При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
Федотов постоянно и упорно трудился. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Кроме одного. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Хозяин, суетливо застегивая сюртук, спешит навстречу гостю. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина.
Шампанское уже стоит на подносе на стуле. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Крылов. Сейчас майор переступит порог – и все в комнате изменится, будто на волшебной картинке.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Со слезами на глазах он пожимал руки младшего товарища. Ж-4521)8910. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. / Никогда с ними я не бывала». Обе разряжены для приема жениха. Кроме одного. Бравый офицер сватается к купеческой дочке.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
А дальше можно предполагать. чужой. Зауервейда, пользовался советами К. П.
И зачем. А он показывает на входящую сваху. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Рисунки Брюллову понравились. Мать решительно схватила ее за подол. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
В юности «забрили лоб». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
А седобородый батюшка-купец. Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов. ассигнациями в месяц». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Этой минуты давно ждут. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Стерпится – слюбится. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус.
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности».
Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Брюллова. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Хозяин засуетился поскорее застегнуться.
Кошка замывает гостей». Муштра, унижения, зуботычины Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Ах, уж эта кулебяка. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора».
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Это излюбленный приём Павла Федотова.
Все не столь однозначно с Купцом. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Оконченная картина. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Федотов переработал повторение своей картины. Для большего не хватало грамотности, связей.
Таким образом создается своего рода композиция движения. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. / По-старинному— в сизом платочке. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Ей, ей, за весь успех мой обязан. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Служанки шушукаются. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Честностью он обладал безмерною но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые"2. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Женщинам брак давал всё, на что они вообще могли тогда рассчитывать: положение в обществе, секс и деторождение, доход и занятие домохозяйки. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Жених еще за дверью. Грустная история.
Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Всего на картине изображено восемь персонажей. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Смущенная невеста бросилась вон из комнаты. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. Вместе с гравером Е. Е.
В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Художником показаны многие характерные черты купеческого быта.
Всё было естественно и натурально. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. В комнате переполох — последние приготовления к встрече. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. — стыд какой.
К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова.
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. На следующий день его не стало.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. И здесь – важный момент. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Видимо, в псалтырь. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. / Нет, в светлицу уйду. »46. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Подобные браки случались тогда повсеместно.
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам.
Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Шли годы. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Отдали её за другого. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». На столе разная закуска.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.
58, 3x75, 4. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. И зачем. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. / По-старинному — в сизом платочке. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. 5.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Только наверняка он «происхождения тёмного».
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Важно подбоченясь, он крутит длинный ус. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.
Подобных вопросов возникает множество. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Любая женщина мечтает о достойном спутнике жизни и день, когда будущий муж появляется на пороге, – один из главных в судьбе. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
«Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
Откуда лента здесь взялась. / Ой, стыд какой. Браки по расчёту вообще самые крепкие. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Печалясь о людях, Федотов рассказывал, в каком плохо устроенном мире приходится им жить.
Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Ведь сам майор, скорее всего, не потомственный аристократ, а получил наследуемое дворянство за выслугу до майорского чина.
Прославленный автор Помпеи, уже стареющий и тяжко больной, восторженно рассматривал их. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». И все же появление майора вызвало переполох.
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. А там, если помните, никакого туалета. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. В ней борются противоречивые чувства. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
Ах, уж эта кулебяка.