В известной эрмитажной картине «Святой Лаврентий молится перед смертью» (1636). Глаза ищут в широко раскинувшемся небе — Господа.
Самая известная из них — изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (1630—1635, Мадрид, Прадо). Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле. Ровный, спокойный свет скользит по предметам, выявляя их объем и особенности.
Фаянсовые чашечки, глиняные кувшинчики, металлические блюда. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями. В его натюрмортах предметы выстраиваются в один ряд, ни один не закрывает другого. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. -terre.
После 50 лет супружества у них наконец родилась Дочь, которую назвали Марией. Юный мученик одет в богатое роскошное диаконское облачение покроя XVI — XVII веков. И не только к самому одухотворенному, но и к самому возвышенному.
Фигура Марии в ярком красном платье с зеленой накидкой выделяется на темном фоне, как будто луч божественного света указал на нее, выбрал среди других дев. Сюжет известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических сказаний о жизни Мадонны. В его картинах словно оживает размеренный и однообразный обиход испанских монастырей. Когда Ей было 3 года, Иоаким и Анна привели Марию в храм. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта.
Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. Замысел мастера прост и многозначен одновременно — перед нами Мария, будущая мать Христа Спасителя, но с внешним обликом простой испанской девочки, немного угловатой и скромной. Назначение этой серии до сих пор неясно. Спасибо за знакомство с творчеством художника. Написанная для Зала Королевств дворца в серии полотен, посвященных победам испанского оружия, картина «Оборона Кадиса от англичан» (1634, Мадрид, Прадо) следовала общей традиционной схеме изображения, в которой широкая, напоминающая театральный задник панорама морского побережья Кадиса со множеством испанских судов составляла фон для расположенных как на авансцене портретов военачальников и офицеров.
И все же искусство его принадлежит к самому одухотворенному, что создало христианство. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. О разнообразии цветовых решений Сурбарана свидетельствует написанное несколькими годами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с его холодновато-изысканной гаммой красок.
Рождались образы, овеянные романтикой. Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632—1634, Мадрид, Прадо) «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, в настоящее время — Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния). Находит красоту в обычных предметах. Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности исполненная строгой грации гордая знатная дама она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.
Происходящее в сфере потустороннего приобретает черты реальности. В них отразились характерные черты ведущей в испанской живописи XVII века темы «монастырской жизни». Для своих натюрмортов, он выбирает простые, всем знакомые предметы обихода.
Создавая «отвлечённый» образ Девы Марии, великий испанец Франсиско де Сурбаран, будучи истинным католиком, стремился к простоте и выразительности, естественности и недвусмысленности, не забывая об эстетической составляющей. При этом замечательно, что система живописи Сурбарана абсолютное terre-. Искусство Сурбарана не отличалось большим разнообразием исканий.
Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Родители оставили Марию в Храме, где она пробыла до 12 лет. Художник придает особую значимость и поэзию будничности, неброскости и повседневности.
В его произведениях нет глубокой пространственности.
Никаких аксессуаров на картине больше нет. В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ.
"В картинах Сурбарана, несмотря на сюжеты нет ничего мистического.
Художник меньше всего был наделен даром бытописания и рассказчика. В «Отрочестве Мадонны» образ маленькой Богоматери притягивает своей необычайной чистотой и невинностью.
Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. Здесь находят четкое воплощение многие существенные черты искусства мастера.
Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Удивительно, что при таких чуждых современным идеям темах Сурбаран не скучен — вероятно потому, что в нем выказалась непоколебимая искренность и чистая сердечная вера без всякой примеси ханжества и позы.