Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. События изображённые на картине, происходят в ориентировочно в XVI18 или XVII веке14. В 1889 году он получил первый приз на Всемирной выставке в Париже за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
После её смерти в 1973 году, по завещанию Пост картина была преподнесена в дар музею «Хиллвуд»11, который она же сама и создала на основе личной коллекции русского искусства3031. Приглашённые (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера поднимались в мастерскую-театр. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования. Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Стрельцы занимают левую большую часть картины. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Еле уговорил позировать, сидя на снегу. В 1939 году картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке11. Раскольников стали преследовать. Молодая пара стоит во главе стола (с правой стороны холста), где жених представляет гостям свою невесту33, впервые увидев её ничем не покрытое лицо34. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Прилегало к мастерской ещё помещение, отделённое занавесом, вроде. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. В том же году постановка живой картины «Боярский свадебный пир» состоялась в доме княгини А. Н. Нарышкиной для Александра III, в 1888 году — около Троице-Сергиевой лавры, а в 1899 году — на сцене МХТ7. Отец так любил боярский быт, что было ему дорого ещё и живым создать его.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи». Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого.
Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова. Заметными работами Маковского того периода являются картины «Вдова» (1865 год) и «Селёдочница» (1867 год).
Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. В мастерской с прилегающей сценой родители устраивали временами музыкальные вечера, ставились роскошные живые картины из боярского быта. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена.
Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Тут и остяки и вогулы и сами татары.
В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.
Еще одно большое историческое полотно. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Так же смелы и суриковские стрельцы.
Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Он написал великое множество ярких картин боярской Руси 17 века. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Написал порядочное количество. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет.
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. В 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли, эксцентричным создателем радио-шоу «Ripleys Believe It or Not. », ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины27. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат».
Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт.
Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. сцены, ниже потолком. Сидят они в яме, цепями прикованные. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Константин Маковский (1839—1915) был известнейшим российским живописцем, следовавшим в своём творчестве принципам реализма и выступавшим против академических ограничений, бытовавших в мире искусства того времени. К концу века Маковский был одним из самых уважаемых и хорошо оплачиваемых российских художников, расценивавшимся некоторыми критиками как предтеча русского импрессионизма.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов.
(1) Феодосия Морозова. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Ничего этого нет у Сурикова и в помине. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Исход битвы предрешен. Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. В центре располагается стол, вокруг которого сгруппированы фигуры мужчин и женщин1132.
(8) Церковь. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Изображались, группировались картины отца – Свадебный пир, Выбор невесты. В углу иконы, зажженные лампады. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.
Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. Его интерес к этой теме был не случаен. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Однако самый быт стрельцов, занимавшихся хлебопашеством, торговлей и т. п., становился все большим препятствием к превращению их в хорошо подготовленное войско. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. «Пишу татар. Там извлекались все боярские наряды, музейные вещи, кокошники в жемчугах.
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские.
Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями»7. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. (16) Икона «Богоматерь Умиление». – допрашивали ее увещатели. Произошел раскол. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных.
Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник и младшая Александра, читающая Евангелие. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В 1870 году артель была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», работы членов которой стали выставляться по всей Европе. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Не многим известно, что источником этой точности и убедительности является его давнее и страстное увлечение – коллекционирование предметов русской (и не только) старины, которым он занимался всю свою жизнь. Однако противникам его удалось взять верх.
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Страсти разгорались. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. В 1884 – 1887 гг. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Церковь раскололась. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.
В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер». Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром.
И получилось именно то, что он хотел. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, во время учёбы в которой он создал такие работы, как «Исцеление слепых Христом после изгнания торгующих из храма» (1860 год) и «Агенты Лжедмитрия убивают сына Бориса Годунова» (1862 год). Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем». «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова. Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Вот боярыня и просит его:Миленький. «Я написал много этюдов все лица характерные. Но обстоятельства оказались сильнее его.
Дознание шло девять лет. В 1890 году эти две картины выставлялись в Детройте и Сан-Франциско, а 1893 году — на Всемирной выставке в Чикаго, вместе с третьим полотном Маковского на тему свадьбы — «Перед венцом»20 (также «Наряд русской невесты»23 находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско)24. Даже перед лицом смерти никто из них не просит пощады, а сидящий в телеге рыжий стрелец даже сжал кулаки и устремил на царя ненавидящий взгляд. А возле ямы страж ходит.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Умирает его жена.
Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака. Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. Суриков изображает стрельца со спины, чтобы не показывать зрителю его лица – лица смертника. Дочь художника вспоминала:. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. В этом не только понятный восторженный каприз, но и предугадывание увлекательной полезности для своего искусства»10. В 1868 году Суриков совершил трудное путешествие из Сибири в Петербург, где в 1869 году поступил в Академию художеств.
В. И. Немирович-Данченко отмечал, что «в клубе художников мы виделись часто. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей.
Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Выделяются они и своим душевным состоянием. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин).
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Затем Маковский вступил в «Артель художников», основанную Иваном Крамским, членами которой стали художники-реалисты, выступавшие за коллективный творческий процесс и реалистичное изображение повседневной жизни старой России. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Первое большое историческое полотно Сурикова. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Как отмечал Сергей Маковский, «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды»9. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув».
Иногда персонаж находился случайно. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй.
Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. Все это обливалось водой. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.
С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Пожалуй, точнее не ухватишь особенность лучших суриковских картин – ту ненавязчивость, то поразительное соединение наружной сдержанности с глубоким драматизмом содержания, какое их отличает. Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. Низкая бревенчатая изба.
Солдатам, кажется, нет конца. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение. Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Именно такой красотой красива его смеющаяся девушка, со своим круглым лицом, вздернутым носом, слегка выдающимися скулами. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Отец так любил боярский быт, что было ему дорого ещё и живым создать его. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Меншиков сидит у стола. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Это новое регулярное войско Петра.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Прибытие работы в США, где она была встречена с большим энтузиазмом, совпало с расцветом популярности Маковского в эпоху «позолоченного века»3, ввиду чего в 1886 году Шуман лично заказал у него картину «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», в которой художник свёл обобщённую сцену свадьбы к конкретному историческому событию21 (находится в коллекции Музея де Арте де Понсе в Пуэрто-Рико)22. Москва, XVII век. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Приготовления к казни закончены. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном.
Это сама героиня и юродивый. Тогда все сбивалось в кучу. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
Перед окончанием пира по распространённой в то время традиции гости начинали произносить тост и кричать «горько», намекая на горькость вина и побуждая молодожёнов поцеловаться, чтобы сделать напиток более сладким1132. В августе того же года картина была приобретена американским ювелиром. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЧарльзом Уильямом Шуманом16 за 15 тысяч долларов США17 (10 тысяч фунтов стерлингов18, 60 тысяч рублей19) — за цену, большую чем предложенная российским императором Александром III1420. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов.
Суриков подхватил эту мысль. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Этот старик – простой красноярский казак. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву.
Но Смута добралась и туда. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Спокойно лежит на барабане рука барабанщика.
Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Мы ощущаем это как историческую неизбежность. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Историческая правота на стороне Петра.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин).
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. В пятидесятые годы прошлого века одной из самых известных его картин для широкой публики, возможно, была милая жанровая картина «Дети, бегущие от грозы». Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Городок – старинная народная игра. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский (1839-1915 гг. ).
Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы.
Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Каменный храм построили в 1703 году.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Его красавицы боярышни наряжены в красочные русские одежды и дивные головные уборы и украшены роскошными серьгами и ожерельями той далёкой эпохи, которые прорисованы с поразительной детализацией. К. Е. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. До начала работы над картиной Маковский тщательно изучал предметы иногда обращаясь к другим коллекционерам в поисках нужных ему образцов, став в некоторой степени предшественником художников из объединения «Мира искусства», считавших, что в обобщении и стилизации русской истории просто необходимо творчество художника, несущее в себе достоверное изображение примет старины10.
Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. Все получалось не то, не так. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Для работы над полотном «Боярский свадебный пир» Маковский использовал метод «живой картины», при котором он по заранее сделанным наброскам воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и помощи своей личной коллекции, в которой находилось много исторических костюмов и предметов быта как из народного, так и боярского обихода78.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.
Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Како крестишься и како молитву творишь. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. В своих картинах он не судит и не выносит приговор.
Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. И такое проникновение в русскую историю, такая жизненная ситуация, в которой оказался Суриков, дала ему возможность направить свой огромный живописный талант в сферу исторической живописи.
До 1912 года «Боярский свадебный пир» находился в витрине магазина Шумана на Бродвее в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность11, а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом21. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Суриков изобразил в картине момент перед казнью.