Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз.
Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Этот день был последним и для самой столицы Византии.
Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света».
В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Символическая композиция представляет сцену возложения даров на престол Святой Софии императорской четой.
Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). 1:14). Собор Святой Софии, спроектированный гениальными византийскими архитекторами эпохи Юстиниана, стал феерическим завершением этих поисков.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Император Константин I Великий понимал это как никто другой.
Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами.
Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. До них такого опыта ни у кого не было. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В византийской эстетике ключевым понятием является свет.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Во второй половине XIII века в Константинополе родилось утонченное, рафинированное искусство, которое почти не имеет аналогов и которое удивительным образом соединило глубокую христианскую философию с традициями античного искусства. И таким образом воплощается идея вселенской литургии.
Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом7. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов.
1:30). Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ.
Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
«Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм.
Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. В них четко прослеживается связь с античными традициями.
Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Здесь нет контрастных по свету зон. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом.
Особую сложность представляло купольное завершение. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках.
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии.
Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки и покрыта довольно плоским куполом 31м в диаметре, вершина которого отстоит на 51м от пола32.
Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Однако это уже не отвлеченные условные образы.
Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина5.
Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». И император в данном случае не является исключением. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание.
В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью.
В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Они облачены в роскошные, усыпанные драгоценными камнями одеяния, а их головы увенчаны богато украшенными коронами.
К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Премудрость или София (от греч. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23.
Сверху по сторонам от Христа представлены два медальона с полуфигурами Богоматери и Архангела Гавриила – своеобразный вариант Деисуса.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. Залитый светом огромный храм вызывал ощущение грандиозности мироздания, созданного согласно великому Божественном замыслу. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве.
Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский разработали удивительную технологическую концепцию, в результате которой свет в архитектуре стал едва ли не важнейшим выразительным средством. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч.
Не минула эта участь и Византию. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Прекратил своё существование и Константинополь.
От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Византийские храмы со временем уменьшатся в размерах, станут проще по замыслу, устойчивее по разработанной крестово-купольной композиции.
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости.
Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.
Грандиозная базилика имевшая в плане длину 82 метра и ширину – 73 метра, сама по себе не являлась архитектурным новшеством. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер».
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке.