В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. ниже). Понятно, что не во всякую дверь красавица могла войти, не разворачиваясь боком, но модельеры наконец-то включили инженерную мысль и изобрели складывающиеся фижмы. Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. В моде – осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Между стеной и потолком нет острого угла.
А. С. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Иллюзия торжествует.
Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. Третья Венская выставка 1845 года проходила под знаком неорококо. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754). Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо.
Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле и в фарфоре и в дереве и в стукко и в декоративных тканях. Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей. В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика.
rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. () Между названными фигурами— целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»5. За стилем барокко следует стиль рококо.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Большинство построек рококо – это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы.
В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. пустяк, безделушка). В Галичин у Львов в катедр св. Главным (как и в любое время) было мировоззрение.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Мебель эпохи рококо очень изящна. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. На полу – узорный паркет и ковры-гобелены. (это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого8. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Рококо (фр.
Внутренняя же планировка изменялась. франц. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Рококо — стиль в искусстве и архитектуре, который ведет свою историю с начала XVIII столетия. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Интерьеры рококо не менее гармонично смотрятся, если пол выполняется из мрамора или покрывается керамической плиткой, воссоздающей мраморный узор. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. коностаси рококо не мають суцльно площ не збергають симетр та структурно логки. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Зокрема у церквах у Сорочинцях, Березн («Грхопадння»), Св. -Покровських церквах у Межирчч («Сон Якова», «Зшестве в пекло», «Видння Савла», «Ускновеня») в Смл (евангелисти, життя мучениц Варвари), фрески у Троцькому монастир в Чернгов («Видння Савла») та н. У графц помтний вплив Р. у.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Не избежала этой участи и Россия. Як декоративн елементи (або замсть кон) подекуди зявляються скульптурн зображення.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Франция по праву считается родиной рококо.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. – рококо в его французском варианте, т. е.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Стены оформляются деревянными панелями.
Юра, у церквах Успенськй, Миколавськй св. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.
Интерьеры построек рококо оформлялись скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Визначними представниками пзнього рококо були С. Фесснер (камян стату на фасадах костелв у Пдгрцях, домнканцв Мар Магдалини у Львов), Антонй Оснський (ввтарн фгури в костелах бернардинцв у Збараж, домнканцв у Львов та н. ) Йоган Пнзель (скульптури для фасади катедри св. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора. Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Он носит название «рокайль». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
В колорите интерьера рококо преобладают неясные пастельные тона. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). На карманах— огромные клапаны. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Рококо наоборот упор делает на нежные, светлые, пастельные цвета – нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). «рамы Блонделя»). Фасад любого здания казался дышащим от самых неожиданных чередований выпуклостей и впадин, картушей и завитков причудливой формы, напоминающих то морские волны, то причудливо скрученные листья. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). rococo, от rocaile – мелкие камешки, ракушки), художественный стиль, получивший развитие в изобразительном искусстве и литературе первой половины 18в. С 1760-х гг. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. Головним центром розвитку скульптури рококо був Львв. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски».
Стены оформляются деревянными панелями. Идеал мужчины – утончённый придворный, франт. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер. Наиболее распространенным предметом мебели в европейской обстановке начала XVIII века был стол. В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. переважно у палацовй скульптур працювали майстри-французи (Лябен) або франц. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Термин "рококо" происходит от франц. На рубеже XVIII-XIX вв. Налицо повальное увлечение т. н. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду.
Столы на праздничные обеды сервировались красивейшими столовыми сервизами из тончайшего китайского фарфора. Французское слово rocaille переводится как «скальный». активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Женщины носят пышные юбки – панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. Модным словом становится bagatelle (фр.
Найкращ коностаси доби рококо були у Кив в церквах: Успенськй на Подол, Щекавицькй, Петра Павла, Георгвськй, Трьох Святителв, Видубецького Михайлвського монастиря, деяких церков Лаври також у Ромн (1764), зюм, Лохвиц, Гадячому, Козельц, Чемерисах Волоських (1766), Яришев (1768), Печанвц (1771) та н. на Волин в Борках б. Кремянця Жолобках б. Шумського. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо. Фрагонар. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Усвдомлення значущост стилю рококо розтяглось на столття. Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия.
Создателями поэзии рококо были Г. А. Шолье и Ш. О. де Лафар, авторы небольших дружеских посланий, часто адресованных друг другу. крани вропи пережили нову хвилю рококо, котру назвали неорококо 19 ст. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Появляются также комфортные бержери – двойные диваны.
Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Натье, Ф. Буше, Ж. О. Мебель эпохи рококо очень изящна. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. rococo, от орнаментального мотива ro-caille — рокайль, осколки камней, раковины) — направление в европейском искусстве и архитектуре XVIII в., которое отличается стремлением к легкости, грациозности изысканности и прихотливому орнаментально-му ритму.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Скульптура и живопись изящны и декоративны. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме).
Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Помогали распространению стиля и французские архитекторы, публиковавшие свои проекты за пределами родной страны. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. В этой оригинальной трактовке произведения Лафонтена главное место занимает пейзаж. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур.
rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Для отдыха широко используются канале – небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. До цього пероду належить серя фгур пд банею костелу домнканцв у Львов колективно роботи. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея.
Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Подражание образцам эпохи Людовика XV достигало почти полной идентичности с мебелью XVIII века, однако при внешней схожести между оригинальным рококо и его «второй редакцией» существует большая разница, обнаруживаемая не только в характере общего воздействия, но и в различном подходе к решению форм и декора. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Интерьеры в стиле рококо отличаются такими чертами, как изысканность, насыщенность композиции, а также интерьера в целом, декоративными элементами, аристократичный орнамент, акцентирование на мифологии, эротических мотивах. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Изобразительное искусство рококо отличает асиммет-рия композиции, демонстративное легкомыслие изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты.
Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. ниже). Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки.
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Само название стиля рококо граничит с упомянутым термином. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Кроме фарфора— в моде серебро.
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности. Во-первых, результатом кропотливой, нелёгкой работы может стать нечто, более напоминающее исторический музей, а не уютный дом-мечту.
франц. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой.
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. rococo, от фр.
Уделялось внимание и удобствам. Но теперь её форма резко изменилась. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея.
Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). В центре здания располагалась просторная гостиная комната, благодаря которой, здания часто называли салонами.
Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Но у рококо имеются существенные отличия. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки.
То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
Ткани, преимущественно ярких расцветок играют в оформлении жилищ этой поры важную роль. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золоченого дерева в стиле рококо, лепных узоров искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах и др.
Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком.
В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Для достижения фарфорового цвета лица и мужчины и женщины густо пудрились, щеки, виски и веки подкрашивали румянами, губы – помадой, глаза обводили контуром, чтобы подчеркнуть их выразительность, брови красили, волосы завивали, начесывали и пудрили до белизны. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Меняются также размеры помещений. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»6.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни.
Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей. (фр. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов. Рассматривая портреты XVIII века, вы, несомненно, замечали, насколько малы ножки красавиц того времени.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. 18в.
Рококо – стиль, основанный на детали. Крупнейшим представителем рококо конца 18в. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Один из характернейших примеров— «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
ниже). Китайские мотивы балдахина, мебельной обивки и расписанных по трафарету стен, присутствие повсюду золота, которое использовали, чтобы выделить важные элементы и детали: те же завитки, раковины, рамки филенок. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом.
В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Гроот— утонченный колорист и костюмер, с оттенком чуть гротескового юмора () Ротари— изощренный композитор малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым и, конечно же, золото или золочение в дворцовых интерьерах (рис. 5. 1).
Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой изысканной роскошью. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Второй причиной камерности стиля рокайля является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка этимологически термин скальный также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Архитектурная композиция стремилась к асимметрии, отражая, таким образом, тенденцию к освобождению от деспотической опеки абсолютистской монархии. Общее впечатление дополняли низкие потолки.
Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Фасады новых зданий могли сохранять представительские черты дворцов ХV века и в то же время сами пропорции приобретали некую утонченность. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер.
Наибольшей популярностью неорококо пользовалось у мастеров Австро-Венгрии. У добу раннього рококо тут працювали переважно майстри нмецького походження, автори численних статуй, що прикрашали римо-католицьк костели: Томас Гуттер, Конрад Кутшенрайтер (костел бернардинцв у Львов), Т. Фершер (у Белз), Георг Маркварт (у Жовкв костел зутв у Львов) та н. З 1740-их pp. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. ниже). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Во «второй редакции» мотивы рококо сосуществуют с посторонними примесями, с формальными элементами других стилей. Под него надевали камзол. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями.
Среди русских памятников, отразивших черты этого направления— некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге21, Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Монигетти в стиле «второго рококо»22. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). по документу из РГИА). Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
Однако мастера заботились не только о качестве мебели. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Основные черты этого стиля – динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S – и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «» и «» Кампра.
То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский. Рококо (франц. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Рококо – стиль в искусстве, архитектуре, моде и живописе. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки.
«осколки раковины». (иллюстрации см. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек».
Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). В центре обычно помещался парадный зал – так называемый салон. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
по документу из РГИА). Рококо – оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм – барокко – неоклассицизм.
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. при оздобленн катедри св. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства.
Музей изобразительных искусств им.
(иллюстрации см. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. cartel – карта, свиток бумаги). Его «Портрет Сары Фермор» (1750)— «подлинное русское рококо, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)7.
Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения изысканность, утонченность. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравак, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы— главным образом, в живописных формах рококо4. Вот таким образом-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина».
Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др.
Филиповича (орнаментика на портрет. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. На рукавах были широкие обшлага.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. В меблярств в порцелян стилстика неорококо утримала власн позиц в 20 ст. Для их изготовления использовались дорогие породы древесины: клён, палисандр, красное дерево, орех, лимон. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Найкращ зразки архтектури доби рококо в Укран: Покровська (1766) Набережно-Миколавська (1772–1774 архтектор ван Григорович-Барський) церкви на Подол, Лаврська дзвниця (1731–1745 архтект Йоган отфрд Шедель), Андрвський собор (1747—1753 архтект Бартоломео Растрелл)— у Кив, ратуша в Бучач (1743—1758) катедра святого Юра у Львов (1745–1770 Бернард Меретин), собор Рздва Богородиц в Козельц на Чернгвщин (1752–1763 архтектори А. Квасов. Его родиной стала Франция. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным».
Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. Мода на индийские ткани обязана своим появлением королеве Виктории. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745). Остров Цитера обретает космические очертания. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Грациозный стиль рококо с самого начала не задумывался создателями как фундаментальный архитектурный.
Характеризуя стилистику живописи рококо, Алленов пишет: «Известная и многократно отмечавшаяся в разных оценочных категориях легкомысленность рококо была художественной задачей стиля, можно сказать, его освободительной миссией. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. Распространению моды на «второе рококо» способствовали выпуски альбомов с проектами интерьеров и мебели, а так же художественно-промышленные выставки.
Приблизно з того ж 1835р. Характерные черты самого «нарядного» стиля — тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями.
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Хоча вплив рококо був набагато бльшим охопив тодшн лтературу, театр, музику, частково— архтектуру.
Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715). Видным художником является Пьетро Лонги. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Плавный переход сглаживает острые линии. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Мебель изящна и легка. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
В Англии ему соответствует ранний викторианский стиль. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Мейссонье. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе— искусство сервировки стола.
Еще одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера.
На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. chinoiserie – китайщина). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени— характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Но так ли это.
rocaille, что означает декоративные раковины и камни. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Это интересно.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. Большая часть кресел, стульев и других сидений становятся мягкими, для их обивки применяется тончайшие и дорогие ткани. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Мебель эпохи рококо очень изящна. Обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. китайщиной – шинуазери (от фр. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Зарицького, чернгвського гравера на мд (Богородиця в картуш) та н. Стиль неорококо зародился во Франции где его рассматривают как запоздавший «королевский стиль» и именуют стилем Луи-Филиппа. Отель стал архитектурной нормой эпохи. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. стиль Людовика XV. школи (палаци у Пдгрцях, Рвному, Олеську, Жовкв й н. ).
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада.
Духа, у Миколавськй церкв в Золочев (1765), Бродах, Романов, у Покровськй церкв в Бучач, у Блй, Галич, Новиц, Болехов, Креховичах (з фгурним Преображенням Господнм), Пйл, Пдбрцях, Жиравц (1770), Руданцях, Нагрцях, Зборов, Пикуловичах, Гринев (фгурний Юрй Переможець), Скваряв Новй та н. коностаси виготовляли столярно-рзьбарськ майстерн Кива, Чернгова, Львова, Жовкви й н. Вплив стилю позначився на конопису. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет», носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. фр. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Ножки мебели выгнуты изящной линией. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского.
Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым.
по документу из РГИА). Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах). Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Дополняет гамму золото и серебро, которое встречается в рококо в изобилии. Для стен в стиле Рококо характерна изысканность и вычурность рисунка.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Григорович-Барський), собор Успння Богородиц Почавсько Лаври (1771–1783 архтектор Готфрд Гофман), римо-католицький костел домнканцв (1745–1749 архтектор Август Мошинський) у Тернопол й (1747–1764 архтектор Я. де Втте) костел Домнканв у Львов, парафяльний костел у Холм (1753). Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое изящное течение помпезного барокко — стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален).
Его проект набросал сам Фридрих Великий. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока.
В 1840-х годах неорококо потеснило позиции бидермейера и от единичных предметов проникло в массовое производство. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Его использовали с негативным оттенком. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания.
Стены оформляются деревянными панелями. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Сапги) й н. у гравюр у. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска.
Юра розпяття для костьолу св. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов.
На картинах П. Ротари (т. н. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).