Покручивая ус, он стоит за дверью в предвкушении сделки. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Отдали её за другого. И все же появление майора вызвало переполох. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. –– Уж с другим под венцом Поменялась кольцом Ему верною быть Его нежно любить Клятву Богу дала, –– Перед Богом лгала. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. / Ой, стыд какой. Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог. Действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, на наспех собранном столе – скатерть, предназначенная для декоративной функции в кабинетах и не для приема пищи, размер стола слишком мал для количества выставленных закусок, вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни времени дня, ни тому, что происходит.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. чужой. По-видимому, офицер хочет этого брака главным образом из-за приданого, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом может породниться с дворянином. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Ах, уж эта кулебяка. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Со слезами на глазах он пожимал руки младшего товарища.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.
И зачем.
Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. Кошка замывает гостей».
В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Подобные браки случались тогда повсеместно. 58, 3x75, 4. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.
Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. / По-старинному — в сизом платочке. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Всего на картине изображено восемь персонажей. Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. В ней борются противоречивые чувства. Обе разряжены для приема жениха.
Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Все не столь однозначно с Купцом. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера».
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. / Нет, в светлицу уйду. »46. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Со вчерашнего дня Ее нет для меня. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Бравый офицер сватается к купеческой дочке. Художником показаны многие характерные черты купеческого быта.
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оконченная картина. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Ах, уж эта кулебяка. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». То есть эта картина является визитной карточкой художника.
Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Служанки шушукаются. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Стерпится – слюбится. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. / По-старинному— в сизом платочке. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Зауервейда, пользовался советами К. П.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». На столе разная закуска. Только наверняка он «происхождения тёмного».
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. В юности «забрили лоб».
Рисунки Брюллову понравились. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Шампанское уже стоит на подносе на стуле.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. — стыд какой. Сейчас майор переступит порог – и все в комнате изменится, будто на волшебной картинке. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста».
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. И зачем. Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Шли годы. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Для большего не хватало грамотности, связей. Несмотря на то, что приход гостя ожидали, в комнате переполох— последние приготовления к встрече.
Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. В комнате переполох — последние приготовления к встрече.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. ассигнациями в месяц». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Мать пытается удержать и образумить невесту и ее поза и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Хозяин, суетливо застегивая сюртук, спешит навстречу гостю. 5.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». Таким образом создается своего рода композиция движения. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Крылов. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Смущенная невеста бросилась вон из комнаты. Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины — визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену.
Федотов постоянно и упорно трудился. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Этой минуты давно ждут.
Печалясь о людях, Федотов рассказывал, в каком плохо устроенном мире приходится им жить. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Вместе с гравером Е. Е. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.
Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Это излюбленный приём Павла Федотова. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Важно подбоченясь, он крутит длинный ус. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках».
Федотов переработал повторение своей картины. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
/ Никогда с ними я не бывала». А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Брюллова. Грустная история. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Кроме одного. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Картина говорит: О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Ж-4521)8910.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Всё было естественно и натурально.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Кроме одного. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». А седобородый батюшка-купец. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. А он показывает на входящую сваху. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи.
Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. И здесь – важный момент.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Однако Александра Осиповна – фрейлина императрицы, знаменитая красавица и умница, собеседница Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Справа, у дверного проёма, подкручивая усы, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Подобных вопросов возникает множество. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Во второй картине, скорее всего, мы видим любимую девушку художника – Катю Головачеву. «Как румяны рассветы, как ясен свет дня –– родилась на свет моя Катенька. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Жених еще за дверью.
Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. На следующий день его не стало.
«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Подобные браки случались тогда повсеместно. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Мать решительно схватила ее за подол. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».
Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова.
А дальше можно предполагать. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать большую остроту представленной на картине ситуации57.
Хозяин засуетился поскорее застегнуться. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Прославленный автор Помпеи, уже стареющий и тяжко больной, восторженно рассматривал их. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.