Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Нидерланды (Голландия).
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Итак, перед нами – Голландия.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе.
У Рембрандта даже на самых дальних планах, у горизонта, почти всегда различимо конкретное предметное содержание. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).
Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Мария одета в простую красную кофту и синюю юбку на плечах у нее просвечивающая легкая белая косынка. Освободившись, умерла через год. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Оно доносит до нас человеческие эмоции. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. «Ночной дозор»— групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока— известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Действие происходит ночью в темной спальне.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Я обвиняю. » (2008)12. Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство — лишь одна из неясностей, связанных с этой работой.
Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. "Ученики в Эммаусе" – чудо искусства, затерянное среди уголков парижского Лувра, достойно того, чтобы занять место среди шедевров великого мастера. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.
Святой Иосиф заботливо прижимает малыша к себе, беседуя со Старцем. Дела Рембрандта шли плохо.
Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Общепринятое название "Еврейская невеста" основано на старом, ныне отвергнутом толковании, появившемся в XIX веке. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Бог создал море, а голландцы – берега.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
Личико его безмятежно, ему снится что-то хорошее. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. От младенца на руках Иосифа исходит свет, который озаряет всех находящихся рядом людей.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Это тень ее плеч и головы.
Природа этого света таинственна и непонятна. И как раз в этом – еще одна, быть может, важнейшая причина постоянного обращения Рембрандта к темам библейской и евангельской истории.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.
Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Спокойные воды каналов лежат несколько выше уровня равнины и если бы не защитный пояс дюн и плотин – не менее четверти страны оказалось бы сразу и полностью затопленной. Там-то и видна давшая этому офорту название старинная каменная башня, как бы отделяющая от изображения справа его треть.
Барокко. Вся картина проникнута атмосферой тишины и покоя. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести.
Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Но их усилия оказались тщетными.
В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.
Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.
На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Ниша сдвинута от оси картины влево, оставляя справа место для дверного проема, частично срезанного краем изображения. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6.
На его одежде танцуют крошечные пятнышки света и невозможно дать себе отчет, какие из них являются действием внешнего, вторгающегося света, а какие – световыми пятнами, всюду приносимыми отражением с освещенных предметов, то есть рефлексами. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Такова сила света снаружи.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Голова, обращенный направо профиль, дана лишь контуром, с косой штриховкой внутри все, что говорит о внутреннем содержании, дано намеком, сдержано, но потому так сильно и душевно.
Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
Так что это не был брак по расчету. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. И из этой тьмы в правом нижнем углу словно возникла скорбная гордая и властная женщина в богатой одежде.
Рембрандт стал его последним протеже. Высящаяся пологой горой, начинающейся по всему нижнему краю рисунка, большая и светлая фигура де Йонге, окруженная сверху белым фоном, кажется изолированной от всего мира. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Творл в стиле классицизма.
Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. «Святое семейство»— полотно, написанное на известный библийский сюжет. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).
На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Первый – очаг, который бросает теплые лучи на лицо мирно спящего младенца, слева – небесный свет, освещающий ангелов. Здесь видны особенности обоих стилей. Сюжет взят из Нового Завета.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Наконец, очаг на первом плане, в нижнем правом углу разложенные прямо на дощатом полу и пылающие дрова – составляют четвертый источник света, теплыми отблесками освещающий пол.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В еле намеченной, небольшой, освещенной пламенем очага бедной комнате, служащей одновременно и мастерской и жилищем, в шагах пяти-шести от нас мы видим совсем юную, лет восемнадцати, небольшого роста, скромно одетую мать.
Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24. Ради любимого человека Медея оставила царскую семью, родину, бежала в далекую и чуждую ей Грецию. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.
В 1635 – 1640 –х гг. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Кепи сидит несколько набекрень.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Критики обращают огромное внимание на светотени. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.
Борода его слегка серая от седины. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Сороковые годы – время, когда палитра художника, то есть точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой практике, в полной мере определилась.
Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда и горячим сочувствием самого художника к их страданиям.
До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Все – за исключением светлой шапочки алхимика, которая светится таким же ослепительным, прямо-таки пышущим светом. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.
Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Он старается умерить силу ударов своего топора. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Поток людей кажется бесконечным. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.
Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. До этого ещё годы и годы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В сюжетных же сценках раскрывался полностью.
По-видимому, это эскизная работа. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Лицо Девы Марии безупречно прекрасно, оно выражает радость и умиротворение. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Именно эти переливы красок, придавая образам позднего Рембрандта динамичность и одухотворенность, создают впечатление, будто они способны меняться на глазах у зрителя. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Картинная галерея. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Он встал на цыпочки и через шею животного, без особой жалости, с бессердечием, так часто присущим его возрасту, смотрит в пространство правой части картины, следя за раненым человеком в лохмотьях, которого, поддерживая за плечи и за ноги, только что сняли с лошади.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Борода подстрижена характерно, залихватски. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров).
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. И после того отошел от них на расстояние брошенного камня и, преклонив колени, стал молиться: "Авва Отче. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Он просил за них сто гульденов. Ещё далеко крест и страшная Голгофа, ещё не умывает руки Пилат и не кричат в толпе «Отпусти нам Варавву. ». Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.
Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты.
Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Душевное потрясение, отчаяние, страх и одиночество достигают здесь трагического подъема такой могучей духовной силы, что вызывают драматические отзвуки в природе – бурные тучи и потоки дождя проходят над землей, небо и земля приходят в колебание, горный замок с прямоугольной черной башней на заднем плане, слева, кажется колеблющимся. Любовь привела его сюда. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Пока же – мать укачивает дитя и в этот конкретный момент нет ничего важнее. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.
В нем не только материнское отношение к глубоко спящему справа младенцу любовь, озабоченность, умиленность. Но мы удивляемся не чуду, а тому, что там, где оно ожидается, шествие останавливается, в то время как никакого чуда не происходит. И, однако, это не смирение, не безропотная покорность судьбе, это только глубокое понимание жизни, такое, какая она есть. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Взгляд скользит поверх него. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Внизу слева, на первом плане, тихо преклонили колени и наклонили головы погруженные в печальную тень Мария и Иосиф, фигура которого срезана краем изображения. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.
Она отдалась ему и зачала. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Картина пронизана радостью жизни— это феерический, сказочный мир.
В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь".
Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.
Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров).
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.
Кассель. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7. Удивительна ее судьба. Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. На этом полотне молодой Рембрандт, безумно влюбленный в юную жену, рисует ее простувате лица, освещая его своим вдохновением. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Заказов становилось все меньше. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).
Но внешне он совершенно спокоен. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. На нем дымится жертва.
В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста.
Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Он является смыслом жизни для матери. 175, 5 x 210, 5 см. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Смерть Рембрандта была очень печальной. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. То же сверкает в уголках глаз. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Художник прибегает к диагональной композиции. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.
В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. На протяжении 1640-х гг.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Дела шли все хуже. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Очертания интерьера – прямоугольный камин справа, уходящая недалеко в глубину левая стена с дверью, большие яркие квадратные плиты каменного пола имитируемые трапециями с точкой схода на правом крае изображения, – все эти очертания деталей интерьера показаны легкими, тонкими, как бы дрожащими, порой прерывающимися прямыми штрихами, растворяющими объем человеческой фигуры, подобно тому, как мысли и чувства старика растворяются во взволнованной напряженности его трепетного ожидания. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Позади к нему склонился очень молодой белокурый ангел, в белой, сияющей, широкой, ниспадающей до земли одежде. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Таким образом, центральный световой акцент картины— озаренное любовью к мужу лицо женщины. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Младенец стал старше.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Холст, масло. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве.
Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627).
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Скоро гроза пойдет и здесь. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. «Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент, не отдающий ни святостью, н будущими муками. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Он, наклонившись вперед, почти не может идти и кажется, что сейчас он выронит из дрожащей левой руки тонкий посох, на который он пытается опереться. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.
Лицо каждого героя его полотен словно живое. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. А что же случилось с Гертье Диркс.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Господня».
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной.