Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. В 1415 году гильдия оружейников заказывает Донателло статую Святого Георгия.
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.
Одновременно Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Они как бы окаменели от горя. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.
Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Здесь немножко другая история. Недаром Микеланджело сказал о ней, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека если таким был св. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Гаттамелата – это прозвище. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Св.
Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. На коленях стоит богоматерь. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид».
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана.
Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Особенно это заметно в изображении св.
Через два года Лотарингских изгнали из Флоренции и работы продолжились сначала под эгидой временного правительства Тосканы, а затем Итальянского государства (стоит отметить, что Флоренция с 1865 по 1871 являлась его столицей). Он – скульптор, который пропускает все через себя. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Но он не был выдающимся мастером. Но видно, что внутри он сопереживает ей. В рассматриваемой композиции св.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Но здесь как-то все более брутально: более мощный конь и так немножко крепко, даже, я бы сказала, не очень изящно сидит на нем всадник. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.
Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Это способствовало процветанию торговли. Заключил Лоренцо трактат автобиографией. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Четыреста громоотводов имеют одинаковую высоту – около шести метров. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Марк, можно поверить и его писаниям». В ней чувствуется рука самого Донателло. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.
Мощные консоли несут балюстраду кантории, которая украшена фигурами путти, ведущими веселый хоровод в честь Марии, которой посвящен храм. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. И он же, Донателло их реставрировал.
Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты.
Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. В юности учился у золотых дел мастера, работал как художник. Он не попирает здесь Голиафа, Голиаф лежит рядом, но он, подбоченясь, гордится своей победой. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
Он обладал характером сложным и независимым. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. А это и составляет сущность донателловского образа. Может быть, льстивым был человек.
В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Брунеллески начал перестройку церкви Сан Лоренцо еще в конце 1420 года, по заказу Джованни ди Аверардо Медичи. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Донателло приближал рельеф к живописи. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Эразмо да Нарни, видимо, не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, но он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг.
О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Удачно передано движение ангела. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Либо «кошка цвета меда». Евангелист Марк (1411).
Линии в «Битве св. Обычно в собраниях хранятся разрозненные створки. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Наверное. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. В конце XVI в. алтарь был разобран. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора.
На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти. «Св. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Не исключена возможность, что Донателло уделил столь большое внимание отделке драпировок по просьбе старшин цеха полотняников, в который входили и торговцы ветошью.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.
Особенно значительным стал вклад антиквара и бонапартиста Луи Каррана. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.
Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. А Брунеллески он был обязан многим.
Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.
Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Между ними видны играющие музыканты.
Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Вокруг он изобразил цветочный узор. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Георгия» красивы и выразительны.
Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Странные полуспущенные штаны, которые держатся на широком поясе, как установили историки, могут быть атрибутом фригийского божества Атиса. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Конечно, ему помогали ученики и даже с помощью учеников он работал несколько десятилетий над этими вратами. Здесь начинается следующий этап его творчества. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
В отличие от «Св. Путти Донателло предельно общительны. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Вазари пишет, что Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда никакого значения деньгам. Т. е. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Произведения Донателло в ризнице церкви Св. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен.
Красив мотив струящихся складок одежды. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Но свой рассказ о жизни Христа он начинает не с верхнего левого рельефа и кончает не справа внизу, как это сделал Пизано. Иоанн Креститель лишен дара убеждать людей, которым были с избытком наделены пророки Иеремия и Аввакум с кампанилы. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Антония в Падуе. И эти памятники начинают множиться. Это Гиберти. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Вторую он отвел искусству Средних веков.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию). У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены.
Действительно, Леонардо да Винчи в очень юном возрасте, чуть ли не двенадцати лет, попадает в мастерскую Андреа Верроккьо. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
Давид с легкой улыбкой смотрит вниз, на голову Голиафа в узорном шлеме, лежащую на фигурном подножии. А с этого времени, начиная с Кватроченто, даже, может быть, чуть-чуть раньше, когда взгляд с небес опускается на землю, реализмом уже называется то, что отражает правду жизни. В творчестве мастера наступил новый период. Особенно известен Святой Георгий (1416 г. ) – юноша-воин со щитом в руке.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
И вообще появляется тяга к прославлению воинов, тяга к прославлению кондотьеров, этих героев, вообще героическая тема в Ренессансе очень значительна. Ведь не зря синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своем дворе. Однако страдание обладает длительностью во времени.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Это один из первых ренессансных конных монументов. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Т. е. вратами в рай. В этой фигуре всё значимо. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Это Андреа дель Верроккьо. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Занятная деталь: вверху слева Донателло помещает солнце с расходящимися во все стороны лучами и, чтобы оно лучше выделялось на темном фоне, покрывает его позолотой. это действительно только самое начало работы. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». В статуе Георгия очень своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, подобранная рельефность переднего аспекта и насыщенность движением.
Св. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. То же напряжение ощущается и в лице. Увидеть «Поле молний» непросто: зрители должны заранее забронировать ночь в пустыне в мини-отеле-вагончике на три спальни, откуда открывается вид на поле.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Так подчеркнута глубина рельефа. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Он участвовал в 1887 в организации выставок в связи с юбилеем Донателло и завещал Национальному музею Барджелло после своей смерти, последовавшей через год, коллекцию мелкой пластики, бронзовых изделий, медалей, оружия, предметов из слоновой кости, ювелирных украшений (всего более 3000 экспонатов).
Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто — Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
В творчестве мастера наступил новый период. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды.
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Это один из первых ренессансных конных монументов. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Во всяком случае, те фигуры, которые он сделал для Орсанмикеле Я уже говорила об этой церкви, где было когда-то зернохранилище, а потом все превратилось в церковь с внешними нишами, где вставлены скульптуры святых. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Марку» с Ор Сан Микеле. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Может быть, это мое личное мнение. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
Изящно ложатся складки одежды. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Фигура прорисована уверенно и свободно.
Действительно, многое еще не было раскопано и то малое, что он видел, он как-то сразу претворял в свои работы. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. В общем, очень непонятно.
Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. Слегка изогнулся торс Марка. Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
На самом деле все было не так. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Удивительна судьба этого города. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Мрамор.
После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Марк, можно поверить и его писаниям». «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды.
В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Она, несомненно, связана с ними тематически. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Пять фигур находятся в музее собора.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута. И он выходит с одной пращой. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Правое плечо и правая рука слегка отставлены назад, голова чуть повернута в обратную сторону, левое плечо выдвинуто, корпусу придано как бы вращательное движение, правая нога, в отличие от левой, не выходит за пределы плинтуса, а отодвинута от него несколько вглубь.
Вот его автопортрет на знаменитых Райских вратах флорентийского баптистерия – того самого баптистерия, который, собственно, его и прославил, благодаря которому Гиберти занялся скульптурой, так как до этого он и сам был ювелиром и учился у ювелиров и больше мыслил себя, может быть, в мелкой пластике, а здесь пришлось сделать такие достаточно монументальные скульптуры. Но и этого ему мало. Лицо его отличается особой экспрессией. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Зазор между небом и землей становится все меньше. В 1857 по велению великого герцога Леопольда II началась реставрация дворца. Ему неведома донателловская мощь.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. По его идее, они должны притягивать молнии (а пустыни штата Нью-Мексико славятся грозами) и превращать все пространство инсталляции в наполненную молниями сцену. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. В 1403—07 гг. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. небесной реальности.
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. На лице его застыла гримаса страдания.
Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
Мария показана в сложном повороте. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. «Св.
Линии профиля определенны и чеканны. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Антония и изображениями символов евангелистов. Среди прочих артефактов, ее составляющих, обращают на себя внимание так называемые рельефные диптихи из слоновой кости (эта форма пришла в христианское искусство из языческой римской античности), которые датируются V — первой половиной VI века.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Петра и завершения ряда других заказов.
Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Ему не хватало места на дверях. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.
Около 1345—1350 гг. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Во-первых, другой материал. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Хотя ценили его больше как скульптора. Он берет его за основу в образе Давида. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. Т. е.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Впоследствии Джордже Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Позже она была перенесена в Национальный музей Барджелло во Флоренции. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства.
Донателло. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».
Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).
Здесь Давид тоже юный, может быть, чуть-чуть старше, но понимающий свою роль и знающий себе цену. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. И большей частью они были живописцами. Голов pа повернута слишком неестественно.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с одинаковым мастерством изображал и силу и энергию и грацию с миловидностью. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.
Мы видим в архитектуре несколько планов. Марка» с Ор Сан Микеле. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Местоположение статуи не изменилось. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.
Донателло не стал ничего объяснять, а просто пошел на хитрость: поместил статую на подставку в предназначенной для нее нише, покрыл ее рабочей драпировкой и не подходил к статуе в течение 15 дней. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Но спорить с Донателло было не так-то просто. В конце XVI в. алтарь был разобран. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Это приводит к легкой обозримости статуи, которую можно без труда охватить одним взглядом, чему немало способствует ясная, тщательно продуманная композиция фигуры. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Срок исполнения работы — один год. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.
Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Т. е. Искусствовед Б. Р. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера.
С такими он был непреклонен. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Дополнительно бронза покрывалась искусственной патиной, которая придавала ей обычно черный цвет. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Реализм понимали в это время как правду земного. Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы.
У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
«Поле молний» занимает участок земли шириной в 1 км и длиной в 1 милю (1609 м). отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой.
Фасад же церкви остался неоконченным. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Наверное, так оно и было. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
Георгия. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо.
Младенец кажется маленьким и беспомощным. Главное действие происходит в центре композиции. Все в этой фигуре весомо и материально.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Марк»). А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Чувствуется, что создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции, особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Донателло «Давид» (около 1440). Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Тем не менее эта работа тоже значительна. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. они были приостановлены.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Донателло строит образ на игре света и тени. Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
Статуя полна жизни и изящества. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Историю Иакова и Исава», в сложную многоплановую композицию, уходящую далеко вглубь. Первую часть его мастер посвятил античности. Последние годы Лоренцо скитался по разным городам. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар.
Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Вверху изображены летающие ангелы. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Глубина изображенного на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Здесь представлены родные и друзья Христа.
Марка». Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Образом послужил памятник Марку Аврелию. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Георгия» и «Св.
Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло.
Трудясь неустанно, выполнив множество заказов, ряд из которых неплохо оплачивался, он в старости оказался перед угрозой голодной смерти. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
Высоко над холмом вознесены три креста. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Гиберти идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна.
Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. И тело и одежда Магдалины одинаково повреждены червем времени и потому кажутся слепленными из одного материала. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. нателло. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много.
Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. К тому же в 1464 г. статуи с северной стороны кампанилы перенесли на самую ответственную — западную.
Гиберти принимает решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. И все это сразу выливается и в художественную практику.
Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.
В его правой руке — тяжелый меч.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Георгия» и «Св.
Георгий у Донателло— гибкий, стройный юноша в легких латах. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. Однако в современной литературе гипотеза о том, что оба художника около 1400 г. совершили паломничество в Вечный город, представляется довольно вероятной. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. На его лице веселая улыбка.
Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. И как всегда, он уверенно справился с ними. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Скульптура отличается живостью исполнения.
Его крылья, кажется, еще полны движения. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Только на смену искусственно построенному пространству, как на картине, приходило настоящее трехмерное пространство.
Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Плоский рельеф изображающий голову св. Тело немного изогнуто. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Столь же выразительно и лицо пророка.
Тем самым усиливается иллюзия пространства. Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Лишь немногие сегодня имеют первоначальный облик. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Однако это впечатление обманчиво.
Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. В отличие от «Св. Работа удалась на славу. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.
Во-первых, возрастает значение линии. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
явно он апеллирует к античному наследию. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Марка (1412 год), св.
После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха. Фигура исполнена достоинства. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И все равно что-то не устраивало Лоренцо. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Но это не простой мальчик. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата.
исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. И в этом проявился его характер. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. В данном случае у зрителя есть возможность увидеть обе части одного произведения.
Таким образом, удалось достичь исключительных эффектов в сочетании гладких полированных плоскостей обнаженного тела и живописно трактованных волос и шляпы Давида. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. В 1408-1415 гг. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Их судьба иногда была драматической. Они потребовали от художника исправить это нарушение. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. У него есть несколько планов в рельефе. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Именно такая женщина была способна на подвиг. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Совсем другое у Донателло. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.