том II), но она содержит много восточных элементов и мотивов. выше) путем продолжения колоннады разные стороны. Членение пространства сильно отличается в мечети Скаты от византийских зданий. При движении по залу образуются правильные ряды подпор по основным осям и по диагоналям, которые не столько уводят зрителя вглубь, сколько дают ему понять, что в расположении пространственных знаков господствует строгий порядок.
В мединской мусалле Мухаммед ввёл в обычай втыкать в землю копьё («аназа») для указания направления молитвы позднее эта традиция привела к появлению михраба. Мечеть не имеет объекта ритуального поклонения (алтаря, статуи иконы). Результат этой переработки – Большая мечеть в Кордове и другие аналогичные сооружения – очень похож по общему принципу архитектурного типа и стиля на персидский двор дворцовый тронный зал эпохи Ахеменидов.
Здесь на стенах и сводчатом потолке сохранилась изящная декоративная штукатурка. С XIIв., после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды). Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Кордовская мечеть — абсолютно особый вариант ставшей к тому времени уже традиционной в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети. Стиль Альгамбры лучше всего изучать в Львином дворе (рис. Как пятна клиньев бесконечно размножаются и равномерно распределены по пространству мечети, так и колонны идут во все стороны бесконечными рядами.
рис. вкл., рис. Особое восхищение вызывает соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Аналогичный характер имели уже дома в Древнем Вавилоне.
Сейчас внизу расположены несколько торговых лавочек и мастерских. Создается скорее впечатление децентрализации и распыления от зрителя во все стороны.
268) и примыкающем к нему Зале судебных заседаний (рис. (Сравните эти устремленные вверх бестелесные струйки с тяжелыми ниспадающими массами воды в фонтанах барокко выражающих, подобно архитектурным формам барокко, живописное движение тяжелых масс. ) Круглые выемки в полу принимают в себя воду фонтанов по длинным узким желобам вода стекает к центральному водоему, связанному с главным фонтаном В Альгамбре система фонтанов захватывает и расположенные вокруг двора внутренние помещения, которые, таким образом, еще теснее связываются с двором. Внутри мечети в Кордове пространство господствует над материальными частями здания.
Наружный вид мечети Скалы тоже сильно отличается от византийских зданий (в мечети Скалы, как и во многих других ранних мусульманских памятниках, трудно отличить первоначальные части от последующих добавлений). 257) и – одно из самых замечательных произведений мировой архитектуры – мечеть в Кордове.
Композиция Мечети Пророка, сложившаяся к середине VII века, стала отправной точкой в развитии соборной мечети колонного или арабского, типа. 270). В новых городах Ирака (Басра, Куфа) и Египта (Фустат), обычно выраставших из арабского военного лагеря, молитвенные обряды поначалу совершались на площадке, ограниченной размеченными на земле контурами. После организации пророком Мухаммедом в 623-624 годах Мусаллы Двух праздников близ Медины местом проведения массовых молитвенных обрядов в дни годовых празднеств (Жертвоприношения и Разговенья) стала мусалла (место моления, от арабского «салат» – молитва термин вошёл в употребление в доисламской Аравии в значении площадки для совершения молитвенного обряда под открытым небом). В противоположность резко ограниченной комнате-коробке дома Ренессанса (см.
Через большое количество окон в наружных стенах (что тоже заимствовано из Византии – см. Структура арок в малом виде отражает архитектурную композицию всего зала. В Коране этим словом обозначается место поклонения, неопределённое (9:18 72:18) или заповедное – «харам аль-масджид» (2:144/149, 187/191, 192/196 по общему мнению, Кааба с окружающим священным участком) в отдельных случаях – доисламская постройка: святая гробница (18:20/21) или святилище единого Бога (2:108/114 22:41/40). Художественный образ мечети в Кордове очень сложен.
Изнутри купол опирается на четыре массивных устоя, облицованные мрамором. Все колонны абсолютно равны друг другу. Мусульманская архитектура является непосредственньм продолжением персидской архитектуры. В этой композиции поражает сказочная нереальность форм.
В расположении подпор двух рядов арочных пролетов обхода три колонны первого от купола ряда соответствуют двум колоннам следующего ряда, так что зритель из подкупольного пространства видит две колоннады, расположенные в шахматном порядке, что создает впечатление орнаментального движения (аркада «вперебежку»). Как арки разбиты на распыленные в пространстве темные клинья (светлые пятна между ними воспринимаются как «паузы» и приравниваются в общем впечатлении, которое производит внутренность мечети, к пространству), так материальная часть архитектурного целого разбита на большое количество колонн, в которых материя распылена в пространственной среде внутренности здания. Колонная мечеть — первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры.
По сообщению Ибн Сада, биографа Мухаммеда, собственно мечетью служил примыкавший к дому с запада просторный двор, окружённый 7-метровой сырцовой стеной на каменном фундаменте, с 3 входами на северной (в направлении к Иерусалиму), а затем и на южной, обращённой к Мекке стороне были созданы зоны тени – навесы из скреплённых глиной пальмовых листьев, положенных на стволы пальм. Ряд основных памятников позволяет проследить ее развитие и сложение. Византийское зодчество не было исходным пунктом развития архитектурно-художественных принципов зодчества ислама, а только влияло на него. На самом деле впечатление получается как раз обратное. Нет подчинения одних форм другим.
Прямоугольный объем каждого фасада во всю ширину и высоту занимает стрельчатая арка перспективного портала, который изнутри прорезан нишами такой же стрельчатой формы. 2. Деревянный купол мечети Скаты (рис. Наружный и внутренний вид перечисленных зданий очень напоминает византийские здания.
Арки занимают по вертикали больше пространства, чем колонны (это напоминает отношение подпор и кровель в наружном виде китайского здания). (рис. Этот архитектурный образ еще усложняется фонтанами, которые находятся между колоннами в двух выступах колоннады во двор (и в других местах) и оформлены в виде тонких и высоких струек, по своим пропорциям сходных с колонками и даже еще значительно более тонких и вытянутых вверх. По ней стелется роскошный opнамент из гвоздик, роз, лилий, тюльпанов (см. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.
Колонны мечети в Кордове не только по своей форме (ствол, капитель и арка) восходят к византийскому, римскому и греческому зодчеству, но они в значительной своей части представляют собой архитектурные фрагменты извлеченные из христианских церквей. Пространство воспринимается по пересекающим друг друга занавесам. Эта подвижность еще умножена полосатой разделкой арок. Главная (или единственная) джами (джума) города получала статус Большой мечети. Архитектура ранних культовых зданий была предельно проста и функциональна. Тип колонной мечети получил классическое выражение в IX-X веках.
Достаточно рассмотреть Большую мечеть в Самарре, в Сирии, 846–852 гг. В мечети Скаты белые клинья шире черных. Они напоминают и предвосхищают более поздние мусульманские покрытия из сталактитов. Эта подвижность еще умножена полосатой разделкой арок.
Кордова. Эти принципы получают дальнейшее развитие в последующих памятниках зодчества ислама. Главный зал ХусеирАмра обнаруживает специфически мусульманские особенности.
Результат этой переработки — Большая мечеть в Кордове и другие аналогичные сооружения — очень похож по общему принципу архитектурного типа и стиля на персидский двор дворцовый тронный зал эпохи Ахеменидов. Создается скорее впечатление децентрализации и распыления от зрителя во все стороны. том II), прототипами ЭльАкса и мечети в Дамаске – базилика. Главный зал дворца имеет форму базиликального здания, оканчивающегося помещением в виде трилистника. Колонки Львиного двора разрастаются наверху в сложную систему дематериализованных форм.
В завоёванных арабами городах Палестины, Сирии, Андалусии первые мечети устраивались в любых существующих зданиях (например, в Халебе в помещении городских ворот) или на площадях, позднее перестраивались из христианских церквей или возводились заново с частичным использованием древних построек. Пол выложен мрамором, а стены покрывают орнаменты из ярких кусочков эмали. Динамика особенно сильна в верхних частях зала.
В ХV в. их венчали ребристые, похожие на почку цветка купола на мощных цилиндрах. На светлом фоне этих пролетов резким силуэтом вырисовывается композиция арок «вперебежку». вкл., рис. над исламской святыней – Скалой, почитаемой как место, откуда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был вознесён в небеса. Колонны равномерно распространяются во все стороны. том II) и, как этот последний, представляет собой целый город.
С развитием мусульманской обрядности слово «масджид» закрепилось за зданием для ежедневной 5-кратной ритуальной молитвы, любым молельным помещением, молитвенным ковром или циновкой. Эта форма заимствована из византийской архитектуры (см.
е. еще глубже – эллинистическоримсковизантийская базиликальная архитектурная композиция). Каждая ячейка состоит из двора, к которому примыкает зал. 274) (1258 г. ) показывает, что мусульманская дематериализация была не менее ярко выражена в архитектуре сельджуков, чем в зодчестве других групп архитектуры ислама. Большая мечеть в Кордове (рис. 258 и 259) является очень типичным примером мусульманской колонной мечети и вместе с тем ярко выраженным индивидуальным произведением очень высокого качества. Все это еще больше усиливает господство пространства над массами.
Особенно характерна мелочная динамика орнамента, сплошь покрывающего стены внутри. том III).
261) (660–750) – один из самых древних. сооружено основное ядро, расширенное в 833–848гг., в 961–976гг. Арки господствуют. Колонны не образуют групп, нет даже ни малейшей тенденции к группировке колонн. Мечеть в Кордове похожа снаружи на большой двор, обнесенный стеной (она и на самом деле является им) или на крепость типа Мшатта (см.
Нужно себе представить роскошную первоначальную внутреннюю отделку: стены были покрыты мраморной инкрустацией, а купол – мозаикой изображавшей целые города и разнообразного вида деревья. Достаточно рассмотреть Большую мечеть в Самарре, в Сирии, 846–852гг. Однако весь ход развития архитектуры в лоне исламской цивилизации показывает, что эти слова Пророка (мир ему и благословение) не отрицали строительную деятельность, а поощряли единоверцев к использованию того, что уже существовало. выше) путем продолжения колоннады разные стороны.
В классическом периптере колонна является образом индивидуальности. Важна композиция света.
Первое монументальное сооружение мусульман было возведено в Иерусалиме в 687-691 гг. В мечети Омейядов купол не является центром архитектурной композиции. «Масджид» в значении места поклонения происходит предположительно от арамейского msgd (зафиксировано в «элефантинских папирусах» V века до н. э. и набатейских надписях) в лексику доисламских арабов-бедуинов термин вошёл на том этапе, когда «палатка племени», маджлис (место собрания и совета), стала и племенным святилищем. В мечети в Кордове наблюдается дальнейшее развитие принципа дематериализации.
Колонны мечети в Кордове не только по своей форме (ствол, капитель и арка) восходят к византийскому, римскому и греческому зодчеству, но они в значительной своей части представляют собой архитектурные фрагменты извлеченные из христианских церквей. ниже). Внутренний вид мечети очень характерен. Линии границ между темными и светлыми квадрами вносят радиальное членение арки, которое абсолютно разбивает непрерывность линии арки.
(рис. 254 и 255), мечеть Ибн-Тулуна в Каире, 876–879гг. ТшифтМинар в Эрзеруме XII века (здание перестраивалось в XIV веке) является ранним примером медресе, т. е. духовной школы. Дальнейшая эволюция состояла в том, что стало расти количество нефов крытого зала. цв. Динамика арок усиливается благодаря контрасту с более спокойными колоннами.
Действительно, крытое помещение мечети расширяли в течение ряда строительных периодов (см. VIII–X вв. Мечеть Гунбад имеет необычайно толстые стены, напоминающие крепостные. сооружено основное ядро, расширенное в 833–848 гг., в 961–976 гг.
В формировании мечети колонного типа важнейшая роль принадлежит мечети Омейядов в Дамаске, мечети Аль-Акса в Иерусалиме и Мечети Пророка в Медине (707-709 годы), в которой впервые появились такие отличительные элементы соборной мечети, как михраб, минбар, купол и минарет. том II и III). Капители колонн были позолочены.
256 ср. Порталы соединены с минаретами по обоим углам короткими, низкими массивами. 269). цв.
главу о китайской архитектуре). 250) объединяет мечеть Скалы 691 г. (перестраивалась в 1022 г. ), приблизительно современную ей мечеть Цепи и мечеть ЭльАкса, построенную еще в 702 г., но уже разрушенную в 770 г. и с тех пор многократно перестраивавшуюся. Маленький дворец в ХусеирАмра эпохи Омейядов (рис. На востоке исламского мира в ХI–ХII вв.
Даже розетки сплошь покрыты резьбой.
том II), которые до неузнаваемости усложнены и переработаны в мусульманские сталактиты. Они четко выделяются на фоне южной стены, сказочно сияющей пестрым мозаичным узором. (рис. 256 ср. В конце VII – начале VIII веков к характеристикам Большой мечети добавились максура (участок вокруг михраба и минбара, отделённый от молитвенного зала передвижной деревянной решёткой или стационарной оградой для защиты главы общины от нападения) и Байт аль-Мал («Дом имущества», казнохранилище во дворе мечети например, в Больших мечетях Куфы, Дамаска, Халеба).
на Среднем Востоке оформляли фасады культовых, мемориальных и общественных сооружений. Молитвенная ниша (михраб) ЛорандаМесджид в Конии (рис. Все колонны абсолютно равны друг другу. Индивидуальность колонны растворяется и распыляется в целом.
Изящные нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды. В возведенных в 660-х годах на юге Ирака в Басре и Куфе стационарных Больших мечетях (Джами аль-Кабир) открытый квадратный двор был окружен зоной тени – галереями на столбах или колоннах, несущих плоскую кровлю. Своды и стены выложены белоснежной глазурованной плиткой. Восходящая к плану буддийских монастырей (по В. В. Архитекторами Османской империи, которые отказались от усвоенных культовым зодчеством Конийского (Румского) султаната вариантов колонной и айванной мечети и обратились к опыту византийского и армянского храмового зодчества, был разработан так называемый турецкий (османский) тип центрально-купольной мечети идеально отвечающий задачам прославления власти султана «как тени Бога на земле». Но особенно важно, что внутренняя высота стен мечети в Кордове незначительна по сравнению с огромной протяженностью зала.
Это проявляется в мечети в Кордове, например, в форме арок. 252 и 253) на базиликальной основе создан прототип колонных мечетей последующего времени.
Индивидуальность колонны растворяется и распыляется в целом. Этим стена дематериализуется и растворяется сверху, сливаясь с её пространством. Резко контрастирующие друг с другом клинья арок разлагают тело арки на минимальные (по сравнению со всей внутренностью мечети) материальные частички, распыленные по пространственной среде крытого зала. Они напоминают и предвосхищают более поздние мусульманские покрытия из сталактитов. Стационарные постройки впервые появились в 660-х годах (Большие мечети Басры и Куфы) и представляли собой ранние варианты колонной мечети: квадратный или прямоугольный двор, обстроенный по периметру галереями с плоскими балочными перекрытиями на столбах или колоннах на обращённой к Мекке стороне опоры, поставленные в 5 или более рядов, создавали глубокую зону тени – молитвенный зал. Большая площадь ХарамэльШериф в Иерусалиме (рис.
86).
84). Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Но в Альгамбре легко выделить отдельные ячейки из которых составлен дворец. Аналогичный характер имели уже дома в Древнем Вавилоне.
Крезуэлла, повторила схему доисламского жилища вождя племени. Что ж, давайте откроем для себя удивительный мир исламской архитектуры. До 622 года мусульмане молились, предположительно обратившись на восток, после переселения в Медину в первые 16-17 месяцев молящиеся обращались на север, к Дому Святыни – Байт-аль-Мукаддас или аль-Кудс (Иерусалим) с 624 года у мусульман была введена священная ориентация на древнюю арабскую святыню – Каабу в Мекке.
Доминирует мотив арок, огромное количество которых создает самые разнообразные пересечения, наполняющие сложным и запутанным мелочным движением, скорее даже дробной подвижностью измельченных форм, верхнюю часть пространства мечети. В пределах всей ленты не оставлено ни одного свободного от орнамента куска. 79).
Как арки разбиты на распыленные в пространстве темные клинья (светлые пятна между ними воспринимаются как «паузы» и приравниваются в общем впечатлении, которое производит внутренность мечети, к пространству), так материальная часть архитектурного целого разбита на большое количество колонн, в которых материя распылена в пространственной среде внутренности здания.
(Эта ячейка в несколько видоизмененном виде легла и в основу колонной мечети. ) В пределах каждой отдельной ячейки Альгамбры господствует симметрия, которая, однако, не простирается на композицию всего здания в целом. Особенно интересны покрытия куполов, расположенных рядом друг с другом в количестве трех перед молитвенной нишей и этим несколько выделяющих находящееся под ними пространство, предназначенное для привилегированных лип (рис. 260). и в последний раз в 987–990гг., двор окончательно оформлен в 957г. (Построена в течение нескольких строительных периодов: в 786–796 гг. Открытые Мечети – мусалла, намазга или намазгах (персидское – место молитвы) идгах (от «ид» – праздник, «гах» – место Афганистан, Пакистан, Индия), рассчитанные на сбор всей общины города, обычно занимали участок за городскими воротами и представляли собой квадратную или прямоугольную площадь или платформу, посыпанную песком или гравием в сложившемся виде имели стену с михрабом на стороне киблы – священной ориентации, переносной (реже стационарный) минбар – кафедру для чтения проповеди и/или дикку (платформа для муэдзина, передающего задним рядам молящихся действия имама) иногда – минарет. Резко контрастирующие друг с другом клинья арок разлагают тело арки на минимальные (по сравнению со всей внутренностью мечети) материальные частички, распыленные по пространственной среде крытого зала.
Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Действительно, крытое помещение мечети расширяли в течение ряда строительных периодов (см. Огромный дворец восходит по своему типу к дворцу Диоклетиана в Спалато (см. рис. Правда, до известной степени сохраняется дифференциация орнаментации на цокольную часть и собственно стену (что восходит к грекоримской архитектуре).
Стиль этой декорации – мусульманский.
Типичны арки, разбитые на светлые и темные клинья, резко контрастирующие друг с другом. Такое же сияние струится из небольшого купола, cocтoящего из ceгмeнтoв, наподобие зонтика.
вкл., рис. В противоположность резко ограниченной комнатекоробке дома Ренессанса (см.
В мечети иранского типа функцию молитвенного зала приобрёл возведённый на стороне священной ориентации так называемый айван киблы (медресе-мечеть Султана Хасана в Каире, 1356-1363 годы) или развивающее форму чартака монументальное здание с куполом и входным айваном внутри парадной портальной рамы – пештака (мечети Биби-Ханым в Самарканде, 1405 год, Калян в Бухаре, XV-XVI века). Здание для коллективной молитвы получило название соборной (джами) или пятничной (джума) мечети. В Арабский халифат входили земли Ближнегo Востока, Магриба (Ливия, Тунис, Алжир), Средней Азии, Закавказья и Испании. Стоило любому жителю завоеванной стpaны публично произнести «Нет Бога, кроме Аллаха и Myxaммед пророк eгo», как он тотчас становился равным в правах своему завоевателю.
(Построена в течение нескольких строительных периодов: в 786–796гг. В создании наружного облика такой мечети главная роль отводилась выразительному кубовидному объёму молитвенного зала с вознесённым над «горой» полукуполов огромным шлемовидным центральным куполом и «почётным караулом» возведённых по углам мощных копьевидных минаретов. Понятие «мечеть», собирательное в европейских языках, в лингвистическом многообразии исламского мира распадается на разные, не всегда синонимичные варианты, описывающие сооружения, различающиеся как по назначению, так и по архитектурной форме. В основанных на юге Ирака городах-лагерях первые мечети, по выражению историка IX в. аль-Балазури, были «нарисованными».
Структура арок в малом виде отражает архитектурную композицию всего зала. Декорацию довершает выложенная светоносной яшмой и мрамором ниша михраба. Дальнейшая эволюция состояла в том, что стало расти количество нефов крытого зала.
Арки занимают по вертикали больше пространства, чем колонны (это напоминает отношение подпор и кровель в наружном виде китайского здания). Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. Мечеть в Кордове похожа снаружи на большой двор, обнесенный стеной (она и на самом деле является им) или на крепость типа Мшатта (см. Колонны не образуют групп, нет даже ни малейшей тенденции к группировке колонн.
Архитектор Альгамбры предельно развивает принцип дематериализации. том II) льется много света, сильно освещающего пролеты более отдаленной аркады. Образцом для устройства соборных мечетей послужил дом Мухаммада (мир ему и благословение) в Медине, двор которого при жизни Пророка (мир ему и благословение) использовался для коллективных молений, а после его смерти был преобразован в Мечеть Пророка (мир ему и благословение).
Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)45. Находясь в середине мечети, зритель даже вовсе не видит стены. Призрачный свет coтен красных, синих, желтых масляных ламп, свисающих с потолка и преображенный свет, проникающий через разноцветные витражные окна, только усиливают эффект неземной райской красоты. В соответствии с эзотерическими представлениями мусульман о явном (захир – доступном) и потаенном (батын – недоступном непосвященному) мире, в исламском зодчестве получил развитие принцип «скрытой архитектуры»: неприглядные глухие фасады защищают от постороннего взгляда разнообразно оформленные помещения, открытые во внутренний двор с фонтаном, водоемом, цветущей зеленью.
В первые века ислама соборная мечеть нередко исполняла также функции духовной школы, богословского центра, приюта паломников или суфиев, места погребения основателя (мечети-университеты – аль-Карауин в Фесе, середина IX века, аль-Азхар в Каире, 970-972 годы). Архитектурные типы мечети складывались параллельно с формированием мусульманского образа жизни, в котором важнейшее значение приобрела еженедельная совместная молитва верующих и проповедь главы общины в «день сбора» – пятницу. еще глубже — эллинистическо-римско-византийская базиликальная архитектурная композиция). От наружных оград частных домов стены мечети в Кордове отличаются только своей вытянутостью по поверхности земли.
Колонки необычайно тонки, таковы же и бросаемые ими тени. 267). Но нереальный характер архитектурных форм господствует, а предельно усложненные комбинации линий и пятен превращаются в средство дематериализации. отверстиям византийских базилик – см. Это проявляется в мечети в Кордове, например, в форме арок.
В мечети в Кордове наблюдается дальнейшее развитие принципа дематериализации. Для ответа используйте иллюстрации из задания З0 в рабочей тетради. Этот величественный восьмигранник с огромным золотым куполом — Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») – ознаменовал начало эры исламского зодчества. Большая мечеть в Кордове (рис. Находясь в середине мечети, зритель даже вовсе не видит стены. «Земля, – говорил Пророк (мир ему и благословение), – была сотворена для меня как место поклонения (масджид) и место чистоты и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». Колонн так много, занимаемое и отмечаемое ими пространство так велико, что зритель видит перед собой почти только пространство, он может долго идти по всем направлениям, не встречая преграды и только после очень длительного движения по внутренности здания (движения глазами или действительного передвижения) он наталкивается на преграду — стену, кажущуюся ему ничтожной, по сравнению с огромными пространствами.
том III). цв. вкл., рис. Основные принципы структуры мусульманского соборного здания определились в Медине, в процессе организации в 622 году и позднее места коллективных молений при Доме Мухаммеда (позднее Мечеть Пророка), планировка которого, по мнению английского учёного К. А. К. Вписанный в прямоугольник общей ограды мечети двор с фонтаном для омовений (нередко в виде купольного павильона) отделялся от молитвенного зала перекрытой куполами аркадной галереей с уподобленным михрабу пирамидальным сводчатым порталом, превратившись в подобие вестибюля.
Мечеть Омейядов. Колонная мечеть – первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры.
В архитектуре, которую философ аль-Фараби (872-950 гг. ) относил к «науке искусных приемов», этот принцип открыл путь широкому использованию достижений, опыта и традиций завоеванных цивилизаций, что способствовало быстрому овладению мастерством, успешному развитию инженерной мысли и развитию нового строительного искусства, которое отвечало идеям Ислама и удовлетворяло потребности все разрастающейся религиозной общины. Формы производят впечатление иррационального, динамической, дематериализованной среды.
Однако архитектура мечети подчинена строгой, почти математически четкой логике. Все это еще больше усиливает господство пространства над массами. Со временем сложились такие специфически мусульманские архитектурные типы, как медресе (духовная школа или теологический университет), маристан (благотворительный госпиталь), ханака, завия, такия-текке (суфийские обители, странноприимные дома), мазар-мавзолей или культовый комплекс над могилой наделенного ореолом святости мусульманского богослова, наставника или мученика-шахида. С эпохи Тимуридов (1370-1507 годы) на Востоке исламского мира пештак с айваном, украшенным внутри сводом со сталактитами и многоцветным ковром из расписной и наборной керамики, стал обязательным и универсальным оформлением любого монументального здания с айванной композицией. Внимание зрителя отвлекается от отдельной подпоры и переносится на математическую правильность общего расположения колонн.
В Басре в 635 г. верующие молились внутри квадратного участка, обведенного плетнем. Внутри мечети в Кордове пространство господствует над материальными частями здания. В странах Магриба и в Египте, например в эпоху Фатимидов (X-XII века), противоположную михрабу точку на сакральной оси стал отмечать монументальный портал (Большая мечеть Махдии в Тунисе, около 916 года мечеть аль-Хаким в Каире, 990-1012 годы). Бартольду) или к архитектуре жилого дома в Хорасане (согласно французскому исследователю А. Годару), 4-айванная композиция была воспринята (часто в преобразованном виде) мусульманскими зодчими по всей территории распространения ислама.
С конца XII – начала XIII вв. Основными частями мечети Омейядов, целиком заимствованными из византийских базилик (на месте мечети Омейядов находилась в византийское время церковь Иоанна), являются двор, окруженный портиками и примыкающий к одной стороне двора большой трехнефный зал. Синан, XVI век).
Над арками расположены более мелкие пролеты (они подражают световых. В этой композиции поражает сказочная нереальность форм.
Отсюда наиболее распространенные типы мечетей – колонная и купольная. 260). (рис. 265), датировка которой долго оспаривалась и теперь еще не установлена окончательно. Мусульманская архитектура является непосредственньм продолжением персидской архитектуры. С точки зрения стиля разбираемые ворота отличаются двойственным характером. Границы зала неопределенны: пространство свободно уходит в стороны и вверх.
Колонны равномерно распространяются во все стороны. Лицевая сторона ворот ИндшМинар в Конии (рис. Завия (араб. —угол)— келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах3. Через него можно попасть в центральный зал. Над отделкой внутренности мечети работали мастера из Персии, Индии. Чередование светлых и темных пятен служит при этом основным средством.
В мечети Омейядов в Дамаске (рис. Архитектор старается по возможности ослабить стены и отодвинуть их на задний план. С восточной стороны вход обозначен сводчатыми арками и полу-куполообразными сводами.
Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Этот тип молитвенного здания, широко распространенный в арабских странах, получил название колонной мечети.
колонную мечеть вытеснили здания айванного типа. Утвердилась схема проектирования мечети с соблюдением священной ориентации – киблы по главной оси, отмеченной на противоположных сторонах здания михрабом и минаретом, а также куполом. План Альгамбры отличается асимметрией и неправильностью, напоминая этим критские дворцы.
Арабы заимствовали у побежденных народов культуру, образование и науку. В классическом периптере колонна является образом индивидуальности. В результате описанного развития эллинистическоримсковизантийский базиликальный прототип оказался коренным образом переработанным.
цв. Вопросы и задания1. 254 и 255), мечеть ИбнТулуна в Каире, 876–879 гг.
Пространство зала построено слоями. Колонн так много, занимаемое и отмечаемое ими пространство так велико, что зритель видит перед собой почти только пространство, он может долго идти по всем направлениям, не встречая преграды и только после очень длительного движения по внутренности здания (движения глазами или действительного передвижения) он наталкивается на преграду – стену, кажущуюся ему ничтожной, по сравнению с огромными пространствами. Ряд основных памятников позволяет проследить ее развитие и сложение. Он подобен уголку двора. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон.
83). На Востоке исламского мира – в Иране, Закавказье, Средней Азии – колонную мечеть постепенно вытеснила мечеть айванного или иранского, типа, который в основных чертах сложился к XII веку (Соборная мечеть Исфахана, IX-XX века): его формообразующими элементами стали айван (сводчатый, реже колонный) и чартак (персидское «чахар-так» – четыре арки: 4-арочный купольный павильон), унаследованные от дворцово-храмового зодчества эпохи Парфянского и Сасанидского царств. Первые шаги архитектуры ислама следует изучать в Иерусалиме и Дамаске.
Арки господствуют. ниже). На самом деле впечатление получается как раз обратное.
Колонны как бы «вырастают из земли» созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. Между тем известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл строительство «самой напрасной из вещей, к тому же пожирающей имущество верующего». Архитектор старается по возможности ослабить стены и отодвинуть их на задний план. Северной Африки и Византии.
251) затянут внутри мозаичным ковром, покрытым мелкими лиственными разводами. Верхние части сильно затемненных промежутков между арками погружены в темноту.
Мусульманский рай воплощают мечети – здания для ежедневной молитвы. В соборных мечетях с эпохи халифов Омейядов (661-750 гг. ) начали устанавливать внутри, справа от михраба, лесенку-минбар, стоя на котором имам читал проповедь-хутбу, а снаружи, на противоположной михрабу северной стороне, возводить башню-минарет, откуда муэдзин призывал верующих к молитве. Этим стена дематериализуется и растворяется сверху, сливаясь с её пространством. Наружные световые пролеты показывают, что стены очень тонки. Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением.
том II и III). Динамика арок усиливается благодаря контрасту с более спокойными колоннами. 262–264 ср. Здание состоит из жилых ячеек учеников, помещений для учебы и мавзолея строителя. Ранние мусульмане не видели необходимости в возведении молитвенных зданий.
том III). Зритель видит, что крытое помещение ничем не отделено от двора и уже в силу этого в его представлении создается образ пространства, не требующий непременно ограничения стенами со всех сторон, как мы привыкли это видеть в европейской архитектуре начиная с Ренессанса.