В презентации представлена картина художника Врубеля Незнакомка, а также отрывки из стихотворения Блока.
Именно таким увидел «Демона» Врубеля Блок. Холм — второй план. 2. Концепции человека. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. «Цветная легенда» Не считая набросков, у Врубеля есть три картины: «Демон сидящий», «Летящий Демон» и «Демон поверженный» — можно сказать, что они составляют сюжет одной легенды. Помним, он пришел довольно поздно вечером и за чаем была беседа о новых задуманных картинах.
Он так кричал и бился, что обожавшая его мать молила Бога, чтобы сын её скорее умер». К. Чуковский: «Умирал он мучительно. В чертах этой женщины черты образа, который всю жизнь мучил Врубеля, Демона. Философско-эстетические воззрения В. Соловьева и В. Иванова. Их окружает настоящий русский пейзаж. В том стихотворении герой подходил к воротам: «Отдых напрасен.
Национальная стихия. Бекетова говорит, что рисунки племянника «не имеют – художественной ценности». Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А. Блок. Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. Для Блока Он – первый лирик, а потому – «Человек» поэт объединяет себя с ним: «Умеющий услышать и, услыхав, погибающий, — он с нами. И на самих двенадцать красноармейцев, которые идут по городу, можно тоже посмотреть как на святочных персонажей.
С мыслью о духовном брате написана работа Блока «О современном состоянии русского символизма», в которой автор проводит параллель между очередным этапом своего творческого пути (1904 – 1907) и живописью художника. В «Демоне» для Врубеля важно дать символ-метафору, которая могла бы выразить сложность мироощущения человека в реальном мире. Он поет, как прекрасно. Она затронута Врубелем в его письмах.
Даже за плечом твоим, подруга, чьи-то очи стерегут. Из траурной речи поэта родилась статья «Памяти Врубеля». Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр.
Уяснить соотношение понятий «цвет и слово» помогает ранняя статья Александра Блока «Краски и слова» (1905). (Да и Ахматова тоже отмечала, что Есенин «оркестр Блока перекладывает на одну струну»). Нет иду я в путь никем не званый, и земля да будет мне легка. Слово купол оно, как кажется из этого же — церковного, сакрального ряда. Мир победил его. Оба они имели свой самобытный, присущий только им стиль и способ выражения. В ту пору Блок был на волоске от самоубийства.
Но талант его был прозорливее, чем он сам. Мы встревожились ибо была полнейшая тишина. Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. Он – в стихах. «Незнакомка» выступает из глубокого, синего и лилового, сумрака. / И в угол прячет Коломбина / Лохмотья, сшитые пестро» Это строки очень выразительные.
При этом и в этом своеобразие Блока, он начал сразу с очень высокой ноты. Важнейшей задачей курса истории искусства является формирование искусствоведческих понятий – художественное направление, течение, стиль. В это время им написана знаменитая «Незнакомка». Говорили и о религиозно-философском обществе, которое Блок перестал посещать, жалуясь, что там говорят о несказуемом. Нет единого Блока. Стернин (1984: 286).
"И в жизни и в стихах – корень один. У него она сложилась так: Кавказ, к сорока трем годам орден Святого Георгия 4-го класса «за выслугу» (25 лет в офицерской полевой службе и боевой опыт), к пятидесяти — звание генерал-майора и финальный виток — почти десяток лет в должности наказного атамана Астраханского казачьего войска. «Демон» 1916 года – своеобразный вариант концовки поэмы, показывающий нежелание Блока, чтобы его Демон был побежден. Она рассыпает вокруг себя звезды жемчужные.
В статье «О современном состоянии русского символизма». Взаимосвязь и взаимовлияние искусств: литература – музыка – живопись. При этом он спешно махнул рукой, как бы прося не мешать. Перед смертью он сильно страдал, но отчего же он всё-таки умер. И, таким образом, мы можем увидеть другую картинку.
Мы встревожились ибо была полнейшая тишина. Проба на совместимость с жизнью, проба на совместимость с действительностью. Но искусство ещё «чудовищный и блистательный Ад», «именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры. Аудитория радовалась и говорила: «Да, это хорошо, это по-есенински». В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». Он знал, что мы азиаты и мудро претворял это утверждение.
Представьте себе: некто женского пола, находящийся вверху, рассыпающий вокруг себя жемчуга. И здесь очень важно подчеркнуть (да, мы конечно еще не исчерпали все образы этого стихотворения, но, пожалуй, на этом сейчас остановимся), важно подчеркнуть, что перед нами идеальное символистское стихотворение. Но талант его был прозорливее, чем он сам. А дальше колокольные звоны, которые в финале стихотворения возникают. Еще при жизни поэта оно стало легендой. Определяют эти две позиции М. А. Врубель, с одной стороны, В. Э. Борисов-Мусатов и художники объединения «Голубая роза» – с другой.
«Царевна Греза», «Муза». Выбор темы для панно «Микула Селянинович» (для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, 1896) был по самой идее абсолютно последователен и должен был дать литературно-поэтическую основу для обобщенно-монументального живописного образа русского народа – «силы земли русской». Блок повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Потерян результат – и только может быть, отвалился крохотный кусочек перламутрового отблеска с какой-нибудь части лица но ведь это же могло сделать и время нам, художникам, это не важно – почти все равно ибо всего важнее лишь факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула, гений родился остальное принадлежит либо ошибке дрогнувшей руки мастера (а разве не может и у величайшего мастера дрогнуть рука. ), либо силе времени – безошибочно разрушающей.
Философские источники художественной антропологии. Был тайник души, он был неприкосновенен, в нем была Прекрасная Дама. Приюти ты в далях необъятных. Что происходит дальше в творчестве Блока. Способ забвения. Действительно, польская фамилия Врубель (по-русски — «воробей») популярна у польских евреев, особенно уроженцев Белостока и прилегающих земель.
Когда все это происходит, неясно: во времена ли художника или столетия назад. Воплощением соприкосновения с литературным символизмом стали «Демоны» Врубеля. Гениален, быть может, тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил слова и записал их мы знаем не много таких записанных фраз и смысл их приблизительно однозначащ: и на горе Синае и в светлице Пречистой Девы и в мастерской великого художника раздаются слова: «Ищи Обетованную Землю». На рубеже веков, когда Врубель писал свое программное произведение – «образ сильного и возвышенного человека», ему было свойственно понимание искусства как средства пересоздания жизни.
Перед революцией у Блока вышел первый сборник стихов. Есть еще, кажется, одно объяснение. Первый раз Блок пришел с просьбою сделать ему для его книги фронтиспис Италия. В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку». Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. С одной стороны, понято, что вспоминаются двенадцать апостолов Христа.
Тяготение к символике, фантастическое восприятие мира составляет существо поэтики Врубеля. Блока проводили дружными аплодисментами. Островского. В одном из писем к сестре (1891) Врубель писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Символ искусства – «вектор смысла», отсюда – многозначность художественного образа, сочетающего в себе нечто определенное, конечное и бесконечное. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Конкретность и символ у него, как и у Блока, неразделимы.
Действие света и цвета освободительно. Маяковский в своих воспоминаниях рассказывает: «Это было в Нижнем. И как в биографическом, так и в поэтическом смысле началась проверка — как этот образ соотносится с жизнью.
В контексте данной работы «взаимосвязь» понимается как процесс сближения и связи «родственных» видов искусств – живописи и литературы, на основе общности и специфики их образно-смысловых структур, которые могут оказывать в своей совокупности комплексное эстетическое воздействие и порождать эмоционально-художественные факторы человеческого восприятия сообщать восприятию чувственную целостность и эмоциональную насыщенность. Пересекать границу и вообще перемещаться ему ради этого не пришлось. Но вернёмся к Демону. «Прекрасная дама» раннего Блока была пронизана золотом и лазурью. Прежде всего, отмечает Владимир Николаевич Альфонсов, «сходство Врубеля и Блока отрывается в глубинах их творческого мироощущения». В начале 1906 года Блок написал «Незнакомку».
«Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Детям приятно нарисовать все, что можно. Зачем сковал судьбу кольцом железным -и бросил. Сожжены какие-то твердыни классицизма и романтизма и за вопросами о форме и содержании – тупой болью и последним отчаянием – вырастает «проклятый» вопрос, посещающий людей в черные дни: «к чему. », «зачем. ».
Из трагической речи на похоронах родилась статья «Памяти Врубеля». Он прошептал: Поет. Птица, превратившаяся в человека. Первый момент поэтического самосознания Блока, его начало как большого русского поэта, мы ведем от «Стихов о Прекрасной Даме».
Она проникает и начинает разъедать его. Каких-либо прямых «иллюстративных» повторений врубелевских образов в нем нет – поэтические представления рождаются ассоциативно, внушаются, будятся картиной, сиянием ее красок, атмосферой неясных пророчеств, предчувствия перемен. Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. Это прекраснейший образчик человека. Над печалью нив твоих заплачу, твой простор навеки полюблю. И эта идея была чрезвычайно актуальна для Блока и для его первой книги. «Пересоздание жизни» – главное направление культурологической программы эпохи.
Помним, он пришел довольно поздно вечером и за чаем была беседа о новых задуманных картинах. Посещения оказывались наедине. Он с успехом заканчивал университет, впервые поселился с женой отдельно от матери. В это время им написана знаменитая «Незнакомка».
Стиль как идеальная модель синтеза искусств. И в этом – тайна общей любви к Блоку: через стихи Блока мы чувствуем человека Блока. И он начинает искать иные основания, другой идеал, если хотите, для себя. Русские поэты-символисты считали закат – «золото древнего вечера» – символом больших перемен, связывающих конец с началом (вспомним, общая концепция символизма – обновление, «пересоздание» жизни). Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце». 1. – Он поет, как прекрасно.
4. Якобы он балансировал на грани яви и фантазии. Так как, собственно говоря, он в ней видит воплощение, если хотите, своих чаяний. У детей слово подчиняется рисунку играет вторую роль.
Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Не случайно даже в самом облике поэта Д. Андреев заметил эти пугающие искорки, которые мучили его душу порою до изнеможения: «Взгляните на портреты молодого Блока: прекрасное, гордое, полное обаяния, но как бы взирающее из глубины сна лицо печать какой-то неотчетливости, что-то грезящее, почти сомнамбулическое». Об ошибках и о времени пусть плачет публика, но не должны плакать мы, художники, у которых «золотой век в кармане», кому дороже то, что Венера найдена в мраморе, нежели то, что существует ее статуя. Взгляни, взгляни в холодный ток, где всё навеки молодо. Тоской по родине наполнены послания из Венеции (1885) и сестре Анне и профессору истории искусств А. В. Прахову и товарищу В. Е. Савинскому.
Можно посмотреть и так. 6. А жизнь – это просто кое-как", – запишет он в дневнике. И оно устанавливается довольно точно. В колорите Врубеля символизируется мироощущение художника, его мифотворчество, «сложное борение духа», чувство тайны и тревоги, разлитое в мире.
Так как это усилило эффект такой «антисоветскости» речи. Дело в том, что в первой главе этой поэмы, как вы помните, наверное, там на улице висит плакат «Вся власть Учредительному собранию». Оба имели свой самобытный, присущий только им стиль и способ выражения. В самом «Демоне поверженном» Блок не видит ни детски-капризного лица, ни «деформированного тела, ни искривленного рта, ни диких и бессильно грозящих глаз» для него Он – «юноша в забытьи «Скуки», будто обессилевший от каких-то мировых объятий сломанные руки, простертые крылья» с «ясностью печальных очей, дивным светом лика, павлиньим блеском крыльев» — контраст в описаниях поразителен и не может быть объяснен лишь потемнением красок на картине. Оно облегчает душу, рождает прекрасную мысль». И здесь видна прямая связь взглядов Врубеля с эстетикой русских символистов, утверждавших «пересоздание» жизни и человека как последнюю и главную цель культуры. Почему я вам об этом говорю.
Мы замолчали. Мы знаем, что собрание учредительное было собрано, большевики под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию» захватили Зимний дворец и взяли власть, а потом 6 января 1918 года это собрание было разогнано. Это чёрная музыка Блокана сияющий падает снег. Врубель как-то неожиданно остеклился: Да, конечно, он, демон, поет. Художественный универсализм творческой личности. И только сбруя золотаявсю ночь видна.
Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Уже говорили о каких-то странностях, обозначавшихся в его жизни. Созвучие в настроении. Г. ИвановУ каждого из нас свой Блок. Спросили: Кто поет. Уйду я в поле, в снег и ночь, забьюсь под куст ракитовый. Но, несмотря на то, что эта плесень проникла, дальше Блок говорит: «Но надо», – вот это очень важное слово «надо». Тем временем перед слепым взором ее бесконечно преломлялась цветовая радуга.
Блок (1980: 267-271). Для него это были не просто слова. Идеалом символистов становится художник – мудрец – «новый Демиург», пророк, творящий свой особый мир.
Блок сблизил творчество Врубеля с тем этапом своего творческого пути, который он назвал «антитезой» изменением облика» : «Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля). В воссоздании «художественной картины мира» следует выявить сущность взаимосвязи различных видов искусств. Строки Блока в поздний период его жизни:Молчите, проклятые книги. Во всяком случае, традиционно ссыльный Прикаспийский край — с тяжелым климатом (сорокаградусный зной летом, тридцатиградусные холода черными бесснежными зимами), унылым ландшафтом голых степей, периодическими эпидемиями то чумы, то холеры — комфортом для проживания не отличался. Он ей говорил о том, что он видит в ней эту воплощенную женственность. Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие).
И только потом я открыл, что это стихотворение А. Блока. Каких-либо прямых «иллюстративных» повторений врубелевских образов в нем нет – поэтические представления рождаются ассоциативно, внушаются, будятся картиной, сиянием ее красок, атмосферой неясных пророчеств, предчувствия перемен. Гибель художника побудила Блока глубоко почувствовать эту близость. А вот автору, наиболее тонко писавшему о Врубеле в советскую эпоху, виделось, что «масштаб дарования превышал масштаб личности», что «высшие стремления его как художника тормозились некоторыми свойствами его человеческого характера».
Воплощением соприкосновения с литературным символизмом стали «Демоны» Врубеля. Известно об этом Врубеле немного. Пусть так. В небе всходит луна. Стернин исследуя пути самоопределения символизма в России и касаясь философско-поэтической системы изобразительного символизма, подчеркивает, что «она, постоянно тяготела к двум противоположным позициям, к двум полюсам: к литературности образов и к столь же программной опоре на «внелитературные», точнее, внепредметные формы пластического языка и прежде всего на музыкально-ритмическую организацию картины и самозначимую – эмоциональную и семантическую – выразительность цвета». Он знал, что мы азиаты и мудро претворял это утверждение.
Внешне биография поэта выглядела идиллической, мирной, счастливой. Высказывание Врубеля о Демоне: «Демон – Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том Дух властный и величавый», — по всеобщему мнению искусствоведов, нельзя отнести к «Демону поверженному», но, кажется, Блок не был с ними согласен. Он написал речь о Пушкине, которая называлась «О назначении поэта» и он написал стихотворение «Пушкинскому дому», которые перекликаются друг с другом, перекликаются между собой. Весь его внутренний обиход, его «миры» связаны не только со словом, но и с цветом, с определенными явлениями живописи.
Не счесть голов Демона, так как не счесть «миров искусства, абсолютно не похожих на этот мир, только страшно влияющих» художник (опять, как и в другой речи, художник в очень общем смысле слова Блок обьединяет Врубеля с Лермонтовым, Гоголем, Коммиссаржевской) должен выдерживать ветер из этих миров. Выбор темы для панно «Микула Селянинович» (для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, 1896) был по самой идее абсолютно последователен и должен был дать литературно-поэтическую основу для обобщенно-монументального живописного образа русского народа – «силы земли русской».
Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети. «Тащитесь траурные клячи», – пишет Блок и далее: «Чтобы от истины ходячей». Этот мотив наложил отпечаток на раннее творчество поэта, он господствует в «Стихах о Прекрасной Даме». При этом он спешно махнул рукою, как бы прося не мешать., а взрослые писатели. На переднем плане картины две фигуры. Никто, кроме Бога, не смеет его судить. Ты будешь доволен собой и женой, своей конституцией куцей.
5. пьяным-пьяна. Это была форма протеста. Поэт – это стихия. У Врубеля – тревожная, уходящая вдаль, мятежная, несветлая. М. А.
Именно врубелевские цвета выражали для Блока целый период в развитии русского символизма. Таким образом, финал поэмы может быть понят и так: святочный карнавал, впереди которого фигура Христа несомая и эти красногвардейцы, которые, с одной стороны, Христа проклинают и проклинают религию и являются почти разбойниками, почти бандитами: «На спину б надо бубновый туз. », – мы знаем, что бубновые тузы вешали уголовникам на спину, чтобы в них можно было стрелять, если они побегут. Так хочется закусить удила и пьянствовать». Я пригвождён к трактирной стойке. Я пьян давно. Что такое «гений».
Что я имею в виду. Какая плесень. «Взаимосвязь искусств» определяет связи (культурные, пространственные, пластические, колористические, семиотические и т. п. ) видов искусств. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Врубель как-то неожиданно остеклился: Да, конечно, он, демон, поет. И ключевыми словами становится словосочетание «тайная свобода» – пушкинская формула, которую Блок употребляет в стихотворении «Пушкинскому дому».
В дни прощания с художником Блок написал стихотворение «Демон», а позже создал поэму «Возмездие» – произведения, в которых звучат мотивы, близкие мистическому и трагическому пафосу врубелевского «Демона поверженного». Посещения оказывались всегда наедине. Как Блок понимает революцию в 1917-18 году. Спросили его, в чем дело.
Так или иначе, действительно, целый ряд мотивов этого стихотворения условно или даже не условно, можно назвать сказочными мотивами. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Она затронута Врубелем в его письмах. Он с успехом заканчивал университет, впервые поселился с женой отдельно от матери. Как вы понимаете. Это с одной стороны.
Определяют эти две позиции М. А. Врубель, с одной стороны и В. Э. Борисов-Мусатов и художники объединения «Голубая роза» – с другой. «Бессменная тревога духа» Лермонтова была, несоменно, близка Блоку. Похожа ли она на пушкинскую царевну – лебедь. Спросили: Кто поет. с описанием Демона в «Памяти Врубеля», см. «Незнакомка. Ночь и ее вариативные атрибуты: смутность, туманность, дымность и уж совсем «материальное» – шум городской суеты, кабаки, рестораны -все это до последних дней сопровождало поэта в его страстном поиске божественного идеала и поиск этот отнюдь не был спокойным и мудрым.
Ведь этим путем могли мыслить иранские индийские и китайские мастера. Итак, Врубель предчувствовал неотвратимость перелома в жизни России, «всю общественную психологию» времени. Самое же главное заключается в том, что во время святочного карнавала, с одной стороны, его участники кощунствуют, ну или почти кощунствуют. И Блок об этом удивительно прямо, удивительно точно говорит в финальной строфе своего стихотворения: «В тайник души проникла плесень».
«Незнакомка. Оба они были особенные. М. Врубель пришел в искусство «будить ее (душу) от мелочей будничного величавыми образами» – в этом существо эстетической программы художника. У Пушкина – она светлая, дневная дева, которая становится женой, приносит счастье. Венец «антитезы» для Блока – «Незнакомка». Можно ли назвать стихи иллюстрацией к этому произведению.
Венец «антитезы» для Блока — «Незнакомка» ее он сближает с Демоном. Итак, Врубель предчувствовал неотвратимость перелома в жизни России, «всю общественную психологию» времени. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. На рубеже веков, когда Врубель писал свое программное произведение – «образ сильного и возвышенного человека», ему было свойственно понимание искусства как средства пересоздания жизни.
Их предвестие, предощущение, несомненно, живет в искусстве Врубеля, становясь напряженным к концу века, живет в нем то, что Андрей Белый назвал «предгрозовым томлением», а А. Блок – «наплывом лиловых миров». «Лицо дневное Арлекина / Еще бледней, чем лик Пьеро. Он понимал и Византию, но именно ту Византию, в которой отобразился истинный Восток. С другой стороны, в образах, которые в этом маскараде мелькают, Белый все равно пытается разглядеть сакральные соловьевские образы, сакральные соловьевские мотивы отыскивает он в звучании этого «адского оркестра», который сопровождает этот карнавал. Читаю. Он не чета обывателю.
Картины эти населяют монахи каких-то отдаленных, затерянных в российской глуши монастырей и обителей, с удочкой на тихом, точно заснувшем озере, с молитвенником в руках или лисичкой, безбоязненно резвящейся у их ног, старички в скуфейках, подрясниках и лаптях истощенные постом и молитвой послушники, христовы невесты, отрекшиеся от радостей жизни и посвятившие себя служению богу, девушки в черных надвинутых на глаза платках, со взглядами, вознесенными к небу или опущенными долу. Но Блоку «дороже то, что Венера найдена в мраморе, нежели то, что существует её статуя». Вместе с тем в поэтике Врубеля нет той туманной символики, мистики, как в живописи европейских символистов (Ф. Штука, О. Редона, А. Беклина). Символ веры Врубеля – «истина в красоте». в сине-лиловую ночь вкреплено золото древнего вечера. Он упал в ущелье с тех вершин, на которые стремился. Потом она уступила Блоку, она стала его женой. Блок сблизил творчество Врубеля с тем этапом своего творческого пути, который он назвал «антитезой» изменением облика»: «Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак. Дело в том, что Блок, судя по воспоминаниям такого близкого его друга поздних лет Самуила Мироновича Алянского, он в революции в конце концов разочаровался.
И пишет о них стихотворение «Сытые» :. Так как уже после того, как Блок написал поэму «Двенадцать», он написал еще два таких принципиально важных текста, на которых и оборвался его жизненный путь. И над попом, скажем, кстати, тоже типичным персонажем народного кукольного театра, Блок тоже издевается: «Что нынче невеселый, / Товарищ поп. », — говорит Блок. Еще при жизни поэта оно стало легендой. Пусти, проклятый, прочь, не мучь ты, не испытывай. И был слишком нежен, чтобы жить среди обыкновенных людей.
На самом деле в тексте этого нету. Природа в картинах Нестерова не просто пейзажный фон. Г. Ю. Стернин исследуя пути самоопределения символизма в России и касаясь философско-поэтической системы изобразительного символизма, подчеркивает, что «она, постоянно тяготела к двум противоположным позициям, к двум полюсам: к литературности образов и к столь же программной опоре на «внелитературные», точнее, внепредметные формы пластического языка и прежде всего на музыкально-ритмическую организацию картины и самозначимую – эмоциональную и семантическую – выразительность цвета».
Этот «демонический» колорит был навеян Блоку Врубелем. В. С. Соловьёв так охарактеризовал изменения в блоковской лирике этого периода: «Белые краски исчезали с его палитры, заменялись розовыми, чтобы погаснуть в чёрно-фиолетовых сплавах, в диком врубелевском колорите». Их окружает настоящий русский пейзаж. Женщина, как Афродита, рожденная из мазков, материализованных в перья, в крылья.
Врубель (1976: 57). 3. Плесень быта, плесень жизни, плесень разврата.
Никакой поддающейся диагнозу болезни у него не было, хоть и говорили о грудной жабе. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».
Символ веры Врубеля – «истина в красоте». У него про вино и про Россию лучше, чем у Есенина». Она немножко пугалась этого, разумеется. Что случилось с гордым, сильным мятежным Демоном. Демонические мотивы. Любовь Менделеева была сильной, мудрой, самоотверженной женщиной, прекрасно знавшей цену своему мужу и очень любившей его.
Уже говорили о каких-то странностях, обозначавшихся в его жизни. А. Блок, подобно Врубелю, вслушиваясь в «музыку цельного человека», смог услышать ее в национальной стихии. Я вас не писал никогда. Этот «демонический» колорит был навеян Блоку Врубелем. Это расправа, по Блоку. Это было и в биографии Блока, о чем подробно мы говорить не будем. Нет.
Но и «Демона поверженного» он характеризует словами Лермонтова: ««И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля». Существует столько Блоков, сколько книг о нём. Мы замолчали. Их предвестие, предощущение, несомненно, живет в искусстве Врубеля, становясь напряженным к концу века, живет в нем то, что АБелый назвал «предгрозовым томлением», А. Блок – «наплывом лиловых миров». Выводом из этого оказывается как-будто бы такая страшная строка «чтобы от истины ходячей».
Чуковский вспоминал, как часто Блока можно было встретить в каком-нибудь гнилом переулке, по которому он нетвёрдой походкой пробирался домой «с окостенелым лицом и остановившимся взглядом». В этом смысле образцом для них был Михаил Александрович Врубель: «В черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры», – написал А. Блок. Когда Блок прочел свою речь, а там еще не посчастливилось некоему чиновнику Кристи – был такой чиновник, который сидел тоже на сцене, когда Блок читал эту речь, это был советский чиновник, вполне милый и приятный человек – но Блок избрал такой риторический ход, риторический прием: когда его речь доходила до чиновников, которые «убили Пушкина», он смотрел на этого несчастного Кристи и Кристи весь корежился, морщился и после того, как уже все кончилось, сказал: «Ну, я не ожила от Блока. Такой культурный человек». Он все идет – так как «скучные песни земли» уже не могут заменить «звуков небес». Сердце причиняло всё время ужасные страдания, он задыхался.
Вдруг Врубель примолк и насторожился. Бегу. 8. И Врубеля и Блока волнует проблема «родина – художник – человек».
Г. Ю. Там кровь была, убили нескольких депутатов этого собрания, но сейчас – не об этом. Вероятно ли, что прадед Михаила Врубеля был крещеным евреем, принявшим католичество хотя бы ради поступления на юридический факультет прусского университета, куда лица иудейской веры никоим образом не допускались. К Азии или, лучше сказать, к Востоку тянулся и Врубель. Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др. ), написаны под «добрым влиянием» Н. А.
Он умер как-то вообще, оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. В 1807 году Наполеон и Александр 1 на личной встрече заключили Тильзитский мир. Врубель никогда не следует за писателем, его картины по своему хороши. Потом говорили о слабости сердца. И вот это вот – то ли разбойники, то ли апостолы – тоже оказывается важным.
А вот у поэта – всемирный запой. И мало ему конституций. Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева — желто-зеленый, а справа — желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глубину пространства.
Напомним, что одна из ключевых, важных строк этой поэмы: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь». Гиппиус в воспоминаниях написала о Блоке очень высоко, хотя иногда и с иронией. И нужно сказать, что и в этой статье и в этом стихотворении начинается новый Блок.
Я рассыпался: де я очень и очень рад видеть такое сочувствие поэзии Есенина. 7. Что же говорить про большевистские нравы.
Тоской по родине наполнены послания из Венеции (1885) и сестре Анне и профессору истории искусств А. В. Прахову и товарищу В. Е. Савинскому. Спросили его, в чем дело. А если не было бы «Демона» Врубеля, возможно, не было бы и «Демона» Блока. Но талант его был прозорливее, чем он сам. Что человеческие слёзы, когда румянится закат. И когда гаснет золотой меч происходит смешение миров и в глухую полночь искусства художник сходит с ума и гибнет», — написано прямо о Врубеле (ср. : «его затопила ночь искусства, потом – ночь смерти» из «Памяти Врубеля»), хотя Блок имел в виду тогда художника вообще.
Настороженность пропала. Он не считал, что те жертвы, которые были принесены, были принесены зря. И Врубеля и Блока волнует проблема «родина – художник – человек». Наиболее характерны они для творческих направлений романтизма импрессионизма, символизма. Он разуверился не только в счастье, но и в покое: "Покоя нет.
А вот так он и понимает ее. Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. Интересен факт, что называя количество голов Демона, Блок говорит о сорока: «переписывал голову Демона до сорока раз», — в другой речи, «О современном состоянии русского символизма», он утверждает ещё определённее: «Врубель видел сорок разных голов Демона, а в действительности их не счеть», — сорок в древнерусском языке было синонимом «много» дальше сорока не считали. «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Неизвестно. Этот мотив наложил отпечаток на раннее творчество поэта, он господствует в «Стихах о Прекрасной Даме». Даже и в последних своих вещах, например, в Раковине, Врубель был знатоком Востока.
Именно врубелевские цвета выражали для Блока целый период в развитии русского символизма. На переднем плане картины две фигуры. Блок (1980: 97). Первый раз Блок пришел с просьбою сделать ему для его книги фронтиспис Италия. Упоминаний о первых двух у Блока не встречается, кроме одной фразы и то сказанной о «поверженном», так что возможно только предположение, что речь идёт о «Демоне сидящем»: «У Падшего уже нет тела, — но оно было когда-то, чудовищно-прекрасное».
Невольно прославляют. Оснований тут чуть больше, нежели в разоблачениях Пушкина-«Пушкинда». Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце». И, таким образом, перед глазами читателя возникает вполне определенная картинка: царевна, находящаяся в тереме, где-то наверху, по-видимому, она располагается и, по-видимому, царевич, который прибывает к воротам ее терема, стоит внизу, задрав голову, смотрит вверх и не понимает — ждет его царевна или она его не ждет. И дальше продолжает: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов.
Духовно-нравственная гармония виделась Врубелю в исконных основах русского национального характера, в богатырских образах русских былин, героях сказок и легенд, в сказочно-романтических образах А. С. И Пяст тоже написал о нем с восхищением. «С Врубелем я связан жизненно», – напишет Блок в 1910 году. Зачем вознёс меня к вершинам вечности -и бросил. Сожжены какие-то твердыни классицизма и романтизма и за вопросами о форме и содержании – тупой болью и последним отчаянием – вырастает «проклятый» вопрос, посещающий людей в черные дни: «к чему. », «зачем. ».
Речь идет о той духовной действительности, которая в его «Незнакомке» выражена словесно, а у Врубеля представлена наглядно – в цветовых «сплавах» его излюбленных синих и лиловых тонов. И, собственно говоря, это то, что происходит во время революций. Мне всё равно. Вон счастие моё на тройкев сребристый дым унесено. Блок сблизил творчество Врубеля с тем этапом своего творческого пути, который он назвал «антитезой» изменением облика» : «Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля).
Другой Демон, лермонтовский, тоже вызвал отклик у Блока. Взаимоотношения Блока с изобразительным искусством полны парадоксальности. К биографии Блока такая мерка не подходит.
И ещё: "Чем хуже жизнь, тем лучше можно творить". Почему он принимает ее. И разве не выход для писателя — понимание зрительных впечатлений, умение смотреть. «Незнакомка» выступает из глубокого, синего и лилового, сумрака.
к зрительным восприятиям». Дальше происходит проба того идеала, который он выработал в ранних стихах. «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Он, наоборот, был чрезвычайно радикален.
Он прошептал: Поет. Практически же, кроме «сомнительной» фамилии, никакой привязки к гипотетическим семитским праотцам не обнаружить. Дорога крута. Общая концепция взаимосвязи и синтеза искусств. Врубель, как немногие, ощущал «глубокие подземные толчки» своей эпохи, всем своим художественным существом предчувствуя «неслыханные перемены». Что бури жизни, если розытвои цветут мне и горят. Философия искусства. Стучу в ворота» В этом стихотворении по дороге, покряхтывая, дроги везут балаган.
Это поэма о трех визионерских встречах Соловьева с душой мира в женском образе. Сарабьянов (1982: 43)., наконец, его «Демон» – это символические иносказания художника-поэта, являющиеся отражением жизненно реальных переживаний. В письме к В. Е. Савинскому, одному из важнейших в эпистолярном наследии Врубеля, он рассуждает о серьезнейших проблемах искусства: о том, что «крылья художника – родная почва», что на чужбине можно только учиться, а не творить, о разнице между техникой и творчеством, о том, что последнее доступно лишь тому, кто способен не только видеть, но и чувствовать, что быть человеком важнее, чем художником.
Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Он отстаивал суверенное право поэта на внутреннюю свободу. Обратим внимание: «румяный луч заката», «борьба золота и синевы», «сине-лиловая ночь и золото древнего вечера «небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы». / Вечер прекрасен.
Напротив, всегда в нем ощущался какой-то безудержный и нервический надрыв. Поэт ничего не должен иметь.
пьяным-пьяна. «Демон» 1910-ого года с явными ссылками на поэму Лермонтова: «с мечтой о Тамаре», «ненужные складки чадры», «Пусть скачет жених – не доскачет» но есть своеобразные ссылки и на врубелевского «Демона поверженного»: «дымно-лиловые горы», «плети изломанных рук», «навеки без сил» (ср. Не принимать же во внимание аргументы вроде излюбленного живописцем Врубелем «иудейского типажа», что вынудило бы причислить к евреям бесчисленное количество мастеров, включая всех иконописцев. сколько у нас красоты на Руси.
По-видимому, зажигается он не в буквальном смысле, а зажигается он на вечерней заре. И могу вам прочесть последнее его сочинение. Несмотря на это «Надо плакать, петь идти». Мы знаем, что основной материал живописи — цвет, а литературы — слово. заменили медленный рисунок быстрым словом но — ослепли. Не меньше трудностей представляло управление весьма склонным к дерзкой вольности почти трехтысячным войском, включавшим помимо основной массы волжских казаков-станичников отряды калмыков и ногайцев и не зря вызвавшим необходимость сменить здесь традиционно выборных казацких атаманов «наказными» — назначаемыми из высшего офицерства Кавказского корпуса.
Началось с боли в ноге. Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др. ), написаны под «добрым влиянием» Н. А. Корсакова в голосе Забелы он услышал, наконец, отчетливо «интимную национальную ноту», «музыку цельного человека». Он пишет цикл из семи стихотворений под названием "Заклятие огнём и мраком":По улицам метель метёт, свивается, шатается. Мне кто-то руку подаёти кто-то улыбается. Ведёт и вижу: глубина, гранитом тёмным сжатая. Течёт она, поёт она, зовёт она, проклятая. Я подхожу и отхожу, и замер в смутном трепете:вот только перейду межу – и буду в струнном лепете. И шепчет он – не отогнать (и воля уничтожена):пойми: уменьем умиратьдуша облагорожена. Пойми, пойми, ты одинок, как сладки тайны холода. К началу августа он уже почти всё время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого я во всю жизнь не забуду. » Е. Эткинд: «Поэт страдал той же болезнью, от которой умерли любимые им Ницше и Врубель и которая так страшно воплощает в себе таинственную связь любви и смерти». В статье «О современном состоянии русского символизма».
Зачем венчал меня короной звёздной -и бросил. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона но всякий делает то, что ему назначено». Холм — второй план. Венец «антитезы» для Блока – «Незнакомка» ее он сближает с Демоном.
Мать писательницы Л. Лебединской, Татьяна Толстая, поэтесса с псевдонимом «Татьяна Вечорка», вспоминала, что её подруга Сонечка, тургеневская девушка с длинной косой, подкрадывалась к дверной ручке Блока на лестнице и обцеловывала её. Вопрос о русском символизме в русской живописи до сих пор остается мало разработанным. Женщины Блока боготворили. «Тайная свобода» – не государство, не построение нового бесклассового общества, а тайная свобода, которую должен в себе нести поэт, должен нести в себе художник.
Символ веры Врубеля – «истина в красоте». В народном, крестьянском мире ищет поэт воплощение Родины. Ее облик напоминает женское лицо. По творческому мироощущению, по радости и горечи познания искусства, по влюблённости в русскую стихию – Врубель и Блок – духовные братья. Оба они были особенные. «И даже если бы он не написал ни одной картины, он все же остался бы великим человеком, необыкновенно сложным и прекрасным», — утверждал лично знавший Врубеля его первый биограф.
В колорите Врубеля символизируется мироощущение художника, его мифотворчество, «сложное борение духа», чувство тайны и тревоги, разлитое в мире. Блок (1980: 270). Теоретически не исключено. Прусский король Фридрих ВильгельмIII плакал от обиды и вероломства «друга, брата и союзника» Александра.
Голоса поют, взывает вьюга, страшен мне уют. «Пустынник», «Отшельник», «Христова невеста», «Под благовест», «На горах», «Великий постриг», «Молчание», «Мечтатели», «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Святая Русь», «Душа народа (На Руси)». Трудно назвать в xx столетии другого поэта, который бы так смело сумел заглянуть в человеческую душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством социальной справедливости. Первый момент поэтического самосознания Блока, его начало как большого русского поэта, мы ведем от «Стихов о Прекрасной Даме». Перед революцией у Блока вышел первый сборник стихов. Блок (1980: 201-214). M. A. Еще при жизни поэта оно стало легендой. Вдруг Врубель примолк и насторожился. Но мало кто знает, что Прекрасная Дама тоже писала стихи Блоку.
Врубель (1976: 74-75). Впоследствии Блок объяснил, где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля. Пришло ко мне человек шестнадцать поэтов, многие есенинцы. Родина – это огромное, родное, дышащее существо».
Это был великий русский философ, уже нами упомянутый в первой лекции, Владимир Сергеевич Соловьев. И вот теперь в этот тайник души проникает плесень. Он зарос высокой травой, уже пожелтевшей и высохшей, но все равно еще видны в некоторых местах нежно-голубые полевые цветы. Часто бывает, что особо схожие по внутреннему содержанию люди между собою не встречаются. выше).
Этот «демонический» колорит был навеян Блоку Врубелем. «Прекрасная дама» раннего Блока была пронизана золотом и лазурью. Гибель художника побудила Блока глубоко почувствовать эту близость. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового.
Ему показалось, что несмотря на то, что вот этот очистительный огонь все сжег и теперь появилась возможность для построения такого настоящего соловьевского рая, что все это начало возвращаться. В апреле 1910 года, спустя несколько лет после похорон Врубеля, Блок написал матери: «Врубель мне близок жизненно».
Национальная стихия. А. Белый также самой характерной фигурой поколения рубежа называл М. Врубеля, который «вобрал» в себя время. Художественная теория. И этот идеал он находит в творчестве Пушкина. Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева — желто-зеленый, а справа — желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глубину пространства. Ее он сближает с Демоном. Так как сама цифра 12 она такая тоже оборачиваемая.
И многие связывают картину с безумием Врубеля. А ты, душа. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.
И золото горит, не сгорая. душа глухая. В апреле 1910 года, спустя несколько лет после похорон Врубеля, Блок написал матери: «Врубель мне близок жизненно». С другой стороны, двенадцать разбойников из народной песни, переделанной Некрасовым. Демонические мотивы.
В письме к В. Е. Савинскому, одному из важнейших в эпистолярном наследии Врубеля, он рассуждает о серьезнейших проблемах искусства: о том, что «крылья художника – родная почва», что на чужбине можно только учиться, а не творить, о разнице между техникой и творчеством, о том, что последнее доступно лишь тому, кто способен не только видеть, но и чувствовать, что быть человеком важнее, чем художником. Много нас – свободных, юных, статных -умирает, не любя. Мы начали разговор с очень короткого сопоставления Блока и Пушкина. С другой же стороны, свой деятельностью, тем, что они делают, они прославляют Христа. И такой же контраст – между его биографией и внутренним миром.
Хотя одновременно другой весьма авторитетный автор сделал другой вывод — «значение личности Врубеля велико не только для истории искусства, но и для истории идей». Прежде всего, отмечает В. Альфонсов, «сходство Врубеля и Блока отрывается в глубинах их творческого мироощущения». М. Врубель пришел в искусство «будить ее (душу) от мелочей будничного величавыми образами» – в этом существо эстетической программы художника.
Эти настроения они владеют в этот период – в эпоху второго тома – не только Блоком, но и его ближайшим другом-врагом, поэтическим соперником и соперником, между прочим, в любви к жене Блока одно время, Андреем Белым, который в стихах этого времени и особенно в более позднем романе «Петербург» воплотил эти же идеи. Елена Ивановна, которая очень любила Врубеля, тревожно смотрела на меня и так прошло значительное время. Михаил Александрович, да кто же, наконец, поет. Корсакова в голосе Забелы он услышал, наконец, отчетливо «интимную национальную ноту», «музыку цельного человека». Врубель, как немногие, ощущал глубокие подземные толчки своей эпохи, всем своим художественным существом предчувствуя «неслыханные перемены». Отличительной, можно даже сказать, чисто «блоковской» чертой является «ночная аура» его лирики.
Из письма Блока Е. Иванову: «Я – слепой, пьяный, примечающий только резкие углы безумий. Образу Родины он придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойную красу». Блок А. Белого, скорбный и мятежный, как Врубелевский Демон, ничего не имеет общего с Блоком М. Бекетовой, благополучным буржуазным господином, Блок холодноватой Гиппиус и Блок восторженной Цветаевой, Блок Чуковского, Бердяева, В. Орлова, А. Якобсона – всё это абсолютно разные портреты одного человека. сколько у нас красоты на Руси.
Врубель, как немногие, ощущал «глубокие подземные толчки» своей эпохи, всем своим художественным существом предчувствуя «неслыханные перемены». Дальше нам говорится о том, что в небе красное пламя — зажигается терем. -выражение отчаянной попытки избавиться от последствий того, что создавал сам. Жизнь, соединенная с легендой, есть уже «житие»).
Письмо заканчивается сердечным признанием в любви к родине: «. Настороженность пропала. Или, скажем, еще там один герой похож на Азефа – главного провокатора эпохи и так далее. «Прекрасная дама» раннего Блока была пронизана золотом и лазурью. Михаил Александрович, да кто же, наконец, поет. Мы видим зыбкие, почти неуловимые переходы от дневного к ночному, от белого к черному.
Вот, собственно говоря, основные настроения второго тома. – Он рассказывает «легенду» о том, что в непрерывной череде переписывания головы Демона Врубель создал «голову неслыханной красоты», но художник «впоследствии уничтожил и переписал вновь – испортил, как говорится на языке легенды этот язык принуждает свидетельствовать, что то творение, которое мы видим теперь в Третьяковской галлерее, — есть лишь слабое воспоминание о том, что было создано в какой-то потерянный и схваченный памятью лишь одного человека миг», — слова, подтверждающие мнение искусствоведа через шестьдесят лет. Все знают стихи, которые Блок посвящал Прекрасной Даме. Возможно, она как раз и иллюстрирует его извечную духовную нестойкость, заложенную в нем изначально опасность «метафизических» подмен.
Блок не мог повторить вслед за Пушкиным: "На свете счастья нет, но есть покой и воля". Театральный синтез. Наконец, Врубель както особенно глубоко вздохнул. Он не считал, что зря была пролита кровь.
Вот, может быть, стоит этим как раз и закончить. Часто бывает, что особо схожие по внутреннему содержанию люди между собой не встречаются. Пушкина, в «Снегурочке» А. Н. Как и жить и плакать без тебя. «Незнакомка» выступает из глубокого, синего и лилового, сумрака.
Известно, что Врубель иллюстрировал «Демона» Лермонтова и, возможно, его иллюстрации (1890-91гг. ) напомнили поэту о более раннем Демоне. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный.
Всю ночь слышна. Гениальный русский художник рубежа XIX – XX веков Михаил Александрович Врубель – мастер универсальных возможностей. (Нельзя) Но созвучие есть.
И здесь видна прямая связь взглядов Врубеля с эстетикой русских символистов, утверждавших «пересоздание» жизни и человека как последнюю и главную цель культуры. Они поют коляды, они поют частушки, они веселятся, они одеты в маски. Мировоззрение эпохи. Вот страничка из «Врубелевой легенды», уже теперь довольно пространной: говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидал голову неслыханной красоты. Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце». В «Демоне» для Врубеля важно дать символ-метафору, которая могла бы выразить сложность мироощущения человека в реальном мире.
Весь Блок – такой, от начала и до конца. Из трагической речи на похоронах родилась статья «Памяти Врубеля». Их предвестие, предощущение, несомненно, живет в искусстве Врубеля, становясь напряженным к концу века, живет в нем то, что А. Белый назвал «предгрозовым томлением», А. Блок – «наплывом лиловых миров». Наконец, Врубель как-то особенно глубоко вздохнул. Письмо заканчивается сердечным признанием в любви к родине: «.