«страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд». Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем.
На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. «страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». Страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще.
Вращаются мельничные жернова, грешников терзают дьяволы, грешники причиняют боль другим грешникам и хотя это только картина суда, она уже весьма похожа на ад. И опять огонь и пожарища в верхней части, острые и колющие предметы. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Все началось в раю. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву.
Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Центральная часть триптиха по цветовой гамме сильно отличается от райской. Страшный суд для Босха – одна из главных и очень созвучных его мироощущению тем. А. А. Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч. ) В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста.
Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. которую Бог уготовил человечеству.
Это особенно видно по изображению преисподней. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя.
171Железный шлем187 завинчивался на голове, ломая кости черепа. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Христа – подлинный центр картины.
Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. Здесь Босх излагает рассказ Книги бытия о сотворении мира, животных и людей. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного Суда. С этого же облака трубят ангелы, возвещая о Новом времени и Новом Небе.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Самое потрясающее из них – картина Несение креста, которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Художник решил отойти от традиционной иконографии – например, его ангелы не имеют крыльев, а Христос окружён не апостолами, а полусотней различных персонажей.
У него движение происходит слева направо. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.
И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. в Египте.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. История ее создания любопытна. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны.
Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Везде режут, давят, насилуют, убивают.
Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. На крыше дома слева и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, 171выдающегося художника187 (pictor insignis). Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду 171осени Средневековья187, по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой». Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Справа в шатре сидят любовники. Повествование разворачивается снизу вверх. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
примерно в 80-ые годы Флорентийские власти поручили написать эту картину. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Творчество Музеи Прадо, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский изящных музей искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон о картинах к сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины.
Так происходит грехопадение и грех входит в мир. Это особенно видно по изображению Сюжет не нуждается в пояснениях. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками. Средняя створка изображает Страшный Суд. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Но все-таки больше завораживает не рай, а картины ада и суда, в которых показаны все страхи, столкновение добра и зла в самом человеке изначальная греховность человека, пораженного первородным грехом, но показаны они в таком отпугивающем виде, что не сразу поймешь, о чем идет речь.
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Полагают, что он автор фрески 171Распятие187 в соборе Св. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. которую Бог уготовил человечеству. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Иоанна. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. В православной иконе «Страшного суда» ад, рай, суд и Новое Небо находятся в одном двумерном пространстве, разделенном по вертикали: земля с адом и раем на нижнем уровне, Страшный суд – в средней части, Новое небо с Горним Иерусалимом – в верхней. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Правая внешняя створка 171Несение креста187. Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Внутренние створки картины образуют триптих. Творчество Музеи Прадо, Мадрид Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал Лувр, Париж Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам Музей изящных искусств, Гент Королевский музей изящных искусств, Брюссель Музей истории искусств, Вена Академия изобразительных искусств, Вена Альбертина, Вена Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне Берлинская картинная галерея, Берлин Гравюрный кабинет, Берлин Национальный музей древнего искусства, Лиссабон Дворец дожей, Венеция Национальная галерея искусства, Вашингтон О картинах К сохранившемуся наследию Иеронима Босха относятся 25 картин и 8 рисунков (новые данные около 35 произведений) Картины это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Она свидетельствует весьма красноречиво о тесных художественных связях, существовавших между Севером и Югом Европы и о том громадном влиянии, которое оказывало искусство итальянского Возрождения на культуру Нидерландов в ту эпоху. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Ни одна из этих работ не сохранилась. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Рай Босха – только прелюдия к тому, что будет разворачиваться в следующих двух частях.
Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20) В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов – по числу грехов, можно видеть жанровые сценки иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Актуальность картин Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Но первопричину всех земных нестроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд». В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Группа богоматери и св. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню.
Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне – христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося Граду небесному Иерусалиму. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. Он как бы говорит ему: Не бойся. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. В более поздних преданиях приводится иная версия— Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени.
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Эта победа – главная тема правой створки триптиха. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Центральная часть. Возможно, оба триптиха являются оригиналами.
К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Он состоит из левой створки – рая, правой – ада и центральной – Самого Суда. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины). Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка.
Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Ножи, острые палки и мечи – символы мучений – наполняют картину земных страданий. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187. Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине.
Это особенно видно по изображению преисподней. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Чем чище пространство, тем оно выше, тем самым задавая систему координат восприятия. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Они пьют вино. корыстолюбия и зависти. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом.
Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. По старой традиции считается, что св. Такова страшная участь.
Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год». Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Правая створка триптиха – рай. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Казалось бы, полная идиллия. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским. Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. В 1480 году он возвращается в свой родной город. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
По утверждениям писателей-мистиков, грешные души в Аду более всего будут страдать от сознания того, что они навсегда лишены счастья лицезреть Бога. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220. Что за время обучения своего Иероним Босх пишет такие картины, Надо отметить, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Лука — это автопортрет художника.
В произведениях последнего периода цвет, наоборот, свободно ложится на плоскую поверхность, образуя выразительные контрасты. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Блондель дает иллюзию второго пространства уже в самой сцене, в глубине виден мальчик-ученик, растирающий краски, мотив, впервые появившийся, но который будет неоднократно использован в следующем столетии, например у А. ван Остаде. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
Но эта часть – Новое Небо – занимает очень незначительное пространство. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни.
Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Так в одной картине рая соединяются сотворение мира, геенский коридор, Рай Затворенный (Эдем) и изгнание из Рая первого человека.
Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа.
Справа в шатре сидят любовники. Центральная часть. На это огромное поле битвы смотрит Господь Саваоф. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. На них изображены сцены Страстей Христовых. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Согласно легенде, Мария явилась св. А грех лени, видимо, символизирует грешник справа внизу с бумагой на коленях, которому гомункулус в рыцарском шлеме протягивает перо и чернильницу. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Развеваются стяги германского императора и французского короля.
Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Это особенно видно по изображению преисподней. У Босха – иначе. Иоанна, бесследно исчезли.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. На них изображены сцены Страстей Христовых. А под ними начинается ад. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль: греховное – всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать. Она проходит через все его творчество. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».
В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. О технике живописи Иеронима Босха.
И было бы даже скучно, нравоучения и поучения – что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юморажитейские сценки, больше похожие на карикатуры – по одной на каждый грех и внизу, как и положено – подпись: с чем дело имеем. Крышка его гроба захлопнулась в родном Хертогенбосе, когда ему было 66 лет. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской.
Босх склонен к обеим крайностям — изображенные им инфернальные звери (а их — великое множество и нет одинаковых) также не кажутся страшнее тех, кто жестоко забавляется людьми в их земной жизни. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Лукой». А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Большинство картин Босха не имеет датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. На среднем160— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. На этой картине Босх запечатлел пришествие греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
Босх смотрит на спасение людей и мира очень пессимистично. Так земная жизнь у Босха сливается с адом, ничем от него не отличаясь. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Недостатки и теневые стороны жизни уже не искажают мира.
Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Это начало, которое будет иметь продолжение в двух других частях. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Внешние створки триптиха 171Искушение Святого Антония187 выполнены в технике гризайли.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Правая внешняя створка «Несение креста». Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Учился живописи будущий мастер Северного в Возрождения нидерландских городах Харлеме и Делфте.
И это наводит на мысль, грешников ли изображает Босх или это протест против инквизиции, получающей все больший и больший размах. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов.
Результат – изгнание черных ангелов и их низвержение на землю. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Правый ставень триптиха Иеронима Босха 171Воз сена187. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Луке и позировала ему. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Справа в шатре сидят любовники. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Сюжет не нуждается в пояснениях. История искусства. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка.
Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Во время острого ожидания конца света на стыке веков, Босх пишет для алтарных дверок храма свой знаменитый триптих «Страшный суд».
Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии.
Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана.