Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников. Согласно легенде, Мария явилась св. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Сюжет не нуждается в пояснениях. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков.
Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге. Группа богоматери и св. в боковом пределе) братства.
Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. О технике живописи Иеронима Босха. Творчество Босха загадочно.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Они пьют вино.
На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена».
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын».
На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св.
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.
Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. корыстолюбия и зависти. Он как бы говорит ему: Не бойся. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. У левого края створки мы видим трактир.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. История искусства. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Средняя створка изображает Страшный Суд.
Внутренние створки картины образуют триптих. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Возможно, так выражается страстное желание Босха постичь тайны ада и одновременно боязнь художника узнать нечто такое, что может погубить душу истинного христианина. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Блондель получил заказ от Корпорации художников в 1540 году на картину, которая служила бы цеховым знаменем, но долго не выполнял его. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Лука — это автопортрет художника.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Это особенно видно по изображению преисподней.
Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны избегают дневного света, так как они не хотят знать, понимать и любить сущее. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Справа в шатре сидят любовники.
Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Развеваются стяги германского императора и французского короля. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Заказанный триптих внушительных размеров (274 на 335 см) не сохранился. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений».
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Некоторые исследователи предполагают, что венский «Страшный суд» – уменьшенная авторская копия того триптиха, который был сделан для Филиппа Красивого. которую Бог уготовил человечеству. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Так впервые в документах возникает псевдоним «Босх».
Лишь семь творений Босха подписаны. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Такова страшная участь. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Известно, что в 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих на тему Страшного суда художнику из города Хертогенбос – «Иерониму ван Акену, по прозвищу Босх». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Луке и позировала ему. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение.
По старой традиции считается, что св. Спорна центральная часть. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Лукой».
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Иероним Босх проявил здесь всю безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. в Европе окрашен апокалиптическими настроениями.
Это лицо чудовищного трухлявого дерева смерти или дерева познания, стоящего в музыкальном аду. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Его техника называется алла прима.
Рубеж XV-XVI вв. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
в Египте. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить.
Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. Земля у него становится неотличимой от Ада, откуда навстречу грешникам надвигаются дьявольские полчища Сатаны.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
История ее создания любопытна. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. А под ними начинается ад.
На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На переднем плане взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.
Художник решил отойти от традиционной иконографии – например, его ангелы не имеют крыльев, а Христос окружён не апостолами, а полусотней различных персонажей. Центральная часть. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Казалось бы, полная идиллия. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение.
Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Однако каждый человек стремился забрать себе все. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год».
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Уже в 1520 году ему было поручено оформление города по случаю торжественного въезда в город Карла V. Одной из его блестящих декоративных работ является оформление существующего и поныне камина в здании суда в Брюгге. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Кроме того изображена только что появившаяся растительность.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Это особенно видно по изображению преисподней. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Изображение Христа – подлинный центр картины. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской.
Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья.