Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности.
Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Картина «Боярыня Морозова» (1887 г. ) Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения.
Изображена на картине Василия Сурикова Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова.
Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на нейизображенос исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова». Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова.
Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Она к старой вере стала склонятся. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
И как вставил ее в картину- она всех победила. Этюд, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, некоторые исследователи считают портретом, тетки Сурикова, раскольницы Авдотьи Васильевны написанной по памяти. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Так ие случайно, выделяя цветом (синяя шубка, золотистый платок), Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. тем самым выдвигал перед собой сложнейшие композиционные и колористические задачи. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
Тарабукина. Досталось и художнику за эту картину. Очень трудно ее лицо было найти. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Учился в петербургской Академии художеств. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. С 1895 г. был. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным.
Зрители не видят птицу в картине. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
стремится донести до зрителя свое отношение к ним, пробудить в зрителе ответные чувства. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Ее увозили в ссылку. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой.
И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. Учился в петербургской Академии художеств. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.
Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Учился в петербургской Академии художеств. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой.
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. В толпе терялось. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Она почти не смотрит на боярыню. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.
«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Это по большей части подростки. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Это сама героиня и юродивый.
Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
Учился в петербургской Академии художеств.
Их защитница и покровительница на Руси, начиная с эпохи владимирского князя Андрея Боголюбского — Богородица. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. (8) Церковь. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Но смеялись немногие.
Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.
гениально отразил былую трагедию народных масс. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собой, И вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую силу и значение. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7).
Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Каменный храм построили в 1703 году. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Важно найти замок, чтобы все части соединить. 5.
Это единство достигается, между прочим, как бы повторением лица Морозовой в толпе.
Этому способствует и нарастание движения в фигурах вт правого края к центру: сидящий на снегу юродивый, вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка идущая рядом с санями Урусова. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. Этой родственностью внешнего облика достигается и единство самой толпы. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.
Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче.
Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). С 1895 г. был.
Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Сам дух истории живет в его картинах.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.
Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. «Я написал много этюдов все лица характерные. Картина ожила.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Это то, где черты лица сгармонированы. Сложность и подчинение общему движению, в котором народ провожает свою героиню, образует сложное движение и напластования картин, подобных птице. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель.
Все лицо мелко было. А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Так же изумительно колористическое решение картины. Плоское полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Толпа стоит лишь в глубине сцены.
Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. С 1895 г. был. Именно такими работами, как картина Боярыня Морозова, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Морозову подвергли пытке. «Персты твои тонкостны. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. А потом начнешь колею писать. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». «На снегу писать – все иное получается. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
«Не идет у меня лошадь, да и только. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Исход битвы предрешен.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Боярыня подняла руку с двумя перстами. Критики было много.
«Пишу татар. не понимал исторически-прогрессивных путей развития, а судорожно цеплялся за прошлое, наивно идеализировал старую патриархальную «деревянную» Русь. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения.
Ведь сколько времени я его искал. Но Смута добралась и туда. Рис. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Она сидит в розвальнях, на соломе. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
С 1895 г. был. Приглядел для работы соседний переулок. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Но нет. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему.
Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Ее глаза полны слез.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. С 1895 г. был. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме.
говорил: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Но она в то же время присутствует в восприятии и в зрительном образе благодаря характерным признакам, по которым мы узнаем ворону: распластанные крылья, приоткрытый малоприятный клюв, волочащиеся по снегу крылья с намокшими растопыренными перьями. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Нравилось им, что я казак и не курю. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на чернобородого человека рядом с княжной Урусовой.
Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Со страстным призывом твердо стоять за правое дело обращается она к народу. Боярыня Морозова много занималась благотворительностью, а в ее доме всегда принимали нищих и странников.
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Это был раскол из-за убеждений и веры.
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом.
Но боярыня отказалась. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. В «МорозовойБоярыня Морозова.
Учился в петербургской Академии художеств. Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Хмурое небо нависает над Красной площадью. С 1895 г. был.
Рукой она изображает два перста. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. С 1895 г. был.
Суриков наделяет юродивого такой душевной силой, которая, быть может, соперничает со страстной внутренней напряженностью самой Морозовой. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Все в рефлексах, лиловых и розовых. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, зажигающим сердца, вот где источник его особенной, пронизающей красоты. В иных лишь намечается немногими грубыми штрихами, с переделками и поправками, как бы «для себя», самый костяк композиции. Ее увозили в ссылку.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. С 1895 г. был. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. И вот однажды В. И. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.
Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. События происходят в 17 веке. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Стоит всмотреться, особенно в женские лица, чтобы отметить их «родственность» лицу Морозовой., они уже видят эту большую картину. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом. В «МорозовойБоярыня Морозова. Портретный этюд был написан всего за два часа. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Жест юродивого отвечает этому знаку.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Люди потянулись к ней взорами. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). вместе со своими героями страстно протестовал против гнета деспотизма и казенной церкви.
По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народную толпу. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Учился в петербургской Академии художеств. «Как вставил ее в картину – «она всех, победила», – рассказывал Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Действие происходит на одной из московских улиц. Морозову окружает атмосфера народной любви. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. В девичестве она была Соковнина. Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей. Профессор Красноярского Государственного университета Владимир Ильич Жуковский в своей статье, посвященной Сурикову, обращает внимание не исследования Николая Михайловича Тарабукина, который выделил четыре основных вида диагональных направлений в произведениях изобразительного искусства. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина.
За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Василий Суриков изобразил на картине не персонаж – боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Это настоящая математика.
С 1895 г. был. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Сурикова. Контурная линия неоднозначна. Очень трудно ее лицо было найти.
Учился в петербургской Академии художеств. (12) Колорит картины.
Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.
Дознание шло девять лет. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу.
Особенно в отношениях цвета. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов».
Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Я с нее написал этюд в садике в два часа. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
Она не хотела изменять «старой вере». Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. (1) Феодосия Морозова. С 1895 г. был.
Суриков неоднократно удлинял холст. стремился и этюды делать в тех же условиях. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Морозова – источник, пробуждающий в толпе гамму различных чувств и вместе с тем тот фокус, в котором собираются эти различные чувства.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Писать не «Исус», а «Иисус». Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. подчиняет цвет, как и все живописные средства идейному содержанию произведения. Впереди на коленях старая нищенка.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы.
Это и отразил художник на картине. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. С 1895 г. был. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Она не хотела изменять старой вере.
дает исключительные по звучности цветовые пятна (голубое, желтое, малиновое, черное и пр. ). Здесь главный мотив — сострадание к мученице. И, наконец, перед нами эскизы с вполне «найденной» композицией, разграфленные на квадратики для перенесения на холст. Особый интерес представляет собой карандашный эскиз композиции: большинство изображенных в современных художнику костюмах, – это проверка задуманной композиции на натуре.
Учился в петербургской Академии художеств. В других художник уже намечает основные цветовые пятна будущей картины. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Учился в петербургской Академии художеств.
Ноги у нее скованы цепью. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Греческую красоту можно и в остяке найти». В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова.
Но боярыня отказалась. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Наконец, динамичность всей сцены достигается неуравновешенностью композиции и целой системой диагоналей, пересекающихся в идейном а композиционном узле картины – поднятой руке Морозовой. Все лицо мелко было.
Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. Ведь сколько времени я его искал. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
Морозова была ближайшей его последовательницей. Учился в петербургской Академии художеств. Его лица не видно. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Учился в петербургской Академии художеств.
Они подобны знакам с двумя перстами. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. С 1895 г. был.
Учился в петербургской Академии художеств. (8) Церковь.
Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). С 1895 г. был. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Эта метафора получила развитие в изображении. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. Этот образ и вошел в картину. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
Без страха готова она идти на муки и смерть. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Однако. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
подчеркивает слева злорадство и насмешку врагов, справа – любовь и тревогу друзей. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Все на картине будто напряглось.
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. И как вставил ее в картину – она всех победила». Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. С 1895 г. был.
Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В толпе терялось.
Но изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. С 1895 г. был. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Звук трубы возвещает о его наступлении. На ее лице глубокая скорбь.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Не смею, - отвечал стрелец. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». «Боярыня Морозова».
Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя.
Практически одновременно арестовывают и ее сестру. С 1895 г. был. Дровни о трудом прибиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую уличку, с низкими домиками, с золотыми и синими куполами церквушек. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». гениально разрешил здесь труднейшую задачу – сочетание «героя и толпы». Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Написал порядочное количество. Среди последних, как известно, было даже немало священников. глубоко чуждое нам смирение перед судьбой и преклонение перед страданием, реакционное возвеличение религиозного чувства. Необычайно ценный материал представляют собой подготовительные эскизы и этюды к «Боярыне Морозовой».
Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. И она уже втягивает их в это пространство своё, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Историю композиции «Морозовой» можно проследить по акварельным и карандашным эскизам. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Его интерес к этой теме был не случаен.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Нравилось им, что я казак и не курю. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.
Но эти задачи он разрешил с изумительным мастерством. На шапку накинут платок. Но вскоре скончался её сын Иван. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа.
Этюд головы боярыня Морозовой является подлинным шедевром суриковской кисти. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. (8).
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Каменный храм построили в 1703 году. Учился в петербургской Академии художеств. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Учился в петербургской Академии художеств. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову.
Есть еще несколько чловек в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Учился в петербургской Академии художеств. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. Юродивый благословляет Боярыню.
Толпа живет и движется движутся, клином врезаясь в нее, убогие сани. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа.
Главный символ этого дня — трубящий ангел. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
По центру полотна изображена боярыня Морозова. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Остро дан характер попа – пьяницы и циника.
Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. (1) Феодосия Морозова.
Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Это математика.
Но смеялись немногие. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.
Там, в Преображенском, все меня знали. Учился в петербургской Академии художеств. В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Знаете, что значит симпатичное лицо. Портретный этюд был написан всего за два часа. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Вот пять женщин в правой части картины.
В этот жест несёт главный смысл в картине. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.