Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. В 1513-1514 гг. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Рафаэль. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. Рафаэль оказал огромное влияние напоследующее развитие итальянской иевропейской живописи, став наряду смастерами античности высшим образцом художественного совершенства.
Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Фреска «Афинская школа». Рафаэль «Преображение» (1516-1520).
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В его сюите мадонн раннего периода воплощены самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса.
Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».
Другая история посвящена тому же святейшему Льву IV, победоносно завершающему осаду остийской гавани, которая была занята турецким флотом, прибывшим туда с тем, чтобы захватить его в плен. Духовенство ждало, что молодой художник прославит своим искусством католическую церковь. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих.
Когда вы посмотрите на автопортрет Рафаэля, то вы, несомненно, почувствуете индивидуальность его стиля. Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Другую картину он написал для синьора Лионелло да Карпи, властителя Мельдолы и поныне здравствующего в возрасте девяноста лет. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Однако вернемся к гравюрам.
В том же городе монахини св. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого св. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. А св. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино.
В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502).
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму. 1518, Флоренция, Уффици). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо, равно как и другая прекраснейшая картина, написанная им в то же время и изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого она накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину Сын Божий. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Елизаветой и Иосифом. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека).
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Мавра и св. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа».
При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. За эти годы он создал много картин. 1507, Флоренция, галерея Питти). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Первые заказы начали поступать практически сразу. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Петра). Он готов к новым, еще более значительным свершениям". Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». В конце 1508 г. он уезжает в Рим, где расписывает фресками стены папского кабинета композициями: «Диспут», «Афинская школа», «Мудрость», «Мера и сила», «Парнас». Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Но Рафаэль поступил иначе: прославил своей кистью не святых, а Человека-гения. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511).
Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год).
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Так он изобразил св. Создал фигуры величайших мыслителей древности — АРИСТОТЕЛЯ, Платона, написал многофигурные росписи на стенах.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. В 1511-1517 гг.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. монохромно) и Залы Константина. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. А делал он это не без уважительной причины. Мадонна изображена на фоне умбрийского пейзажа.
И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Есть там также Аристотель и Платон из которых один держит в руках Тимея, а другой – Этику, а вокруг них собралась целая школа философов. Несмотря на угловое расположение (рис. Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия.
Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила"). Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Вокруг него Рафаэль изобразил множество разных фигур: иные прислуживают при мессе, другие, смущенные невиданным зрелищем, преклонили колени на ступеньках лестницы, в прекраснейших позах, состоящих из самых различных телодвижений и выражающих покаянное настроение как у мужчин, так и у женщин. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях.
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Первоначальный план не известен. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т. е.
А в глубине изображен объятый пламенем холм Монте Марио в знак того, что при отступлении солдаты, как правило, сжигали свои лагеря. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
Иосифа. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.
Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Жилые комнаты находятся не только в бельэтаже, но и в первом этаже, со стороны сада, разбитого на месте традиционного двора, куда они раскрываются трехпролетной арочной лоджией. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви.
В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан). Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком.
Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. У ангела слева одно крыло. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь».
Однако это никак не сказалось на его творчестве. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Петра.
«Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Здесь и пушистая ворсистость бархата и звонкие шелестящие переливы атласа на папе и нежный трепет шерстинок на меховой опушке и золото и шелк изображенные так, что это уже не краски, а доподлинное золото и шелк здесь же и пергаментная книга с миниатюрами, которая живей самой жизни и несказанно прекрасный серебряный колокольчик. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества.
Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Молитвенник, который она держит в сторону от себя, вносит разнообразие в строго выдержанную схему. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Почему.
На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Он даже обвинил художника в плагиате. Там же – обнаженная фигура сидящего св. На этой картине изображена св.
Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Владелец одной из рафаэлевских мадонн брал её с собой даже в походы. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Однако, хотя роспись Джованни Антонио Содомы из Верчелли, находившаяся над историей Рафаэля и подлежала уничтожению согласно распоряжению папы, тем не менее Рафаэль пожелал использовать ее разбивку и ее гротески. Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
Работа датируется 1498 годом. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Он увидел великие образцы искусства, но, учась у всех, он не подражал никому. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека.
1512). Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи.
295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504).
Во Флоренции Рафэль познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана.
Мадонна Грандука (ок.
Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели.
"Еще не достигший двадцати лет мастер одним лишь порывом души находит выражение всем одолевающим его чувствам в ряде небольших картин, решающих вечную тему – Материнство, – пишет И. Долгополов. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.
Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Недаром, когда впоследствии Микеланджело увидел эту работу Рафаэля, он сразу же догадался о том, что случилось на самом деле и что Браманте сделал это ему назло, ради пользы и славы Рафаэля. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Он отделен высокой стеной от второй, глубинной части участка, также в большой мере занятой садом, но приспособленной и для хозяйственных нужд. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
Рафаэль стал учеником прославленного художника Перуджино. Сикста в Пьяченце. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Он прожил остаток своей жизни здесь.
Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Рафаэль изобразил в этой истории св.
Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
405х278 см. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Художник отступил от заказа церкви и вместо образа святых воплоти сюжеты, навеянные античной культурой.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Эта работа требовала нечеловеческих сил и напряжения — здоровье Рафаэля было подорвано. «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет.
Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Умер Рафаэль в ее постели. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита.
Однако в величайшей досаде тяготясь этими узами, он все норовил оттянуть этот брак, который спустя много месяцев все еще не был заключен. Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже). И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Первый учитель – Перуджино. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Петра и св.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой.
Цецилию и св. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В дальнейшем искусствоведы объясняли это его пристрастие желанием найти идеал чистоты и непорочности. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку.
Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Создавая это произведение, Рафаэль представлял себе свое горе испытываемое самыми близкими и любящими родственниками при погребении самого дорогого для них человека, в котором поистине заключены и благо и честь и опора всей семьи. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
Когда папа римский Юлий II вызвал двадцатипятилетнего Рафаэля к себе в Ватикан и поручил ему роспись парадных зал — «станц», это было весьма почётной задачей. Одновременно с эти он создаёт десять рисунков для гобеленов в Сикстинской капелле. Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю».
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино, но отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой.
Ученик Платона.
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. И далее – оголившаяся и вся растрепанная женщина, держа в руках своего сынишку, собирается сбросить его с высоты полуразрушенной стены кому-то из своих на улице, кто уже вырвался из пламени и, стоя на цыпочках, протягивает руки, чтобы принять от нее запеленутого младенца.
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504).
Участвовали также Джован Франческо, болонец, Перино дель Вага, Пеллегрино из Модены, Винченцио из Сан Джиминьяно и Полидоро из Караваджо, не говоря о многих других, писавших истории и фигуры и все прочее, в чем нуждалось такого рода произведение, законченное Рафаэлем с таким совершенством, что он даже выписал из Флоренции мозаичный пол работы Луки делла Роббиа. В лике Богоматери столько божественного, а в движениях ее – столько смирения, что превзойти этого нельзя. В сюжет росписи, которую составил Рафаэль, вошли четыре сферы духовной деятельности человека – поэзия, философия, юриспруденция и теология. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Рафаэль очень много работал над портретами, по сей день вызывают восхищение такие его работы, как портрет Бальдассаре Кастильоне, портрет Алессандро Фарнезе, Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Петра). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Петра в Ватикане.
Цецилией, замученной в кипящем масле. И если бы он в этой вещи, словно по какой-то прихоти, не применил для черного цвета той смеси, которой пользуются печатники и которая, как уже не раз говорилось, со временем темнеет и поглощает другие с ним смешиваемые цвета, я думаю, что это произведение сохранило бы и поныне свою первозданную свежесть, в то время как сейчас оно кажется скорее раскрашенным, чем написанным. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции.
А так как папа пожелал увековечить в этом деле все величие своего великолепия и своей щедрости, Рафаэль выполнил рисунки всех лепных орнаментов и включенных в них живописных изображений, а равным образом рисунки к картинам на отдельных полях. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Дерево, темпера. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Ему не было двадцати лет, когда он создал картину«Мадонна Конестабиле». Иоанна, св. Плацидия.
Анна в облике древнейшей старицы, протягивающей Богоматери ее Младенца, нагое тело и выражение лица которого настолько прекрасны, что одна улыбка его может развеселить всякого, кто на него посмотрит, не говоря о том, что Рафаэль, написав эту Мадонну, показал всю ту красоту, которую можно придать выражению девственности, когда очи говорят о смирении, чело – о чести, нос – о благообразии, а уста – о добродетели, да и одеяние ее таково, что оно свидетельствует о бесконечном простодушии и целомудрии. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние. Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Противоположное видим мы в образе св. Между тем искусство Рафаэля достигло таких высот, что Лев X приказал ему начать роспись большой верхней залы, посвященной победам Константина, к чему Рафаэль и приступил.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. 6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. VI). Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. Иеронима, св. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В общем каждый выдумывает на свой лад.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Джованни умер, когда сыну было 11 лет. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо.
В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Каждая тень была продумана. Рафаэль оказался и великим архитектором. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. 174-121 см. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля).
Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др.
Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». Среди них можно выделить написанную в 1505 г. «Мадонну Грандука», «Прекрасную садовницу» (1507), «Мадонну Каупер» (1508).
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. 1500 для этого города. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Все стены, ниши, своды и купола этих помещений были покрыты великолепным стуком, на фоне которого развивались разнообразнейшие сочетания геометрического и растительного орнамента, оживленного фантастическими животными, птицами, амурами и включающего отдельные тематические живописные вставки и архитектурные фоны. Они окружены внимательными слушателями. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Рафаэль создал «Мадонну в зелени», «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щеглом» — изображения молодых матерей, не святых, а живых и простых женщин—ласковых, любящих. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Вот одна из фресок из греческой мифологии. Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Рафаэлю уже нечего было делать в учениках у Перуджино.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
Сын живописца Джованни Санти. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. св. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. Ведь он стремился изобразить эти события именно в той последовательности, в какой они описаны и вместе с тем обогатить их привлекательными и значительными подробностями. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев).
Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Иеронима в кардинальском облачении. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. И тут же Иосиф, который, опершись обеими руками на посох, задумчиво созерцает Царя и Царицу небесных с чувством восхищения, подобающим святейшему старцу. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Ротенберг). Анна. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. «Форнарина» (прибл. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Судьба изображений осталась неизвестна. В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца.
Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Нельзя во всех подробностях описать каждую вещь, созданную этим художником ибо поистине кажется, что каждая из них, не обладая даром речи, говорит. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Масло, доска. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Похож же он настолько, что кажется живым.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона». К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. Павла, св.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Им были созданы и архитектурные проекты.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа».
На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он умер всего 37 лет от роду. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.
Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми.
Петра, св. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Эта смелость и новизнапоражали его современников. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи.
В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. художник работает над другими фресками в ватиканском дворце. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура).
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св.
Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Здесь и особенно в садовой лоджии виллы Мадама, Рафаэль, сочетая рельеф из стука и роспись, развил эти приемы в целостную систему, служившую не только для украшения помещений, но и для характеристики их тектоники. И далее, собравшиеся в одну группу – девять муз во главе с Аполлоном, фигуры такой выразительности и такой божественной красоты, что самое дыхание их дарует нам счастье и жизнь. Этот превосходнейший художник изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Франциска и св.
В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. 58х43 см. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. 24).
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их».
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца).
Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом – и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Исключение составляют четыре Отца Церкви, просвещенные Святым Духом, распутывающие и разрешающие на основании Священных Писаний все спорные места Евангелия, которое держат перед ними порхающие в воздухе путты, упомянутые выше. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Дерево, масло.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.
22). Он украсил «вечный город» — Рим дворцами, церквами, виллами.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. 500х770 см.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства.
Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.