Ж-4521)8910. Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Сейчас майор переступит порог – и все в комнате изменится, будто на волшебной картинке. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
/ По-старинному— в сизом платочке. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. А седобородый батюшка-купец.
Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). 58, 3x75, 4. Отдали её за другого.
Шампанское уже стоит на подносе на стуле. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Кроме одного.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
5. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Но она обуяна материнским желанием пристроить получше дочь и проникнута ответственностью, которая лежит на ней: глыбисто-тяжеловесная, она кажется подлинной хозяйкой в доме, вертящей всем, как ей надо (домострой – домостроем, а в реальной жизни все складывается порой куда сложнее). Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Оконченная картина. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. На столе разная закуска. Несмотря на то, что приход гостя ожидали, в комнате переполох— последние приготовления к встрече. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Таким образом создается своего рода композиция движения. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
И здесь – важный момент. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Печалясь о людях, Федотов рассказывал, в каком плохо устроенном мире приходится им жить. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
Как пишет Л. Байрамова, "здесь все любовь и все приятие с миром. Для большего не хватало грамотности, связей.
Хозяин, суетливо застегивая сюртук, спешит навстречу гостю. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени – "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора". Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. А дальше можно предполагать. И зачем. Ах, уж эта кулебяка.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Зауервейда, пользовался советами К. П. А седобородый батюшка-купец. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Постепенно сюжет сложился. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Видимо, в псалтырь. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. чужой.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. Шли годы. Важно подбоченясь, он крутит длинный ус. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И.
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Ах, уж эта кулебяка. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Это излюбленный приём Павла Федотова. Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Подобных вопросов возникает множество. / Ой, стыд какой. Обе разряжены для приема жениха. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. — стыд какой. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Кроме одного. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Одна из таких копий, написанная неизвестным художником, находится в Киевском музее русского искусства. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». Стерпится – слюбится. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.
Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Брюллова. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Этой минуты давно ждут. / Никогда с ними я не бывала». Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.
Все не столь однозначно с Купцом. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Бравый офицер сватается к купеческой дочке.
А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Федотов постоянно и упорно трудился. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Служанки шушукаются. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. А там, если помните, никакого туалета. Подобные браки случались тогда повсеместно. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Рисунки Брюллову понравились. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Вместе с гравером Е. Е. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
» Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В юности «забрили лоб». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. И все же появление майора вызвало переполох. Прославленный автор Помпеи, уже стареющий и тяжко больной, восторженно рассматривал их. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».
Мать решительно схватила ее за подол. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Кошка замывает гостей». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Федотов переработал повторение своей картины. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. ассигнациями в месяц». Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков.
Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Откуда лента здесь взялась. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. В ней борются противоречивые чувства. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. А он показывает на входящую сваху. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
Со слезами на глазах он пожимал руки младшего товарища. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. И зачем. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Крылов. Смущенная невеста бросилась вон из комнаты.
Только наверняка он «происхождения тёмного». Армейский майор – это, как правило, командир батальона.
Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Жених еще за дверью. Грустная история. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Ей, ей, за весь успех мой обязан. Браки по расчёту вообще самые крепкие.
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.