Освещения в стиле Рембрандта легко достичь с помощью естественного света. Середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта до общеевропейского стиля барокко, пышного и громкого, насыщенного театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости. Именно в этот период выработался неподражаемый стиль Рембрандта. Такое изображение требует немного больше работы в Lightroom, чтобы достичь темного фона, который свойственен стилю Рембрандта. Помните, что вашей целью является создать портрет в стиле Рембрандта, поэтому от вас зависит, насколько темными будут тени.
При создании новой картины было важно сохранить уникальный стиль Рембрандта. Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях. Есть два шага для создания портрета в стиле Рембрандта. Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.
Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
Очевидно, ученик делал сначала что мог, по памяти. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Это картина о страдании и великой любви.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Лейденская коллекция стала складываться недавно – в 2003 году. Но Библия — это слово, а не образ, не изображение персонажей или телесного облика Христа.
Хотя он один писал «Жизнь Христа», хотя его «Жизнь Саскии» относилась к сугубо интимному творчеству, в своей мастерской он желал готовить художников, способных предложить для дворцов, городских ратуш, залов цеховых собраний религиозную живопись, которая облекла бы кальвинизм в форму и цвет. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Как именно он это делал, становится ясно из новой книги. Когда-то Франс Хальс получил за групповой портрет по 66 флоринов с каждого.
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Преподавание Рембрандта в корне отличалось от методы Рубенса. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Таким образом, жертва готова к закланию и скрыта от мира рукой жертвующего, которая прячет от нас ее лицо изымая из чреды живых. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Лондон. Он изучал мимику лица. Амстердам.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Его работа сама перекроет другим дорогу. Дрезден. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
В то время он даже иногда подписывал на холсте: «завершено Рембрандтом». Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Лион.
Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Санкт-Петербург. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Но не все кредиторы были удовлетворены.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Это и есть жизнь людей. Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В общем, к нему приходили художники, которые затем избрали разные направления в голландском искусстве и это позволяет заключить: черенок-Рембрандт, привитый к стволу национального искусства, пусть и дал мало новых побегов (хотя Карел Фабрициус, Самюэль ван Хоогстратен, Николас Мае — уже много), но, по меньшей мере, на долгое время сохранил его оригинальность, отсрочив упадок и угасание голландской живописи в конце века.
Более возвышенного решения невозможно придумать. Самыми известными из них стали Рембрандт, Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс и другие их современники.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. После распродажи в 1657-58 гг. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Государственные музеи, Картинная галерея). Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
И его влияния тоже. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Однако ценность полотна вовсе не в сюжете. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Для того чтобы ученики справлялись со своей задачей, Рембрандт не принимал начинающих. Офорт Поклонение пастухов (1657) известен в 11 состояниях и каждое из них уникально: Хинтердинг считает, что изменения светотени могли стать результатом смены бумаги и постоянной доработки пластины.
Ян Ливенс в восемь лет поступил в мастерскую Йориса ван Схутена в Лейдене.
Мастер стремится к одному: внушить свои требования. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей. Наверное, это одна из его первых композиций. В центре площади находится памятник Рембрандту. Художник предельно ограничивает себя в цвете.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Эрмитаж). Небеса сошли на голландскую землю.
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Ни она, ни ее муж не были уверены, что вестник — посланник Предвечного, до того самого момента (выбранного художником), пока не увидели его поднимающимся из пламени огня, возжженного для жертвоприношения. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости.
Заказов становилось все меньше. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Сегодня историки имеют менее однобокое представление о Золотом веке. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Рембрандту было известно его имя. Более возвышенное, тихое решение, присовокупляющее к покорности отца безропотность сына. Если в этом и было насилие, оно порождалось не властностью, но требовательностью. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. гульденов. Кассель. Эти полотна, гораздо более крупные, чем картины из серии «Жизнь Христа», позволили художнику передать фактуру тканей, камня, дерева, металла, тела, ювелирных украшений — всей той густой реальности, которой он любил насыщать трагедию. Нью-Йорк.
Иной фактор освещенности. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции.
Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. У него рука отца отворачивает голову сына к скале, открывая шею. Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции.
Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. В другой раз темой было «Благовещение»: Мария молится, Архангел появляется и протягивает к ней руку — тема традиционная, жесты знакомые. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Константин Д. ван Ренессе снова задумал свой план в объемном свете и поместил фигуры в просторной комнате.
Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Такова была его манера пробуждать самосознание в учениках. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Собрание составили картины голландских мастеров.
Утрехт. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. представляет известные сложности для искусствоведов. Наверное, после него эта требовательность к сюжетам исчезнет. АннотацияСудьба Рембрандта трагична: художник умер в нищете, потеряв всех своих близких, работы его при жизни не ценились, ученики оставили своего учителя. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Эдинбург. Государственный музей Амстердама. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой.
Их работы могли быть совместными или индивидуальными. После женитьбы он покупает большой дом. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Юноши, которые здесь работали, порой приходили сюда поздно, лет двадцати. Художник предельно ограничивает себя в цвете. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. На огромном холсте (260 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. Эти гравюры стремительно распродавались.
Лондон. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Павлин на столе – символ богатства.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Санкт-Петербург. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. После распродажи в 1657-58 гг.
Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Два брата Саскии являлись юристами. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Это голландка, застывшая в своей душевной умиротворенности. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером.
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Москва. Очевидно, что надпись отмечает важную дату в его жизни. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на полотно.
Рембрандт уже не расширял своих тем новыми областями. В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину Ночной Дозор, которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества. Амстердам. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени.
Первоначально картина называлась «Купание». Роттердам. Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации.
Он даже показал себя обезглавленным: Давид держит за волосы голову художника, с которой стекает кровь (Караваджо стоял перед зеркалом, когда писал Голиафа). Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило.
Лучше всего юноше давалась живопись и опять же родители проявили мудрость и дальновидность. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Еще одно предание рассказывает, как Рембрандт однажды оборвал интимный разговор. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Дела шли все хуже. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Создается впечатление, что ученику с трудом давалось это задание. Хоогстратен хранил в памяти ключевую фразу преподавания Рембрандта. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). А в последней картине — «Жертвоприношение Маноя» он делает из своего героя основополагающую фигуру христианской религии. 1669 год. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами.
Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Амстердам.
Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Лос Анджелес. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. сохранилось мало.
Картинная галерея). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Однако, хотел он того или нет, ему приходилось еще и руководить мастерской. Я обвиняю. » (2008)12. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Но их усилия оказались тщетными. Хлопая крыльями, он хватает Авраама за руку и заставляет выронить нож, падающий на землю.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Наконец, с разрывом в сорок лет, они написали картины на одну тему: «Жертвоприношение Авраама», причем голландец своим полотном возразил итальянцу. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых.
В начале жизни свет носит караваджистский характер, в конце – иррациональный. Кто они — неизвестно. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Сын повёрнут к нам спиной. В центре площади находится памятник Рембрандту. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых.
Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Самюэль ван Хоогстратен вспоминал тяжелые моменты, когда требовательность учителя повергала его в глубокую печаль. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Уже к 1648 году Рембрандт не смог внести платеж за дом. Порой Рембрандт подавлял личность. А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Говорят идею поискать их предпринимателю подала теща, родившаяся в СССР. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год.
Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей и показывать все их переживания на холсте. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проницательное творение – «Возвращение блудного сына». Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-ые годы стоит рассматривать и одно из самых главных произведений художника – «Данаю», хотя на картине стоит дата 1636. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. А. С. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви.
Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8. Сохранилась папка, в которую некто неизвестный собрал рисунки исправленные Рембрандтом. В 1555 году в Голландии вышел закон, позволяющий медикам исследовать человеческое тело и многие врачи читали лекции об анатомическом строении человека в специальных анатомических театрах. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Государственные музеи. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Но не из-за недостатка мужества и энергии.
В посмертных описях внутреннего убранства домов то тут, то там проскальзывает какой-нибудь «Проповедник» работы Рембрандта.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. А. С. Пушкина). Таким образом, председатель, правая рука и в значительной мере тело Данаи, которое ожидает в своей темнице любимого (по легенде, влюбленный в Данаю Зевс проникнув к ней в виде золотого дождя), а также фигура бабы-служанки, оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Рембрандт предоставил в распоряжение художников лучшее, что было в нем самом.
Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм, в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Не показывалось ничего отталкивающего. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Государственный музей Амстердама. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Сегодня мы видим на этом автопортрете, как Николас рассматривает себя в зеркале. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Описание картирны: художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами».
Лондон. Композиция живописных работ строилась на равновесии цветовых гамм. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве.
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Капланы начали именно с работ Рембрандта и его учеников. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Нидерланды вступили в абстрактный мир идей и Рембрандт отказывался это принимать, упорно веря в то, что божественный свет сияет ярче, когда касается человеческого тела. Эта картина несет в себе символический смысл. Еще бы.
Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Только тогда они поняли, что им явился Бог.
спокойными позами. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Краски лежат на холсте густыми мазками. 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). Набережные каналов пустынны. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник. По традиции сразу после распределения долей гонорара деньги отдавались художнику.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Встал и пошел к отцу своему.
Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. Берлин. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Санкт-Петербург. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Но обучение продолжилось всего полгода.
Голландские власти не имели ни малейшего желания украшать алтари и храмы фресками, картинами и любыми другими формами искусства. Родители его были люди просвещенные. Заказчики отказались принять эту картину.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Rembrandtplein) в честь великого художника. Рембрандт придал своей мастерской весьма своеобразное направление.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. ГМИИ им.
Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. В другой раз Бол расположился перед картиной Рембрандта «Портрет Саскии в образе Минервы», чтобы сделать с нее рисунок. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
Многие имеют овальную форму. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр).
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В плане стиля, его работы прогрессировали от ранней «ровной» манеры изображения, характеризующейся изящной техникой изображения иллюзионистической формы, к позднему, более «резкому» использованию богатой, цветовой палитры, которая помогала создать живые, практически осязаемые образы. Поразительный путь, переворот, на который способна только молодость. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. В Италии, во Фландрии или во Франции красота самой живописи возвышала страдания.
Главными выразительными средствами для художника были цвет и свет. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Религия одного стремится к буйству, другого — к сдержанности. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.
Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Кажется, это первая экспозиция, полностью посвященная последним десятилетиям жизни художника и отражающая всеобщий интерес к временам «арт-зрелости» великих маэстро. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Нет, Адриан Броувер пятнадцати лет уже покинул мастерскую Франса Хальса. Вот таким образом церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане.
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Урок анатомии у доктора Тюльпа.
Дрезден. Рембрандт почти полностью лишается заказов. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Прозрачные покрывала Далилы, выпархивающей из пещеры с отрезанными ею волосами и ножницами, не смягчают зрелища.
В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. На рисунке не видно исправлений мастера. о банкротстве.
В маленьком, отлично иллюстрированном издании Lives of Rembrandt (Жизни Рембрандта) подчеркивается: мастер всегда шел по особому пути. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Лондон. Это вписывалось в общепринятые нормы веротерпимости. Часто овального формата бывают его произведения.
Это самое начало пытки, когда острие проникает в первый глаз и оттуда брызжет кровь. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8.
Эта женщина была круглой сиротой. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В последние годы жизни Рембрандт ван Рейн, биография которого изложена в статье, достиг вершин своего творчества.
Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией7. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Обе картины перекликаются.
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта.
Государственный музей Амстердама. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В них вы видите печаль. Каталог Rembrandt: the Late Works (Рембрандт: поздние работы) помогает лучше понять яркую выставку, недавно завершившуюся в лондонской Национальной галерее и до 17 мая идущую в амстердамском Рейксмузеуме. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В искусстве неизведанное нередко привлекает больше, чем верность. В переулке женщина выглядывает за дверь.
После них редко кто из художников посмеет нарушить спокойствие верований. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Почти 150 человек посадили на плот, который изначально хотели привязать к лодкам, но поднялся шторм. Санкт-Петербург. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Рембрандт умирает годом позже. «Ян Сикс» (1654 год. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Родился он в семье зажиточного мельника.
Мы не знаем имя человека, что послужили моделью для портрета «Старик в красном». В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Тогда они вели мелодию на два голоса, в которой зачастую доминировал его собственный. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Гениальный Рембрандт прекрасно отражает искренность блудного сына, а также чувства любящего и милостивого отца.
Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Еще никто не был так непочтителен с Ганимедом, так жесток с ослепленным Самсоном. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Кассель. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты.
Эффект получился почти комический. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м). Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа — воплощение измученной человеческой плоти — вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания. Все эти произведения содержали различные моралистические послания.
У него около 15 учеников. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Так, Фердинанд Бол, один из старших учеников, сделал гравюру по эстампу Рембрандта «Эсфирь с распущенными волосами», уделив внимание не окружающим пилястрам и аркам, не жесту женщины, держащей в руке бумагу, а лицу и волосам, подчеркнув волнообразные линии на белизне одежды, прекрасно уловив непреклонную волю, читающуюся во взгляде. Так было во всех странах, где законы ремесленных цехов еще распространялись на художников. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Каплан признается, что Рембрандтом интересовался с детства. Для художника главным было: скала, ангел, жезл, коленопреклоненный человек и огонь.
Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Они вдохновляли художника. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных». Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
Базель. Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Поначалу Рембрандта привлекали свершения героя. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. По сути картина является пасторалью.
Она датируется 1668-69 годами. Мы не знаем, что выражает его лицо. В мастерской бурлила жизнь.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. На нем голландский военный костюм, берет с большим пером. Ему было неважно, что их порой удивляло его неистовство.
Рембрандт всегда стремился выделить центр, добавить движения, выявить смысл. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон), он изображен сидячим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим председателя на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему – человек наедине со своими думами. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Берлин.
«Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Светом выделены лицо и кисти рук. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Картина полна шума и ярости, смятения, стальных лат, до предела напряженных мускулов.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В своих бумагах, примерно в 1635 году, пометил: «Я продал Знаменосца за 15 флоринов, Флору Лендерта ван Бейерена за 5 флоринов, еще одну Флору Фердинанда Бола за 4 флорина и 4 стейвера». Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Эрмитаж).
Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Художественную мастерскую нельзя сопоставить с философским идеалом вечной гармонии сфер. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, очевидно, Гертье Диркс, молодая вдова, которая поселилась в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как няня однолетнего Титуса, а затем и на правах полной хозяйки.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Солдаты схватили ослабевшего героя и выкалывают ему глаза кинжалом. Все из области обыденного: письмо, рождение ребенка.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. И уточнил 27 января: «Повесьте эту картину на ярком свету и чтобы можно было отступить от нее подальше, тогда она предстанет в своем лучшем виде». Эти картины — «Знаменосец» и «Флора» — были написаны на темы, над которыми в то время работал и он сам.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. Их лица озарены внутренним светом. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт.
Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Он продавал их творения вместе со своими.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Художник с семьей переехали в бедный квартал. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) знаменует наивысший расцвет голандского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. То есть это была, можно сказать историческая картина.
Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Он предпочитал ничего не скрывать, отдавать всю свою творческую силу до тех самых пределов, где искусство разбивало его жизнь. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Эволюция живописного мастерства художника идет по пути освобождения кисти. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
В собраниях Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказанными портретами: «Старик в красном», «Портрет бабушки» и «Портрет старого еврея». Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Рембрандт в образе Самсона — это Рембрандт на театре. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели.
Тогда вы скорее откроете то, что от вас ускользает и что вы хотите открыть». «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. В то время как Караваджо гудел органными трубами церквей Контрреформации, Рембрандт шел к самой сути, к хорам a capella, как в протестантских богослужениях.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Посреди разрастающейся смуты он знал, что должен удержаться на вершине большой живописи. Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты. Это изображение предельно одухотворенно и избавлено от всех анекдотических аспектов.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Одежда на них нарядная и экзотичная.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Дрезден. Дрезден. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Несчастные остались дрейфовать в открытом море.
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.
Картины этого направления писались и до Рембрандта, однако мастер использовал несколько инновационных идей, которые позже были признаны революцией жанра. Они не приняли главную идею художника. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Что касается воплощения идей, предложенных для упражнений, то перед нами «Даниил в львином рве» работы Константина Д. ван Ренессе, поступившего в мастерскую в 1649 году.
Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Он представлял себе большие полотна, которыми Голландия ответила бы на великие католические картины Фландрии и Испании. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины.
Государственный музей Амстердама. Зато все требования заказчиков были выполнены. Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Когда Рембрандт написал свое «Жертвоприношение Авраама», Караваджо уже двадцать пять лет не было в живых. Это время называют золотым веком голландской живописи. Он пишет «Жертвоприношение Авраама» как собственную интерпретацию гениальной версии Караваджо, принимается за серию из четырех картин о Самсоне — тема, за которую уже брался в Лейдене на этот раз он будет заниматься ею с 1635 по 1641 год, — и пишет свою версию «Похищения Ганимеда». Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В то время в Европе быстро расставались с детством. В нанесении красок на полотно принимают участие и кисть и шпатель и черешок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным – он наносит краски на полотно непосредственно пальцем (так написанная, например, пятка левой ноги блудного сына).
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. По всей видимости, Рембрандт оставлял свои папки открытыми, предлагая ученикам брать оттуда все, что им потребуется: свои рисунки и гравюры, как давнишние, так и новые, будь то для копирования или для использования их в качестве образца трактовки предложенной темы. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Наверное, он знал, на что замахнулась его мастерская, какую роль сопротивления играла она. Отсюда размах жестов и объем. Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ – живопись и графика.
Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. На картине изображено более двадцати фигур. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства. Париж. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Тот говорил: «Старайтесь научиться вводить в ваше произведение то, что вы уже знаете. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Необычную ноту в общее звучание вносит то, что Рембрандт написал себя самого в правой части картины бегущим со шпагой в руке, так, словно он хотел с маху ворваться в библейскую сцену и отомстить за Самсона. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Он вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Лондон. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). «Возвращение блудного сына» (1666 год. Никто не посмеет и даже не сможет пойти за ним по открытому им пути. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Большинство были моложе: им было восемнадцать, шестнадцать, даже двенадцать. Базель. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Париж. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Слишком юны. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше).
Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным. Рембрандт предлагал темы — и те, к которым сам уже обращался и те, за которые никогда не возьмется: «Жертвоприношение Авраама», «Иуда возвращает тридцать сребреников», «Христос в Эммаусе» Порой для сюжета не существовало живописного образца и ученику приходилось творить самому. В портрете «Флора» (1634 год. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Рейксмюсеум).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Ничего сверхъестественного, поразительного. Отсюда вновь обретенный колорит, диалог почти ослепительной тьмы с почти прозрачным светом, мелодия, сыгранная сразу на всех нотах, от самой низкой до пронзительно высокой. Художественная галерея).
Рембрандт создает театральную жестикуляцию, которой еще не видывали в живописи. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Очень скоро мастерскую наполнили художники, пришедшие работать вместе с ним или отдельно. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). И тот и другой брали Историю и Мифологию со всеми их страхами, смятением и надеждами.
Но над углублением своего искусства он работал неуклонно. Вот таким образом его произведения вне времени. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. «Мартен Лоотен» (1632 год. Ниваа.
В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24. Это в правилах игры в переодевания, комедии персонажей. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Рисунок довольно расплывчатый и нечеткий.
Картину (размером ок. В тени Рембрандта можно было заявить о себе. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты.
Эта вторая картина (3, 02 метра в длину) очень резка: на ней изображено ослепление Самсона. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Если Рембрандт в своем берете появляется в «Возведении креста», Караваджо пишет себя присутствующим на казни святого Матфея в виде прохожего, застывшего от ужаса в самом центре сцены. «Похищение Европы» (1632 год.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику. Лейденская коллекция – частное собрание. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Я обвиняю. » (2008). Знаменитый голландский художник, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это было одним из условий торговца Хендрика Эйленбюрха. Итоги этих размышлений не будут иметь последствий в истории живописи.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Рембрандт наделил Самсона кое-какими своими чертами.
Государственный музей Амстердама. Даже между двумя отпечатками первого состояния имеются различия. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
Хотя ван Мандер не сказал о Караваджо ничего особенного, даже не смог подробно описать ни одно из его произведений, он отметил особенность этого художника, заключавшуюся в том, что тот никогда не работал над картиной по рисунку (ибо в графическом изображении застывает нечто живое) и подчеркнул, что итальянец писал непосредственно с натурщика и в живом цвете. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Мастерская работала в полную силу. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Они темные. Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея).
Они как будто выхвачены из темноты. Все эти работы начаты в одном и том же 1635 году. Он подписал его своим именем с пометкой inventor et fecit (задумано и осуществлено мною). Они подставят свой парус новому ветру, оставив Рембрандта, как оставляют старый очаг.
Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Кто-то смог отдалиться от него и сделать себя заново.
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих. В 1968 году в Амстердаме заработал Исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан.
На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7. Отсюда контрасты крупных пластов света и тени. Впоследствии он подпишет под рисунком: «Первый рисунок, который я показал Рембрандту 1 октября 1649 года. В письме от 2 января 1639 года он пояснил: «Поскольку Вам, монсеньер, дважды пришлось испытать неприятности по этому поводу (запоздалой поставки картин для принца), в знак уважения присовокупляю картину 10 футов в длину и 8 футов в высоту, которая будет достойна Вашего дома». Он не отдавал себя пассивно, предаваясь в руки любого, кому это взбредет в голову, он желал знать, во что превращается его дар, когда переходит к другим, наблюдая и полное подчинение и бунт и не предпочитая одного другому, почти как садовник, который наблюдает за судьбой не только своих посадок, но и дичков, которые прививаются или засыхают.
Лос-Анджелес. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. «Урок анатомии доктора Н. Тюльпа» (1632 год) становится известным на весь Амстердам.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. На полках были расставлены гипсовые бюсты великих людей древности. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды».
Санкт-Петербург. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж23, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Например, для «Жертвоприношения Гедеона» им пришлось заглянуть в Библию, в Книгу Судей, чтобы узнать, что Ангел Господень явился Гедеону, прикоснулся своим жезлом к дару, который тот положил на камень и высек из камня огонь. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Картинная галерея).
Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Не какая-нибудь «Неопалимая купина», а жертвенный дар и на нем знак, который Предвечный послал младшему в доме Иоаса — Гедеону избрав его для борьбы с врагом.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Вот таким образом особенно впечатляет явление Ангела Господня. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Рейксмюсеум).
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год.