Surrealisme – сверхреализм) – художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции.
В 1922году один из изобретателей дадаизма— Тристан Тцара— официально выступил с погребальной речью этого течения. С 1925 М. Эрнст использует изобретенную им технику фроттажа – перенесение рельефной фактуры какого-либо предмета на холст или бумагу с помощью краски или карандаша, а также усовершенствует технику коллажа, которым иллюстрирует свои тексты. Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется.
Клее, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М. В. Сюрреализм параллельно развивался в других странах. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле». Вот почему мы абсолютно честно возвращаем назад «талант», которым вы нас ссудили. Так же как марксистская, мысль Ницше была особенно эффективна в ниспровержении устоев.
The Hague, 1973). титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др. ). Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Не сомневаюсь, что его гротескные картины пользовались немалым успехом у аристократов. Буньюэль), «театре абсурда» (Э. Имею мнение, что чисто технически он не меньший сюрреалист, чем современные сюрреалисты, так как единственное, что его отличает от «настоящих» сюрреалистов — это отсутствие соответствующей идеологии.
Сюрреализм это течение в искусстве и литературе 20 века. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Революционный настрой вообще был крайне силен в движении, носило ли это характер призывов к перевороту лишь обыденного разумения, выражением которых стал журнал «Сюрреалистическая революция» (12 номеров, 1924-29) или действительной политической ангажированности — вступления Бретона, Арагона, Элюара и Пьера Юника (1910—45) в компартию в 1926, манифеста Бретона и Л. Троцкого «За независимое революционное искусство» (1939) и журнала «Сюрреализм на службе революции» (шесть номеров, 1930-33). Изображенное на картинах М. Эрнста, И. Танги, Р. Магритта уникально. Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как принципиально враждебное: «Писанина есть сплошное свинство», — говорил Антонен Арто в книге «Нервометр» (1925) сюрреалисты утверждали, что занимаются не литературой или, по крайней мере, принципиально новой литературой, а сюрреализм — не очередная литературная или художественная школа, но образ жизни, который нужно принять раз и навсегда.
Близость опыта тифлисской группы творческим устремлениям европейского авангарда (дадаизма и сюрреализма) была очевидна для современников: уже в 1923 А. Жермен писал о группе«41» как о «русском сюрдадаизме» (Germain A. Ilia Zdanevitch et le surdadaisme russe. Среди «старинных» предшественников сюрреализма можно назвать Иеронима Босха и Джузеппе Арчимбольдо. Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. С. Дали пародийно продолжает идею телесности красоты в полемической фразе: Красота будет съедобной или ей не быть, и говорит также об устрашающей красоте (1933). American contribution to the Seventh International congress of slavists. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое.
Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Жанэ, Г. де Клерамбо, Р. деФюрсак), в парапсихологии и спиритизме (Т. Творцы стали изучать творчество душевнобольных людей. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516). Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Флурнуа, Ф. Мейер, У. Джеймс) и аналогичный методу свободных ассоциации Юнга и Фрейда.
Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетич. «Манифест. »), но не задавленному разумом, а свободному, мгновенному. Объявил источником художественного творчества и вдохновения сферу подсознательного (инстинкты, галлюцинации, сновидения) творческим методом— разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями, а главной целью— социальное и морально-интеллектуальное освобождение человека. Начало сюрреализма датируется 1924 – временем выхода Первого манифеста. Но дадаизм быстро исчерпал себя. Грубо говоря, художник изливает свое подсознание, не контролируя процесса.
No 1). Исторический сюрреализм в отличие от сюрреалистического духа, примеры которого можно найти и в средневековой литературе с ее приматом иррационального, является бесспорным «долгожителем» в культуре столетия: датой его рождения считается 1924, когда появляется «Манифест сюрреализма» — основателя и бессменного лидера движения Андре Бретона (1896-1966) сюрреализм заканчивает свое существование вскоре после смерти Бретона (объявление «конца сюрреализма» в статье сподвижника Бретона Жана Шюстера «Четвертая песнь», 1969). С прозой было сложнее. Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии. Высокая восприимчивость художников, особенно устремленность к новому художников авангарда делали неизбежным их вовлеченность в революцию.
Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психич. Ф. Халсман «Dali Atomicus»Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки. Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты. Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо.
Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека. Холст, масло. В 1921 Поль Элюар опубликовал Вздыхающую тень, рассказ о своем сне. Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т. д. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. «с помощью линий, плоскостей, формы и цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Арп).
Русский сюрреализм ведет свою родословную от Н. В. Гоголя, в чьих произведениях («Нос», 1836 «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», 1832) впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма в 20 веке. образов, заимствованных из современности, научных или худож. И даже типично «сюрреалистические» произведения появляются задолго до выхода Манифеста. Его загадочные композиции, выполненные в безупречной реалистической манере, – такие, как Пророк (1915) и другие работы 1910–1917, действующими лицами которых являются манекены, выступающие на статичном фоне из архитектурных и декоративных элементов, – образцовая сюрреалистическая живопись, появившаяся до сюрреализма.
Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть граничит с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих. Лейрис, Р. Деснос). Своеобразным дополнением к Манифесту явился жесткий памфлет Труп, написанный сюрреалистами в связи со смертью А. Франса (1924), в котором они клеймили покойного за его приверженность к рационалистической культурной традиции. и худож. В настоящее время направление заметно преобразилось.
Creer. В сети людям полюбились его портреты из овощей. Эта картина, выполненная в духе живописи позднего итальянского Возрождения, вызвала протест католической общественности из-за ее названия (Богоматерь, наказывающая младенца Иисуса перед тремя свидетелями). Классическое произведение искусства предполагает знание, узнавание изображенного. Вот таким образом попытки создания сюрреалистической драматургии, помимо антитеатральных по своей сути дадаистских пьес Жоржа Рибмон-Дессеня (1884-1974), а также совместных скетчей Бретона и Супо, ограничиваются драмами («Тайны любви», 1923) Роже Витрака (1899-1952). Развивалось преимущественно во Франции, но отдельные группы существовали во многих странах мира (Бельгия, Великобритания, Чехословакия, Югославия, Румыния, Дания, Нидерланды, Португалия, Египет, Канада, США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Чили).
surrealisme— сверхреализм) — направление в иск-ве, возникшее в 20-е гг. франц. Джузеппе не совсем сюрреалист, но близок, как никто. Ионеско, С. Беккет), в оформительском иск-ве, фотоискусстве и на телевидении. Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали первобытные объекты, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг.
Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». Поэту оставалось только фиксировать услышанные там голоса он был их «тайным вместилищем». Сюрреалистов называли «крайними романтиками» или «отчаянными детьми романтизма» (В. Крастр). Многие считают Босха сюрреалистом XV в. извлекавшим свои образы из глубин подсознания. Основные поэтические произведения: «Огонь радости» (1920) Арагона «Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер» (1932) и «Дух воды» (1934) Бретона «Траур за траур» (1924), «Со всем имуществом» (1930) Десноса «Смерть от бессмертия» (1924), «Столица боли» (1926), «Сама жизнь» (1932) Элюара «Небесный триктрак» (1922), «Пуповина лимба» (1925) Арто. О сюрреализме Поплавского писали эмигрантские критики М. Слоним, Ю. Иваск, С. Карлинский. В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения). Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали. Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали.
Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. Позднее и Бретон создает в жанре лирической прозы романы «Надя» (1928) и «Безумная любовь» (1937). Эта традиция восходит к ранним выставкам кубистов, к негритянскому периоду (1906–1907) Пикассо, когда рядом с живописными полотнами выставлялись африканские ритуальные маски и статуэтки, призванные облегчить «узнавание» сжатых пластических формул. Уже в дадаистский период единомышленники А. Бретона, отталкиваясь от учения З. Фрейда, активно экспериментировали в областях, не подвластных разуму (сновидения, бред, транс). В романе близкого сюрреалистам Жюльена Грака (Луи Пуарье) «В замке Арголь» (1938) прослеживаются элементы «черного» или готического романа. Живопись Де Кирико оказала глубокое влияние на практику и теорию сюрреализма.
Сюрреализм в русской литературе — не облеченная в организационные формы (не представленная определенной группой) тенденция обращения русских прозаиков и поэтов 20 века к принципам творчества, совпадающим с теми, что утверждались в теории и практике европейских сюрреалистов или близких им писателей. теорию театра жестокости изложенную в сборнике Театр и его двойник (1938), в к-ром Арто открыл новые горизонты для театра 20 в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его Living Theatre, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр. Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. мотивы или отд. Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа).
на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединении несоединимого. сюрреалистический объект, к-рый может быть и готовым и составленным из готовых частей, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей находка, как иррациональный объект, увиденный во сне (Бретон), основанный на фантазмах и представлениях, к-рые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов (Дали). представляющейся мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву» («Манифест сюрреализма»).
образы из де Сада, Лотреамона, Рембо, Жарри, Аполлинера, а также Фрейда, Лакана и др. Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Выступал против коммерциализации искусства.
выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в С. Готовый объект, а вслед за ним т. н. Изобразив на картине The Fleets In. Я встал и пошел в мастерскую. Опираясь в своей эстетике на утверждение поэта П. Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», сюрреалисты строят произв. Отрицая идею подражания, Бретон в 1924 создает теорию сюрреалистической живописи, в к-рой центральное место занимает понятие чисто внутренней модели (Сюрреализм и живопись, 1924, 1928, 1945, 1965) – аналог автоматического письма в пластических искусствах. Поллок), спонтанная декалькомания (О. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность опр. Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924).
С т. зр. В русской литературе 20 века элементы поэтики сюрреализма возникают в прозе символистов («Петербург», 1913-14, Белого «Мелкий бес», 1905, Ф. Сологуба), в постсимволистской поэзии («Заблудившийся трамвай», 1921, Н. Гумилева «Берлинское», 1922, В. Ходасевича).
Рисунки иллюстрированные поэмами Поля Элюара (1937). Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. П. Элюар был признан «самым подлинным сюрреалистом», которому не надо было опускаться в глубины подсознания, чтобы искать там образы, они сами вырывались оттуда. Гл. Роман (Ф. 51 х 40, 5 см.
Магритт упрекал критиков, пытавшихся расшифровывать символику его работ. Домингес), граттаж (Э. Многие участники сюрреалистической группы проявили себя и как поэты и как прозаики.
В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. В «Манифесте» Бретон очерчивает круг интересов нового движения: автоматическое письмо, случай, сновидения, подсознательное и чудесное (так называемое повседневное чудо — необычные совпадения, доказывающие существование иной, магической сверхреальности). Продукт такого синтеза – совместные сборники М. Эрнста и П. Элюара Повторения (1922) и Несчастья бессмертных, открытые Полем Элюаром и Максом Эрнстом (1922). «Они ищут комфорта», – говорил он. Подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению сюрреализма, в русской литературе в конце 1910-х и в 1920-е появление черт сюрреализма в творчестве ряда поэтов явилось результатом эволюции зауми (совпадающей многими своими параметрами с литературой дадаизма).
Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий излучающих «тревожную странность бытия». Самый яркий пример «сюрреалистического» искусства – живопись Босха. (библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип и пр. ), для С. характерно стремление к созданию собств. Ман Рей изобретает в нач.
Поиск такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма — внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью». Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно. Ж. Батай выбирает иной – разрушительный и завораживающий – вид игр, целиком пребывающий в сфере сакрального: его интересуют запрещенные игры, жестокие игры (игры со смертью, с эросом), порывающие со смыслом, знанием и приводящие в состояние опьянения, экстаза. Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому— зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Художественная техника и оригинальность потрясает.
(Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор). Особое место занимает пародирование разл. Термин «сюрреализм» был заимствован у Г. Аполлинера, назвавшего свою сатирическую драму Груди Тирезия «сюрреалистической», чтобы подчеркнуть ее коренное отличие от «добропорядочных» и приземленных пьес О. Э. Скриба (1791–1861), упорно державшихся в репертуаре французских театров. Возникла потребность в новом авангардном направлении. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу, чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать».
Эстетич. Первый образчик «автоматического письма» – Магнитные поля А. Бретона и Ф. Супо – необработанная, свободная от логических схем импровизация (1920). Изобретатель разл. Другой способ мифотворчества – развертывание и реализация метафоры, т. е. Бретон говорил, что автоматическое письмо.
Безумная любовь, 1937). Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Столица скорби открыла эру сюрреалистической поэзии. За счет этого и возникает особая ирреальная худож. Автор Первого манифеста сюрреализма А. Бретон описывает новый творческий метод как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли».
Среди них – Р. Деснос, создатель поэмы в прозе Траур для траура (1924), романа Свобода или любовь (1927) и песен Ночь ночей без любви (1930) Ф. Супо, автор романов Добрый апостол (1923), Негр (1927), Умирающие (1929) и стихотворного сюрреалистического сборника (1937) Жан Кокто (1889–1963), писавший не только поэмы, но и романы – Великое отклонение (1923), Фома обманщик (1923), Трудные дети (1929) Б. Пере, мастер абсурдности и черного юмора, автор прозаических и поэтических книг: Пассажир трансатлантического лайнера (1921), На бульваре Сен-Жермен 125 (1923) и др Анри Мишо изобразивший в прозе и свободным стихом фантастические страны – Эквадор (1929), Мои владения (1930), Варвар в Азии (1932), Путешествие в великую Карабань (1936) и др. 100 х 99 см. После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Этот дух одержимости передается выражением «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти» («Декларация 2 апреля 1925 г»). Сюрреализм, в особенности его основная, парижская группа, всегда находился в подчинении у сильной личности Бретона. оппозиций (Оппозиция эстетическая).
В действительности такой тип творчества практически невозможен. Л. А. Фостер выделяет в понятии сюрреализма два значения: 1) исторического явления, обозначаемого «принадлежностью автора к группе, связанной с А. Бретоном» (и к соответствующим группам в ряде других стран) и наличия в произведениях «определенных поэтических принципов и мировоззрения» 2) общей тенденции в искусстве и литературе («сюрреализм с маленькой буквы»), проявляющейся в возникновении отдельных признаков поэтики сюрреализма в произведениях писателей, не принадлежавших ни к какой сюрреалистической группе, — что характерно для русской литературы (Фостер Л. А. В повести «Нос» возникает фантасмагорическая картина, своей смысловой структурой предвосхитившая один из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть чего-то целого (человеческого тела, личности) начинает жить самостоятельной, отдельной от этого целого, жизнью. Первый поэт школы П. Элюар постепенно отошел от сюрреализма.
В Парижском крестьянине столица современного мира предстает в своем реальном и одновременно фантастическом (поэтически реконструированном) облике. Также Маар часто позировала Ман Рэю. Дадаизм был направлением в искусстве, который отрицал рациональность, порядок, конструктивность и фигурировал в первую очередь как протест общественно-государственному строю, при котором люди делились на богатых и бедных, который втянул Европу в Первую Мировую войну. Из группы ушли «диссиденты» и вступили новые члены: Рене Шар, Франсис Понж, Джо Буске, Луи Бюнюэль и др.
26 мая 1926 в Париже на улице Жака Калло в помещении, которое до этого занимал прокоммунистический журнал «Кларте», открывается первая Галерея сюрреалистов. Наиболее сокрушительный удар по фундаменту западноевропейской философии нанесли философско-поэтические выступления Ницше. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины.
Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах. С. основывается на сознательной абсолютизации принципа худож. У меня есть сильное чувство, похожее на конфликт — между видимым, которое скрыто и видимым, которое видно». Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и интуитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез интуитивных озарений.
На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. Другими способами достижения свободы от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказы в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса (первая половина 1920-х), когда субъект бессознательно наговаривал приходившие в голову фразы особенно отличались в этом поэты Робер Деснос (1900-45) и Рене Кревель (1900-35). его теоретиков. Эстетика С. идет от Лотреамона: прекрасный. Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке. Дали, X. Миро, И. Танги, Г. Арп, М. Эрнст, А. Массон, Р. Магритт). Франчес), алхимаж (Л.
На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение). Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. воздействие сюрреалистич.
действительное функционирование мысли» (Breton A. Les manifestes du surrealisme, 1946) — и, как следствие, с важным в эстетике сюрреализма принципом «автоматического письма». В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirsias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». о невозможном. После войны сюрреалисты возвращаются в Европу и пытаются восстановить движение кружка. Эффект эстетического воздействия произв. В этой технике создан сборник текстов Бретона и Филиппа Супо (1897-1990) «Магнитные поля» (1919), внешне алогичных, но заряженных мощной поэтической энергией.
Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм». Сюр постигла участь первого варианта.
Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок. Гюисманса. Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме.
Бретон, П. Элюар, Ж. Пьер) и антологии, созданные сюрреалистами. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Что даже хорошо— быстрее поступает свежая кровь новых идей, хотя с не меньшей скоростью всплывает тенденциозный кич. С одной стороны, многим это давало повод обвинять Бретона в диктатуре и именовать «римским Папой сюрреализма» (антибретоновский памфлет «Труп», 1930, подписанный исключенными из группы писателями и художниками название отсылает к одноименной листовке сюрреалистов 1924, направленной против только что умершего тогда Анатоля Франса) с другой — это спасало группу от внутренних трений и искажений идеологической линии, позволило продержаться около полувека и сохранять все это время удивительную преемственность взглядов. Похожая ситуация складывалась и с театром — сюрреалисты видели в нем снобистское «искусство для богатых», предпочитая ему кино. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось.
предлагает не новые методы и формы, но принципиально новый источник творчества. – сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. Идеальным примером для иллюстрации этого направления сюрреализма является творчество Сальвадора Дали (Salvador Dali). Официально сообщество сюрреалистов заканчивает свое существование в 1969 году. Основоположником сюрреализма стал французский поэт, писатель и философ Андре Бретон. соображений.
Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти». Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. Примером этой линии развития русской поэзии была просуществовавшая с 1918 до начала 1920-х тифлисская группа «41». Сюрреалисты практиковали и другой оригинальный вид сотрудничества – создание поэтических и пластических эквивалентов на заданную тему или заданный образ. устойчивых жанров коллективного знания – пословиц (Б. Пере, П. Элюар), глоссариев (М. титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется.
В мастерской было свалено несколько уютненьких мешков, на которых всегда могли проспаться его друзья после очередной бурной попойки. Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Судьба и выбор занятия были определены заранее. философии для С. характерен антирационализм и субъективизм, в своей теории он опирается на труды Беркли, Канта, Ницше, Бергсона и др. и особенно на Гегеля, воспринятого в 20-е гг.
Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной на принципе «столкновения словесных смыслов». Далее поясняется, что психический автоматизм отличается от «классического» творчества тем, что он свободен от контроля разума, то есть в идеале свободен от моральных, эстетических и каких-либо иных интересов. или нравств.
о невозможном». Одержимость, лихорадка, безумная любовь — все эти иррациональные состояния приветствовались сюрреалистами в непосредственном проявлении (интерес группы к творчеству душевнобольных, сознательная симуляция отдельными авторами бреда сумасшедших или превознесение истерии и паранойи как состояний, близких пылу творчества (Бретон, Арагон. На почве русского футуризма возникла поэзия Т. Чурилина, последовательно связавшего свое творчество с принципами сюрреалистической «поэтики сна». Любое популярное культурное явление рано или поздно скатывается или к полной коммерциализации или чахнет и дохнет, как никому не нужное старье. Испанский художник, график, скульптор, режиссёр, писатель.
«Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Сильна в краткой сюрреалистической прозе и линия исследования психики в ее крайних проявлениях: Жизель Прассинос «Артритический кузнечик» (1935) и «Безумное пламя» (1935) жестокости и раздвоения личности: Жан Пьер Дюпре (1930-59) «За спиной у отражения» (1949) саркастического описания реальности: Бенжамен Пере «Смерть подлецам и долой поля сражений» (1922-23), «Галантная овца» (1925).
наблюдения: Глаз существует в первозданно-диком виде (Бретон). Подлинные «истины» бытия, по мнению приверженцев С., скрыты в сфере бессознательного и иск-во призвано вывести их оттуда, выразить в худож. (Моряки на берегу. ) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.
Нашумевшие в 1920-е в Ленинграде театральные постановки И. Терентьева (бывшего прежде одним из активнейших участников тифлисской группы), где «случайность» как эстетический принцип была перенесена на сцену, оказали влияние и на драматургию обэриутов, — в частности, на пьесу Хармса «Елизавета Бам» (1927) — став одним из факторов, способствовавших возникновению в России уже в конце 1920-х театра абсурда как явления и сценического искусства и литературы., 1927 Элюар. Но и сюрреализм не был постоянным методом, в котором он работал: в 1937 г. художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. Термин «сюрреализм» впервые использовал Гийом Аполлинер. Одним из излюбленных приемов С. была демонстрация многовалентности знака, смысл к-рого может быть даже тождествен его противоположности, как, напр., в произведении М. Дюшана Женообразный фиговый листок (1950). Самый известный сюрреалистический прием – т. н.
Для С. характерны примитивистские тенденции. Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1913), где не однажды возникает прием, восходящий к гоголевскому «Носу» и где заметно и влияние «Песен Мальдорора» (1868-69) Лотреамона, давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тому, что открывалось в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма. ОБЭРИУ) — прежде всего, А. Введенского и Д. Хармса.
В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Холст, масло. (особенно М. Лейрис и Б, Пере). И. Босх. творчества в сферу незнакового телесного. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда.
Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера. Черты поэтики сюрреализма обнаруживаются и в творчестве В. Набокова, — прежде всего, в романе «Приглашение на казнь» (1935-36). Любовь поэзия, 1929 Бретон. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература.
К вопросу о сюрреализме в русской литературе. В сюрреалистической прозе чрезвычайно сильна интонация «черного юмора». Сюрреализм мыслился его организаторами как тотальный бунт. положения теоретиков С. близки к идеям дзэн-буддизма. Вполне рациональной самоканонизации служат многочисл.
Каталог выставки, 1981. Поэтические сочинения самого непреклонного поборника сюрреализма – А. Бретона Свет земли (1928), Свободный союз (1931), Седовласый револьвер (1932) свидетельствовали о свободе воображения, но свободе выверенной и упорядоченной. С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание).
программных соч. Сюрреалистическая поэтика провозглашала всемогущество образа, который должен был «прилетать на своих собственных крыльях» (П. Реверди), а не конструироваться на базе сравнения. Выдающимися мастерами сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст. Сюрреализм – от французского surralisme (сверхреализм). Магритт упрекал критиков, пытавшихся «расшифровывать символику» его работ.
Абсурд в этом случае – свидетельство чистоты, обеспечивающей условия для «случайного зарождения смысла». Сутью этой техники является получение изображения при помощи копоти свечи или керосиновой лампы.
В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма. Оно представляло собой прямое отображение создаваемых в подсознании картин ирреального. речь идет об совершенном номинализме (Арагон). Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля».
Предвестником сюрреализма является также Шагал, чьи персонажи, неизменно пребывающие в самых невероятных, абсурдных ситуациях, предвосхищают сюрреалистическую теорию, так же как его живописные композиции, сочетающие реалистическое и фантастическое, не подчиняющиеся законам логики и земного тяготения, которые могут возникнуть только как проекция «внутренней модели». 20-х гг. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.
Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. Автоматизм на долгое время стал ведущим методом сюрреализма, перифразом всех его творческих практик и в «Манифесте» Бретон определяет весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм». Они использовали автоматическое письмо – самопроизвольный процесс, являющийся результатом бессознательной деятельности пишущего, который при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса. произв. Загадочный натюрморт Песнь любви (1914) со слепком головы Аполлона на темной стене, зеленым шаром на первом плане и черно-изумрудным небом в глубине картины включает еще один элемент из которого в силу его специфической фактуры можно было бы вывести стилистическую доминанту всей дальнейшей сюрреалистической живописи.
В кино сюрреалисты не добились значимых успехов единственным исключением являются фильмы испанца Луиса Бунюэля (1900-83). Вместе с тем знаковость сюрреалистического образа нередко сополагается с его незнаковой, телесной природой: Слова занимаются любовью (Бретон). Паален), дриппинг (Д. романтиков, ближайшими предтечами — поэта Г. Аполлинера и художника Дж.
Париж, 1924 Москва — Париж., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Эстетика С. изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966) и в др. Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада.
Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. проблем жизни. имитация мифа вне мифол. Холст, гобелен ручной работы.
Новак), фруассаж (Л. И там и здесь действуют принципы «автоматического письма» и там и здесь «полем боя» становится сфера подсознания. Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода.
Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских индейских и пр. ) и в т. ч.
Термины С., сюрреалистический впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к сюрреалистическому балету Парад Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке сюрреалистической драмы Г. Аполлинера Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». Их отличают абсурдные, нелогичные сочетания разнородных форм, преобладание биоморфизма и антропоморфизма изощренность фантазии и, как правило, профессионализм: высокая живописная культура, умело построенные композиции, точный рисунок, превосходная фактура, лепка формы, чувство линейного и пространственного ритма нередко – талантливые цветовые решения и во всех без исключения случаях – запрет на реалистическую трактовку темы (сюжет-эйдос).
surrealisme, букв. Восприятие сюрреалистической картины должно быть свободно от каких-либо вспомогательных знаний или отсылок. В созвездие первых поэтов сюрреализма входил и Р. Шар, (собрания стихов Гробница тайн, 1930 и Молот без хозяина, 1934). Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности. XX в. во Франции. Сюрреалисты заимствовали их страсть к фантастическому, необычному, абсурдному продолжили поиски новых поэтических форм (отказ от канонов просодии, вольный рисунок поэмы, синтез стиха и прозы) по их примеру, они преобразовывали язык, освобождая его от шаблонности, возвращая слова к их первоистоку или же высекая из них, благодаря неожиданным сочетаниям, новые смыслы. Они ищут комфорта, — говорил он.
Анархически отрицая всякую ценность (вслед за Жарри, призывавшим разрушать даже руины), черный юмор находится за пределами бахтинского карнавального осмеяния, в к-ром противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда. С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). В настоящее время направление заметно преобразилось. Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом. Но отдельные художники продолжают работать в этом направлении и сегодня. Создавая фантастические картины, родившиеся в стихии грезы, сновидения, Гоголь открыл для русской литературы сферу подсознания, обратился к творческим принципам, родственным сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего в своих пределах вещи несводимые, ставящие под сомнение внутреннюю целостность образа (сочетания «жена — рулон шерстяной мате: рии» в «Иване Фёдоровиче Шпоньке. » — и «ноги — связка ключей» у Бретона).
атмосфера, присущая только произв.
Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. В начале сюрреалисты опирались на дадаизм из которого начинало будущее творческое «ядро» сюрреализма— Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон и другие. Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства.
На те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков (Р. Рок, А. Ранов, С. Садиков, Л. Сухаребский). игр, Бретон создает свою теорию игры только в 50-е гг. 24 х 33 см. Если в теоретическом арсенале тифлисцев ключевыми понятиями были «наобумное», «нелепость», творческая сила случайности, то и у молодых лениградских поэтов довольно скоро центральным словом в поэтике становится «бессмыслица».
Примеры— картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. В 1913 М. Дюшан, представивший на худож. Сюрреализм опирался на иррационализм, алогизм, концепцию неосознанного Зигмунда Фрейда. Среди основных причин отделения верных Бретону поэтов и художников можно назвать недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара, а также его интерес к проблемам подсознательного и сновидений, не разделявшийся дадаистами. Мэн Рэй.
титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется.
Миро остановился где-то на границе абстракции. Приемы С. используются в западном кинематографе (Л. Ницше, Муссолини, Рембо, Фрейд, Троцкий и др. Буаффара в романах А. Бретона). Сюрреалистические новеллы во многом наследуют традиции сказочной и таинственной фантастики: Жорж Лимбур (1900-70) «Знаменитая Белая Лошадка» (1930) Леонора Карринггон «Дом страха» (1938) и «Овальная дама» (1939) Жан Ферри (Леви, 1906-74) «Механик и другие истории» (1950).
Новак) и пр. манифесты, коллективные листовки, словари (А. Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surralisme», означающего буквально сверх или над реализм. Аллюзия (лат. Один из способов создания сюрреалистами новой мифологии – мифологизация мотивов и отд.
Сюрреалистическая поэзия значительно отличается от традиционной: сюрреалисты почти не писали метром и не стремились следовать рифме основой стихосложения становится «ошеломляющий образ», близкое к барочной метафоре необычное «сближение удаленных друг от друга объектов». Ж. Батай, Р. Деснос, Ж. Превер, М. Лерис, Р. Кено выпустили памфлет, бичующий «морализаторскую» позицию «папы сюрреализма». Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. 1923. Своими предшественниками в истории иск-ва приверженцы С. считали в первую очередь нем.
Стихотворные сборники Л. Арагона 1920–1930-х – Вечное движение (1926), Великое веселье (1929), Преследуемый преследователь (1931) – хотя и несли явную печать сюрреализма, оставались пропитанными поэтической традицией прошлого, что единомышленники ставили ему в вину. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали считал себя наследником Босха. Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Зародившийся в среде литераторов, С. получил наибольшее распространение в живописи (С. К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона.
Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики С., данная Бретоном в конце его романа Надя (1928) и продолженная в виде антитез в романе Безумная любовь (1937): Конвульсивная красота. будет эротической-сокрытой, взрывающейся-неподвижной, магической-случайной или ей не быть. Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального из обэриутов — Н. Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и надреальное существовали на равных («Офорт», «Часовой», «Движение» все 1927). Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др. ), предвосхищая во многом театр абсурда 50-х гг. сознания. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.
Бретон, Элюар, Арагон, Эрнст, как и многие другие в это время, коллекционируют «примитивную» скульптуру, увлеченные прежде всего ее поэтикой, особым характером ее выразительности. «Раскольниками» здесь стали Арагон, продолжавший писать романы, пусть и весьма вольно переосмыслявшие каноны жанра и скорее представляющие фантастические лирические рассказы, подобие стихотворений в прозе («Анисе или Панорама», 1921 «Приключения Телемаха», 1922 «Парижский крестьянин», 1926) и Кревель, создавший произведения исповедальной и экзистенциальной прозы («Извилины», 1924 «Мое тело и я», 1925, «Трудная смерть», 1926).
Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни— этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма. Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии. Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. через призму толкования Кроче.
Появление подобных образов непредсказуемо они – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С. Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р. Магритт), образы, конструируемые по принципу биологических (Х. Миро) или кристаллических (М. Эрнст) форм иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности. В новейшем искусстве теорию сюрреализма опережает «метафизическая живопись» Де Кирико. лит. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Разница значительная. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод.
Выход в свет – это появление Первого манифеста. Много денег, но мало свежих идей. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Наибольшего расцвета, наряду с поэзией, С. достигает в живописи (П.
А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро. Не беда. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Отсюда родственные нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее европейскими дадаистами: «Наугад вынимать слова из шляпы» (Тцара Т. Семь дадаистских манифестов.
Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше. Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». История отношений сюрреалистов с левыми движениями – особая тема. Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет. Что же касается автоматического письма и гипнотических сеансов, порождающих новую образность, то сюрреализм лишь возобновил «тот поиск (une quete), который поэты 19 в. поставили превыше всех так называемых поэтических задач, начиная с Новалиса и Гельдерлина в Германии, Блейка и Кольриджа в Англии, Нерваля и Бодлера во Франции и который принял поистине всеобщий характер, может быть, вместе с Малларме и, определенно, с Лотреамоном и Рембо» (А. Бретон, Беседы 1951). Внизу на земле рассыпаны варёные бобы.
Конвульсивная красота, сформулированная как оксюморон, не умопостижима, ее осмысление эквивалентно вовлеченности в ее ритм, в чем Бретон следует за Гегелем, у к-рого совершенное знание и опыт становятся синонимами. Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. Язык исчезает как инструмент, но это потому, что он становится субъектом (М.
Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. Провозглашенное еще в «Манифесте сюрреализма» неприятие традиционного романа с его четкой фабулой и структурой поначалу оставляло поле лишь для пересказов снов. Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. В сфере сюрреалистической словесности наибольшего расцвета достигла поэзия (П.
К 1929 расхождения обострились. Уже отсюда следует, что название «сюрреализм» означает не высшую степень реализма, но некую сверхреальность, т. е. Бланшо). механизмы и занять их место при решении гл.
Свобода или любовь. Том 1) и к развивающим этот тезис призывам Бретона к сближению любых слов без исключения. Не одним человеком. Уже в манифесте футуристов «Садок Судей» (1913) среди выдвигаемых здесь новых принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения (Русский футуризм, 1999), сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой. Музей современного искусства (Нью-Йорк)Одна из самых известных картин художника.
При этом они отдают предпочтение океанийской скульптуре, которая в большей степени, нежели африканская использует цвет, «сверхъестественные» формы. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха.
мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание нового мифа (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским. Увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка, душевнобольного, дикаря – идеал сюрреалистич. фр. Автор Первого манифеста сюрреализма А. Бретон описывает новый творческий метод как чистый психический автоматизм посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли.
Такому «счастливому случаю» могут способствовать создание образов с помощью техник, заведомо исключающих сознательную коррекцию. С помощью фотомонтажа на совершенно реальной спине были нанесены узнаваемые элементы музыкального инструмента. Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода или ключа для разгадки. С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Кирико.
Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана.
Это не означало, что члены группы переставали подписывать произведения собственными именами, однако такие практики группы, как коллективно написанные листовки и манифесты игры (в частности, «изысканный труп», когда участник продолжает фразу, начатую предыдущим игроком, не видя ее целиком) и совместные произведения нескольких авторов: «Непорочное зачатие» (1930) Бретона и Поля Элюара (1895-1952) «Отставить работы» (1930) Бретона, Элюара и Рене Шара (1907-88) «152 пословицы на потребу дня» (1925) Элюара и Бенжамена Пере (1899-1959) — стали выражением попыток сюрреалистов десубъективировать процесс творчества, вывести его за рамки личности автора, расширить границы произведения. Эрнст), фюмаж (В.
.