Таким образом себя, как натуру художник частенько ставил на первое место, не желая отвлекать родственников для нелегкого а порой длительного и утомительного позирования и тем более, портрет Суриков мог писать в любое задуманное им время. В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл. 1887 Портрет Е. А. Суриковой, жены художника. Чтобы добиться исторической схожести, Суриков ездил в имение Меншикова в Клинском уезде, где попросил снять маску с бюста фаворита Петра I. А в селе Александровском он сумел сделать многочисленные зарисовки с портретов детей Меншикова.
Портрет Ольги Суриковой в белом фартуке. 1887–1888 Портрет П. Ф. Суриковой, матери художника. Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. 1888 Портрет Е. А. Суриковой, жены художника.
Вся суть писания портретов это было не главным для Сурикова, можно так сказать он даже не любил выставлять портреты на публику, главная цель художника Сурикова это исторические произведения, где в мощной силе красок он раскрывает себя как уникального мастера и общество высоко оценивает его труды. Кто то мог бы сказать, ну зачем столько много автопортретов, не уж то Суриков так себя любил. В более свободные периоды своей творческой жизни, Суриков писал портреты и очень часто обращался к написанию автопортретов, коих он написал за свою историю множество.
Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – П. Ф. Сурикова (мать художника, 1887). Портрет Ольги Суриковой.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Идея картины родилась достаточно случайно – не от истории, от быта. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Весной 1911г.
Но не только Картина писалась летом 1879г. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Тогда все сбивалось в кучу. Он был поставлен вровень с другими известными художниками. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». 6 марта 1916 года великого русского художника не стало.
000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Картина «Меншиков в Берёзове» (1883). А уж образы собирались по всей Руси. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. «Женские лица русские я очень любил, неиспорченные ничем, нетронутые», – повторял Василий Суриков.
Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Како крестишься и како молитву творишь. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Но не это было для него главным: «Хороша старина, да Бог с ней» – говорил.
Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Вот таким образом свои портреты Суриков пытался развивать, оттачивая мастерство но он во многом впоследствии понимает, что как художник он может себя представить больше всего в его исторических произведениях. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну.
Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». 1889 Автопортрет. Раскольников стали преследовать. Однако всерьез взялся за работу над картиной лишь в начале 1900-х гг.
Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Был он силы непомерной.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Так и в «историю» попал. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Видел наказание плетьми, – запомнил сочетание красной рубахи палача и черного эшафота. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». По приезде в Красноярск в 1898г.
Сохранилось интересное воспоминание Галины Анатольевны Ченцовой, урожденной Добринской (1892–1977). Но видишь старуху со свечой в руке – последним даром Богу, в «Утре стрелецкой казни», вспоминаешь скорбное и умиротворенное лицо Марии Меншиковой, умирающей от чахотки с книгой Евангелия в руке, видишь перед собой лицо Морозовой, великое в своем религиозном экстазе и откровении и понимаешь, что для Сурикова в этих полотнах были важны не только оригинальность композиции изысканность колорита историческая достоверность. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. В углу иконы, зажженные лампады.
Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Биография Сурикова и будет представлена ниже.
Этот шедевр поразил современников живописи того времени. Любовь к жизни выражена лишь в образе младшей дочери Меншикова, читающей книгу. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Точно вышло.
Ему повезло с женой – он женился в 1878г. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Там, на картине, брат в легком армячке и в шапке другой. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П. П. Кончаловским. А художник Н. А. Богатов сделал по его просьбе глиняную маску Меншикова.
Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Одну из экзекуций в Красноярске он запечатлел в акварели с пометкой: «До 1863 года Видел собственными глазами». Суриков в шубе».
Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Сохранился этюд для картины «А. И. Помог поступить в Академию художеств юному живописцу красноярский губернатор П. Замятин, отправивший в Петербург ходатайство (вместе с рисунками). Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.
Ему повезло, что его рисунки заметил губернатор П. Н. Замятнин (Суриков потом отплатит ему, создав прекрасный портрет красноярского губернатора), ходатайствовавший перед Советом Академии художеств о зачислении его учеником. В 1884 – 1887 гг. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Страсти разгорались. Однако противникам его удалось взять верх. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Смысл жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трёхперстным знамением и хранителей «древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакума. С Рачковской Суриков писал и свою «героиню» для «Взятия снежного городка» и милую боярышню в желтой шубке и белом платке для картины «Боярыня Морозова». Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Атаман – это дед А. С. Суриков. Первое большое историческое полотно Сурикова. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В детские годы, в Красноярске, он ее видел. Считается, что при создании образа царевны «участвовали» две девушки. Так что Стенька у Сурикова – это как минимум «два Савенкова». Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Суриков с сестрами Добринскими (с Анастасии Анатольевны он написал маслом чудесный портрет в родительском доме сестер на Пречистенке) бывал в Страстном монастыре. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории.
Показать старую Русь, умилиться красоте ее. Как у Ахматовой, помните. Низкая бревенчатая изба. Картину «Степан Разин» Суриков задумал в 1887г., сразу после другой своей картины – «Боярыня Морозова».
Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Это, как говорится, «чистый этюд», а не самостоятельный портрет. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.
Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Старшую дочь Меншикова писал Суриков с жены – Елизаветы Августовны, урожденной Шарэ, родственницы декабриста П. Н. Свистунова. И в то же время Точно заметил И. Е. Репин: достоверность детали важна лишь при гениальности главного замысла.
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. А уже потом интересно и все остальное. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили», – вспоминал он позднее. В то время Спиридонову было 82 года. Известно, что писал он и его сына – Тимофея Савенкова, скорее всего, как раз в 1909г.
Кузьма Тимофеевич Шведов был высокого роста и ездил верхом всегда подбоченясь. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом». Так уже не раз бывало: вначале увидит, потом ищет «детали» – делает эскизы, этюды пейзажей интерьеров, портретные зарисовки.
Москва, XVII век. Тут же написан и юродивый. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Там-то, на коне, нужно быть налегке. Красоту ее принимал.
Множество источников перечитал по истории стрелецкого бунта. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. 1860-е гг.
И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Однако чтобы стать великим, одного везения мало. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске. Однако есть и живописный этюд 1898г., на котором изображен явно другой человек, моложе, с более крупными чертами лица, – также ставший «прототипом» полководца. В «Морозовой» – трагедия изгнания и надругания над верой, которой жила опальная боярыня, но невольно задаешься вопросом, рассматривая полотно, – унижена не Морозова, а ее преследователи и хулители. вимении H. Н. Дерягина в Тульской губернии.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Известны и другие «прототипы» героев картины. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Перепелкина.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. 1881. Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Резко контрастируют иконы в серебре с убожеством окружающей обстановки, напоминая о прошлом богатстве.
Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году.
Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Зимой этого же года, как пролог к «Царевне», он сделал портрет княгини Щербатовой в русском костюме. Необходимо не просто оказаться в нужное время в нужном месте, но и быть готовым «поймать свой шанс». Городок – старинная народная игра. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Работа была завершена в 1881 году. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы.
Замысел созрел в Москве. Это известная с семнадцатого века семья. Еще одно большое историческое полотно. Нет явного унижения некогда могущественного царедворца в «Меншикове». Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
Эта картина написана с натуры – друзья живописца инсценировали специально для него полный «вариант» игры в селе Лодейки. Или перед тем, как пойти «на штурм». Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. И всегда – в контексте своего времени. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений.
«Царевну» он увидел за всенощной на праздник Покрова у Василия Блаженного в Москве в 1910г. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Но обстоятельства оказались сильнее его. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. О создании этой картины художник думал еще в Красноярске.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Он знаменит также своими портретами. Потом – в муках и радости – рождается картина. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. В 1891 году Суриков пишет картину «Взятие снежного городка», находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Суриков подхватил эту мысль. И такой прием тоже приносит свои результаты.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Поднятые весла за его спиной – как крылья. Картина эта привиделась Сурикову.
Конечно, ему везло. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Но неясны пути крестьянской революции. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Суриков был человеком твёрдого характера и несгибаемой воли, так что он умел отказывать.
Портрет настолько схож с изображением главного героя картины «Взятие снежного городка» и, вероятнее всего, создан в период работы над картиной. С нее и начал писать. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника.
Солдатам, кажется, нет конца. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Меншиков сидит у стола. Пленный перс тоскует напротив атамана. Его работы видели сотрудники.
Вероятно, было как минимум два земляка художника, послуживших моделями для его героя. Кидаешься ты на врагов, как лев». В его честь назван остров Атаманский на Енисее.
Яркий сверкающий пейзаж перекликается с образом народа, полного здоровья и силы. «А другую дочь – с барышни одной». Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Так В. Суриков становится студентом Академии художеств, однако стипендию ему не выплачивали. 1902.
Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. встретил старого знакомого, сотника Федора Федоровича Спиридонова, да с него и написал. Казнь стрельцов, ссылка Меншикова, пытка Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Тут и остяки и вогулы и сами татары. Поп-никоннанец, смеющейся над барыней.
Рука боярыни Морозовой вскинута вверх в призывном жесте. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
Исследователи драматургии характеров героев Сурикова отмечают равную открытость, жизнерадостность лиц героя жанровой картины и портрета «Мой брат». Иногда персонаж находился случайно. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Утро стрелецкой казни.
Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин).
Это был его родной дед. Она получила хорошее образование на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Москве, а позднее работала в Малом театре – в газете «Малый театр», в газете «Горьковец», выпускавшейся МХАТом, заведовала лекторием ВТО. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Датировка этого портрета брата сомнений не вызывает. Все это обливалось водой. Трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) Суриков отказывался от преподавания в Академии и Московском училище живописи, зодчества и ваяния, предпочитая творческую свободу. Приготовления к казни закончены.
Часть подготовительных этюдов была написана здесь же, в Москве. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. А уж потом – с натурщиков писал. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Умирает его жена.
Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. В одном из писем в конце 1909г. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха.
Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Его Суриков писал с настоящего, найдённого на толкучке.
На картине изображён странник, который как бы взыскивает к истине происходящего. Хворостинами приветствуется победитель игры, вокруг смех и веселье. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Он часто покупал картины мастера. Многих такой подход шокировал. Суриков проявил себя как великий колорист и изящный «композитор» (так его прозвали соученики Академии). Известно, что художник происходил из казачьего рода. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино.
Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. 1913 Автопортрет.
И там же художник подчеркивал: «До середины XIX столетия были простые казаки, а с 30-х годов прошлого столетия был один атаман и многие сотники и есаулы». Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Работа продолжалась около двух лет. Пять раз приходилось звать казака на коне, чтобы изобразить его несущегося прямо на зрителя, что не сразу получилось у русского художника. Еще мальчиком точно запомнил Василий Суриков не только подробности казачьих мундиров, но и особенности лиц казачьих офицеров, сильных, мужественных, открытых. Дед— Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда— Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Церковь раскололась.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Нет крови, висельников, эффектных поз в «Утре стрелецкой казни». А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Полины Ивановны Щербатовой». И то, что одно из женских лиц – в непосредственной близости к саням, над головой смеющегося мальчугана, в шапочке, закутанной шалью, – написано с Екатерины Александровны Рачковской, знакомой любителям искусства и по другим работам художника.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Интересно, что фамилии людей, с которых мастер писал Меншикова, в разных источниках называются разные. На картине художник показал казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Так было остановлено бунтарское стрелецкое движение. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.
Государственная Третьяковская галерея. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». И писал потом портреты и деда и дяди, откровенно любуясь ими, романтизируя. Жили скудно, было тесно, шли дожди.
Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Баба на земле – Мария Петровна Никольская, жившая в доме Дерягиных. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Выступив с этой картиной на 9 передвижнической выставке, Суриков стал знаменитостью. А возле ямы страж ходит.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. И получилось именно то, что он хотел. Отчего это.
Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Один из современников точно назвал этот цикл «лестницей религиозных чувств». П. Третьяков купил картину за 8000 рублей.
Писал его прямо на снегу, напоив его водкой и дав ему три рубя. Но успел, по воспоминаниям художника, оказать на него большое влияние, читал ему книги, рассказывал разные истории, в том числе и о сибирском казачестве, о роде, к которому принадлежал мальчик по рождению. Картина отличается от других произведений Сурикова тем, что в ней не изображён народ. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
«А нравы жестокие были. Нет дыбы в «Боярыне Морозовой». Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Марк Васильевич Суриков, дядя художника, бравый и смелый офицер, умер молодым, простудившись на параде в трескучие сибирские морозы. Во время уличной драки, в которой участвовал и юный Вася Суриков, был убит его друг Митя Бурдин – запомнил распростертое тело на мерзлой земле, увидел свою будущую картину «про Дмитрия-царевича».
О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. – «Когда б вы знали из какого сора» И стихи и картины иногда рождаются случайно.
И было величие несломленного духа. Но его преследовали сердечные расстройства. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. На этот раз его попытка завершилась успешно. Не удивительно, что героиней его последней законченной картины стала именно кроткая, набожная древнерусская красавица царевна, образ которой, по воспоминаниям современников, был навеян художнику книгой известного историка И. Забелина «Домашний быт русских цариц».
Картина «Утро стрелецкой казни» была создана в 1881 году и хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. И вся композиция – Меншиков в ссылке – увиделась. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Как отмечал позднее сын владельца имения А. Н. Дерягин, бывший в те годы ребенком, плачущая девочка была написана с Бориса Николаевича Дерягина, брата мемуариста и автору будущих мемуаров было поручено дразнить «модель», чтобы плакал натуральнее.
Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Дорога продолжалась два месяца. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Стрелец, сидящий в телеге спиной, – с крестьянина Саватеева. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Правда исторической панорамы становится откровением.
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки.
Но в «Стрельцах» пахло кровью. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Сюжет – исторический, стиль – романтический, а каждая деталь – реалистична. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
Уже потом нам интересна история поиска «прототипа» для юродивого А что ж главное. Этюд к картине. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Хотя проблема «власти и народа» читается в картине. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара.
«Кто не видел казнь, тот ее не нарисует», – говорил Суриков. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Так же и Пётр готов уничтожить всё, что стоит на пути его власти, того нового курса, которым он собрался вести Россию к процветанию.
По мнению исследователей творчества Сурикова, портрет написан скорее всего в 1887г. Суриков родился 12 (24)января1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком ещё в 16 веке. Выделяются они и своим душевным состоянием. Правда исторической панорамы становится откровением. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь.
Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.
Так же смелы и суриковские стрельцы. Она тоже была родом из казачьей станицы. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест.
В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Портрет M. В. Сурикова, дяди художника. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру.
Он, кажется, всегда писал вне своего времени. Все получалось не то, не так. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Суриков, покоренный ее жизнерадостной, открытой, доброй красотой истинно русским женским обаянием, написал с нее свой прелестный во всех отношениях портрет «Сибирская красавица». он признавался: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
По воспоминаниям М. Волошина, сам Суриков называл фамилии учителя – старика Невенгловского. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах.
В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Он давал ему копировать работы старых мастеров. На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость. И в то же время – как мягко, тонко передает он кровавые, унижающие человека трагедии.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Тяжкую думу думает атаман. Реалистичны и мучения истязаемых, приговоренных к казни. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Свистунова, подарившей ему недолгую (она умерла в 1888г. ), но гармоничную и счастливую жизнь.
Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. В 1891г. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. – допрашивали ее увещатели. Назывался он так: «Портрет кн.
Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Энергичный, «вихревой» мазок создает ощущение сконцентрированности бытия и навевает воспоминания о французских импрессионистах. В этом городе родился будущий художник.
В то время Спиридонову было 82 года. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Поехал в имение Меншикова – в Клинском уезде.
Все это уходит как никчемное и зритель ошеломлен этой невидальщиной. В невесёлые думы погружён сын Меншикова – Александр. Даже перед лицом смерти никто из них не просит пощады, а сидящий в телеге рыжий стрелец даже сжал кулаки и устремил на царя ненавидящий взгляд. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. И вспомнилось – кто-то вот так же, «в низкой избе сидел». Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Суриков рано понял, что кроме везении в жизни необходим постоянный и самоотверженный труд.
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Набожная Анастасия беседовала с настоятельницей, а Галина и Василий Иванович пили чай.
На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Только случайность эта – закономерна, подготовлена предыдущей жизнью. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. А император Петр писался с управляющего имением.
А вот в чем разночтений нет, так в его оценке. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. В. Суриков. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
1883 Автопортрет. Вот боярыня и просит его:Миленький. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам.