В заключении хочется сказать, что Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. Я предлагаю вам составить свой портрет в стиле Арчимбольдо. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
На службе у императора Арчимбольдо занимался написанием серии портретов королевской семьи в крайне необычном собственном стиле под названием «Времена года». Арчимбольдо – ярчайший визуалист эпохи позднего Возрождения, создал свой собственный причудливый стиль.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника.
Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. И художник это выразил в портретах. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
Публиковались и другие работы. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Юное лицо Весны как будто соткано из нежных цветов.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
Публиковались и другие работы20. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Существует версия, что росписи в церкви св.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. Лето – женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а Зима – лицо старика. Маньеризм всегда свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Инженер, естествоиспытатель, астролог, устроитель Кунсткамеры, он лично занимался пополнениями королевских коллекций. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
Вначале 1550-х гг. Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Благодаря этому он мог видеть работы великого мастера, наброски из его записных книжек с удивительными чудовищами, карикатурами, всевозможными гибридами растений и животных, составляющие человеческие лица. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. К сожалению из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Он родился в Милане в 1527 году. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад30. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Арчимбольдо также помогал отцу расписывать Миланский собор. Один из них – итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных праздников для аристократии, учёных и художников. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Кристиан Рекс ван Миннен ? это такой сюрреалистический Джузеппе Арчимбольдо 21 века. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Дата рождения художника неизвестна. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Маньеризму присуща претенциозность. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника.
Воздух. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Самое большое количество картин под названием «Весна». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов57.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году.
К сожалению, документальных свидетельство его жизни сохранилось крайне мало. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Сложно сказать, где и у кого он учился. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии Времена года.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Вариантов «Времен года» было несколько. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньеризм предвещал рождение Барокко. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Вода. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Публиковались и другие работы. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Затем имя Арчимбольдо пропадает из анналов истории и всплывает только в 1562 году в Праге, где художник прочно обосновался и находился 26 лет в качестве придворного портретиста Фердинанда I (король Богемии и император Священной Римской империи в 1558-1564 годах), затем Максимилиана II (император в 1564-1576 годах), а затем служил его преемнику – Рудольфу II. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
В 21 веке популярность Арчимбольдо продолжает расти, а его идеи находят последователей и подражателей. Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам.
Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Эти рисунки поразили молодого художника и навсегда остались в его памяти. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Что это такое. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями. Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. Искусство маньеризма выражается в преобладании формы над содержанием.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий, разрабатывал и создавал прекрасные фонтаны, принимал участие в основании музея искусств. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Арчимбольдо начал работать самостоятельно. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
В начале 1550-х гг. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари10. На воинственное начало указывают и пушки. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Отец Джузеппе был дружен с семьей Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Маньеризм (от итал. Картины художника при жизни вызывали споры.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Земля.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Есть выдающиеся мастера искусства известные всему миру и в то же время остающиеся для всех настоящей загадкой.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Красота отдельно взятой детали становится важнее красоты целого. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Полотно входит в цикл «Профессии». Всё это— чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
Только три художника в Священной Римской империи удостаивались этого чина – Верчелли Содома, Вечеллио Тициан и Арчимбольдо Джузеппе. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Огонь.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Существует версия, что росписи в церкви св. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». У каждого времени года свои признаки. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Дата рождения художника неизвестна.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Кауфман вообще скептически относился к атрибуции работ Арчимбольдо и признавал несомненными оригиналами только четыре картины, а именно те, на которых имелась подпись художника. На воинственное начало указывают и пушки. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года19. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Даже оторопь берет. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Или при создании собора в Комо – там художником были созданы эскизы для нескольких ковров.