Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.
Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Это тень ее плеч и головы. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Картина выполнена по заказу одного флорентийского патриция.
Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. В этом лице – удивительная мягкость и нежность. С утра он даже не успел переменить костюм – после многих усилий ему удалось, наконец, заклинание. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.
Все обсуждения и сомнения сосредоточились вокруг даты создания Святого Семейства. может считаться одним из шедевров художника, который представляет абсолютное соединение самых существенных составных частей искусства: композиции, рисунка, колорита, высокого стиля, – красоты форм Рафаэля, благородства и точности рисунка Микеланджело, грации (приятности) Корреджо, колорита венецианской школы» (Galerie A. Stroganoff 1807). Guidebook 1995, р. 96-97 ill.
Между затененным силуэтом Юноны и ярко освещенным жертвенником стоит жрец в широкой ниспадающей до ног одежде и высоком тюрбане, сжимающий в обеих руках тонкий и высокий посох – все эти предметы есть не что иное, как фантастически преобразованные на восточный лад принадлежности христианского епископа. Кто ощущал пробирающую по коже дрожь перед сырым и холодным ветром и плотно запахивал плащ, будет долго переживать чарующую силу этого рембрандтовского ландшафта. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. ГМИИ 1948, с. 12-13 Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. Он старается умерить силу ударов своего топора.
80 Markova 2002, I, с. 106-109, N. 50. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Его образ полон глубокой внутренней значительности. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Люди Рембрандта полны готовности следовать тяготеющему над ними предопределению, но в них велико также сознание собственного достоинства.
Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток.
Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Это сплошные луга, обширные и ровные, тянущиеся до самого горизонта, разрезанные ровными полосками каналов цвета нержавеющей стали, окаймленных низким кустарником.
В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Веронский художник Карло Феррари в Каталоге Музея того времени оценивает картину в 5 тысяч лир (самая высокая стоимость) и пишет: «Это полотно зрелого Мантеньи, когда он писал под влиянием Беллини.
И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. 10 Кат. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Но в то же время, это вполне возможное событие, так как их матери были родственницами. Основным поводом к претензиям служит тот факт, что Иосиф правой рукой обнимает Марию за плечи, чего, по мнению православных, не могло быть, а если и было, то не должно иметь места на иконе. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.
Младенец стал старше. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.
ГМИИ 1957, с. 18 ил. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Бог создал море, а голландцы – берега.
В 1980-83г. г. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.
Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Как повествуют евангельские сказания, придя последний раз в этот сад, где он имел обыкновение останавливаться, Христос взял с собой трех учеников. В высоту изображение еще меньше, так как линия горизонта поднимается лишь до половины привычной высоты, то есть всего лишь на два сантиметра от нижнего края. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Взгляд скользит поверх него.
Художник прибегает к диагональной композиции. – воспр. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Икона «Святое семейство» является одним из самых распространенных подарков, который привозят из Иерусалима в качестве святыни и в память о паломничестве на Святую землю. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.
Baccheschi 1973, р. ЮЗ, 106 ill. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.
Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. Вечереет первые планы пространства картины погружены в полумрак и только это колеблющееся слева наверху большое пятно далекого света как будто бы движется по полотну – так капризно оно брошено, легко и свободно. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.
Отстраненность на лицах персонажей напоминает работы Пьеро делла Франческо — погружение в размышление. 2 P. E. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Художник оставил нам лишь один экземпляр оттиска с его доски, как высший результат своих экспериментов на бумаге с изображением на ней бесконечного пространства. Скоро гроза пойдет и здесь.
Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Кат. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.
Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм.
Атрибуция традиционная. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. 74 Чекки 1997, с. 72-74 ил. Альбом ГМИИ 1989б, 95 ил.
Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. В принципе, в этом нет ничего плохого.
Природа этого света таинственна и непонятна. Эта светотеневая стихия перевоплощается в эмоциональную атмосферу картины она не только создает настроение тишины, умиротворенного покоя, лирической теплоты и уюта, – с необыкновенной ощутимостью в ней выражены чувства материнской любви и родственной близости.
гравюра М. Иванова здесь и далее – Аньоло Бронзино) Galerie A. Stroganoff 1835, л. 3 Harck 1896, S. 431 Бенуа 1901, с. 170, 176 Schulze 1909, S. XXVI Schulze 1911, S. XXVI Voss 1920, S. 212 Строгановский дворец-музей 1922, с. 10 Lasareff 1923b, S. 251-255, 257, Taf. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро». 4 (Алессандро Аллори) Маркова 1992, с. 168, 169 ил.
Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.
Только маленькие ангелочки с раскинутыми крылышками, спускающиеся сверху слева в полумрак бедной комнаты, служат намеком на то, что перед нами на просто голландское семейство. Но Христос обращается не к этим обеспеченным лицемерам, а к тем, справа от нас, обремененным заботами и духовно нищим. Он видит и понимает многое, очень многое и все, что он видит, вызывает у него лишь скрытую горькую усмешку. На заднем плане изображены фрукты, обычные для Мантеньи зрелого периода (Мадонна делла Виктория, Пала Тривульцио).
Дева Мария изображена с покрывалом неожиданно желтого цвета, что несвойственно иконографии Мадонны. Но зрелый этап его искусства отличают удивительная гибкость в разнообразии приемов, которое он всегда подчиняет смыслу, содержанию раскрываемого образа.
Кат. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров).
Но внешне он совершенно спокоен. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.
Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
В них разлито чувство важности свершающегося, близости чуда, сообщающего каждодневности нечто значительное. Картина «Святое семейство» написана в тот период, когда во Флоренции одновременно трудились Леонардо да Винчи, Микеланжело и Рафаэль. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.
Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Лицо каждого героя его полотен словно живое. В прозрачном ореоле этих светлых фигур из мрака над столом еле вырисовываются таинственные темные кисти рук неведомого существа – вызванного Фаустом духа. ГМИИ 1961, с. 26 ил.
Сначала мы и не обращаем на него никакого внимания его темная фигура растворяется в мягких, тающих отсветах фона – все той же стены, параллельной плоскости картины. Устремленный на нас открытый, доверчивый взгляд Марии позволяет заглянуть в бесконечный мир ее переживаний. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
С другой стороны, сухая игла дает в оттиске более глубокий, то есть более насыщенный краской тон, хотя светотеневые соотношения в самой краске сами по себе отсутствуют – их приходится теперь целиком моделировать разной густоты штриховкой. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. А потому подобные намеки иного ревнителя православной веры могут привести в ярость.
И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.
Все сцены решены как трагические ночные видения, где один лишь свет выражает смысл происходящего. Первоначальная деревянная основа предположительно была составлена в щит из трех досок с вертикальным направлением волокон древесины. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
Такова сила света снаружи. Его именем стали называть Святое Семейство — Мадонна Альтман. По характеру своего письма это греческая икона. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Мы смотрим в пространство с высокой башни или горы, так что все внизу кажется крохотным и как бы сжавшимся.
Литература: Galerie A. Stroganoff 1807, л. 5 (здесь и след. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. Три раза принимался молиться Христос, в то время как его ученики – мы различаем их бледные фигурки на первом плане слева – были объяты сном. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес.
Ближе к нам, справа, под занавесями, обращенная к жертвеннику, чинно восседает покровительница брака богиня Юнона что это именно она, можно догадаться по ее атрибуту – стоящему в ее ногах павлину. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.
Единственное письменное упоминание о том, какими должны быть иконы в православных храмах, – это повеление Стоглавого собора: «Писать, как Андрей Рублев».
Там, далеко-далеко, на склонах пологих зеленых холмов, под ясным южным небом виднеются излюбленные Рембрандтом невиданные, похожие на мавританские, дворцы из светлого камня, с гордыми башнями, зубчатыми стенами и зияющими арочными проемами. И де Йонге поражает нас тонкостью душевной организации его нервная восприимчивость почти болезненна. Гренберг, Писарева 1991, с. 1-6 Маркова 1991, с. 23 Lecchini Giovannoni 1991, p. 216, cat. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Он сидит на скамейке за столом перед расположенным за его головой квадратным окном, несколько сдвинутым также вправо от главной вертикали изображения. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Основной коричневый тон картины отдает лиловым и красным, мягким, светлеющим кверху туманом, окутывая превосходно написанных лошадей и человеческие фигуры.
были восстановлены две группы ангелов в верхней части картины, ранее они были закрашены. Глаза Девы Марии опущены, взгляд направлен вниз (где могли быть размещены донаторы-заказчики картины. ), она погружена в свои мысли, двое Святых смотрят в разные стороны. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". У нее простое, миловидное, слегка затененное справа лицо, волосы расчесаны назад на прямой пробор и повязаны светлой тканью. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Альбом ГМИИ 1966, 13 ил. Путеводитель ГМИИ 1964, с. 70-71 ил.
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Демская 1979, с. 116-117, Путеводитель ГМИИ 1980, с. 26-27 ил. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Такую же роль играет и упомянутый образ, если, конечно, данная конкретная икона «Святое семейство» – православная.
Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.
На нем дымится жертва. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Критики обращают огромное внимание на светотени.
В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе. Как мы знаем, в годы Второй Мировой войны по особому распоряжению гитлеровского правительства художественные ценности галереи, в том числе "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Автопортрет Рембрандта с Саскией" и другие были вывезены и спрятаны в нескольких тайниках, абсолютно непригодных для хранения живописи. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
McCorquodale 1981, p. 115, pl. Мастерски подобранный Рембрандтом коричневато-оливковый фон гораздо темнее освещенных частей натуры, но светлее теневых участков его полумрак освещают бесчисленные, переходящие друг в друга и угасающие рефлексы. Мы видим нежную привязанность и близость матери и сына по объятиям. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.
То же сверкает в уголках глаз. И всюду, как еще одного невидимого, но важнейшего участника сцены, мы ощущаем присутствие драматической эмоции, чувство страха, ужаса смерти исключительности происходящего, которая придает каждой сцене характер чрезвычайной значительности, необычности, что вместе с поразительными контрастами света и тени предельно усиливает напряженность душевной атмосферы. Он просил за них сто гульденов. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. В легком наклоне массивной головы направо от зрителя опять чувствуется напряжение – и снова оно сдерживается силой исходящей, как кажется, от мощного затылка.
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Все эти потоки не очень яркого света, как бы пересекаясь в пространстве и падая на различно повернутые к ним поверхности фигур и предметов иногда накладываясь и усиливая друг друга, превращают светотень в чудо. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Так подобраны позы людей и красочные тона картины, что от неё веет умиротворённостью и спокойствием. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Удивительна ее судьба.
Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии.
написал.
Икона «Святое семейство» – православная по своей сути, как передающая истину о факте биографии Христа, о его воплощении и жизни в человеческой семье. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Рассматриваемые вблизи, они складываются в целостный оптический образ искрящийся и переливающийся благодаря неровным слоям краски, подобно драгоценным каменьям.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. По своей композиции она представляет собой изображение в детском возрасте Иисуса Христа, позади которого стоят его мать Мария и отец (как считают верующие – мнимый) Иосиф.
Вся группа вырисовывается на фоне светлого пейзажа. Сочетания теплых тонов – красно-желтых, глубокого коричнево-черного, оживленных мягким светом – вот основа, на которой отныне зиждется все цветовое построение картин Рембрандта.
Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Это светлое пятно окна и сверкающий диск в его нижней части, несколько правее центра гравюры, настолько ослепительны, что все окружающее воспринимается неясно, расплывчато, без четких контуров и твердых объемов, как в сновидении. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.
Прямо за ней, на дальнем плане, отец, плотник Иосиф, почти растворившись в полумраке комнаты, занят неспешной работой у верстака. Икона также, к сведению не в меру вспыльчивых христиан, не символична во всех своих частях. Борода подстрижена характерно, залихватски.
Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Действие происходит ночью в темной спальне. Приходится слышать доводы о том, что, как и любой образ икона «Святое семейство» символична, а обнимание Иосифом Марии может выступать только символом их супружеской близости, факт чего православная догматика, как и католическая, категорически отрицает.
В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. 74 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 168 ил. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. В этом отношении характерна возвышающаяся фигура на заднем плане – это изображенный в профиль Иосиф, нагнувшийся вправо.
Игру физиономии, которая в один миг озаряет всю историю души и которую один Шекспир видел с такой же непостижимой ясностью. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.
Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Кепи сидит несколько набекрень. Cecchi 1996, p. 73, ill. Пейзажные офорты Рембрандта поражают своей близостью с искусством нового времени, по суммарности восприятия они во многом предвосхищают произведения пейзажистов девятнадцатого века, в первую очередь, Шарля Добиньи, годы жизни 1817-1878-ой и импрессионистов, заявивших о себе в 1874-ом году. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. по: Чекки 1997, с. 74).
ГМИИ 1995, с. 86-87 ил. – Вазари 1971, V, с. 499 Vasari-Milanesi 1881, VII, p. 601). Эта икона пробуждает чувство тепла, домашней заботы, любви и понимания.
В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. ГМИИ 1986, с. 34 ил. 106, Abb. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
78 Antonova 1982, р. 64-65, 24 ill. По Библии они встретились, когда Иоанн крестил Христа.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Поднимая взгляд от основания офорта к этой точке, пройдя между пышными деревьями через горизонтальную полоску тени дерева справа, мы всматриваемся в кажущуюся бесконечной даль окрест точки схода и ничего не можем различить, кроме неясных очертаний каких-то построек и кажущейся крошкой далекой колоколенки. (здесь и далее – Бронзино) Grenberg, Pissareva, Kireeva 1992, S. 180-184 Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 98 ил. Рядом с Марией слева — Святой Джузеппе, справа — Святая, может быть, это Мария Магдалина. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога.
В каждой черточке, каждом не всем заметном штришке великий мастер своего дела пытался донести до остальных человеческие тревоги и переживания. 3, fig. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень.
Встреча Христа и Иоанна в детстве не соответствует Библии. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров).
Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Слева на заднем плане высокая гора поднимается в заоблачную высь, упираясь в верхний край изображения. Таким образом, в произведениях конца сороковых годов, насыщенных самой красочной и самой контрастной светотенью, полных энергии и успокоенности, художник ставит перед собой ряд ответственных живописных и сюжетно-психологических задач, которые разрешает в изумительной гармонии тематической и образной формы. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа.
Любовь привела его сюда.
В этой связи справедливо замечание Чекки (Cecchi 1996), который писал, что картина для Карло Герарди «уже давно и единодушно отождествляется со Святым Семейством Строганова из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хотя и неизвестно, на каком основании» (цит. Рембрандт продолжает здесь традицию изображения евангельской сцены в жанровом, то есть бытовом плане.
Но пылающие блики, фосфоресцирующие переливы, бегающие языки пламени, – весь мощный ритм света, торжественно поднимающегося вверх от седой головы пророка, магически трепеща на полосатом нагруднике и громадном тюрбане стоящего к нам лицом главного первосвященника, погруженного во тьму и тревожно вспыхивая на металлическом султане его великанского посоха, который он держит, распахнув верхнее священническое одеяние, в правой руке – все это создает ощущение идущего из глубины внутреннего горения, наполняет заполненную мраком сцену потаенным и непрерывным движением. Поток людей кажется бесконечным.
К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Итак, перед нами – Голландия. После нескольких перепродаж в 1912 году Святое Семейство купил Бенджамин Альтман, крторый спустя год завещал свою коллекцию Музею в Нью Йорке.
В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Архитектурные комплексы на заднем плане тоже образуют треугольные контуры. Альбом ГМИИ 1981, 28 ил. Слетевший к Иисусу ангел, опустившись на одно колено, нежно подхватывает Бога-сына под руки, сложенные в молитве и шепчет ему слова утешения.
Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Кат.