Без названияФантастический пейзаж наполнен странными, аморфными образованиями. Главный метод – автоматическое письмо. К вопросу о сюрреализме в русской литературе.
В 1919 г. появляется первый сюрреалистический текст – «Магнитные поля», составленный за две недели Андре Бретоном и Филиппом Супо. Именно этот мир «Фрейдовских сновидений», лишенный логики и смысла искаженно и обеднено воспроизводящий отдельные случайные элементы действительности, сюрреалисты и сделали предметом своего искусства. Подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению сюрреализма, в русской литературе в конце 1910-х и в 1920-е появление черт сюрреализма в творчестве ряда поэтов явилось результатом эволюции зауми (совпадающей многими своими параметрами с литературой дадаизма). Однако Мэддокс всю жизнь оставался в стороне от общего течения и работал для себя, в отрыве от сообщества, лелея собственный стиль. Русский сюрреализм ведет свою родословную от Н. В. Гоголя, в чьих произведениях («Нос», 1836 «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», 1832) впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма в 20 веке.
Именно из-под его пера в 1924 году вышел первый манифест сюрреализма.
После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература. Название «сюрреализм» происходит от французского слова surralisme, что дословно переводится как «сверхреализм». Это произошло после смерти Бретона из-за разногласий, возникших внутри группы. Любовь поэзия, 1929 Бретон.
Особое место занимает пародирование разл. и затем в 1970-е гг. Джузеппе не совсем сюрреалист, но близок, как никто. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом. Во многом родственные сюрреалистические картины возникают в те же годы в русском зарубежье в поэзии Б. Поплавского. Вернее, ему недоступна вся глубина насмешки автора над действительностью.
С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). 100 х 99 см. surrealisme— сверхреализм) — направление в иск-ве, возникшее в 20-е гг.
Анархически отрицая всякую ценность (вслед за Жарри, призывавшим разрушать даже руины), черный юмор находится за пределами бахтинского карнавального осмеяния, в к-ром противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда. (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор).
Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. фр. Варо, как свойственно многим художникам ее времени, жила между несколькими городами Европы.
атмосфера, присущая только произв. речь идет об совершенном номинализме (Арагон). Все черты на лицо.
Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» сциентизма, логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. В основе сюрреалистического творчества и деятельности лежит игровое начало. 3)игра. Испанский художник, график, скульптор, режиссёр, писатель. Отношение к миру: иррациональный взгляд на мир, мятежные настроения, трагическое неприятие окружающего миропорядка, стремление исследовать и разрешить вечные трудности жизни человека в обществе, освободить вдохновение, открыть «чудесное» в повседневности.
Научно установлено (и во времена Фрейда), что возникновение сновидений является результатом ослабленной работы (неполным отключением) во время сна отдельных мозговых центров. Одним из излюбленных приемов С. была демонстрация многовалентности знака, смысл к-рого может быть даже тождествен его противоположности, как, напр., в произведении М. Дюшана Женообразный фиговый листок (1950). В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико «Мозг ребенка», проезжая мимо в автобусе. Первый считается наиболее «чистой» формой Сюрреализма ибо в нем принцип «автоматического письма» соблюдается с большей последовательностью.
В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения). Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали. Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики С., данная Бретоном в конце его романа Надя (1928) и продолженная в виде антитез в романе Безумная любовь (1937): Конвульсивная красота. будет эротической-сокрытой, взрывающейся-неподвижной, магической-случайной или ей не быть. Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. В данной статье были приведены несколько определений того, что такое сюрреализм. «Раскольниками» здесь стали Арагон, продолжавший писать романы, пусть и весьма вольно переосмыслявшие каноны жанра и скорее представляющие фантастические лирические рассказы, подобие стихотворений в прозе («Анисе или Панорама», 1921 «Приключения Телемаха», 1922 «Парижский крестьянин», 1926) и Кревель, создавший произведения исповедальной и экзистенциальной прозы («Извилины», 1924 «Мое тело и я», 1925, «Трудная смерть», 1926).
Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). Алогичное, подчеркивал А. Арто, является высшей формой выражения и постижения «нового Смысла» и именно Сюрреализм открывает пути к достижению его, соперничая при этом и с безумием и с оккультизмом и с мистикой. Creer. С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936).
Сен-Жон Перс – сюрреалист на расстоянии. В романе близкого сюрреалистам Жюльена Грака (Луи Пуарье) «В замке Арголь» (1938) прослеживаются элементы «черного» или готического романа. В настоящее время направление заметно преобразилось. Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам.
XX в. во Франции. Автоматизм на долгое время стал ведущим методом сюрреализма, перифразом всех его творческих практик и в «Манифесте» Бретон определяет весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм». это настоящая фотография мысли, Дали называл процесс воплощения паранойя-критического метода фотографией вручную. Основа творческого метода С., по определению Бретона, «чистый психический автоматизм имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли.
Ж. Батай выбирает иной – разрушительный и завораживающий – вид игр, целиком пребывающий в сфере сакрального: его интересуют запрещенные игры, жестокие игры (игры со смертью, с эросом), порывающие со смыслом, знанием и приводящие в состояние опьянения, экстаза. Читатель уже, наверное, подумал, что мы забыли, зачем вообще здесь собрались. Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Андре закончил медицинскую академию. При этом, подчеркивает Бретон во «Втором манифесте Сюрреализма», «речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием». Наконец, на фонологическом уровне преобладают глухие звуки, свидетельствующие об отходе сюрреалистов от традиции мелодически организованного стиха (следствие «автоматического письма» – скоростной записи первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички).
В сюрреалистических произведениях парадоксальные явления (в «Лестнице огня» Р. Магрита, например, горят и дерево и медь) проявляются через невероятные, но зримо предстающие перед нами подробности. Для сюрреалистов игра – это жизненная позиция и средство познания сущности бытия. За счет этого и возникает особая ирреальная худож. Поэт свободен от каких бы то ни было логических структур, он – обнаженное подсознание. Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. В России и СССР сюрреализм как цельное явление не проявился. Коллаж (от фр.
Образцом для работы художника сюрреалисты считали сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, сцене, киноленте) вереницы образов, навеянных бессознательным, сколь бы случайно они ни сочетались друг с другом. Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: Это вовсе не трубка. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.
Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Фотография использовалась сюрреалистами как часть коллажа – живописного, скульптурного или текстового (напр. использование фотографий Ж. А. В отличие от них, обращения к буддийским школам и далай-ламе – это своего рода просьбы о помощи и духовном наставничестве, не лишённые некоторой иронии (Придумайте нам новые дома). Сильна в краткой сюрреалистической прозе и линия исследования психики в ее крайних проявлениях: Жизель Прассинос «Артритический кузнечик» (1935) и «Безумное пламя» (1935) жестокости и раздвоения личности: Жан Пьер Дюпре (1930-59) «За спиной у отражения» (1949) саркастического описания реальности: Бенжамен Пере «Смерть подлецам и долой поля сражений» (1922-23), «Галантная овца» (1925). Наверное, Льюис Кэрролл был предтечей сюрреализма, так или иначе.
С. основывается на сознательной абсолютизации принципа худож. Безумная любовь, 1937). полную свободу» (Ж. Поэту оставалось только фиксировать услышанные там голоса он был их «тайным вместилищем». Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Изобразительное искусство базируется на наиболее сильном из физических чувств.
Обо всем он смог высказаться парадоксально и шокирующе. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением «случайности» эстетической основой художественного творчества. Художественная техника и оригинальность потрясает. Буньюэль), «театре абсурда» (Э.
«Процесс познания исчерпан, — писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», — интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Сердцевину Сюрреализма составляет, согласно Бретону, «алхимия слова» (выражение А. Рембо), помогающая воображению «одержать блистательную победу над вещами». С помощью идей сюрреализма он смог довести восприятие окружающего до крайности. (особенно М. Лейрис и Б, Пере). В начале 20-х гг. Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы.
Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок. Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. В 1924 г. начинают выходить журналы Сюрреализм и Сюрреалистическая революция. Они намеревались предложить людям новый способ сознания. » (Ален и Одетт Вирмо) Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888-1978г. г. ), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения.
романтиков, ближайшими предтечами — поэта Г. Аполлинера и художника Дж. Приемы С. используются в западном кинематографе (Л. Клее, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М. В. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши. Этот дух одержимости передается выражением «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти» («Декларация 2 апреля 1925 г»).
Сюрреализм, в особенности его основная, парижская группа, всегда находился в подчинении у сильной личности Бретона. Аллюзия (лат. No 1). Музей современного искусства (Нью-Йорк)Одна из самых известных картин художника. Вместе с Марселем Дюшаном Пикабиа инициировал создание дадаистской группировки в США, а вместе с Тристаном Тзара впервые объявил о возникновении дадаизма в Париже (1915 и 1920). Сюрреалистов интересовали в первую очередь магия, эротика, подсознание. В Америке сюрреализм проявился в основном в изобразительном искусстве.
Ионеско, С. Беккет), в оформительском иск-ве, фотоискусстве и на телевидении. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Выход в свет – это появление Первого манифеста. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана.
Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. визуальную поэзию («пиктопоэзию») – стихотворения-предметы, сочетающие письмо и рисунок. Работы этого направления (к его главным представителям относят Миро, Массона, Матта) строятся на создании неких ино-миров с помощью полуабстрактных биоморфных существ и форм, далеких от форм визуально воспринимаемой действительности.
Образы, мысли, затаенные желания и воспоминания проникают в сновидения, утверждал Фрейд из "подсознания «человека, куда они были вытеснены его сознанием и где постоянно находятся в виде «бессознательных комплексов». Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма. Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии. Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести.
Сюрреалисты вводят также новые жанры экспериментального характера: записи сновидений, автоматические тексты, к-рые близки стихотворениям в прозе. В сети людям полюбились его портреты из овощей. Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как принципиально враждебное: «Писанина есть сплошное свинство», — говорил Антонен Арто в книге «Нервометр» (1925) сюрреалисты утверждали, что занимаются не литературой или, по крайней мере, принципиально новой литературой, а сюрреализм — не очередная литературная или художественная школа, но образ жизни, который нужно принять раз и навсегда.
Поллок), спонтанная декалькомания (О. Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии. В отличие от романтической, художественная мысль сюрреалистов алогична, в ней царят произвольно-капризные ассоциации и причудливые сравнения.
Матта получил образование архитектора, но в 1937 году обратился к живописи. И. Босх. манифесты, коллективные листовки, словари (А.
Термины С., сюрреалистический впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к сюрреалистическому балету Парад Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке сюрреалистической драмы Г. Аполлинера Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в С. Готовый объект, а вслед за ним т. н.
Никогда не пытайтесь исправлять их. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. Сюрреализм это течение в искусстве и литературе 20 века. Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Другими способами достижения свободы от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказы в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса (первая половина 1920-х), когда субъект бессознательно наговаривал приходившие в голову фразы особенно отличались в этом поэты Робер Деснос (1900-45) и Рене Кревель (1900-35).
Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека. До них попытки применения сюрреалистической техники и образности в кино предпринимали в 1924 г. М. Дюшан и Р. Клер в 1931 г. Ж. Кокто снял сюрреалистическую ленту «Кровь поэта». Много денег, но мало свежих идей. программных соч. Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. Сюрреализм стремится очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи»: «Отвращение к социальной жизни» (П.
Oсновной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство. Франсис Пикабиа. Пере, П. Элюар), глоссариев (М.
Сюрреализм мыслился его организаторами как тотальный бунт. В сюрреалистической прозе чрезвычайно сильна интонация «черного юмора». Первые «чистые» сюрреалистические тексты появились в 1920 году. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод.
Примеры— картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Сюрреализм оказал значительное влияние на развитие гуманитарной мысли ХХ в. (Ж. – Это маленький белый дым. Изобретатель разл.
Свобода или любовь. Распустите армию), к ректорам европейских университетов, к Папе Римскому (с характерным обвинением: Ты положил Бога в свой карман), к главным врачам лечебниц для душевнобольных. Это языковая игра (ирония) игра со словами и в слова игра воображения игра как образ жизни (в том числе как противопоставление труду). Франчес), алхимаж (Л.
Разве что эротики в сочинении никакой нет. Никаких названий своим работам автор не давал, перекладывая этот труд на организаторов выставок и зрителей.
Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Развивалось преимущественно во Франции, но отдельные группы существовали во многих странах мира (Бельгия, Великобритания, Чехословакия, Югославия, Румыния, Дания, Нидерланды, Португалия, Египет, Канада, США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Чили). Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Деятели движения хотели омолодить старушку-действительность, насытив ее новыми смыслами.
Бретон говорил, что автоматическое письмо. Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть граничит с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих. Поэт, по словам философа, творит в беспамятстве. Известные картины, перечисленные в тексте, являются общепринятой классикой. Основателем считается Андре Бретон (1896-1966).
Эффект эстетического воздействия произведений Сюрреализм строится чаще всего на сознательной абсолютизации принципа художественных (эстетических) оппозиций. жанровые мутанты. В кино сюрреалисты не добились значимых успехов единственным исключением являются фильмы испанца Луиса Бунюэля (1900-83). Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали первобытные объекты, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг. Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада.
Де Кирико Джорджо. Своими предшественниками в истории иск-ва приверженцы С. считали в первую очередь нем. Одна из самых известных словесных сюрреалистических игр называлась «Изысканный труп». Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию». Ман Рей изобретает в нач.
Основные поэтические произведения: «Огонь радости» (1920) Арагона «Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер» (1932) и «Дух воды» (1934) Бретона «Траур за траур» (1924), «Со всем имуществом» (1930) Десноса «Смерть от бессмертия» (1924), «Столица боли» (1926), «Сама жизнь» (1932) Элюара «Небесный триктрак» (1922), «Пуповина лимба» (1925) Арто. Буаффара в романах А. Бретона).
Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. Начинающему специалисту практически невозможно справиться с такими тату. Об этом пишет Пьер Уник: «И вот моему разуму открывается абсолютно ясно абсурдность человеческих группировок». О сюрреализме Поплавского писали эмигрантские критики М. Слоним, Ю. Иваск, С. Карлинский. А что.
Приёмы сюрреализма оставили заметный след в литературе, живописи, театре, кино, прикладном искусстве ХХ в. Влияние сюрреализма испытали поп-арт, концептуализм, французский «новый роман», роман-коллаж, «магический реализм» в латиноамериканской литературе и творчество многих латиноамериканских поэтов, поэзия и драматургия США и славянских стран в 1940-1950-х гг. 51 х 40, 5 см. Эрнст, Х. Миро, И. Танги, Э. Мезеп и др. ), но их работы не получили популярности. Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет.
В первом «Манифесте» сюрреализма (1924) А. Бретон отождествляет эти понятия: «Сюрреализм, чистый психический автоматизм имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли. Эстетика Сюрреализма была изложена в «Манифестах Сюрреализма» Бретона и в ряде других программных сочинений. Попытки возродить сюрреализм во Франции после 1945 г. были безуспешными. Это были «Магнитные Магнетические поля» Филиппа Супо и Андре Бретона. Мэн (Манн) Рей изобретает особую технику фотографирования – «рэйограммы» – фотографии, выполненные «без объектива».
Сюрреализм (фр., 1927 Элюар. Антирационализм и субъективизм – философская доминанта сюрреализма. Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке. Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др. ). С начала 40-х гг.
Грубо говоря, художник изливает свое подсознание, не контролируя процесса. Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной на принципе «столкновения словесных смыслов».
На вопрос: Что такое футуризм. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали считал себя наследником Босха. Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. 1923. Отсюда два главных принципа Сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов.
Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». – Это шарик в руках школьника Что такое живопись. Прекрасно все, нарушающее законы привычной логики и прежде всего — чудо (А. Эта метафора может служить своего рода моделью сюрреалистической поэзии. Это синтез текста и образа, поэмы и полускульптуры-полукартины.
Гл. И там и здесь действуют принципы «автоматического письма» и там и здесь «полем боя» становится сфера подсознания. Делёз и Ф. Гаттари), структурализм и постструктурализм, феноменологию воображения (Г. Это действительность иная, другая, насыщенная. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Магритт говорит здесь, что вещь не является тем, чем она кажется. Сюрреалисты дополнили коллажи, фроттажами (от фр. Одним из ближайших предшественников литературы и искусства сюрреализма был русский футуризм, теория и практика которого в некоторых своих моментах близка тому направлению художественного поиска, который позднее избрали сюрреалисты. На смену натирке приходит скобление.
Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно. «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. образов, заимствованных из современности, научных или худож. Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики сюрреализма, данная Бретоном в конце его романа Надя. Они выступают против абстрактного мира цивилизации, вообще.
Элементарное в личности – ее приобщенность к человечеству. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Но общность исходных эстетических постулатов романтизма и сюрреализма все же относительна и не захватывает их художественных концепций. Главный принцип направления – это смешение действительности реальной и сновидческой.
Занимательное и смелое движение начала 20-х годов 20-го века. В 1913 М. Дюшан, представивший на худож. Луи Арагон в Трактате о стиле (1927) обосновывает принципиальный отказ сюрреалистов от соблюдения правил правописания.
Попытавшись стать «над» реализмом, сюрреалисты практически «зарывшись в дебри подсознательного», создавали аналогичные и необъяснимые произведения, которые возводили в ранг сюрреалистического художественного творчества. Они окончательно закрепили господство в европейской поэзии свободного стиха (верлибра). Абсолютный бунт против знаковой системы и знаковости окружающей культуры выражается в жестокости и насилии над знаком, к-рые переносятся из тематики сюрреалистических произведений и деяний. Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности. Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Идеи сюрреализма были использованы массовой культурой ХХ в., особенно в рекламе. Каноническое определение сюрреализма дано лидером и вдохновителем движения, французским поэтом Андре Бретоном в первом «Манифесте сюрреализма»: «Сюрреализм.
Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти». Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. Ницше, Муссолини, Рембо, Фрейд, Троцкий и др. «Алиса в Стране чудес» – это сюрреализм до его официального признания.
устойчивых жанров коллективного знания – пословиц (Б. через призму толкования Кроче. На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение). титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Основоположником сюрреализма стал французский поэт, писатель и философ Андре Бретон.
По мнению Бретона, у нее были «интуитивные способности», она была «ясновидящей». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. В 1929 г. Дали с Бунюэлем снимают классический сюрреалистский фильм «Андалузский пес», а в 1930 — «Золотой век».
«Манифест. »), но не задавленному разумом, а свободному, мгновенному. Бретон). Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». Каталог выставки, 1981.
Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше. Миро остановился где-то на границе абстракции. Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др. ), предвосхищая во многом театр абсурда 50-х гг. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле». Арп).
Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения (об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психическими больными) привело к признанию сумасшествия состоянием, наиболее благоприятным для сюрреалистического художественного творчества, ввиду полного отсутствия в этом состоянии контроля со стороны разума практически это породило огромное количество сюрреалистических произведений, неотличимых от «картин, создаваемых в психиатрических лечебницах сумасшедшими в процессе их лечения трудом. Вот таким образом попытки создания сюрреалистической драматургии, помимо антитеатральных по своей сути дадаистских пьес Жоржа Рибмон-Дессеня (1884-1974), а также совместных скетчей Бретона и Супо, ограничиваются драмами («Тайны любви», 1923) Роже Витрака (1899-1952). Примером этой линии развития русской поэзии была просуществовавшая с 1918 до начала 1920-х тифлисская группа «41». Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства. Позднее и Бретон создает в жанре лирической прозы романы «Надя» (1928) и «Безумная любовь» (1937).
Близость опыта тифлисской группы творческим устремлениям европейского авангарда (дадаизма и сюрреализма) была очевидна для современников: уже в 1923 А. Жермен писал о группе«41» как о «русском сюрдадаизме» (Germain A. Ilia Zdanevitch et le surdadaisme russe. В 1969 г. преемник Бретона Жан Шюстер заявляет о конце «исторического» сюрреализма. Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода или ключа для разгадки. surrealisme, букв. Исследователи различают два главных течения в живописи Сюрреализм : так называемый органический (или биоморфный) Сюрреализм и натуралистический Сюрреализм (или сверх-реализм).
Никаких других общих категорий (класс, нация, народ, общество, государство) сюрреализм не признает. Возникают картины-грезы, картины-видения. От этого перечисления уже захватывает дух. Линия горизонта обозначена стеной, позади которой едва виден удаляющийся поезд. Это технология называется заграничным словосочетанием ready-made.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому— зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Вполне рациональной самоканонизации служат многочисл. Напр., в «романе» Бретона «Надя» описана действительно существовавшая женщина, которая называла себя Надей. Это направление (его эстетику и теорию наиболее полно изложил в своих книгах и статьях С. Дали) более осознанно опирается на фрейдизм, как бы визуально иллюстрируя многие его положения. Буаффара в романах А. Бретона).
Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание). положения теоретиков С. близки к идеям дзэн-буддизма. Лакан), различные направления, связанные с психоанализом (Г.
В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, – «дремлющие в нас чудовища», также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. 1)прием монтажа (коллажа). Новак) и пр.
Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Теория автоматического письма декларирует особый статус поэта, к-рый сводится к статусу нейтрально-постороннего регистрирующего аппарата. «с помощью линий, плоскостей, формы, цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь Бесконечного и Вечного» (Г. Но стоит обращать внимание на опыт татуировщика. Будучи участником сюрреалистического движения, Дали активизировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности». Простая комната решена в приглушенно-коричневых и охристых тонах. Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1913), где не однажды возникает прием, восходящий к гоголевскому «Носу» и где заметно и влияние «Песен Мальдорора» (1868-69) Лотреамона, давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тому, что открывалось в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма.
После того станет возможным сублимировать их. образы из де Сада, Лотреамона, Рембо, Жарри, Аполлинера, а также Фрейда, Лакана и др. или нравств. Какие в таком случае могут быть претензии к автору. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать.
Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера. Отрицая идею подражания, Бретон в 1924 создает теорию сюрреалистической живописи, в к-рой центральное место занимает понятие чисто внутренней модели (Сюрреализм и живопись, 1924, 1928, 1945, 1965) – аналог автоматического письма в пластических искусствах. ОБЭРИУ) — прежде всего, А. Введенского и Д. Хармса. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. «с помощью линий, плоскостей, формы и цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Арп).
Ему принадлежат четыре программных заявления: «Манифест сюрреализма», 1924 «Второй манифест сюрреализма», 1929 «Пролегомены к третьему манифесту сюрреализма», 1942 «О сюрреализме в его живых произведениях», 1953. Крупные художники-сюрреалисты работают самостоятельно, не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов. Один из способов создания сюрреалистами новой мифологии – мифологизация мотивов и отд. На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления и толчок к переосмыслению окружающей действительности. Изобразив на картине The Fleets In.
титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. это настоящая фотография мысли. Миро Хуан. Сюрреалисты ставили перед собой задачу полное преобразование мира., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. В результате получаются такие определения: Что такое самоубийство. По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю и в то же время возникло желание выразить невыразимое».
Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни— этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. проблем жизни. Первым сюрреалистическим произведением считают опубликованные в 1919 Магнитные поля А. Бретона и Ф. Супо, а сюрреалистическое движение как таковое начинает функционировать с 1924. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека.
Творения Сюрреалистов погружают зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы абсолютно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Основное понятие учения – «сюрреальность», то есть, если переводить буквально с французского, «сверх- и надреальность». Для С. характерны примитивистские тенденции. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Все зависит от желания самого человека и мастерства татуировщика.
Матта Роберто Себастьян Эчауррен. Сюрреалистическая поэзия значительно отличается от традиционной: сюрреалисты почти не писали метром и не стремились следовать рифме основой стихосложения становится «ошеломляющий образ», близкое к барочной метафоре необычное «сближение удаленных друг от друга объектов». сюрреалистический объект, к-рый может быть и готовым и составленным из готовых частей, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей находка, как иррациональный объект, увиденный во сне (Бретон), основанный на фантазмах и представлениях, к-рые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов (Дали). Эти артисты рассуждали примерно так: Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. В 1933 г. начал выходить журнал сюрреалистов «Минотавр».
Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». (библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип и пр. ), для С. характерно стремление к созданию собств. The Hague, 1973). Башляр и Ж. Дюран), философское творчество (Р.
Автоматическое письмо – это скоростное письмо «под диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения. сознания. Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Если будет критика, всегда можно сказать: «Это сон, только сон».
Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов. Но согласимся и с тем, что поместить действие истории в сон – это удобный прием. Эстетика С. идет от Лотреамона: прекрасный. творчества в сферу незнакового телесного. Розолато), антипсихоанализ (Ж.
Они выступают против абстрактного мира цивилизации, вообще. В 1919 г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Littrature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля» (см. Особенно ярко сюрреализм проявился в фотографии. Дали Сальвадор. воздействие сюрреалистич. Сюрреалисты всегда уделяли особое внимание своей общественно-политической деятельности, которая выражалась в публикациях, многочисленных собраниях, воззваниях, открытых письмах, в которых отражалось отношение сюрреалистов к тому или иному явлению или событию международной жизни, либо сводились личные счеты отдельными участниками этого направления. Среди основных причин отделения верных Бретону поэтов и художников можно назвать недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара, а также его интерес к проблемам подсознательного и сновидений, не разделявшийся дадаистами.
Поль Дельво. Сюрреалистичное впечатление прозы улавливается без труда. Он представляет собой в собственном смысле субъект-объект, единство души и мира.
Немецкий поэт и философ Новалис (Фридрих фон Харденберг) полагал, что только поэт с помощью интуиции может разгадать смысл жизни. С т. зр. Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой иррациональной формы.
За этим столом в бесстрастной позе, словно ожидая, когда ей подадут мясо, сидит обнаженная дама. Батай, А. Арто), на структуралистский психоанализ (Ж. Теоретически и организационно сложился к середине 1920-х гг. : «Первый манифест сюрреализма» Андре Бретона (1924), журнал «Сюрреалистическая революция» («La Revolution surrealiste», 1924-29), первая выставка сюрреализма состоялась в Париже в 1925 г. Литературная трибуна группы – журнал «Литтератюр» («Литература»), основанный в 1919 г. Луи Арагоном / Андре Бретоном / Филиппом Супо (которых называли «тремя мушкетерами» сюрреализма). Их цель, — говорил он, — привести мысль в состояние паники заставить зрителя думать о Смысле, т. е. Холст, гобелен ручной работы.
Провозглашенное еще в «Манифесте сюрреализма» неприятие традиционного романа с его четкой фабулой и структурой поначалу оставляло поле лишь для пересказов снов. С. Дали пародийно продолжает идею телесности красоты в полемической фразе: Красота будет съедобной или ей не быть, и говорит также об устрашающей красоте (1933). Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое. Поэты стремятся выявить логику сцепления «бессвязных» мыслей. Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса. Поэтика сюрреализма ориентирует художника на «сферу осуществления» свободы: на случай иллюзию, фантазию, грезу, чудо.
Творцы стали изучать творчество душевнобольных людей. Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. Также была представлена история этого направления. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). К примеру, Сальвадор Дали писал: Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Поэт ставит перед собой задачу возвратить слову «первозданную свежесть» названия предмета. соображений.
Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. Другой способ мифотворчества – развертывание и реализация метафоры, т. е. представляющейся мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву» («Манифест сюрреализма»). Сюрреализм опирается на философию интуитивизма, герметизм и другие восточные мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм многие положения теоретиков Сюрреализма близки к идеям дзэн (чань)-буддизма. Правдивость деталей призвана убедить зрителя, что созданная художником картина достоверна.
В основе текста, как правило, лежит описание реальных событий (сон тоже считается реальностью): автоматическое письмо «объективный случай» медицинский опыт безумие. Вот таким образом все их тексты производят впечатление сложных конструкций, подобных сну». American contribution to the Seventh International congress of slavists. С другой стороны, если вооружиться гуглом и окунуться в пахучие омуты современного искусства, можно проследить изменения сюра. В литературе для сюрреалистов существовал запрет на традиционные жанры: драму и роман, которые считались буржуазными. Здравый смысл противопоказан искусству.
Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины. Только чистое творчество и чистый сюрреализм. – Много оглушающих звонков Что такое радость жизни. Кайуа, Ж. Полан и др. ). Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516). Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Не одним человеком.
Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу, чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать». Сюрреалистичный – не имеющий отношения к реальности, по крайней мере, к той, которой привыкли все. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро. Если в теоретическом арсенале тифлисцев ключевыми понятиями были «наобумное», «нелепость», творческая сила случайности, то и у молодых лениградских поэтов довольно скоро центральным словом в поэтике становится «бессмыслица».
Гюисманса. Средство коренной переделки мира, творчества и всей мыслительной деятельности – это освобождение: свобода от диктата разума, логики, любых традиций, норм, запретов, догм, различных личностных комплексов (эротические, садистические, невротические комплексы). Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий излучающих «тревожную странность бытия». Искусство снимает покровы с действительности, творит вторую, «истинную» действительность – сюрреальность. Язык исчезает как инструмент, но это потому, что он становится субъектом (М.
Они ищут реальность в «глубинных слоях» души, «в высшей действительности», «во всевластии сна».
Эрнст), фюмаж (В. Эстетика сюрреализма идет от Лотреамона: прекрасный. Андре Бретон в «Манифесте» написал: «Я верю, что в будущем сон и реальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». имитация мифа вне мифол. Революционный настрой вообще был крайне силен в движении, носило ли это характер призывов к перевороту лишь обыденного разумения, выражением которых стал журнал «Сюрреалистическая революция» (12 номеров, 1924-29) или действительной политической ангажированности — вступления Бретона, Арагона, Элюара и Пьера Юника (1910—45) в компартию в 1926, манифеста Бретона и Л. Троцкого «За независимое революционное искусство» (1939) и журнала «Сюрреализм на службе революции» (шесть номеров, 1930-33). Сюрреализм в русской литературе — не облеченная в организационные формы (не представленная определенной группой) тенденция обращения русских прозаиков и поэтов 20 века к принципам творчества, совпадающим с теми, что утверждались в теории и практике европейских сюрреалистов или близких им писателей. В гиперреализме предметы изображаются с фотографической точностью, порой рисунок не отличим от фотографии. Сюрреалистическая поэтика провозглашала всемогущество образа, который должен был «прилетать на своих собственных крыльях» (П. Реверди), а не конструироваться на базе сравнения.
мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание нового мифа (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским. Что касается языка, то поэтика сюрреализма зиждется на постулатах: «антибанальность любой ценой», «ясность граничит с глупостью» (Бретон). Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой пол. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать.
Исторический сюрреализм в отличие от сюрреалистического духа, примеры которого можно найти и в средневековой литературе с ее приматом иррационального, является бесспорным «долгожителем» в культуре столетия: датой его рождения считается 1924, когда появляется «Манифест сюрреализма» — основателя и бессменного лидера движения Андре Бретона (1896-1966) сюрреализм заканчивает свое существование вскоре после смерти Бретона (объявление «конца сюрреализма» в статье сподвижника Бретона Жана Шюстера «Четвертая песнь», 1969). – клеить) был введен кубистами. Домингес), граттаж (Э. Слова, сливаясь вместе, в итоге начинают что-то значить». Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. Эстетика С. изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966) и в др. Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым «интуитивным прозреванием» впавшего в состояние транса художника.
Сюрреализм срывает с человека индивидуальное и стремится «предоставить элементарному. Художественная деятельность руководствуется стремлением объективировать-материализовать бессознательное, психическое нутро. В настоящее время направление заметно преобразилось. Бретон). Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших жизненных проблем. » (из «Манифеста сюрреализма» 1924 г. Бретона). Коллективное, «не-авторское» творчество – это результат: 1) ориентации на мифологическое творчество 2) следствие автоматизма 3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться.
В сфере сюрреалистической словесности наибольшего расцвета достигла поэзия (П. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность опр. Эффект эстетического воздействия произв. Так или иначе, он прикоснулся своим гением ко всему, что было важно для его современников: «Загадка желания», «Лицо войны», «Расщепление атома» и «Загадка Гитлера». «Магнитные поля» – это первая попытка автоматического письма.
Подлинные «истины» бытия, по мнению приверженцев С., скрыты в сфере бессознательного и иск-во призвано вывести их оттуда, выразить в худож. титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. произв.
Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль.
Эти постулаты находят свое воплощение в повышенной метафоричности. По Бретону игра – это единственный способ продуцировать магическое начало. и худож.
Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. Сюрреалистические видения – дразнящие, соблазнительные – открывали тайники человеческого подсознания, обнажая его порочную природу. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. – футуризм их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Зародившийся в среде литераторов, С. получил наибольшее распространение в живописи (С. Роман (Ф.
Имею мнение, что чисто технически он не меньший сюрреалист, чем современные сюрреалисты, так как единственное, что его отличает от «настоящих» сюрреалистов — это отсутствие соответствующей идеологии. мотивы или отд. Сюр постигла участь первого варианта. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин».
де Кирико. о невозможном. Они ищут комфорта, — говорил он. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона.
В действительности такой тип творчества практически невозможен. Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат (влияние «теории ясновидения» Рембо). Магритт упрекал критиков, пытавшихся расшифровывать символику его работ. оппозиций (Оппозиция эстетическая).
Разница значительная. С одной стороны, многим это давало повод обвинять Бретона в диктатуре и именовать «римским Папой сюрреализма» (антибретоновский памфлет «Труп», 1930, подписанный исключенными из группы писателями и художниками название отсылает к одноименной листовке сюрреалистов 1924, направленной против только что умершего тогда Анатоля Франса) с другой — это спасало группу от внутренних трений и искажений идеологической линии, позволило продержаться около полувека и сохранять все это время удивительную преемственность взглядов. В этой технике создан сборник текстов Бретона и Филиппа Супо (1897-1990) «Магнитные поля» (1919), внешне алогичных, но заряженных мощной поэтической энергией.
Кирико. На почве русского футуризма возникла поэзия Т. Чурилина, последовательно связавшего свое творчество с принципами сюрреалистической «поэтики сна». Бретон, П. Элюар, Ж. Пьер) и антологии, созданные сюрреалистами.
Похожая ситуация складывалась и с театром — сюрреалисты видели в нем снобистское «искусство для богатых», предпочитая ему кино. Опираясь в своей эстетике на утверждение поэта П. Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», сюрреалисты строят произв. Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле. Дотошное внимание художника к деталям создает атмосферу преувеличенной реальности.
проблем жизни». Дали, X. Миро, И. Танги, Г. Арп, М. Эрнст, А. Массон, Р. Магритт). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirsias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Венгерский литературовед Ласло Кардаш писал: «Ясный, логичный, принимаемый обычно за реальность опыт кажется сюрреалистам менее достоверным, чем «действительность», скрывающаяся в глубине сознания или на краю его. Все они содержат обвинения против существующего порядка мироустройства.
В 1922 г. Бретон предлагает использовать термин «Сюрреализм» для обозначения их движения в 1924 г. он публикует «Манифест сюрреализма» основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Массон и Миро создают первые сюрреалистические картины. Изображенные лицом к лицу птица и волк злобно уставились друг на друга., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Сюрреалистические новеллы во многом наследуют традиции сказочной и таинственной фантастики: Жорж Лимбур (1900-70) «Знаменитая Белая Лошадка» (1930) Леонора Карринггон «Дом страха» (1938) и «Овальная дама» (1939) Жан Ферри (Леви, 1906-74) «Механик и другие истории» (1950). В «Манифесте» Бретон очерчивает круг интересов нового движения: автоматическое письмо, случай, сновидения, подсознательное и чудесное (так называемое повседневное чудо — необычные совпадения, доказывающие существование иной, магической сверхреальности). Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских индейских и пр. ) и в т. ч.
Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Она спит с раскрытыми ногами, ей грезится, что она соблазняет Смерть.
«Сюрреализм – чистый психический автоматизм имеющий в виду выражение или словесное, письменное или любое другое реальное функционирование мысли диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности», – пишет Бретон в первом «Манифесте сюрреализма». лит. В 1924 г. появляется сюрреалистическая драма Тайны любви Роже Витрака (поставлена в 1927-ом).
Другое направление (главные представители Дали, Магритт, Дельво) творит парадоксальные миры путем объединения иллюзорно выписанных предметов и существ реальной действительности и созданных воображением художника в некие предельно абсурдные с точки зрения обыденной логики сочетания и ситуации. На те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков (Р. Рок, А. Ранов, С. Садиков, Л. Сухаребский). Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух».
Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс и личность какими-либо нравственными и эстетическими категориями: «Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую» (Ф. Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surralisme», означающего буквально сверх или над реализм. Также Маар часто позировала Ман Рэю. Холст, масло.
она совпадала с их представлением о спонтанности творческого процесса, его непредсказуемости. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния. Посредине – зооморфный стол – мебель с волчьей головой, хвостом и гениталиями.
Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью – они объявляют ее источником всех зол. Памятуя, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей» (поэт П. Реверди), сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. Также сюрреалисты проявляли большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Всё очень просто. В том же году выходит первый коллективный памфлет сюрреалистов «Труп», написанный на смерть классика французской литературы Анатоля Франса (1844-1924).
Черты поэтики сюрреализма обнаруживаются и в творчестве В. Набокова, — прежде всего, в романе «Приглашение на казнь» (1935-36). Фотографическая точность деталей служит фиксации образов подсознания. Судьба и выбор занятия были определены заранее. Метод натирки, основывающийся ни на чем ином, как на усилении раздражительности способности мозга соответствующими техническими средствами исключающий какую- либо сознательно умственную проводимость (разум, вкус, мораль) и доводящий до крайности активное участие того, доселе именовали «автором» произведения, этот метод оказался впоследствии истинным эквивалентом того, что уже было известно под названием «автоматическое письмо». 24 х 33 см.
Париж, 1924 Москва — Париж. метод свободных ассоциаций, который еще раньше практиковал со своими пациентами во время первой мировой войны: «Я решил добиться от себя того, чего пытаются добиться и от пациентов, а именно возможно более быстрого монолога, о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения и который, следовательно, не стеснен никакими недомолвками, являясь, насколько это возможно, произнесенной мыслью». Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм».
Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального из обэриутов — Н. Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и надреальное существовали на равных («Офорт», «Часовой», «Движение» все 1927). Бретон говорил, что имена К. Маркса, призывавшего «переделать мир» и А. Рембо – «переделать дух», вместе символизируют сущность сюрреалистической революции. Фьюмаж впоследствии использовал и Сальвадор Дали в качестве основы, покрываемой затем красками. К движению присоединились: Макс Эрнст и Андре Массон.
Не сомневаюсь, что его гротескные картины пользовались немалым успехом у аристократов. Магритт Рене. В этой «сверхреальности» теряется реальная связь человека и мира, превращаясь в нечто прекрасно-туманное и загадочно-таинственное. действительное функционирование мысли» (Breton A. Les manifestes du surrealisme, 1946) — и, как следствие, с важным в эстетике сюрреализма принципом «автоматического письма». игр, Бретон создает свою теорию игры только в 50-е гг.
Самый известный сюрреалистический прием – т. н. Сюрреализм – от французского surralisme (сверхреализм).
Монтаж распространился на все уровни текста. Браунер родился в Румынии, работал преимущественно во Франции. Автоматическое письмо – основной художественный прием сюрреализма. Многие считают Босха сюрреалистом XV в. извлекавшим свои образы из глубин подсознания.
Это не означало, что члены группы переставали подписывать произведения собственными именами, однако такие практики группы, как коллективно написанные листовки и манифесты игры (в частности, «изысканный труп», когда участник продолжает фразу, начатую предыдущим игроком, не видя ее целиком) и совместные произведения нескольких авторов: «Непорочное зачатие» (1930) Бретона и Поля Элюара (1895-1952) «Отставить работы» (1930) Бретона, Элюара и Рене Шара (1907-88) «152 пословицы на потребу дня» (1925) Элюара и Бенжамена Пере (1899-1959) — стали выражением попыток сюрреалистов десубъективировать процесс творчества, вывести его за рамки личности автора, расширить границы произведения. Он не был просто философским тезисом. С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Наибольшего расцвета, наряду с поэзией, С. достигает в живописи (П. Русская поэзия обращается к приёмам сюрреалистического письма только в 1980-1990-е гг.
Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой. 20-х гг. его теоретиков. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей.
Том 1) и к развивающим этот тезис призывам Бретона к сближению любых слов без исключения. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Автоматическое письмо – это не просто овеществление, вербализация мысли (и тем самым ее заведомое искажение), а «мысле-говорение», «разговаривание-мысли», где мысль и слово ритмически эквиваленты. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении гл. Вместе с тем знаковость сюрреалистического образа нередко сополагается с его незнаковой, телесной природой: Слова занимаются любовью (Бретон). Отсюда родственные нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее европейскими дадаистами: «Наугад вынимать слова из шляпы» (Тцара Т. Семь дадаистских манифестов.
Причем каждое подобное действие не являлось обыкновенным хулиганством, а было глубоко мотивировано: каждый сюрреалист имеет право на проявление «яростной страсти». Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений Зигмунда Фрейда. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Странные гибриды женщин, зверей и предметов стали персонажами целой серии картин Браунера. Именно с этого произведения начинается история сюрреализма.
(Моряки на берегу. ) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы. Тату в подобном стиле представляют собой достаточно сложную композицию. Л. А. Фостер выделяет в понятии сюрреализма два значения: 1) исторического явления, обозначаемого «принадлежностью автора к группе, связанной с А. Бретоном» (и к соответствующим группам в ряде других стран) и наличия в произведениях «определенных поэтических принципов и мировоззрения» 2) общей тенденции в искусстве и литературе («сюрреализм с маленькой буквы»), проявляющейся в возникновении отдельных признаков поэтики сюрреализма в произведениях писателей, не принадлежавших ни к какой сюрреалистической группе, — что характерно для русской литературы (Фостер Л. А. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами. Не беда.
Пикабиа). За счет этого и возникает особая ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера, присущая только произведениям Сюрреализма. В повести «Нос» возникает фантасмагорическая картина, своей смысловой структурой предвосхитившая один из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть чего-то целого (человеческого тела, личности) начинает жить самостоятельной, отдельной от этого целого, жизнью. В эту область сюрреалисты включают не только живопись и скульптуру, но и сравнительно недавние «нововведения» кубистов, футуристов и дадаистов – коллажи, реди – мейд, фроттажи, рейографы и т. д.
Эскизы могут нести в себе определенную смысловую нагрузку или быть просто рисунком. Теоретики такого метода утверждали, что автоматическое письмо даёт исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего. Эстетич. Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – «автоматическое письмо», т. е. В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон.
Дали не признавал в своем творчестве ни политики, ни эстетики. Любимый род литературы у сюрреалистов – лирика. Фантастические образы сюрреалистов включают в себя похожие на реальность элементы. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Фотография оказывается сюрреалистическим искусством par excellence благодаря гибкости своих изобразительных возможностей, обогащенных изобретением новых приемов. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось.
Жанэ, Г. де Клерамбо, Р. деФюрсак), в парапсихологии и спиритизме (Т. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Флурнуа, Ф. Мейер, У. Джеймс) и аналогичный методу свободных ассоциации Юнга и Фрейда. Новак), фруассаж (Л.
Но нет, мы помним: от нас ожидается объяснение прилагательного «сюрреалистичный». Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. Бретон говорил, что автоматическое письмо.
Во «Втором манифесте сюрреализма» Бретон писал: «Сюрреализм не побоялся стать догмой совершенного бунта, тотального неподчинения, саботажа, возведенного в правило и если он чего-либо ожидает, то только от насилия. теорию театра жестокости изложенную в сборнике Театр и его двойник (1938), в к-ром Арто открыл новые горизонты для театра 20 в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его Living Theatre, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр. Контуры всех этих странных образов очень энергично очерчены. От них отказались ради новых форм письма.
Элементы сюрреалистической образности можно обнаружить в некоторых стихах Иосифа Бродского, Генриха Сапгира, Геннадия Айги наиболее последовательно работает с сюрреалистической поэтикой в 1970-1980-е годы художник и поэт Лев Кропивницкий. Так, «роман» (или повесть) Бретона Надя (1928), ранняя проза Арагона, романы Рене Кревеля, сохраняют обязательную для сюрреализма атмосферу неожиданности, хаотичности происходящего и демонстрируют причудливую субъективность взгляда на мир, но в то же время оказываются логически выстроенными и вполне читабельными. Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война. Однако официальной датой рождения сюрреализма считается 1924 г., когда появляется «Первый манифест сюрреализма», написанный Бретоном. Например, под декларацией, написанной Антоненом Арто, стоит 26 подписей.
– тереть). Правда, в Советском Союзе уловка работала не всегда. С этим связана абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру: «Нет ничего, кроме чудесного» (А.
Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т. д. В 1938 г. он знакомится в Мексике с Л. Троцким и они издают совместный манифест «За независимое революционное искусство». Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «Сюрреализм», которым он обозначил в 1917 г. несколько своих творений в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека), представителя «метафизической живописи» Дж. механизмы и занять их место при решении гл.
Фрейд находил, что сновидения составляются из зрительных картин (ситуаций), образованный из смеси непосредственных «вчерашних» дневных впечатлений и других переживаний испытанных в действительности. Прозаические жанры – повесть и роман – в меньшей степени, чем лирика испытали влияние сюрреализма. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетич.
С прозой было сложнее. Потом этот термин употребил другой французский поэт и психиатр Андре Бретон. Он издал в Париже журнал сюрреализма, опубликовал кредо нового течения в литературе и искусстве – «первый манифест сюрреализма». Философская база – фрейдизм интуитивизм Анри Бергсона идеи Ницше. Он выражает субъективность. Холст, масло.
Усыпление разума, погружение в «волну грез» (ранний Луи Арагон) интуитивность, ассоциативность, «автоматизм» (Бретон) становятся ведущим творческим принципом этого направления. В живописи сюрреализм закончился только в 1989 г. – после смерти Сальвадора Дали, когда-то заявившего: «Сюрреализм – это я. ». Так же рождается и сюрреалистическое произведение: он возникает вследствие произвольного с точки зрения логики соединения в тексте (стихотворении, холсте, экране) различных слов или образов.
При этом с сюрреализмом перекликаются некоторые постулаты эстетики романтизма.
Основной принцип сюрреалистических произведений – принцип «свободных ассоциаций» (художественное осуществление приемов фрейдистского психоанализа). Взамен разума сюрреалисты полагались на произвол подсознательных «озарений». Нашумевшие в 1920-е в Ленинграде театральные постановки И. Терентьева (бывшего прежде одним из активнейших участников тифлисской группы), где «случайность» как эстетический принцип была перенесена на сцену, оказали влияние и на драматургию обэриутов, — в частности, на пьесу Хармса «Елизавета Бам» (1927) — став одним из факторов, способствовавших возникновению в России уже в конце 1920-х театра абсурда как явления и сценического искусства и литературы.
Сюрреалисты объявили эту игру произведением искусства, т. к. Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа). Напр., метафора-коллаж – «шины шелковые лапы» – идентификация кошки и автомобиля подкрепляется труднопереводимыми аллитерациями, передающими «звучание» мягкости, взрывоопасности и упругости. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра.
В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Я встал и пошел в мастерскую. В русской литературе 20 века элементы поэтики сюрреализма возникают в прозе символистов («Петербург», 1913-14, Белого «Мелкий бес», 1905, Ф. Сологуба), в постсимволистской поэзии («Заблудившийся трамвай», 1921, Н. Гумилева «Берлинское», 1922, В. Ходасевича). В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву.
Комментируя в 1930 г. «Магнитные поля», Бретон называет одной из основных особенностей автоматического письма высокую и постоянно меняющуюся скорость письма. Автоматизм управляет художественным творчеством. Многие из них не выдержали проверки временем, а работы Дали живут до сих пор. Не случайно первый журнал группы назывался «Сюрреалистическая революция». Фрейдизм открыл дорогу фрейдистской истории искусства. Уже в манифесте футуристов «Садок Судей» (1913) среди выдвигаемых здесь новых принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения (Русский футуризм, 1999), сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить.
Лейрис, Р. Деснос). Сюрреализм гипертрофирует многозначность образной мысли. Эммануэль). Создавая фантастические картины, родившиеся в стихии грезы, сновидения, Гоголь открыл для русской литературы сферу подсознания, обратился к творческим принципам, родственным сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего в своих пределах вещи несводимые, ставящие под сомнение внутреннюю целостность образа (сочетания «жена — рулон шерстяной мате: рии» в «Иване Фёдоровиче Шпоньке. » — и «ноги — связка ключей» у Бретона).
наблюдения: Глаз существует в первозданно-диком виде (Бретон). Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм остался в культуре и в языке. – сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. Паален), дриппинг (Д.
Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана. Коллажами занимались многие художники сюрреалисты (М. Хотя первоначальный адресат, то есть ребенок, в ней мало что поймет. Бланшо). Поиск такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма — внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью». Он стремится бесповоротно разрушить все иные психич. Ф. Халсман «Dali Atomicus»Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки. Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты. Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо.
Они открыли революционный жанр – «стиховещь», т. е. Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и интуитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез интуитивных озарений. Сюрреалистические поэты стремятся «освободить» слово от общепринятых, нивелированных, обветшавших в процессе употребления значений.
Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. Арп). Этот стиль зародился в 20-е гг. Глаза оказываются похожими на все – и потому ни на что не похожи. - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Бретон пишет о том, как он применил к самому себе способ фрейдовской терапии, т. е.
В 1927 г. усиливается политизация Сюрреализма изначально провозглашавшего стихийную революционность и анархизм в социальной сфере как способы освобождения от оков буржуазного рационализма и ханжества, сковывающих «свободу духа» и тяготевшего к коммунистическим идеалам. Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме. Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. В итоге «смысл формируется помимо вас.
франц.