В годы николаевского царствования был наложен негласный запрет и на упоминания о Библиотеке Вольтера в печати, хотя статьи о фернейском мыслителе иногда появлялись в русских периодических изданиях. И хотя скульптор подошел к исполнению статуи весьма серьезно, его и статую осыпали градом насмешек, сам Вольтер аттестовал это изображение коротко: «Обезьяна». Репина установили подлинность бронзовой статуэтки Вольтера. Всю статую Вольтера Пигаль лепил уже в Париже.
Статуя сидящего Вольтера доставлена в Россию лишь в 1784 году. Вольтера отправили «в ссылку»: в 1851 году статую передали в гофинтендантскую контору, так как ей «нет места в новом Эрмитаже и ее там негде хранить». Создал галерею психологических многогранных, жизненно ярких портретов представителей эпохи Просвещения, деятелей Французской революции конца XVIII в. (бюсты Ж. Ж. Руссо, 1778, О. Г. Мирабо, 1791 статуя Вольтера, 1781).
Стремясь подчеркнуть то, что было главным в личности Вольтера – его ум, разоблачительную силу его мышления, которой так боялись церковь и аристократы, Гудон сознательно обращается к обобщению и условности. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы. Им пользовались в течение всего средневековья. Фигура разворачивается сложным ракурсом, заставляющим зрителя обходить ее вокруг. День был с утра ненастный, дождливый.
Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Фигура бога не повторяет античные образцы, а отличается большой жизненностью в трактовке образа. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Им пользовались в течение всего средневековья. В вольтеровской библиотеке преобладают книги по истории, прежде всего по истории Франции (около четверти общего числа) примерно столько же – книги по литературе и искусству (довольно полно представлена художественная литература и французская драматургия XVII – XVIII веков). Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью.
Разрешение Николая I было получено. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре). Его Дидро – стареющий человек с отяжелевшими чертами лица и резкими линиями морщин.
Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником. Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. Почерневшие мраморные тритоны трубят, надув щеки, в раковины, морские кони выгибают каменные спины, поросшие зеленым мхом, бронзовые юноши вытягивают руки в античной игре с бронзовыми черепахами и дельфинами. В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха.
Средняя часть представляет собой три ниши. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. После торжеств в театр. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез».
Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Дидро справедливо отмечал, что Пигаль «с помощью практики научился изображать натуру изображать правдиво, горячо, сильно». Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С. Корф получил письменное уведомление министра Императорского двора, где говорилось: «Государь Император имея в виду необходимость в абсолютно новом размещении в Императорском Эрмитаже редких и драгоценных художественных и других предметов для достижения сего Высочайше соизволил предназначить: из находящихся в Эрмитаже библиотек, с Вольтеровскою включительно, оставить в оном лишь те издания, кои относятся до изящных искусств их истории и археологические, равно Библиотеку Русскую, для служителей учрежденную и затем все прочее из тех Библиотек, равномерно и все хранящиеся в Эрмитаже манускрипты, не исключая и украшенных миниатюрною живописью, передать в Императорскую Публичную библиотеку». Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы.
Речные божества, маски, морские чудовища украшают их. Но сумрачно звучащие ноты побеждаются ощущением силы духа и человеческой значительности. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. Первым значительным произведением Гудона, по возвращении во Францию, был портретный бюст Дидро. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ).
Менялись глаза. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Мрамор. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга.
Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. До сих пор по остаткам можно проследить его древнее направление. Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна. Однако в 1887 г. статуя была возвращена в Эрмитаж. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика.
Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. Они спокойно падают отвесными водяными плоскостями, как Аква Паола на Яникуле. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. Самая популярная из работ Пигаля, статуя «Меркурий, завязывающий сандалию», сделана в терракоте в Риме, где Пигаль учился в 1736-1739 годах.
О фонтанах Рима можно было бы написать целую книгу. Разумеется, собраны сочинения знаменитых мыслителей XVII – XVIII вв. Они словно пронзали окружающее. Пигаль был мастером широкого диапазона образов и настроений.
Известный скульптор Жан-Антуан Гудон вырос в семье художницы и консьержа Королевской школы, благодаря чему он уже с детства оказался в художественной среде. Уже общее решение гробницы масштабно и живописно. Здесь по инициативе папы НиколаяV и по плану знаменитого архитектора Л. Б. Альберти (1453), устроен был новый «эмиссар» для протекавшей «девственной воды» с тремя стоками для нее в обширный водоем. Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона.
Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». В своеобразную колесницу впряжены морские кони, управляемые тритонами. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) трибун 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Он свободен и непосредствен, его привлекает легкость, живописность, выразительность, динамика. По бокам изваяния Океана стоят в нишах — с одной стороны изображение «Здоровья», а над ним расположен на гладком пространстве барельеф (работы Бергонди) изображающий деву-нимфу, приводящую к источнику истомленного воина.
Оттуда она по трем направлениям распределялась в соседние части города. Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. Но убедительность образа — в его одухотворенности. Веяние мысли, вдохновляющей эти дряхлые формы, придает им красу». В бронзовом бюсте Дидро (1768) он обнаруживает большую глубину и серьезность мысли. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Все сооружение было готово в 1762 году.
Статуя «Меркурий» является прекрасным образцом творческого переосмысления наследия античности. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Он прославился как автор «Меркурия», забавных и живых детских фигурок – «Мальчика с клеткой» или «Любовного послания», где маленький амур привязывает на шею голубю конверт с запиской. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца.
Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Смотришь с разных сторон ищешь невыгодную поверхность — и не находишь ее.
и А. Д. Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Но убедительность образа— в его одухотворенности. Средняя часть представляет собой три ниши.
Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры.
В этой работе заметны черты, наблюдаемые в русском искусстве XVIII в. и это неслучайно, ведь Пигаль был учителем не только француза Ж. А. Следующая точка зрения — самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741—1828), создателя французского гражданственного портрета. "Негр Паоль" – скульптура, раскрывающая пластическое мастерство Пигаля.
Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. Не зная, кого представляет фигура, можно было бы принять ее за идеализацию старости. Герой сидит хорошо. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа.
Эти идеалы были близки эпохе Просвещения с ее культом Разума, рациональности. Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика.
Фигура дряхлого старца дышит жизнию и спокойствием исполненным достоинства. Бруно последнее произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре.
Другие бьют тонкой хрустальной струёй и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли. Водоемы умножились в нем, распространились повсюду.
Четыре фонтана на людном перекрестке дали свое имя одной из главных улиц папского Рима. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня. Гудона, но и знаменитого русского скульптора Ф. И.
Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм. Чувствовалось, что это была не праздная забава любителя, но искусные и тонкие работы, результаты острых наблюдений. «Экорше» — гордость ваятеля.
Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Силуэт ее с самых разных точек зрения сохраняет остроту и неожиданность. Скончался он 21 августа 1785 года. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала.
Манера Пигаля становится здесь совсем иной, чем в «Меркурии» в ней появляется твердая точность линий, особенная весомость форм и это, несмотря на отказ скульптора от всякой идеализации, создает произведение подлинно высокого стиля. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. С другой стороны— статуя «Изобилия» (так же, как предшествующая, работы Филиппа делла Балле), а над нею— рельеф, Агриппа, утверждающий план своего водопровода (работа Гросси), Аттика украшена пластическими символами четырех времен года в виде женских фигур. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Пушкин смог получить личное разрешение царя для работы с книгами философа. Гудона. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа.
Фонтан Треви иначе называется фонтан «девственной воды», благодаря особенной чистоте доставляемой сюда влаги. Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Вольтер весь преобразился. Гудон знал, что в художественном мире к Жану Гюберу относились пренебрежительно как к дилетанту.
Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения. Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую.
Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский».
Особенной популярностью у современников пользовался Меркурий. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. Здесь по инициативе папы Николая V и по плану знаменитого архитектора Л. Б. Альберти (1453), устроен был новый «эмиссар» для протекавшей «девственной воды» с тремя стоками для нее в обширный водоем. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Честолюбию Екатерины II льстит надежда добиться славы гуманной властительницы. Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник гр.
«Пигаль в результате успеха своей конкурсной работы «Меркурий, завязывающий сандалию», – отмечает Арнасон, – оказался под покровительством мадам де Помпадур и десять лет занимался аллегориями, прославляя замену Amitie (дружба) на Amour (любовь) в ее отношениях с Людовиком XV. Перед центральной, образующей высокую трибуну с кассетированным полу куполом, красуется гигантская статуя «Океана», несущегося вперед на колоссальной раковине, высеченная из белого мрамора скульптором Пьетро Браччи. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Даже знаменитый «Мальчик с клеткой» (1750, Лувр) Пигаля благодаря необычной силе, с которой передано сосредоточенное внимание ребенка, напоминает Пилона, Донателло или Гудона.
Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. Рука эта хорошо повелевает и покровительствует лик этот внушает уважение и доверие голова эта превосходного характера, она исполнена с глубоким знанием и возвышенным чувством это чудесная вещь Первый взгляд Но я чуть не забыл поговорить об одеянии. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму.
Мягкость певучих линий, утонченность пропорций, нежная обработка мрамора, будто окутанного дымкой, – все это типично для изысканного идеала раннего Пигаля. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера.
В своеобразную колесницу впряжены морские кони, управляемые тритонами. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Строганов. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала.
Близка к «Меркурию» мраморная «Венера» (1748) – образец декоративной скульптуры середины века. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию.
Как любил их римский народ, видно по тем изваяниям, которыми украшены эти, незаметные на первый взгляд, бесчисленные малые фонтаны, разбросанные по улицам Рима. Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.
Оттуда она по трем направлениям распределялась в соседние части города. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Первый взгляд останавливает и производит сильное впечатление. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. Не менее удался ему и портрет Вольтера. Как писал Рудольф Минцлов в книге «Прогулка по С. -Петербургской императорской публичной библиотеке», «при Императоре Николае I этот друг Екатерины не принадлежал уже к числу особенно любимых обитателей зимнего дворца. Современники называли его «беспощадным».
Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. Вольтер весь преобразился. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Один представляет фернейского старца с обнаженными плечами и без парика, другой — в античной драпировке.
Его автопортрет (1780) и портрет Дефриша, который выставлен вместе с терракотовым бюстом его слуги негра Поля, обладают всей непосредственностью гудоновского «Дидро». Портрет Вольтера, очень точный, конкретный, узнаваемый, является еще и портретом старости, старости мудрой и активной, когда немощь тела не сковывает духа. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. 30 мая 1778 года Вольтера не стало.
В результате светотень приобретает большую подвижность. Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба.
Картина старости дана с беспощадной правдой. Ж. Ж.
Шубина. Вы сумели сделать в жизни и прелестную идиллию и отрывок великой эпической поэмы. В книгах встречаются загнутые верхние и нижние углы иногда страницы сложены вдвое. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Усталый и больной старик тяготится ими. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера.
Устанавливали статую, мостили площадь, отливали решетку. «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. Есть закладки без текста (из подручного материала – игральных карт, записок, счетов, черновиков Вольтера и его секретарей, обрывков писем, газет, журналов, книг). Усталый и больной старик тяготится ими.
Он колоссален, но легок, он мощен и грациозен, его голова полна ума и жизни. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Центральную фигуру маршала Пигаль сумел наделить величавым и мужественным благородством. Карьера Пигаля была удачной.
Портретную статую Вольтера Пигаль завершает в 1770 году. Французский скульптор эпохи классицизма Жан Антуан Гудон работал главным образом в жанре портрета. Со всем этим особенно не торопились. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. 24 февраля 1832 г. поэт просил у шефа жандармов Бенкендорфа разрешения «рассмотреть находящуюся в Ермитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его Истории Петра Великого». Легенда гласит, что однажды знаменитая улыбка Вольтера вывела Николая I из себя и он приказал «убрать обезьяну».
«Гражданин» – одна из фигур пьедестала – автопортрет скульптора. 30 мая 1778 года его не стало. Эннери и барельеф для церкви св. По возвращении в Париж Гудон, на основании исполненных им работ, был избран в 1769 г. в сопричисленные к академии живописи и ваяния, а в 1777 г. за мраморную фигуру Морфей возведен в звание академика.
Точность изображения позволяет считать это произведение одним из лучших портретов века. Впечатлению этому предаешься и предаешься надолго. До сих пор по остаткам можно проследить его древнее направление. 30 мая 1778 года Вольтера не стало. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки.
Этот Рим умел сделать игру вод лучшим своим украшением. Казалось, они видят то, что скрыто от других. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Это красноречиво доказывает созданная им гробница знаменитого полководца маршала Саксонского. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Гудон отвергает традиционные приемы парадных портретистов и излишне точное, натуралистическое копирование модели.
30 мая 1778 года его не стало. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Однажды библиотеку посетил Николай I, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Позвольте мне высказать жесткую истину. В бронзовом бюсте Дидро (1768) Пигаль обнаруживает большую глубину и серьезность мысли.
Перед центральной, образующей высокую трибуну с кассетированным полу куполом, красуется гигантская статуя «Океана», несущегося вперед на колоссальной раковине, высеченная из белого мрамора скульптором Пьетро Браччи. Женевьевы относятся к этой эпохе.
Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Лувр, Париж "Статуя Вольтера". Однако возникли сомнения в том, что останки похороненного человека действительно принадлежат адмиралу. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. В творчестве скульптора прослеживаются две линии. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Все сооружение было готово в 1762 году.
На руках и лице, где резец отмечает все складки и морщины кожи, свет прерывается тенями впадин и не отражается, а скорее поглощается матовой поверхностью мрамора. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. В опалу попадает и статуя Гудона. «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Размеры статуи значительны.
Фомы, Страсбург) и монумент Людовика XV (около 1765, Королевская площадь, Реймс)». На самом деле эти пометы не всегда располагаются на полях, они встречаются и на титульных листах, форзацах, шмуцтитулах, закладках, на других частях книги.
Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Голицыных. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. По бокам изваяния Океана стоят в нишах— с одной стороны изображение «Здоровья», а над ним расположен на гладком пространстве барельеф (работы Бергонди) изображающий деву-нимфу, приводящую к источнику истомленного воина. Но к полудню небо очистилось.
Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. В 1744 году Пигаль выполнил мраморный вариант статуи. 1744.
Его силуэт четко вырисовывается со всех сторон. Мрамор. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Вся фигура излучает безоблачную жизнерадостность, особенно выразительна голова Меркурия.
Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра», – писала императрица своему литературному и политическому агенту Фридриху-Мельхиору Гримму. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Вольтер улыбается самому себе. Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.
В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. В Европе XVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, но за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Нет такого бедного и жалкого угла, в котором не было бы своего источника.
«Экорше»— гордость ваятеля. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Возможно, получив заказ на статую Вольтера, Пигаль вспомнил об этой фигуре и решает изобразить старого философа в виде «Умирающего Сенеки», обнаженного, но не стыдящегося своей наготы.
Но сумрачно звучащие ноты побеждаются ощущением силы духа и человеческой значительности. К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора. Но это длилось лишь несколько мгновений.
Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве.
Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Оба творения редкого совершенства, но потому-то, казалось бы, должны исключать друг друга. Между тем в его таланте явно было заложено и яркое героическое начало.
Другие известные произведения: "Меркурий". Жан Батист Пигаль родился в Париже 26 января 1714 года. Сеансы проходят вяло. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Она представлена сидящей на облаке.
Только А. С. Библиотека Вольтера насчитывает 6814 томов, включая рукописи. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. В опалу попадает и статуя Гудона.
Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей. Но это длилось лишь несколько мгновений. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. Безжалостно, с реалистической проницательностью выполнена фигура «Гражданин» в монументе Людовика XV.
Скульптор изображает себя обнаженным, в полный рост. Меркурий как бы заряжен легким, стремительным движением. Гудон. Дидро был тонким ценителем искусства и его письмо Фальконе, пожалуй, лучший искусствоведческий анализ этого великого произведения: «Истина природы сохранила всю чистоту свою но гений Ваш слил с нею блеск все увеличивающей и изумляющей поэзии.
Особенной популярностью у современников пользовался Меркурий. 1776. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Картина старости дана с беспощадной правдой.
Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. В 1777 году его избрали помощником ректора Академии, в 1779 году он становится ректором. Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке.
Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. До 1783 года Пигаль был старшим скульптором Академии.
Пирамидальное построение, очевидное и при фронтальном подходе, дает статуе монументальную уравновешенность всех частей.
Кажется, что движение не прервано. Библиотека Французского института, Париж. Пигалю был абсолютно несвойствен строгий и отточенный академизм. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Более трети книг имеют на себе читательские пометы Вольтера, так называемые маргиналии.
Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа — удивительных по своей моделировке. С другой стороны — статуя «Изобилия» (так же, как предшествующая, работы Филиппа делла Балле), а над нею — рельеф, Агриппа, утверждающий план своего водопровода (работа Гросси), Аттика украшена пластическими символами четырех времен года в виде женских фигур. Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. Кажется, что движение не прервано.
Уже общее решение гробницы масштабно и живописно. Гудон перешагнул через границу технических трудностей. Фонтан Треви иначе называется фонтан «девственной воды», благодаря особенной чистоте доставляемой сюда влаги. Манера Пигаля становится здесь совсем иной, чем в «Меркурии»: в ней появляется твердая точность линий, особенная весомость форм и это, несмотря на отказ скульптора от всякой идеализации, создает произведение подлинно высокого стиля.
Схоластики (переделанная в Философию) бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других. Таким образом и обстоятельства благоприятствовали развитию сильнейшей стороны таланта Гудона.
Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Подробностей не рассматриваешь, это не приходит в голову. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. В том же году за это произведение скульптор удостоился звания члена Академии.