Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины.
Картина писалась около четырёх лет. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову.
Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». Об оттенках они не заботились. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Отголоском этих оценок является дальнейшее описание этих опытов у Вазари. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее».
Содержание его рисунков самое разнообразное. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Если бы дело ограничивалось таким снисходительно насмешливым отношением, было бы ничего. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами.
Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
«Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. У Леонардо все полно движения.
В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. У Леонардо нет линии, есть только формы. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Его ученик Франческо Мельци сопровождал его и жил с ним в вилле Клу, по соседству с дворцом, на самом конце города.
В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. По словам Б. Р. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Язык его богат, ярок и выразителен. Переходы от света к теням тонки и изысканы.
Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Он составляет 110 микрон. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен).
Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Борются люди и кони.
В-третьих, во рвах замка св. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведен до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский «Иоанн Креститель». Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. Ангела, наполненных водою, он делал опыты по акустике и изучал законы распространения звука в жидкой среде. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления.
Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Уделял он внимание и рукам. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Браманте познакомил его с земляком, Рафаэлем, успевшим уже создать себе громкое имя своими задумчивыми лирическими мадоннами и великолепной росписью ватиканских станц (зал). Картина, как известно, не была окончена. Он осуществлял бесконечное количество такого рода измышлений». У них все блестит и сверкает. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи.
Фреска эта существует. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Герцог подарил картину английскому королю Карлу I— скорее всего в 1630-х годах, возможно к рождению наследника престола.
А в другой комнате он поставил кузнечный мех, к которому прикрепил один конец упомянутых кишок и надувал их до такой степени, что наполнял всю комнату, а она была огромная, так что тот, кто в ней находился, вынужден был забиваться и угол. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. Леонардо покинул город. Но это было только начало. А папа сказал: «Увы.
Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность.
Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Они дружили со швейцарцами папской гвардии и чувствовали себя вот таким образом хозяевами положения. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Все тело отражает данное душевное движение.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Кто жертвователь изображенный на картине, неизвестно.
Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
До этого времени ещё одна картина Леонардо да Винчи из Лувра была отреставрирована – «Прекрасная Ферроньера» (La Belle Ferronnire). Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Он позиционировал себя в основном не как художник, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. На картинах Леонардо да Винчи нет места Кресту и бичу, нет места ни раю, ни аду, ни крови, ни жертвоприношениям, ни греху, ни покаянию. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Богородица ли она вообще. Этот — совсем иной». Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
Но заказчиком ее был не папа, а кто-то другой. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации.
Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя. Он начинал писать трактат «О геометрических играх», не законченный, как и все его предыдущие трактаты. И теперь находится в экспозиции Лувра. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Никогда не изображал он отречение и муки. Свет на него падает слева. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Когда Леонардо получил заказ, он сразу же стал готовить лак, чтобы покрыть им поверхность картины, когда она будет готова. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи.
Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя. стал переходить от анатомии к физиологии. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).
В своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, преломляющемся сквозь дым, пыль и мутные грозовые тучи. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. «Святой Иоанн Креститель» – это третья картина да Винчи из Лувра, которая будет подновлена. Ничто не мешает предположению, что это тот же Турини.
Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние. Ее приписывали Больтраффио. По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи.
Если бы Леонардо хотел, он сумел бы при дворе Льва X занять положение, еще более блестящее, чем при дворе Моро. В-четвертых, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь: «Намяв кусок воску, он во время прогулок животных, полных воздухом и, надувая их, заставлял летать а когда воздух из них выходил, они падали на землю». В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца.
Данный прием был разработан самим да Винчи. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его. Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу.
Тем самым показывал он, что прозрачные и наполненные воздухом кишки, занимавшие вначале мало места, в конце концов стали занимать много и сравнивал это с людским дарованием. Папа, которому очень рекомендовал его Джулиано, был к нему милостив. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. В последний раз картина реставрировалась в 1802 году. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. После этого, чтобы её сохранить, её неоднократно покрывали слоями лака.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции – «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518 – 1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Для него началась пора беспокойных скитаний. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни.
На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Еле заметны, еле уловимы переходы. Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.
Нет более углов. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест. Так, были созданы принципы анатомического рисования. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. Этот — совсем иной. Ну, разве это не выброс духовности. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину.
Очень похожее изображение удаётся выделить, если манипулировать зеркалом на репродукции «Моны Лизы» – удивительное лицо выходит в районе правой руки женщины. Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь.
К мягкости стремятся и краски. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Оба были пьяницы, бездельники и негодяи первостатейные. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
А анекдот таков. На ней изображён женоподобный мужчина. Леонардо также интересовал рисунок волос. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Картина «Святой Иоанн Креститель», которую принято считать последней работой да Винчи, признана большинством искусствоведов вершиной мастерства художника в этой технике. Пластически высечены контуры.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт.
Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии.
Человек должен летать, считал этот гений. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности.
И все три картины – «Мадонна с Младенцем и Святой Анной», «Джоконда» и «Святой Иоанн Креститель» – художник никак не мог закончить. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма.
Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Это Иоанн Креститель. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Слава его гремела по всей стране и все искали встречи с ним. руб. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр.
Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Так эта работа оказалась в Лувре. И не только лица.
Поползли слухи, сплетни. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.
Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Чтобы отделаться от этих людей, Леонардо пришлось обратиться к Джулиано. И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. Микеланджело в Риме не было, так что Леонардо мог не опасаться его желчных выходок. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Но выгладит он далеко не как святой. Для сравнения скажем, что лаковый слой на другой картине Леонардо да Винчи из Лувра – «Мария с Младенцем и со святой Анной» (La Vierge, lEnfant Jsus et sainte Anne или Santa Anna Metterza), недавно отреставрированный – составлял только 60 микрон. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.
Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ). И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Быть может, когда в миланской мастерской ученики писали «Вакха», Леонардо сделал для себя другой набросок, а в Риме его кончил приблизительно в то же время, что и «Леду», по-видимому, столь родственную «Иоанну» по духу. Все спуталось в дикий клубок. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника.
Тела приобретают округлые формы. Но позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни короля она уже оказывается в Германии, но не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV и она вновь появляется во Франции. Интрига, которая плелась извне, разбудила интригу внутри. У Леонардо был мастер Георг из немцев, готовивший ему зеркала для его опытов.
В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
В результате этот слой оказался рекордным для всех картин Лувра. Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек. Он прожил там до 1499. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций.
Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи.
Но это была грация элегическая. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Тут же были архитекторы Сангалло и Перуцци, чеканщик и ювелир Карадоссо — все художники первой величины. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Однако сила воздействия его работы куда больше.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.