирико).
Опираясь в своей эстетике на утверждение поэта П. Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», сюрреалисты строят произв. сюрреализм распался (распалось его литератур-ное ядро).
Эффект эстетического воздействия произв. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. Для С. характерны примитивистские тенденции. Восприятие сюрреалистической картины должно быть свободно от каких-либо вспомогательных знаний или отсылок.
Вместе с тем знаковость сюрреалистического образа нередко сополагается с его незнаковой, телесной природой: Слова занимаются любовью (Бретон). В сюрреалистическом театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой «Авангард») «истинная реальность» также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нём эротических, садистических и невротических комплексов. В созвездие первых поэтов сюрреализма входил и Р. Шар, (собрания стихов Гробница тайн, 1930 и Молот без хозяина, 1934). Рисунки иллюстрированные поэмами Поля Элюара (1937). И даже типично «сюрреалистические» произведения появляются задолго до выхода Манифеста. продолжают работать эпигоны.
Надпись, которая приводится под предметом, гласит: Это вовсе не трубка. Изобретатель разл. В живописи сюрреализм развивался по двум направлениям., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. За счет этого и возникает особая ирреальная худож. Бланшо). (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. Кстати, говоря о сновидческой реальности, никак нельзя забыть замечательное произведение Льюиса Кэрролла.
Они стремились с иллюзорной точностью и правдоподобием воспроизвести знакомые образы: людей, животных, здания, пейзажи. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле». Далее поясняется, что психический автоматизм отличается от «классического» творчества тем, что он свободен от контроля разума, то есть в идеале свободен от моральных, эстетических и каких-либо иных интересов. Среди них – Р. Деснос, создатель поэмы в прозе Траур для траура (1924), романа Свобода или любовь (1927) и песен Ночь ночей без любви (1930) Ф. Супо, автор романов Добрый апостол (1923), Негр (1927), Умирающие (1929) и стихотворного сюрреалистического сборника (1937) Жан Кокто (1889–1963), писавший не только поэмы, но и романы – Великое отклонение (1923), Фома обманщик (1923), Трудные дети (1929) Б. Пере, мастер абсурдности и черного юмора, автор прозаических и поэтических книг: Пассажир трансатлантического лайнера (1921), На бульваре Сен-Жермен 125 (1923) и др Анри Мишо изобразивший в прозе и свободным стихом фантастические страны – Эквадор (1929), Мои владения (1930), Варвар в Азии (1932), Путешествие в великую Карабань (1936) и др. В данной статье были приведены несколько определений того, что такое сюрреализм.
После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль. В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Но, надо понимать, что, во-первых, это – Викторианская эпоха, а во-вторых, это все-таки сказка для детей. Появление подобных образов непредсказуемо они – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С. Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р. Магритт), образы, конструируемые по принципу биологических (Х. Миро) или кристаллических (М. Эрнст) форм иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности. Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Хотя первоначальный адресат, то есть ребенок, в ней мало что поймет.
surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Вот таким образом художнику предлагалось овладеть специ-альными приемами психического автоматизма, (они были сродни действиям медиума), а затем закреплять на бумаге спонтанно возникшие образы. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Деятели движения хотели омолодить старушку-действительность, насытив ее новыми смыслами.
Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно. Эстетика С. идет от Лотреамона: прекрасный. Ницше, Муссолини, Рембо, Фрейд, Троцкий и др. Кирико.
Домингес), граттаж (Э. Из его пояснений следует, что его картины, будучи отображением иной реальности, не могут быть объектом философского дискурса.
Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. его теоретиков. Уже в дадаистский период единомышленники А. Бретона, отталкиваясь от учения З. Фрейда, активно экспериментировали в областях, не подвластных разуму (сновидения, бред, транс).
Полная коммерциализация направления наступила чуть ли не сразу и во многом благодаря Сальвадору, которого остальные сюрреалисты люто ненавидели за необузданную игру на публику и огромные деньги, заработанные им. Эстетич. Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики С., данная Бретоном в конце его романа Надя (1928) и продолженная в виде антитез в романе Безумная любовь (1937): Конвульсивная красота. будет эротической-сокрытой, взрывающейся-неподвижной, магической-случайной или ей не быть. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления— фантасмагоричность сюжета. Так же как марксистская, мысль Ницше была особенно эффективна в ниспровержении устоев.
Сложилось в 20-е гг. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. Также была представлена история этого направления. о невозможном». А что.
Уже отсюда следует, что название «сюрреализм» означает не высшую степень реализма, но некую сверхреальность, т. е. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Из группы ушли «диссиденты» и вступили новые члены: Рене Шар, Франсис Понж, Джо Буске, Луи Бюнюэль и др.
В 1932 году Джакометти создает свои первые мобили, а в 1935 году его исключают из группы. Своеобразным дополнением к Манифесту явился жесткий памфлет Труп, написанный сюрреалистами в связи со смертью А. Франса (1924), в котором они клеймили покойного за его приверженность к рационалистической культурной традиции. С начала 40-х гг.
мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание нового мифа (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским. программных соч. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин» (Le Paysan de Paris). речь идет об совершенном номинализме (Арагон).
Сюрреалистичный – не имеющий отношения к реальности, по крайней мере, к той, которой привыкли все. С другой стороны, следует обратить внимание на то, что фантастическое в искусстве имеет глубокие корни и, возможно, существует столько, сколько само искусство. титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. Решающее влияние на С. оказал психоанализ Фрейда, к-рый парадоксальным образом соединяется с творчеством де Сада, рассматриваемого сюрреалистами как предтеча фрейдизма.
XX в. во Франции. Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература.
Только чистое творчество и чистый сюрреализм. фр. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Возник в 1910–20-х гг.
Миро терпеть не мог никакого планирования, хождений на работу вовремя и вёл себя как типичный представитель художественной тусовки Парижа. имитация мифа вне мифол. Но когда через год у него спросили, знает ли он «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, тот уверенно ответил, что да, хотя больше никогда с ней не сталкивался. Дали, X. Миро, И. Танги, Г. Арп, М. Эрнст, А. Массон, Р. Магритт).
С помощью идей сюрреализма он смог довести восприятие окружающего до крайности. Сюрреализм сложился в 1920х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро).
Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека. В настоящее время направление заметно преобразилось. Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали. Теперь, в XXI веке, сюрреализм давно уже не мается подсознательной хуетой, а делает бизнес, зарабатывает деньги, спекулируя на старых принципах и на интересе публики к странным картинкам.
СЮРРЕАЛИЗМ (франц. Так сюрреализм стал проявлением крайнего иррационализма.
Но нет, мы помним: от нас ожидается объяснение прилагательного «сюрреалистичный». (особенно М. Лейрис и Б, Пере). Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом. С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944).
Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Одни (М. Одним из излюбленных приемов С. была демонстрация многовалентности знака, смысл к-рого может быть даже тождествен его противоположности, как, напр., в произведении М. Дюшана Женообразный фиговый листок (1950). Многие участники сюрреалистической группы проявили себя и как поэты и как прозаики. Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и интуитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез интуитивных озарений. Приемы С. используются в западном кинематографе (Л. В 1921 Поль Элюар опубликовал Вздыхающую тень, рассказ о своем сне.
Ж. Батай, Р. Деснос, Ж. Превер, М. Лерис, Р. Кено выпустили памфлет, бичующий «морализаторскую» позицию «папы сюрреализма». В Парижском крестьянине столица современного мира предстает в своем реальном и одновременно фантастическом (поэтически реконструированном) облике. Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516). Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Программа направления была сформулирована в «Манифесте сюрреализма» А. Бретона, а также в журналах «Литература» (1919–1924) и «Сюрреалистическая революция» (1924–1929).
во Франции в кругу писателей и художников, близких к дадаизму. франц. В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. воздействие сюрреалистич. Примеры— картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Читатель уже, наверное, подумал, что мы забыли, зачем вообще здесь собрались. В 1919г. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни— этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг.
Бретон говорил, что автоматическое письмо. Однако историк искусства Саране Александриан (1970) утверждает, что «смерть Андре Бретона в 1966 году ознаменовала конец сюрреализма как организованного движения». При этом твердые предметы могли растекаться, плотные становиться прозрачными, расслаиваться, несовместимые объекты сливались. Новак), фруассаж (Л. Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана. Затем движение распространилось за границу, завоев международную известность на выставках 1936 года в Лондоне и Нью-Йорке (в МоМА Fantastic Art, Dada and Surrealism), затем в Токио в 1937 году и в Париже в 1938 году (Международная сюрреалистическая выставка 1938 года).
Используя концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, сюрреалисты создают свой поэтико-терапевтический или анти-терапевтический метод, своего рода альтернативный психоанализ. Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали первобытные объекты, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт.
Сюрреализм, породивший несколько стилей-приемников, жив и сегодня в творчестве современных живописцев. механизмы и занять их место при решении гл. Также были попытки связать некролог движения с смертью Сальвадора Дали в 1989 году. Сюрреалистов называли «крайними романтиками» или «отчаянными детьми романтизма» (В. Крастр). Сюр постигла участь первого варианта. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы.
образы из де Сада, Лотреамона, Рембо, Жарри, Аполлинера, а также Фрейда, Лакана и др. Непосредственной предтечей сюрреализма и дадаизма стала парижская «школа фумизма» во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор). Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше. Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров (Арагон, Элюар, Деснос, Ж. Превер, Пикассо и др. ), увлечённых мятежным пылом С., накалом трагического неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительностью предлагавшихся способов расковать вдохновение, открыть «чудесное» в примелькавшейся повседневности. Бретон, Элюар, Арагон, Эрнст, как и многие другие в это время, коллекционируют «примитивную» скульптуру, увлеченные прежде всего ее поэтикой, особым характером ее выразительности.
Любое популярное культурное явление рано или поздно скатывается или к полной коммерциализации или чахнет и дохнет, как никому не нужное старье. Лейрис, Р. Деснос). Он стремится бесповоротно разрушить все иные психич. По словам Бретона, главная задача поэта и художника – изображение «внутренней модели», высвобождение образов «бессознательного» и воплощение их в стихах, скульптуре, живописи с помощью «метода автоматического письма». Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро и Одилон Редон.
Выставки сюрреалистов быстро стали местом, где собирались тогдашние публичные тролли, любители погалдеть о политике и эпатажные личности, жаждавшие внимания публики. Он был поклонником Ренессанса и не понимал модерна, но волей-неволей остановился у громадного полотна Анри Матисса «Танец» и полюбовался причудливыми небесными очертаниями «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога. Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода. Пере, П. Элюар), глоссариев (М.
С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). От этого перечисления уже захватывает дух. В Трактате о стиле, апологии сюрреалистической эстетики, Л. Арагон осуществляет переоценку литературы прошлого: отвергая И. В. Гете, О. де Бальзака, Г. Флобера, он выстраивает для себя другую традицию – Стендаль, А. Рембо и Лотреамон. Клее, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М. В.
В 1928 году Сальвадор Дали и Луис Бунюэль создают фильм «Андалузский пес». титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.
Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Наибольшего расцвета, наряду с поэзией, С. достигает в живописи (П. Анархически отрицая всякую ценность (вслед за Жарри, призывавшим разрушать даже руины), черный юмор находится за пределами бахтинского карнавального осмеяния, в к-ром противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда. Загадочный натюрморт Песнь любви (1914) со слепком головы Аполлона на темной стене, зеленым шаром на первом плане и черно-изумрудным небом в глубине картины включает еще один элемент из которого в силу его специфической фактуры можно было бы вывести стилистическую доминанту всей дальнейшей сюрреалистической живописи. Холст, масло. Не беда. (фр.
Язык исчезает как инструмент, но это потому, что он становится субъектом (М. Так или иначе, он прикоснулся своим гением ко всему, что было важно для его современников: «Загадка желания», «Лицо войны», «Расщепление атома» и «Загадка Гитлера». Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. surrealisme, букв.
В Параде, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа». В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения). Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали.
Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. образов, заимствованных из современности, научных или худож. Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Сюрреалисты считали высшей реальностью (сверхреальностью) не видимый мир, а человеческое подсознание, хранящее истинные человеческие ощущения, не искаженные вмешательством аналитического ума. Самый яркий пример «сюрреалистического» искусства – живопись Босха.
Предшественником сюрреализма был дадаизм, в котором принимали участие некоторые из будущих сюрреалистов, после пришедшие к выводу, что дадаисты неспособны выразить желаемое (Бретон порывает с дадаизмом в 1922 году). Многие считают Босха сюрреалистом XV в. извлекавшим свои образы из глубин подсознания.
Живопись Де Кирико оказала глубокое влияние на практику и теорию сюрреализма. Известные картины, перечисленные в тексте, являются общепринятой классикой. наблюдения: Глаз существует в первозданно-диком виде (Бретон). Разница значительная. Наверное, Льюис Кэрролл был предтечей сюрреализма, так или иначе.
100 х 99 см. Правда, в Советском Союзе уловка работала не всегда. Жанэ, Г. де Клерамбо, Р. деФюрсак), в парапсихологии и спиритизме (Т. Эрнст), фюмаж (В. Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации.
верность С. сохраняли преимущественно доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность «шоковых» способов воздействия на читателя. Что же касается автоматического письма и гипнотических сеансов, порождающих новую образность, то сюрреализм лишь возобновил «тот поиск (une quete), который поэты 19 в. поставили превыше всех так называемых поэтических задач, начиная с Новалиса и Гельдерлина в Германии, Блейка и Кольриджа в Англии, Нерваля и Бодлера во Франции и который принял поистине всеобщий характер, может быть, вместе с Малларме и, определенно, с Лотреамоном и Рембо» (А. Бретон, Беседы 1951). Другие (С. Другой способ мифотворчества – развертывание и реализация метафоры, т. е. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (который выдвинул термин «С»), С. был отчасти подготовлен дадаизмом (в изобразительном искусстве также «метафизической живописью» Дж.
К 1929 расхождения обострились. 51 х 40, 5 см. Абсурд в этом случае – свидетельство чистоты, обеспечивающей условия для «случайного зарождения смысла». с развитием новой волны авангардизма и постмодернизма. Поэтические сочинения самого непреклонного поборника сюрреализма – А. Бретона Свет земли (1928), Свободный союз (1931), Седовласый револьвер (1932) свидетельствовали о свободе воображения, но свободе выверенной и упорядоченной.
Отрицая идею подражания, Бретон в 1924 создает теорию сюрреалистической живописи, в к-рой центральное место занимает понятие чисто внутренней модели (Сюрреализм и живопись, 1924, 1928, 1945, 1965) – аналог автоматического письма в пластических искусствах. П. Элюар был признан «самым подлинным сюрреалистом», которому не надо было опускаться в глубины подсознания, чтобы искать там образы, они сами вырывались оттуда. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали считал себя наследником Босха. Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Некоторое время близки к нему были П. Пикассо и Ж. Кокто. Поллок), спонтанная декалькомания (О.
Такому «счастливому случаю» могут способствовать создание образов с помощью техник, заведомо исключающих сознательную коррекцию. Все черты на лицо. титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. Но согласимся и с тем, что поместить действие истории в сон – это удобный прием.
Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. «с помощью линий, плоскостей, формы и цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Арп). Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Роман (Ф. Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада.
Вернее, ему недоступна вся глубина насмешки автора над действительностью. Холст, гобелен ручной работы. Ж. Батай выбирает иной – разрушительный и завораживающий – вид игр, целиком пребывающий в сфере сакрального: его интересуют запрещенные игры, жестокие игры (игры со смертью, с эросом), порывающие со смыслом, знанием и приводящие в состояние опьянения, экстаза. Первый поэт школы П. Элюар постепенно отошел от сюрреализма. Зародившийся в среде литераторов, С. получил наибольшее распространение в живописи (С. Подлинные «истины» бытия, по мнению приверженцев С., скрыты в сфере бессознательного и иск-во призвано вывести их оттуда, выразить в худож. Всё очень просто.
(Моряки на берегу. ) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы. Основное понятие учения – «сюрреальность», то есть, если переводить буквально с французского, «сверх- и надреальность». время распада литературного ядра С. к концу 30-х гг. С т. зр. С 1930-х гг.
Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских индейских и пр. ) и в т. ч. Его загадочные композиции, выполненные в безупречной реалистической манере, – такие, как Пророк (1915) и другие работы 1910–1917, действующими лицами которых являются манекены, выступающие на статичном фоне из архитектурных и декоративных элементов, – образцовая сюрреалистическая живопись, появившаяся до сюрреализма. Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали.
Сюрреалистов интересовали в первую очередь магия, эротика, подсознание. В 30-е гг. Занимательное и смелое движение начала 20-х годов 20-го века. Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. Первый образчик «автоматического письма» – Магнитные поля А. Бретона и Ф. Супо – необработанная, свободная от логических схем импровизация (1920). При этом они отдают предпочтение океанийской скульптуре, которая в большей степени, нежели африканская использует цвет, «сверхъестественные» формы.
Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». «Алиса в Стране чудес» – это сюрреализм до его официального признания. surrealisme — сверхреа-лизм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в., основывающееся на методе «сво-бодных ассоциаций» З. Фрейда. Магритт упрекал критиков, пытавшихся «расшифровывать символику» его работ. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований.
Особое место занимает пародирование разл. под влиянием переведенной в 1951 книги Хейзинги Homo Ludens: для Бретона игра привлекательна не сама по себе, но как единств, способ, продуцирующий магическое начало, в к-ром одновременно проявляется случайность, произвольность. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. Музей современного искусства (Нью-Йорк)Одна из самых известных картин художника. Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа).
Вот таким образом С. в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, «автоматическое письмо» скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. атмосфера, присущая только произв.
Приписывая красоте то, что Фрейд говорил о либидозной энергии, Бретон выводит эстетику за пределы худож. Франчес), алхимаж (Л. В романе Надя о любви к реальной женщине с даром ясновидения, страдающей психическим заболеванием, А. Бретон переосмысляет окружающий главную героиню мир решая важную для сюрреализма тему отношения поэзии и жизни. Классическое произведение искусства предполагает знание, узнавание изображенного. Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства.
Вполне рациональной самоканонизации служат многочисл. Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др. ), предвосхищая во многом театр абсурда 50-х гг. оппозиций (Оппозиция эстетическая).
Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера. Разве что эротики в сочинении никакой нет. – сверхреализм) направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод.
Изобразив на картине The Fleets In. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием.
Это действительность иная, другая, насыщенная. Сюрреалисты заимствовали их страсть к фантастическому, необычному, абсурдному продолжили поиски новых поэтических форм (отказ от канонов просодии, вольный рисунок поэмы, синтез стиха и прозы) по их примеру, они преобразовывали язык, освобождая его от шаблонности, возвращая слова к их первоистоку или же высекая из них, благодаря неожиданным сочетаниям, новые смыслы. Этот образ мышления вскоре распространился на живопись, фотографию и кинематограф1. Это технология называется заграничным словосочетанием ready-made. Флурнуа, Ф. Мейер, У. Джеймс) и аналогичный методу свободных ассоциации Юнга и Фрейда. Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок.
теорию театра жестокости изложенную в сборнике Театр и его двойник (1938), в к-ром Арто открыл новые горизонты для театра 20 в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его Living Theatre, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Также они помогли появиться неодадаизму, абстрактному экспрессионизму. был издан «Манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном.
Их отличают абсурдные, нелогичные сочетания разнородных форм, преобладание биоморфизма и антропоморфизма изощренность фантазии и, как правило, профессионализм: высокая живописная культура, умело построенные композиции, точный рисунок, превосходная фактура, лепка формы, чувство линейного и пространственного ритма нередко – талантливые цветовые решения и во всех без исключения случаях – запрет на реалистическую трактовку темы (сюжет-эйдос). 26 мая 1926 в Париже на улице Жака Калло в помещении, которое до этого занимал прокоммунистический журнал «Кларте», открывается первая Галерея сюрреалистов. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. мотивы или отд.
игр, Бретон создает свою теорию игры только в 50-е гг. Продукт такого синтеза – совместные сборники М. Эрнста и П. Элюара Повторения (1922) и Несчастья бессмертных, открытые Полем Элюаром и Максом Эрнстом (1922). Призывая окунуться в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, С. выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, театр, подмостках, киноленте) вереницы образов, навеянных толчками из душевного «подполья», сколь бы случайно, ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Жан Кокто, Луис Бунюэль, Дэвид Линч и Ян Шванкмайер.
романтиков, ближайшими предтечами — поэта Г. Аполлинера и художника Дж. творчества в сферу незнакового телесного. В действительности такой тип творчества практически невозможен. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти». Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirsias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.
Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. И. Босх. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм остался в культуре и в языке. Основателем считается Андре Бретон (1896-1966).
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому— зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Подход Дали, Магритта, Дельво, Танги был иным. Поэту оставалось только фиксировать услышанные там голоса он был их «тайным вместилищем». Вместе с тем именно в 30-е гг. Человек бывает подлинным только в тот момент, когда отсутствует контроль разума, то есть в состоянии транса, сна, гипноза, галлюцинации.
20-х гг. «Они ищут комфорта», – говорил он. Эта картина, выполненная в духе живописи позднего итальянского Возрождения, вызвала протест католической общественности из-за ее названия (Богоматерь, наказывающая младенца Иисуса перед тремя свидетелями). В сфере сюрреалистической словесности наибольшего расцвета достигла поэзия (П. через призму толкования Кроче.
Ман Рей изобретает в нач. С. получил широкое распространение проходят многочисленные выставки (нередко под знаком «параноических мистификаций», как называл свои картины Дали) в орбиту С. втягиваются новые силы (в живописи бельгиец П. Дельво, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др. ). Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т. д. Много денег, но мало свежих идей.
сознания. Центр Помпиду заканчивает официальную летопись сюрреалистического движения 1939-м годом1. Автоматическое мысле-говорение, мысле-письмо Бретона – это не овеществление или деградация мысли-субстанции при ее вербализации, но разговаривание-мысли или оформленная-мысль, что, с одной стороны, позволяет избежать условной банальности обычного лит. Программа нового направления разрабатывалась в журналах «Литература» (1919–24) и «Сюрреалистическая революция» (1924–29). Если будет критика, всегда можно сказать: «Это сон, только сон».
Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Многие из них не выдержали проверки временем, а работы Дали живут до сих пор. Гл. В изобразительном искусстве основные тенденции С. были представлены имитацией художественных приёмов первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных, вычленением конкретных объектов из естественной для них среды их «эстетизацией» путём отстранения от реальной функции или парадоксального сочетания с иными объектами (техника коллажа и т. п. ), наконец, натуралистически-осязаемым воспроизведением фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо в патологически отталкивающей форме сплетающих совершенно реальные, но органически несовместимые элементы природы. франц.
Изображенное на картинах М. Эрнста, И. Танги, Р. Магритта уникально. Ф. Халсман «Dali Atomicus»Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки. Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты. Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо. В первый период, находясь под влиянием доминирующей личности Бретона, сюрреализм по существу был литературным движением. Его полем исследования были эксперименты с языком, свободным от сознательного контроля.
На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение). Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть граничит с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих. Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро.
Гюисманса. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши.
(библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип и пр. ), для С. характерно стремление к созданию собств. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Сюрреализм – от французского surralisme (сверхреализм). В настоящее время, после смерти оригинальных представителей движения. Оно не реализовалось бы так быстро и органично, если бы не отвечало глубоким интенциям культуры. Новая волна интереса к сюрреализму поднялась с конца 60-х гг. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена действенной переделки общественного уклада его преодолением в мифотворческих вымыслах, а также «отмена» в эстетике С. смысловой внятности и целостности художественного произведения привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников.
Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им. Этот жанр изобразительного искусства основывается на использовании в работах уже готовых элементов – вырезок из газет, опавших листьев, обоев и так далее. 30-е гг. На вопрос: Что такое футуризм.
Миро остановился где-то на границе абстракции. Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. Паален), дриппинг (Д.
Эстетика С. изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966) и в др. (Хотя Бретон искренне восхищался Пикассо и Дюшаном и призывал их присоединиться к движению, они держались от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегали их влияния). Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста.
Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. Своими предшественниками в истории иск-ва приверженцы С. считали в первую очередь нем. Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии. Сюрреалистичное впечатление прозы улавливается без труда. Перетолкованные в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных «озарений», что сделало С. одним из крайних воплощений иррационалистического кризиса в западной культуре.
центр его перемещается в США. Термин «сюрреализм» был заимствован у Г. Аполлинера, назвавшего свою сатирическую драму Груди Тирезия «сюрреалистической», чтобы подчеркнуть ее коренное отличие от «добропорядочных» и приземленных пьес О. Э. Скриба (1791–1861), упорно державшихся в репертуаре французских театров. Некоторые историки искусства предполагают, что Вторая мировая война фактически распустила движение. Не одним человеком.
Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание). Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др. ). В 1913 М. Дюшан, представивший на худож.
предлагает не новые методы и формы, но принципиально новый источник творчества. Термины С., сюрреалистический впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к сюрреалистическому балету Парад Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке сюрреалистической драмы Г. Аполлинера Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. 24 х 33 см.
Бретон, П. Элюар, Ж. Пьер) и антологии, созданные сюрреалистами. Обо всем он смог высказаться парадоксально и шокирующе. Главный принцип направления – это смешение действительности реальной и сновидческой. Самый известный сюрреалистический прием – т. н.
Андре закончил медицинскую академию. surrealisme— сверхреализм) — направление в иск-ве, возникшее в 20-е гг. В 1930 году в ответ на Второй манифест Жорж Батай опубликовал трактат «Un cadavre», в котором он осуждает морализирующие принципы Бретона.
– сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. Новак) и пр. и худож. Именно из-под его пера в 1924 году вышел первый манифест сюрреализма. Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). произв.
Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Буаффара в романах А. Бретона).
перешли на позиции сюрреализма (поэты П. Элюар, Л. Арагон, художники М. Эрнст, А. Массон, Ж. Миро, Г. Арп, И. Танги, Р. Магритт, С. Дали). С. Дали пародийно продолжает идею телесности красоты в полемической фразе: Красота будет съедобной или ей не быть, и говорит также об устрашающей красоте (1933). Стихотворные сборники Л. Арагона 1920–1930-х – Вечное движение (1926), Великое веселье (1929), Преследуемый преследователь (1931) – хотя и несли явную печать сюрреализма, оставались пропитанными поэтической традицией прошлого, что единомышленники ставили ему в вину. сюрреалистический объект, к-рый может быть и готовым и составленным из готовых частей, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей находка, как иррациональный объект, увиденный во сне (Бретон), основанный на фантазмах и представлениях, к-рые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов (Дали). Дали не признавал в своем творчестве ни политики, ни эстетики. Сюрреалистическая поэтика провозглашала всемогущество образа, который должен был «прилетать на своих собственных крыльях» (П. Реверди), а не конструироваться на базе сравнения. - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966).
Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма. Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии. Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. Один из способов создания сюрреалистами новой мифологии – мифологизация мотивов и отд. Предвестником сюрреализма является также Шагал, чьи персонажи, неизменно пребывающие в самых невероятных, абсурдных ситуациях, предвосхищают сюрреалистическую теорию, так же как его живописные композиции, сочетающие реалистическое и фантастическое, не подчиняющиеся законам логики и земного тяготения, которые могут возникнуть только как проекция «внутренней модели».
С. основывается на сознательной абсолютизации принципа худож. Аллюзия (лат. Холст, масло. Эта традиция восходит к ранним выставкам кубистов, к негритянскому периоду (1906–1907) Пикассо, когда рядом с живописными полотнами выставлялись африканские ритуальные маски и статуэтки, призванные облегчить «узнавание» сжатых пластических формул. Испанский художник, график, скульптор, режиссёр, писатель.
У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Автор Первого манифеста сюрреализма А. Бретон описывает новый творческий метод как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли». Многие из популярных художников Парижа в 1920-30-х годов стали сюрреалистами, в том числе Магритт, Макс Эрнст, Дали, Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие.
манифесты, коллективные листовки, словари (А. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Многие выходки фумистов, а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из творчества и личного поведения дадаистов, хотя были созданы почти на сорок лет раньше— на рубеже 1880-х годов. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность опр.
или нравств. проблем жизни. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. лит. surrealisme, букв. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. устойчивых жанров коллективного знания – пословиц (Б. Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.
В1924г. Столица скорби открыла эру сюрреалистической поэзии. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось.
выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в С. Готовый объект, а вслед за ним т. н. Буньюэль), «театре абсурда» (Э.
В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву. В новейшем искусстве теорию сюрреализма опережает «метафизическая живопись» Де Кирико. Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм».
Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Ионеско, С. Беккет), в оформительском иск-ве, фотоискусстве и на телевидении. Какие в таком случае могут быть претензии к автору. Начало сюрреализма датируется 1924 – временем выхода Первого манифеста.
Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. При огромном разнообразии технических приемов сюрреалистов их программа осуществлялась в основном по двум направлениям: Массон, Эрнст и Миро изобретали приемы «психического автоматизма», что отразилось в создании произвольных, часто абстрактных форм в живописи, которые представляли собой образы, всплывавшие из подсознания. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах.
Мэн Рэй. История отношений сюрреалистов с левыми движениями – особая тема. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». Сальвадор Дали был исключен из группы в 1939 году1. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. положения теоретиков С. близки к идеям дзэн-буддизма.
соображений. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетич.