И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. В. Суриков. Чем же побеждают эти побежденные. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича.
Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. А возле ямы страж ходит.
Низкая бревенчатая изба. Страсти разгорались. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.
К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Многих такой подход шокировал. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Он давал ему копировать работы старых мастеров. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.
На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Один современный Сурикову критик (В. Она тоже была родом из казачьей станицы. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
В более поздних произведениях Суриков сокращает количество фигур, чтобы усилить выразительность фактуры. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова».
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Его значение лежит в содержании его картин и в их художественном выражении. И все же образы Сурикова показывают, что и терпя внешнее поражение, народный дух спасает в себе главное и что его поражение есть в сущности победа. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
предметам минувшего быта: утвари, оружию и костюмам. Их общая тема — это борьба национального быта, психологии и самосознания русского народа, т. е. Зрелище заключительного момента драмы, т. е.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. бессюжетному искусству, задачам живописи, красочной гамме. Первое большое историческое полотно Сурикова.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. «Переход через Альпы» запечатлевает беспримерный подвиг русской армии и центром этой картины является не театральная фигура полководца, а простая солдатская масса, преодолевающая невиданное ею чудовищное препятствие — Альпы. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Поднятые весла за его спиной – как крылья.
Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Умирает его жена.
Недаром, когда разговор заходил об истории, он любил повторять слова: «Хороша старина, да Бог с ней». И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Но исчерпывается ли только этим фактом все содержание картин, весь их нравственный смысл.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Все это обливалось водой. Над каждым своим произведением он работал годами. Его беседы были всегда посвящены чистому, т. е. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Никогда не говорил он тоже об истории, тем более об ее научных проблемах, хотя он и интересовался ее фактическим материалом, черпая его в мемуарах и в «Историческом Вестнике». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Такая картина показывает зрителю нечто им еще невиданное, необычайное, даже «диковинное», начиная с костюмов и утвари и кончая действующими лицами и ситуациями.
Но его преследовали сердечные расстройства. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Сидят они в яме, цепями прикованные. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Вся его жизнь была сосредоточена в художественном творчестве. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Известно, что художник происходил из казачьего рода. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Солдатам, кажется, нет конца. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Пленный перс тоскует напротив атамана.
Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Где же искать твердых и мужественных характеров, как не здесь. Но перед гордым орлиным взором умирающего меркнет патетическая фигура самодержца. Сюжеты Сурикова — не просто эпизоды прошлого, воскрешенные фантазией художника, они — символы, запечатлевающие трагедию русского народа, тяготеющий над ним рок.
В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». И потому зритель сосредоточивается не на физическом акте казни и смерти, но на духовной сущности момента, на конфликте двух начал и двух сил, воплощенных в страдающей группе жертв на первом плане и фигуре торжествующего победителя позади. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. – допрашивали ее увещатели.
Меншиков сидит у стола. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. В углу иконы, зажженные лампады. Его заглушила бы атмосфера смерти или застенка Он (Суриков) берет хронологически предпоследний, но внутренне самый важный момент драмы, когда привезенные к месту казни стрельцы среди рыданий близких обмениваются последним взглядом со своим победителем — царем. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
Пять больших монументальных картин могут быть названы его шедеврами: это — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1889). Како крестишься и како молитву творишь. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Наконец, поза Морозовой в санях исторически прямо неверна и тут Суриков сознательно отступил от документальности изображения ибо оно помешало бы ему выразить сущность происходящей на картине драмы. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. В этом городе родился будущий художник. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
Правда исторической панорамы становится откровением. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Вот тут-то и раскрывается вся глубина постижения Суриковым русской религиозной психологии. Еще только раннее утро, стоит туман.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Кидаешься ты на врагов, как лев». На этот раз его попытка завершилась успешно.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Дочь знатного боярина, она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, человека, близкого к царскому двору и сама была в чести у царицы.
Однако противникам его удалось взять верх. Городок – старинная народная игра. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром.
Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. В то время Спиридонову было 82 года. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка».
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине Утро стрелецкой казни. О жизни Сурикова рассказывать почти нечего. Не проявлял он особенного интереса и к так называемым историческим реалиям, т. е. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник.
Нам остается указать еще одну характерную черту творчества Сурикова — вскрытие им в художественных образах сущности религиозного сознания русского народа. Так, в «Боярыне Морозовой» узор парчи на одежде не XVII, а конца XVIII века, казаки Ермака вооружены кремневыми ружьями, вошедшими в употребление столетием позднее, лицо Меньшикова списано не с подлинного его портрета, но с какого-то провинциального учителя ибо его черты и выражение казались Сурикову более соответствующими искомому образу ссыльного вельможи. Однако они продолжали превозносить своего атамана. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Вот таким образом-то в своих исторических картинах Суриков весьма мало обращал внимания на верность и точность этих «реалий», а иногда и умышленно искажал их.
В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Только по беспомощным позам стрельцов зритель узнает о перенесенной ими уже раньше пытке. Русский художник, мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством.
При таком понимании, как раз на различии прошлого от настоящего основывается интерес картины с историческим сюжетом и строится психологический расчет художника в целях подчинения себе воображения зрителя и воздействия на его впечатлительность.
– Это именно та Морозова, про которую ее наставник протопоп Аввакум сказал: «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. И едва ли какое-либо событие послепетровского периода могло бы выразить универсальность народных переживании так, как она выражена в «Боярыне Морозовой», где толпа представляет собою подлинный народ, где нищий, простолюдин и боярин стоят в одной группе и сплочены общим и единым чувством. Его работы видели сотрудники. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Все выражение — в их дико горящих глазах, говорящих о душевной муке. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Это известная с семнадцатого века семья. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц.
Здесь именно лежит источник того потрясающего впечатления, которое производят картины Сурикова.
В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. И такой прием тоже приносит свои результаты. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Каким-то бессознательным чутьем Суриков стал на почву такого понимания задачи историка и потому как исторический художник он представляет единичное явление в мировом искусстве. Здесь им руководил эстетический такт, а также чутье психолога и историка. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Тогда все сбивалось в кучу. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). В. Стасов) сетовал на отсутствие в этой толпе «мужественных, твердых характеров» и хотел бы, чтобы «блеснуло у кого-нибудь чувство злобы, мести, отчаяния».
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей.
В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Вот боярыня и просит его:Миленький. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Суриков подхватил эту мысль. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни.
Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Но обстоятельства оказались сильнее его. Правда исторической панорамы становится откровением. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.
Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Еще одно большое историческое полотно.
Перепелкина. В этом отношении замечательны первые картины Сурикова, особенно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба.
В картине казни художник устраняет все свидетельства физических мук и самой смерти. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Ибо он открыл глубокую и важную черту русской истории, можно сказать, ее сущность.
Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Все получалось не то, не так. Мы видели, что три главные его картины, «Стрельцы», «Морозова» и «Меньшиков», выражающие трагедию русской истории, дают образы страдания духа и личности русского человека. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого.
В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Он знаменит также своими портретами. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Но боярыню Морозову не сожгли, а вместе с сестрой сослали в дальний Боровский острог и посадили в земляную тюрьму – в яму. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
Впрочем и на почве такого понимания задачи исторической живописи нередко создавались замечательные произведения, особенно в тех случаях, когда сюжетами их становились великие события прошлого, много говорящие патриотическому чувству. Жизнь и творчество Сурикова всегда носили печать какой-то особой непререкаемости, ни один штрих не давал повода усомниться в чем-то. Это — его картины «Ермак» и «Суворов». Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок.
Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.
Это был его родной дед. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. И получилось именно то, что он хотел.
Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Но неясны пути крестьянской революции. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Вдохновенный жест истинного знамения креста, горящие верой глаза Морозовой, сосредоточенная и замершая в общем чувстве толпа покидаемых друзей, лукавые и злорадные маски никониан — сущность изображаемой драмы здесь, а не в антикварных аксессуарах, якобы передающих «эпоху». Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Однако поступить в Академию Суриков не смог. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Биография Сурикова и будет представлена ниже. Таков же был его образ жизни. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Тут и остяки и вогулы и сами татары.
Он происходил из сибирских казаков, родился в Красноярске в 1848 году. «Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым.
И не в тупой покорности застыла эта толпа. Напротив, по его собственным словам, зародыш каждой из них заключался в каком-либо зрительном впечатлении и вытекающей из него живописной проблеме. «Боярыня Морозова» символизирует насилие над народной верой, «Утро стрелецкой казни» символизирует торжество чуждых иноземных форм над национальным русским бытом, наконец, «Меншиков» — это образ попранной личности русского человека, жертвы жестокого произвола. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.
Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.
В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками.
Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни».
У Петра всплывают детские воспоминания. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком.
Работа продолжалась около двух лет. В самом деле, Суриков считал себя чистым живописцем, мастером рисунка и краски. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать.
«В худощавой фигуре Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, вытянув и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным двуперстием, чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г. П. Иногда персонаж находился случайно. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Угодников власти и ханжей художник ясной чертой отделил от верных и твердых. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове».
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Раскольников стали преследовать. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали места пустые, леса черные, речки и озера дикие, богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Работа была завершена в 1881 году.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1910 году художник путешествует по Испании.
Показанная на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок, картина Сурикова была тепло встречена публикой и прессой. Скажем сперва несколько слов об исторической живописи вообще. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову.
В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. Тяжкую думу думает атаман.
Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Здесь всего за три месяца Суриков освоил трёхгодичный курс и уже 28 августа 1869 года успешно сдал экзамены и поступил в Академию Художеств. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Приготовления к казни закончены. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Церковь раскололась. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Выделяются они и своим душевным состоянием. Эта формула гласит: когда борьба идет из-за духовных ценностей, когда насилие совершается над убеждением и совестью человека, то это насилие нельзя победить нельзя даже отвечать на него таким же насилием. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения.
Об идеях, тенденциях в живописи Суриков не говорил никогда. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Он часто покупал картины мастера.
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. его самобытной культуры, с идущим сверху, организующим, принудительным государственным началом. «Покорение Сибири» символизирует стихийное движение народа-колонизатора, которое удалью передовых отрядов открыло ему для его устроения шестую часть земного шара.