Культурное наследие, оставленное Джованни Бернини, сформировало и развило новое направление искусства – стиль барокко. Невозможно представить себе стиль барокко без Джованни Лоренцо Бернини. Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях. Архитектурные сооружения Бернини подчинялись тому же стилю, в котором создавались все другие работы скульптора.
Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии. Его работы обладают всеми чертами стиля: пространственный размах, текучесть линий, драматизм, эмоциональность, стремительность чувств. Скульптуры Бернини стали образцом барокко для многих скульпторов Италии и других стран.
Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе— второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян26. Художник вернул себе славу.
Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. В конце 1630-х у Бернини был роман с замужней дамой по имени Констанца, женой одного из его помощников, Маттео Бонучелли (Бонарелли).
Эта грандиозная композиция привлекает к себе внимание, выбиваясь из общего ренессансного стиля архитектуры собора, представляя собой яркий образец декоративного оформления в стиле барокко. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Laurentius – «увенчанный лавром» ок. Бернини представляет зрителю яркую картину, выполненную в блестящем белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо.
Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Первые работы Бернини были вдохновлены классической скульптурой Древней Греции и Рима. Среди живописных работ– «Автопортрет» (Уффици, Флоренция). В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад.
Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Терезы»– наиболее чувственное и мистическое произведение мастера. Все они вскоре были отвергнуты.
Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653 – 58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. элемента, формирующего ансамбль площади, – фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини (1642–43) и Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648–51). Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. Его градостроит.
Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Крупнейший мастер барокко, Б. наиболее последовательно выразил осн.
Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко. Знаменательным событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу и творчество Джан Лоренцо Бернини, было восхождение к папскому трону его самого первого покровителя – Маффео Барберини, который в 1623 году стал Папой под именем Урбан VIII. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини.
«Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Результатом стала сложная, но тонко организованная среда, обеспечивающая возвышенную духовную обстановку для максимальной передачи зрителю ощущения чудесного события. Людовики Альбертони (мрамор, 1671–75 капелла Альтьери ц. Сан-Франческо-а-Рипа в Риме).
Испанское барокко, — собор в Сантьяго-де-Компостела, . Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. В 1568 г. папа св.
Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Услыхала крик Прозерпины Деметра. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима.
В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». Иннокентий X настолько был очарован увиденным, что тут же перепоручил строительство фонтана Бернини. Там он и застал Луиджи с Констанцией. В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини – алтарная кафедра апостола Петра (1657 – 1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. Петра.
В 1637 году Бернини предпринял неудачную попытку приукрасить фасад собора Святого Петра: он планировал надстроить по колокольне с каждой стороны фасада. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38.
Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим). Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить.
Слуга был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась заключению, за прелюбодеяние. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.
Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. До этого его можно было лицезреть. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому.
Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Капелла Раймонди в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио показала, как Бернини мог пользоваться скрытыми источниками освещения для отображения божественного вмешательства в своих скульптурных повествованиях.
На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Если и были какие-то сомнения в художественном таланте Бернини, то успех фонтана Четырёх Рек окончательно развеял их. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Единственная надежно датированная работа — это изображение апостолов Андрея и Фомы, хранящаяся ныне в Лондонской национальной галерее61.
Борромини представил все улики против Бернини. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны.
Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Другие проекты постигла та же судьба. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56.
Петра для римского собора св. Спрашивала подруг, но никто не видел её. «Давид» Бернини еще один пример этого. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, оставляя широкий проезд спереди, а в глубине расходясь в сторону и открывая фасад собора. Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г., когда юному дарованию был дан заказ от кардинала Шипионе на создание скульптур. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Как театральный декоратор Б. участвовал в постановках в театре Барберини, также в собств. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья.
Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект.
Женился Бернини только в мае 1639 года, когда в возрасте 41 года заключил договорной брак с двадцатидвухлетней римлянкой Катериной Тецио. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. и пространственными эффектами. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился.
Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. С именем Б. связана рим. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника.
Достоверно неизвестно, действительно ли трещины были из-за надстроек, однако строительные работы сразу же были прекращены, а через некоторое время башни были снесены. В них также воплощена концепция барокко. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства.
Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. Реконструкция (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Замерла жизнь на земле. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век.
Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Папа принял решение уничтожить башни.
Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve).
Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Затем следует бюст испанского кардинала Педро Монтойя (церковь Санта Мария ин Монсеррато, Рим), который стал заказчиком Проклятой души (Испанское посольство в Риме). Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).
Тем не менее, гости Рима должны помнить (а гиды – напоминать), что барокко в Риме – плод неимоверных усилий и личных разочарований сотен талантов разного калибра. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона». В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета.
слева). Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных).
Петра.
Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра.
Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Площадь окружена грандиозной колоннадой тосканского ордера, закрывающая окружающие собор постройки и придающая площади торжественный вид. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26.
Петра. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. Петра» (1656—1665). В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа.
Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». В портретах-бюстах Б. сочетал психологич. Находится в римской Галерее Боргезе.
От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Терезы. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. Он предложил реалистам сказочно утонченную иллюзию.
Годы их создания – 1619-1625. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Пусть читателя не удивляет после этого тот факт, что Бернини (читай – ученики) сделал еще что-то там-то и еще кое-что в Риме. Петра, напоминающий балдахин, который традицонно поддерживается над папой, когда его проносят через церковь.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Созерцать его нас заставил Бернини. Воплощение этой идеи доверили Бернини. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж. Однако окончательно репутация Бернини утвердилась после четырёх шедевров, созданных в период 1619-25 гг.
Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века).
Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.
Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Скульптуру Карла I Бернини изваял в Италии с портрета работы Ван Дейка, хотя и предпочитал работать с живыми натурщиками.
Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Архитектура барокко — пышные декорации. Через два месяца появились трещины.
А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Эти качества Б. проявились в сооружении парадной лестницы (Скала-Реджа) в Ватикане (1663–1666), в ансамбле Капеллы Корнаро в ц. Санта-Мария-делла-Виттория в Риме (1647–52), алтарную нишу которой занимает «Экстаз св. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Петра (1624-1633), созданным совместоно Франческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Бернини бросил вызов камню и победил. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. произведения. Скульптурное убранство тоже минимально.
Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. принципы эстетики и худож. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). А говорить о них можно очень долго. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для (1653) на Пьяцца Навона.
Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. Уничтожение заняло 11 месяцев. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы.
Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Петра в Риме). В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652).
Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей. Однако вскоре всё испортилось. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. проектам и архит.
Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Он является автором множества портретов. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.
Все они вскоре были отвергнуты. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». театре, для которого сочинял комедии. К наиболее значит.
Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро.
Интерес к Бернини вновь вырос. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Он прославлял и абсолютизм и католицизм.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV – французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам. Лаврентий Римский (лат. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте.
Камень становился воском в его руках. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля.
Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). Петра (1657–66) в алтарной нише собора. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Традиционно используемый ранее прием компоновки всего здания с фасадами, которые выходили на разные улицы, был заменен Бернини подходом, концентрирующим представительские возможности в единственном главном фасаде здания. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни.
Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Они много разговаривали.
Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание.
Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. элементов архит. Трещины увеличивались. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане.
В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.
Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese).
Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624). Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини — алтарная кафедра апостола Петра (1657—1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью.
Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
пластика крупных тектонич. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. природе иск-ва барокко. Одной из его ранних работ стал величественный балдахин (киворий) собора Св.
Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Гибель грозила всему людскому роду. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. Бернини родился в 1598 году в Неаполе в семье Анжелики Галанте и скульптора-маньериста Пьетро Бернини, родом из Флоренции. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками).
Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Лаврентия». Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663 – 66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).
Для архитектуры барокко (Л. Джан Лоренцо продолжает совершенствовать технику скульптурного портрета. Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее – соперником) архитектором Франческо Борромини. Это повышало декоративный эффект.
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк). Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. Стремление к ансамблевому сочетанию архитектуры и пластики проявилось в лучших творениях Б. -скульптора и декоратора. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре).
Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, (Версальский парк).
В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека. Петра (1624–33), осеняющий гробницу ап. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов).
архит. В боковых секторах находятся фонтаны. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Мимолетность выражения лица Шипионе часто отмечается искусствоведами, как пример характерной для эпохи Барокко попытки передать движение в статике. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Этот шедевр Бернини, созданный в 1656-1663 гг., является одним из его самых новаторских и успешных архитектурных проектов и его величайшим достижением.
Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. 1635, Нац. композициям свойственны пространственный размах, выразит. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.
Наряду с этим Бернини уверенно показывает, что владеет в совершенстве техникой состаривания предметов. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Скульптура Бернини соединила в себе духовное и чувственное начало, театральную патетику и возвеличивание с внутренним величием, мистику с конкретным психологизмом, стремление к сходству с натурой с жизненным порывом, который придавал органическую цельность пластическим формам. перспективы собора и зданий Ватикана.
Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619).
«Давид» Бернини еще один пример этого. Тем же, кто пребывает в плену иллюзий, Бернини подарил ощущение реальности происходящего. языка этого стиля. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Иннокентий X стал дружить с ним.
Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Эта точка зрения разделяется и другими учёными.
Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств.
Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. Давид был любимым героем скульпторов Возрождения.
Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. форм, зрелищность и театральность в использовании перспективных эффектов, стремление к целостности ансамблевых решений.
Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Его авторитет был непререкаем. Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина.
Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Св. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола.
Это изображение мистического видения скульптор претворяет в образы исполненные трепета жизни. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру.
Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. По приглашению Людовика XIV, Бернини в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца последний, однако, строился впоследствии по плану французского архитектора Клода Перро.
Бернини сильно переживал и перестал есть. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Для достижения желаемого эффекта, мастер пользовался некоторыми приемами удлинения тела и изображения жестов.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.
Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства.
Для скульпторов XVI-ХVII вв. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери.
Другие проекты постигла та же судьба45. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Барокко — это театр. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие.
Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).
Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом.
Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. римское предание о Корнелии).
Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». И в значительной степени предопределил его современный облик. В церковном зодчестве Б. (ц.
Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Внутри собора авторству Бернини принадлежат (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
Петра (1657–63): эффектно используя мощные сдвоенные колоннады обрамляющих её боковых крыльев, Б. организует пространство овальной площади (с двумя фонтанами и обелиском) и направляет движение паломников, при котором открываются разл. В 1615 году Бернини создает скульптурную группу Амальтея с фигурами юного Зевса и сатира (слева) по мотивам древнегреческой мифологии. Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком.
Сант-Андреа-аль-Квиринале, 1653–58) выразит. Петра «Кафедре св. Скульптурное убранство тоже минимально. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
Со временем истина была открыта. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе.
Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство.
Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
Однако со вступлением на престол папы Иннокентия X из семьи Памфили Бернини впал в немилость: одной причиной была неприязнь папы к окружению предыдущего папы из семьи Барберини. Так, на площади св. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Александр немедленно поручил провести крупномасштабные архитектурные изменения города, в частности, соединить новые и существующие здания улицами и площадями.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. В 1667 году памятник был открыт, основанием обелиска послужило скульптурное изображение слона по проекту Бернини.
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Овальная форма площади придаёт всей композиции пластичности – с разных точек площадь выглядит по разному, кроме того колоннада создает эффектную перспективу, позволяющую оценить величие собора Святого Петра. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Фонтан Четырёх рек (1648—1651 гг. ) — мрамор и травертин, пьяцца Навона, Рим В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой.
Библейскому герою скульптор дал свое лицо. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Циники и атеисты, попав в Рим, начинают во что-то верить и креститься, а на глаза деспотов порой наворачиваются плохо скрываемые слезы. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины.
Место перед статуей становится частью концепции. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Ему принадлежит оформление площади собора Св. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя.
игра контрастных пластич. На другой высечено имя Урбана VIII. В 1624 году Джан Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году.
Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Дом в вилле Боргезе (ныне – галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима – уважаемая публика, политики, будущие кардиналы и папы были частыми гостями этой тусовки власть имущих, а мастера тут же получали дорогие заказы.
Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Заказ от иезуитов на постройку церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале был относительно невелик и по размерам и по оплате. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Тем не менее, репутация Бернини была серьёзно подорвана и в феврале 1646 года его противники убедили папу отдать приказ о сносе башен, что навлекло на Бернини большое унижение и серьезный финансовый ущерб. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, он также архитектор. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи.
Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов.
Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную -- трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, ---«барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Бернини стал предпринимателем, а за ним уже стояла маленькая армия зодчих и скульпторов.
Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды.
и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. имитации блеска и мягкости кожных покровов, разной фактуры тканей, лёгкой подвижности драпировок используя множественность точек зрения, добивается впечатления напряжённого или стремительного движения («Аполлон и Дафна», 1622–25, галерея Боргезе, Рим). Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. В 1632 году появляется бюст Сципиона Боргезе и его реплика (галерея Боргезе). Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем.
Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. В разгар романа Бернини даже изваял мраморный бюст своей избранницы (музей Барджелло, Флоренция). Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства.
произведениям принадлежит ансамбль пл. Годы ее создания – 1656-1665. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Называется она Экстаз св. Он был шестым ребенком из тринадцати.
Петра в Риме. форм, сочетание скульптуры и тектонич. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором.
С помощью приема иллюзорной перспективы, уже ранее использованного им при создании Царской лестницы в Ватикане, собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. А статуи, статуи стали похожи на актеров. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. По-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигает натуралистич. Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. традиция создания скульптурных фонтанов как важнейшего градостроит. Таким образом талант скульптора вырвался на новые рубежи – на площади, базилики и фонтаны города.
После смерти Иннокентия в 1655 году и вступления на престол Александра VII Бернини вернул себе ведущую роль в украшении собора и начал работы над площадью Святого Петра.