Тема урока : Сочинение – описание картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» c использованием литературоведческого текста.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков.
Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи.
– Эшафот недалеко от училища был. И ужаса никакого не было. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Репин выискал натуру для Сурикова. Быкони.
«Пишу татар. У стен храма совершается движение истории. Его нисколько не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, ни сами трагические события, происходящие на площади. Его мать происходила из этого рода.
И что хотел сказать художник своей картиной. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт.
Художник не показал саму казнь, а рассказал историю о самом народе во время исторического перелома. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Художник начал работу над ним в 1878 году. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита.
Злой, непокорный тип. «День этот омрачем казнью двухсот человек и во всяком случае должен быть признан скорбным все преступники были обезглавлены. Автор вспомнил события эпохи правления Петра. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции.
Весь октябрь продолжались казни, кого-то вешали, а некоторых приближенных бояр царь заставлял собственноручно рубить головы. И потом через все годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел, чтобы в 1878 году приступить к его воплощению. Писец, становясь на приносимую солдатами скамейку, в разных местах читал составленный против мятежников приговор, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни. свечу, в отчаянии низко опустила голову.
Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка.
Истекают последние минуты их жизни. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей., — говорил он о своих Стрельцах. Главная идея в написании картины показать зрителю не само действия казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов так и их родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их близких неминуема.
Только они не словами говорят. Она была вынуждена скрываться в Преображенском. Весна 1881 года была запоздалой.
Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины).
Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. «Я написал много этюдов все лица характерные. Между тем бедственная толпа виновных наполнила описанное выше пространство и царь вернулся туда же, чтобы в его присутствии подверглись наказанию те, которые в его отсутствие задумали в святотатственном замысле столь великое нечестие.
Там на кобыле наказывали плетьми. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Только глубокий драматизм всенародного горя. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Когда Сурикову было одиннадцать лет и умирает егоотец. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Для всех остальных Суриков находил натурщиков.
За его спиной, возможно, стоял и Корб. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков.
В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента.
Софью постригли в монахини. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь.
В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести.
Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Нервы всё выдерживали. Проснешься и обрадуешься. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь.
Учился в петербургской Академии художеств. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). На первом плане — мать стрельца: слезы высохли на ее глазах, только страдальчески надломлены брови. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита.
Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Он даже нарисовал эскизы. Торгошино было под горой. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Еще один закован в кандалы.
Какая перспектива, как далеко ушел Петр.
Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей не сознавая разжал он руку из которой солдат вырывает у него свечу.
Что изображено здесь. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час.
С 1895 г. был. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.
Дознание шло девять лет. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). На картине представлено два главных героя.
Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Кузьмой звали. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Этот последний стрелецкий бунт был подавлен с исключительной жестокостью – тысячи стрельцов пошли на плаху и виселицу, остальные были разосланы по окраинам и Стрелецкое войско было уничтожено. Пусть этот человек связан по рукам и ногам, но он никогда не смирится со своей участью.
Раннее утро. Он находится в центре полотна. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения.
Художник вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца».
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его.
Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова. И он не покорился приговору Петра. В душе царя разгоралась ярость. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленникомП. И.
Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. По Москве начались казни. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Символичны все архитектурные постройки. И масленичные гулянья и христославцы. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Солдаты Петра выбили их из столицы. Художник прибег к интересному приему в построении композиции.
На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории. Боялся я ночей. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец.
Стены я допрашивал, а не книги. Тяжело опустилась на землю старуха. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови.
Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Это был кладбищенский могильщик. помещает и точку схода.
То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни.
Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Она же дала мне и дух и силу и здоровье». Красная площадь. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы.
Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. По понятиям того времени, это была пора абсолютнолетия. Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина.
От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. В 1876-1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Его интерес к этой теме был не случаен. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Этим приемом усилено впечатление его монументальности.
А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Случайность: на ловца и зверь бежит.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Учился в петербургской Академии художеств.
Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Во-первых, это число «7». Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Выяснилась организаторская роль Софьи.
Один стрелец выделяется из толпы. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов.
Он полон сознания своей правоты. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» — она прекрасна особенной смертельной красотой. – Страна была неведомая. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. С подачи Нарышкиных боярская дума провозгласила царем 10-летнего Петра, а его мать Наталья Кирилловна была назначена регентом при малолетнем государе. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника.
Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы.
В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. С 1895 г. был. За фигурой Петра виднеются виселицы. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Насилу его уговорил.
Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Учился в петербургской Академии художеств.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Страшную народную драму художник раскрывает прежде всего через душевное состояние изображенных, через то, как каждый приговоренный переживает свою последнюю предсмертную минуту, через отчаяние и бессильные слезы тех, кто их провожает, кто е ними прощается.
А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Дело, которому они отдали свою жизнь, поставило их выше личных интересов и даже интересов семьи. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.
Кровью кругом пахнет. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт.
Источник был выбран удачно. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. Художник еле-еле уговорил его позировать. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.
Прежде всего почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Начались массовые казни. Взгляд злой, с ненавистью. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли.
Еще не везде растворился утренний туман. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
А что за горой – никто не знал. Во время бала у Лефорта царю стало известно, что группа стрельцов готовит покушение на него. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного.
Попытаемся разобраться в этом. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения. И по характеру ведь такой, как стрелец.
Во-первых, это число «7». Он родился в Красноярске, в казачьей семье. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Его руки сжимают свечу с взметнувшимся языком пламени.
С него начались первые эскизы к картине. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это.
Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет.
Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи. Могучая картина. Драматический эффект, создаваемый зрелищем мук и смерти, быть может, потрясал бы зрителей, но вместе с тем неизбежно сводил бы сюжет картины к частному эпизоду из истории стрелецкого бунта. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. – Красноярск: Горница, 1992. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.
Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. И медведей полно. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Крепкий старик с пышной копной седых волос положил руку на голову дочери, которая рыдает, уткнувшись в его колени. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Оттуда эта человеческая масса (совсем не безликая – там и стрельцы и солдаты и просто горожане) медленно сползает вниз, чтобы затем растечься во всю ширь там, где изображены главные герои полотна – приговоренные к смерти стрельцы и затем как бы сходит на нет в фигурах сидящих на земле двух старых женщин. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни.
Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику.
Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Они прошли через ужасы пыток.
Российскому зрителю, вероятно известен эпизод из отечественной истории, когда московские стрелецкие полки, пользуясь пребыванием государя за границей, восстали. Этот персонаж и есть главный эмоциональный центр картины. Учился в петербургской Академии художеств.
Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. При всем индивидуальном различии образов в основу картины легли портретные изображения.
Он полон сознания своей правоты. Восставших взяли в плен. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. В Свищове у меня родственники были.
Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков.
Подлинный историзм, глубоко свойственный Сурикову, нигде не выступает так явственно, как именно в этой способности видеть минувшее в сегодняшнем исторический образ — в живой современной действительности. Старший царь Иван тоже был женат. С 1895 г. был. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Под окнами кельи Софьи поставили 195 виселиц, чтобы она и все москвичи хорошо запомнили, чем оканчиваются бунты. Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена.
Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Это я должен здесь лечь».
/Сборник статей под редакцией Г. Ф. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию.
Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Но что толкнуло их к этому бунту. n Композиция На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Суриков изобразил как место казни-Красную площадь. Вот что меня поражает. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. 1 группа. Он говорит: «Не хочу».
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. КонецXVIIв.
Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
Лица у стрельцов печальные. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Сообщение о создании картины. Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителейисторическогожанраврусскойживописи. Егоочень интересовала русская история, он уже создал картины на историческую тему.
в России – сложное, противоречивое время. В описаний стрелецких казней нет больших неточностей: Корб описал то, что видел своими глазами или знал от непосредственных свидетелей. В Лувре вон быки ассирийские. Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной. Недаром жёлто-кровавый отблеск погребальных свечей на белых рубашках виден на картине четырежды.
Взгляд его обращен в сторону царя. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Очень важна архитектурная конструкция полотна. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. На картине изображена Красная площадь около Лобного места.
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
С 1895 г. был. Кровью кругом пахнет. Но Смута добралась и туда. Народ стал главным действующим лицом. Он тут же приобрел ее.
Еще один стрелец, как затравленный зверь, озирается по сторонам. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. не показал самой казни.
Боялся я ночей. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Ущемленные в своих экономических интересах новыми порядками, стрельцы неоднократно восстают против власти и проводимых ею реформ. На законченной картине свечей.
Он полон сознания своей правоты. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Палачей дети любили. Вот один из пленников прощается с народом на телеге. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
«Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Штука ли. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков.
Он уверен в своей правоте и считает свое решение единственно верным. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Значительно искусство Сурикова-портретиста.
«Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя.
Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет.
Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Осетры да стерляди в сажень. Вот таким образом старуха на пером плане, в середине картины, прижимает к голове погасшую свечу: того, кого она пришла провожать, уже увели. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.
На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Соловьев. Учился в петербургской Академии художеств. Москва ошеломила Сурикова. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен.
Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Приковывает взгляд царь, который гневно смотрит на бунтовщиков, один из стрельца, закованный в колодки отвечает самодержцу таким же гневным и не примеренным взором. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.
Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Последние минуты перед неотвратимой казнью. С 1895 г. был. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. 3. Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней. Он даже нарисовал эскизы.
У меня с тех пор прямо культ предков остался. Исход битвы предрешен. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла.
Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903-1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Стрелецкое войско было уничтожено. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой.
А ведь это укрепляло. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. События картины происходят в Москве на Красной площади. Петр же смотрит на стрельцов не менее гневно и непримиримо.
Какие рыбы были. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. В картине Утро стрелецкой казни все цельно взаимосвязано, красиво написана колоритная одежда стрельцов, бояр и простого народа, дополняют картину телеги с колесными ободьями из железа, сбруи, архитектурный фон – собор Василия Блаженного, лобное место, стены Московского кремля, где совершаются исторические события в русской истории. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Это позволило представить в картине каждое лицо в состоянии наивысшего напряжения, еще усиливающегося при помощи психологических контрастов. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.
Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Тяжело опустилась на землю старуха. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Кончил картину, которую писал несколько лет. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни.
На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. именно в гениальной передаче страшной торжественности, невероятного напряжения и заключена суть этого полотна Сурикова. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Заслуженно прославленный как величайший художник, Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных среди русских художников. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович.
Скорее восторг. трагического впечатления. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице.
Об этом подробно рассказывает историк С. М. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Написал порядочное количество.
Однако муха продолжала сидеть. Рубахи у них красные, порты широкие. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Проснешься и обрадуешься.
Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился. Всего же на картане три правильных креста. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Сразу после царских похорон между боярскими партиями разгорелась ожесточенная борьба за власть. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных.
Стрельцов привезли на казнь в телегах. Свечи горят не ярко на фоне дня. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца.
А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. До пятидесятых годов девятнадцатого столетия всё было полно: реки – рыбой, леса – дичью, земля – золотом. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие.
«Я все народ себе представлял, как он волнуется. Но сила других уже сломлена. Важное значение имеет и архитектурный фон картины.
Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всегопотешного войска. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу. Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно.
В. И. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины.
Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Художник начал работу над ним в 1878 году. Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.
В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». В них Суриков видел выражение народности. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Восстание продолжалось несколько дней. Учился в петербургской Академии художеств.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Поддерживаемый офицерами-гвардейцами, он уходит в сторону виселиц.
Царь уверен в себе и спокоен. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Когда читал розыскное дело о стрельцах, то находил одни только злые выпады против Лефорта, а значит и против себя самого. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели.
Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». У их ног лежит на земле бурый, цвета запекшейся крови стрелецкий кафтан, слабо дымит погасшая свеча. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители.
Он тут же приобрел ее. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые.
И он не покорился приговору Петра. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». О чем думает каждый из них в последние минуты своей жизни.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Если ты окажешься невинным, то вина за твою кровь падет на меня» По окончании расправы его царскому величеству угодно было отобедать у генерала Гордона.
С 1895 г. был. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь.
Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении.
В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Штука ли.
Физическое уничтожение началась почти сразу. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Как это случилось. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. На этом человеческий поток иссякает, дальнейшего пути ему нет.
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года.
Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Художественная культура Красноярья. Ее красный платочек выделяется среди темной толпы так же, как выделился среди слитного гула площади ее звонкий детский голосок. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями.
Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц). Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.
сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Когда он замолчал, палач начал трагедию: у несчастных была своя очередь, все они подходили один за другим, не выражая на лице никакой скорби или ужаса перед грозящей им смертью Одного вплоть до самой плахи провожали жена и дети с громкими, ужасными воплями. Нет сомнения, что избрав фоном картины Василия Блаженного, Суриков старался установить связь между сложным построением собора и путаницей телег и людей, загромоздивших площадь.
По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. На рождестве христославцы приходили. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. По свидетельству самого Сурикова: Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное.
Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Весна 1881 года была запоздалой. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно.
– В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху.
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Наш взгляд без труда находит следующую подобную пару фигур – рыжебородого в красном колпаке и кланяющегося народу, причем они отнюдь не тождественны, только ритмически, а еще более эмоционально уравновешивают друг друга. P. s. На переднем плане большое скопление народа. Погасшая свеча – это погасшая жизнь.
«Казни и телесные наказания на площадях публично происходили, – рассказывал Суриков Максимилиану Волошину.