Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Шишкин менее других художников был склонен к подражанию чужим полотнам, поэтому ему удалось выработать собственный художественный стиль.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.
Большую часть картины занимают серые облака. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Однако трактованы они с большей живописной свободой. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Однажды он даже удивил художника Репина, когда поинтересовался деталями репинской картины. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Валаам (1858, 59. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Если в передаче света в семидесятые годы Шишкин не сумел преодолеть академической условности, то в восьмидесятых он решительно идет по пути его завоевания, хотя испытывает при этом немалые трудности. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение.
К ним относятся Уголок заросшего сада.
Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Проходя по лесам и болотам, он проникался таинственной красотой русского леса.
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Божия Благодать. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Именно в новаторском творческом методе прежде всего и выразились индивидуальность художника, своеобразие его эстетических принципов, что определило вклад Шишкина в искусство, позволивший И. Н. Крамскому еще в 1872 году назвать его верстовым столбом в развитии русского пейзажа1. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Шишкин, по словам А. Т. Комаровой, считал, что первый план надо писать всевозможными способами и приемами, добиваться того, чтоб фактурное решение его было как можно более разнообразным, так как от этого сильнее выигрывает спокойная, широкая трактовка последующих, особенно задних планов. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений.
Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Здесь и суждено было родиться художнику, который сумел глубоко прочувствовать и запечатлеть в своих произведениях не только образ родных елабужских ландшафтов, но вслед за тем и всей русской природы.
Известно, как восторженно описывал И. Е. Репин исполненные им на собраниях Артели рисунки, которые на глазах у всех словно чудом делались все изящней и тоньше. Этот исполненный мягкого поэтического чувства пейзаж входил в ценнейшую коллекцию И. С. Зильберштейна, переданную им государству.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.
По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).
Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Разные нажимы пера, выразительный линейно-штриховой ритм и возникшие на этой основе разнообразные градации черно-белого тона создают впечатление трепетности солнечного света, проникающего в полумрак чащи, скользящего по листве, камням и воде. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Чувствуется глубина оврага, глушь. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. И, между прочим, был избран почётным членом Московского археологического общества. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Естественная точка зрения на уровне человеческого глаза, с которой он преимущественно пишет, дает возможность легко обозреть картину в целом и в то же время познакомиться с деталями.
Пятна солнечного света способствуют ритмичности построения и вносят бодрую, жизнеутверждающую ноту в эту картину разрушения. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Передвижники). Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Поразительно не только чувство формы, но и фактуры песчаной почвы, мягкой травы, жесткого кустарника. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением.
Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Один из самых совершенных – Берег моря.
В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. Самобытность стиля была очень важна для Ивана Ивановича Шишкина — природа была для него живой натурой — критики даженазывали его «Лесным царем». Но Шишкин-старший сделал в своём роде антикарьеру.
Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Все сковано морозом и погружено в тень.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.
Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.
Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. В то же время мотив ржаного поля со снопами и высоким небом, простирающимся над ним, созвучен ранней картине Шишкина Жатва. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Лагоды-Шишкиной. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
— прим. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Первой его женой стала Евгения Александровна Васильева, сестра еще одного талантливого русского пейзажиста Федора Васильева, через которого он с ней и познакомился, сразу же влюбившись в девушку. Шишкин, взвалив его себе на плечи, вынес из леса. Умер за мольбертом, работая над новой картиной. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Думается, что можно.
Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Русское богатство.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Домотканово (1888). Много работал Шишкин и за границей. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Сиверская (1883. ).
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, неизменно поощрял в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины.
Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). В 1894-1895 гг.
Удивительный старик этот Шишкин. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Автор словно утверждает значительность темы.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Тем не менее, представленный на выставке в 1888 году пейзаж «Туман в сосновом лесу», по представлениям некоторых критиков, стал прототипом упомянутой картины, созданнойсовместно Савицким и Шишкиным. В настоящее время, полотно «Утро в сосновом лесу», вместе с другими произведениями Шишкина: «Рубка леса», «Горелый лес», «Сосновый лес», «Еловый лес», «Рожь», «Полдень в окрестностях Москвы», «Дебри», «Пасека», сохраняется в Третьяковской галерее в Москве. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Работы Шишкина хранятся во многих музеях России и за рубежом. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.
И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Именно вот таким образом он мог проходить по 10 километров в день, разыскивая яркие образы. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Характерные для него чащобы, вековые деревья, сила земли передаются через перо художника с высочайшей живостью и точностью.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».
Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Среди долины ровныя. В 19 веке русские художники прониклись идеей романтизма. Многие помнят конфеты с уменьшенной репродукцией этого полотна. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
И эти качества рождались в том числе под влиянием священника К. И. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Все сковано морозом и погружено в тень.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала.
Приближается страшная гроза. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
Сосновый бор». Рожь. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Старательно анализируя каждую форму, художник с необычным даже для академических выпускников умением и знанием передает древние, поросшие мхом валуны, листья папоротника, тонкие стебли трав. Там-то его жизнелюбивая натура и развернулась.
Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
к созданию целостных образов русской природы (Рожь, 1878 Лесные дали, 1884, обе – в Государcтвенной Третьяковской галерее), раскрывает поэтические черты русского ландшафта (Среди долины ровныя. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Вследствие указаний и поощрений Мокрицкого профессиональная подготовка молодого Шишкина распространялась главным образом на область рисунка и это в какой-то мере замедляло процесс освоения им живописного языка. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень.
В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна.
А их было немало. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Все они были написаны под Петербургом. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Каждый старается уделить внимание не внешности, а внутреннему миру человека. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Мастер смело экспериментировал. Нет здесь и шишкинского светящегося неба со сверкающими по контуру легкими облаками, с птицей, парящей над захватывающим дух простором.
Тени от облаков как бы скользят по земле, создавая ощущение подвижности и особенно подчеркивая ширь простора играющего такую большую роль в раскрытии замысла. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.
Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т. е. Шишкину стало любопытно, какую именно древесину Репин изобразил на своем полотне. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Содержательность избранного мотива и точность натурных наблюдений представляются ему обязательными. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова.
На момент рождения отец будущей знаменитости действительно был записан купцом. Однако декоративное обрамление на переднем плане в виде кружева листвы и ветвей, рассчитанная уравновешенность искусственная зеленая тональность, четкая фиксация планов попали в картину из академического пейзажа.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В картине 1867 года В церковной ограде. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Однако последний был в недоумении и не мог понять, зачем ему это надо знать.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856) у А. Н. Регулярно посещая артельные четверги, Шишкин вскоре был замечен и оценен как выдающийся мастер. Впереди художника ждали новые достижения. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
Муж О. А. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. Весной 2004 года все на том же аукционе Sothebys разразился громкий скандал вокруг ранней работы Шишкина «Пейзаж с ручьем». В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты.
Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Он суров, величествен, но доступен.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Лучшим этюдным работам Шишкина исполненным в пору высокого творческого подъема, не уступают многие его рисунки. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом.
Шишкин точно и полно передавал в своих произведениях загадочную душу и сердце русской природы. Самое известное произведение «Лесного царя» российского изобразительного искусства – картина «Утро в сосновом лесу». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Колорит здесь играет решающую роль. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Клодт, творчество которого в то время уже близилось к закату, не сумел глубоко осмыслить и обобщить увиденное, в отличие от Шишкина, воспевшего величие родины. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Шишкин был в высшей степени наделен способностью находить в природе черты и строй будущей картины и мысленно уже представлять ее себе. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Пейзаж носит пространственный характер. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Окрестности Москвы.
От описательности и детализации в ранних картинах Ш. пе реходит в 1870-х гг. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Одно из них – Сосна.
Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Среди них, судя по его выпискам, критический разбор произведений М. Н. Воробьева Дуб, сожженный молнией, А. Е. Егорова Истязание спасителя, Ф. А. Бруни Богоматерь с младенцем. Видимо, речь может идти скорее о некотором совпадении в то время творческих позиций обоих художников.
В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. В окрестностях Москвы.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Чувствуются глубина оврага, глушь. Художник их штудировал прямо в лесу. Любимая тема, которая вновь и вновь повторялась в картинах художника, — это русский лес.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Процесс отбора идет даже на этой стадии. В изобразительном искусстве шел интенсивный процесс становления новой реалистической школы живописи, захвативший в первую очередь творчество художников-жанристов. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Появилась даже не свойственная художнику декоративность, произошло неожиданное сближение с направлением, представленным в русском пейзаже А. И. Куинджи. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Как заметила племянница художника А. Т. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Жил преимущественно в Петербурге. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. В журнале Dssel-dorfer Anzeiger писали в то время об искреннем восхищении, с которым они были приняты в кругах дюссельдорфских художников. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.
Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее.
1. Педагог. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.
Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). К ним относятся Уголок заросшего сада. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
А их было немало. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Природа насыщена сырым воздухом. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Не знаю. Обучаясь в Академии художеств, Шишкин усвоил, что в его деле необходимо трудиться и думать больше о деле, чем о «способе» — это стало его основным правилом. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Иван Иванович Шишкин – великий русский художник, родился 13 января 1832 года в городе Елабуга.
В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Его восхищение природой с годами не притупляется. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.
Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Познакомиться с этим патриархом лесов, приобщиться к его опыту, услышать его рекомендации являлось мечтой многих вступающих на путь искусства. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Принес ведь когда-то в военных лагерях под Ковровом клятву защищать до последней капли крови разбежавшуюся вскоре отчизну. Воробьева. Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы исполненной непосредственно на натуре. Многие современники Шишкина искали сюжеты, полные драматизма, разлада. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Первое место занимает Шишкина Рожь1. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Лесная глушь (1872). Выехал на встречную полосу – попадешь в аварию. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.
В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
Картина Полдень.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Этюд Полдень. Это было выступление против мёртвого академизма.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Это одно из самых совершенных произведений художника. Окрестности Москвы.
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Мастер смело экспериментировал.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. и проч.
Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Ясное понимание задач, стоявших перед русским искусством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академической системы естественно привели художника в ряды передвижников.
Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца.
Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Шишкин создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, в лучших картинах поднялся до широкого обобщения (Корабельная роща, 1898, ГРМ). Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина.
До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Богато нюансирован цвет. В то же время, в живописи появился свой ответ непрерывным войнам.
Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Сейчас эти мечты стали явью. облака и деревья на разных планах и даль и воду, словом, всё, что Вам нужно. Мери-Хови.
Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Содержательность. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Чтобы представить себе особенности шишкинской живописной системы, можно воспользоваться сравнением этого превосходного произведения с высшим достижением раннего периода творчества В. А. Серова в области пейзажа – его этюдом Заросший пруд. Первое место занимает Шишкина Рожь. Вид на острове Валааме (1860).
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Нет, наконец, самого леса, превратившегося в глухую по цвету, неясную по очертаниям безвоздушную массу. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. На всем словно лежит серый налет. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств.
Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. И в этом уже проявляется своеобразие художника. По мере удаления в глубь изображения изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено.
Эта картина – очень светлая и яркая. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Лучшей вещи он не писал1. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее.
Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. За полотно Вид в окрестностях Дюссельдорфа (ГРМ) в 1865 г. получил звание академика, за картину Лесная глушь (ГРМ) в 1873 г. – профессора. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин.
Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Прибывая за границей в разные годы жизни, художник сильно тосковал по Родине и спрашивал себя: «Отчего я не на Родине, которую так люблю. ». Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Однако твёрдости духа не терял, подтверждая поговорку о том, что мастерство не пропьёшь. Надо развернуться и влиться в общий поток.
Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Так что обычной эту купеческую семью называть как-то даже неловко. Зритель становится свидетелем разрушительной стихийной силы промчавшейся бури, величия устоявших под ее натиском могучих деревьев и радостного возрождения новой жизни.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Понятна и дружеская близость Шишкина с В. И. Якоби – видным в то время жанристом обличительного направления, с Г. Н. Потаниным – вольнослушателем Петербургского университета, входившим в группу молодежи, которая примыкала к революционно-демократическим кругам, понятно и его знакомство с прогрессивным общественным деятелем А. П. Пыпиным, двоюродным братом Н. Г. Чернышевского. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
Шишкин был не только зачинателем исследовательского подхода к природе, но и эпического ее истолкования. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. И Шишкин не останавливался на достигнутом.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.
Чисто живописные проблемы не волновали Шишкина так остро, как молодых художников, которым, в сущности, было свойственно новое понимание красоты природы. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.
Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. 60. ). Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека.
Член-учредитель ТПХВ (см. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно., 1883, Киевский музей русского искусства Утро в сосновом лесу, 1889, ГТГ), совершенствует светотеневое решение картин (Сосны, освещенные солнцем, 1886 Дождь в дубовом лесу, 1891, обе – в ГРМ). Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Мокрицкого и Академии художеств (1856-1860) у С/М. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Недаром его называли швейцарским Поттером.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Мастером пленэра Шишкин не стал, но в то же время он довел до совершенства разработанную им систему, основанную на точном рисунке и цвете, подробно характеризующим натуру.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Пристрастившись к рейнским винам, он упивался порой до потери речи, до изумления. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). руководил пейзажным классом в Академии художеств. Семейные опасения начинающий художник отчасти оправдал.
Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Однако Ивана Ивановича привлекали простые сюжеты, в которых не было никакой драмы. С 1862 по 1865 г. – пенсионер Академии ху дожеств в Дюссельдорфе. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
Наиболее плодотворной почвой для развития русской живописи стала жизнь крестьян – «чистых» и искренних людей с богатой духовностью. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Ближе всего к зрителю – просторное поле. Он носит романтический характер. Можно было прильнуть к стеклу и разглядывать доску приборов, особенно впечатляла цифра 220 на спидометре и мы, мальчики в мышиных серых костюмчиках, с жаром спорили о преимуществах «мустанга» перед «кадиллаком» или «шевроле» перед «фордом», пока из будки у дверей посольства не выскакивал милиционер, чтобы шугануть нас. Вероятно именно первозданная красота «воплощенной божественной мысли» так привлекала его, что он не нуждался в поиске других образов.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах.
Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Все вокруг погружено в зимний сон. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. В период ученичества Шишкин с интересом изучал прежде всего гравюры Калама, особенно после того, как в 1857 году Академия художеств купила пятьдесят восемь литографированных пейзажей швейцарца, служивших, как и его методические руководства по рисунку, учебным пособием в художественных школах. Разнообразнее становятся приемы изображения: от свободных линий и легких штрихов до довольно сложной светотеневой моделировки с применением растушки.
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Но показательно, что, делая выписки из весьма поверхностных статей академического толка, шестнадцатилетний юноша в год выхода из гимназии исполняет копии с иллюстраций Г. Г. Гагарина к Тарантасу В. А. Соллогуба, в которых В. Г. Белинский видел одно из претворений идейно-эстетических принципов натуральной школы. Справа темнеет непроходимая чаща леса. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
Они давали богатый натурный материал. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет.
Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
Простота сюжета. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Родился в Елабуге в семье купца. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания.
На косогоре (1880). Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы и восторгались и учились многому». В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Густые кроны бросают на них тень. Взору открываются огромные массивы лесов.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Изображена Кама близ Елабуги.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Но сам пейзаж с освещенным лунным светом, высоким облачным небом, с серебрящейся водой и чернеющими во мраке деревьями полон красоты и значительности.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В природе нет для него крупного или мелкого. В период творческой зрелости, в семидесятые и особенно в восьмидесятые годы, когда полностью сложилась его реалистическая концепция пейзажного образа, глубокая типизация и эпический размах становятся отличительными признаками лучших жизнеутверждающих полотен мастера. Один из учредителей Общества русских аквафортистов (1871).
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей.
Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Знакомство с творчеством зарубежных мастеров помогло Шишкину со временем четко определить свои собственные идейно-творческие позиции. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает.
Знаменательна стала она и для развития пейзажа. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Картина Хвойный лес. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. У работы было очень много положительных отзывов. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника.
Невостроева, который часто общался с Шишкиным. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
Эта глубокая убежденность и бодрая надежда на возможность осуществления высоких идеалов вызвали к жизни новые положительные образы. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.
Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Однако сформировавшаяся в тридцатых – сороковых годах законченная система академической школы также оказывала воздействие на его художественное развитие. Приведенное высказывание перекликается с тем, которое мы находим в дневнике Шишкина, где он пишет по поводу выдающегося чешского живописца и рисовальщика И. Манеса: Его работа нисколько не похожа на заграничную вообще, т. е. легкую, вкусную и часто пустую и бессмысленную, у него строгий характер и манера напоминает старых, но хороших художников2.
Воздух словно напоен теплом. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Шишкин же был пока что на пути к этому. Он кропотливо изучает натуру.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Иван Иванович Шишкин был женат дважды. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Все полно жизни.
Их он стремился передать как можно конкретнее. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. К этому призывал и Крамской, к высказываниям которого Шишкин прислушивался с особым вниманием. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Но облачное небо уже начинает светлеть. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.