Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд». Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Центральная часть.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. На переднем плане взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», – писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.
Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год».
Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Это было последнее произведение Босха. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Это лицо чудовищного трухлявого дерева смерти или дерева познания, стоящего в музыкальном аду.
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Здесь наличествует характерная для Босха образность, хотя общее впечатление несколько разрозненное.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Изображение Христа – подлинный центр картины.
Огромный кролик тащит свою жертву – человечка истекающего кровью один музыкант распят на струнах арфы, другой – привязан к грифу лютни. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. 1500, Мадрид, Прадо). Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя.
Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Уже в 1520 году ему было поручено оформление города по случаю торжественного въезда в город Карла V. Одной из его блестящих декоративных работ является оформление существующего и поныне камина в здании суда в Брюгге.
О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. в Египте. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, прием отстранения, когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. История искусства.
Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. Он был не только художником, но и инженером, скульптором, делал картоны для ковров, работал картографом.
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Луке и позировала ему. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Замысел Воза сена и глубже и шире обыденного замысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Такова страшная участь. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Творчество Босха загадочно. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Внутренние створки картины образуют триптих. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь.
С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Группа богоматери и св. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана.
В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св.
В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Он как бы говорит ему: Не бойся. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Развеваются стяги германского императора и французского короля.
Согласно легенде, Мария явилась св. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. По старой традиции считается, что св.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Это особенно видно по изображению преисподней. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год».
Большинство картин Босха не имеет датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Спорна центральная часть. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Лука — это автопортрет художника. Справа в шатре сидят любовники. Средняя створка изображает Страшный Суд. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».
корыстолюбия и зависти.
Лукой». «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. в боковом пределе) братства. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий.
которую Бог уготовил человечеству. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. В триптихе Искушение св.
На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Казалось бы, полная идиллия. По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить.
Действительность представляется сплошным кошмаром, теряется различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева из глиняного кувшина вырастают конские ноги ощипанный гусь жадно пьет, опустив в воду безголовую шею холм оказывается великаном, стоящим на четвереньках, а птица или рыба – летательной машиной или лодкой. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. А под ними начинается ад.
Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. История ее создания любопытна. Меня зовут Лубберт Дас». Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. Это особенно видно по изображению преисподней. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Они пьют вино. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.