Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Карнак считают каменным архивом истории. Также на территории находится священное озеро, с которым связано много историй и ритуалов.
Затем он выходил к народу, все становились лицом к Нилу и пели хвалу реке. При Птолемеях II и III был оформлен парадный вход в северной стене. С площадки над озером открывается великолепный вид на Карнак. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.
Не правда ли – это образ острова. Построенные при Птолемее III (246–222 до н. э. ), эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов (в 2, 4 км к югу) монументальной аллеей сфинксов. Карнакский храм – это храмовый комплекс размером 1, 5 км.
В первом дворе поперечного крыла храма находился т. н. Иногда его называли южным гаремом Амона. Здесь есть изображения победоносных походов царей и их трофеев, есть истории конфликтов с соседними государствами, а на одной из стен есть текст Кадешского мирного договора с хеттами – самого древнего мирного договора в истории человечества (глиняная табличка с текстом этого договора сейчас хранится в музее Древнего Востока в Стамбуле, а сам текст – высечен на камне, стоящем в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке). Остальные чуть пониже. По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи).
Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства. В первом зале их было 24, а во втором – 36. Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. Часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Древние Фивы с их некрополями, Карнакский и Луксорский храмы» с 1979 г. Историческое название региона: Верхний Египет.
Именно в Древнем Египте произошёл переход на следующий этап развития цивилизации. 1504-1492 гг. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян — огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера или пруда омовения.
Храм также использовался в качестве временного святилища для барок фиванской триады. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. На фасаде пилона изображены сцены приношений. В святилище разрешалось входить только фараону и жрецам.
до н. э. ). Начать хотя бы с того, что храм считался местом реального пребывания бога. Эти храмы были посвящены богине Мут, супруге Амона. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. Во время ритуалов, совершавшихся в храме фараона Тахарки ( 20) на северо-западном берегу этого водоема и посвященных солнцу и Осирису, по озеру плавали лодки. В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». В XV-XIII вв.
«Величие» – пожалуй, самое точное слово для древних фиванских святилищ. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. При нем появился и храм Хонсу. После того, как древнеегипетский культ Амона-Ра постепенно превратился сперва в региональный, а затем и в государственный, фараоны эпохи раннего Среднего царства начинают строительство храмового комплекса (продолжавшееся более тысячи лет), в котором жрецы Амона могли бы с приличествующей им пышностью и торжественностью отправлять свои ежедневные службы. Амон дает жизнь своему сыну Рамсесу, чтобы он передал ее народу Египта.
Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. В эпоху Нового царства (1580-1085 г. до н. э. ) были созданы основные части ансамбля К, в который входил храм Амона, а также комплексы Мут и Хонсу, расположенные к югу от главного храма. Второй пилон ( 8) образовывает основу большого двора. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием.
Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. Сехмет часто ассоциируется с Мут – женой бога солнца. КАРНАК (др. -егип. С принятием христианства римским императором Константином I Великим и последовавшим закрытием языческих храмов при Константине II остатки древнеегипетских святилищ пришли в запустение. Впоследствии святилище Хатшепсут было разрушено использовано Аменхотепом III как строительный материал и перестроено в эллинистическую эпоху (при Александре Македонском и Филиппе III Арридее), но ныне воссозданное в Музее храмов под открытым небом.
У статуи Сехмет папирус в виде скипетра, это означает вечную молодость и вечную жизнь. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. Свое название комплекс получил по одноименному арабскому селению. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом.
По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая матерь вселенной. Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его воспевали как великого завоевателя и владыку мира. (Лейденский папирус – это от голландского города Лейден, где он хранится. ) Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. В его четырех цилиндрических углублениях, закрытых сверху крышками в виде портретной головы фараона, находились внутренности. Это огромное скопление строений, возводившихся без единого плана на протяжении долгого времени – от правления Сесостриса (Сенусерта) I (примерно 1970–1934 до н. э. ) до императора Августа.
Строительство К. продолжалось ок. э. ) возвел Большой храм Амона-Ра. Капитель колонн в нём создавалась в виде цветка лотоса. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368—1351 гг. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение.
Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Денежная единица современного Египта: египетский фунт. Сегодня фото изображений этого божества легко найти в интернет-источниках. Преемник царицы фараон Тутмос III Ахменну построенный в Карнаке большой юбилейный храм — «Блистательный памятниками». В начале Нового царства (c 16 в. до н. э. ) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр.
Так стала земля. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.
За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. На барельефах фараон изображен во время охоты и атлетических соревнований. Нетрудно представить реакцию собравшихся, когда вслед за его словами землю покрыл мрак. На них изображались сцены ритуальных церемоний и обрядов. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха.
Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре). В средине храма приходит спокойствие и чувствуется гармония. др.
Но самое крупное сооружение, построенное фараоном, это архитектурный комплекс в восточной части храмового ансамбля. До сих пор посреди часовни стоит скульптура Сехмет. Ее тоже иногда высекали и рисовали с головой львицы.
дон. метра и отделаны листами золота. В 13 в. до н. э. бронзовых и очень много поврежденных деревянных статуй.
В центре зала установлены геральдические столбы с изображением папируса и лотоса, символизирующих Нижний и Верхний Египет. Вместе они образовывали так называемую фиванскую Триаду. э. святилище Амона было небольшим. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию.
Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX—XVIII вв.
Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати и при постройке иерусалимского Храма). При Сети I, втором царе 19 династии и его сыне — Рамсесе II Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал (конец 14 — начало 13 вв. Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. Жрецы очищались в нем, прежде чем приступить к выполнению обрядов. Но правда ли это или только догадки останется навечно в тайнах истории. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II.
И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. В ней три входа в три святилища— богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. были помещены в четыре миниатюрных золоченых саркофага, каждый высотой ок. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии. В 1979 году в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился и Карнакский Храм (Амон Ра).
Крышки К. выполнялись в форме портретной головы усопшего либо в виде голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсета, сокола — Кебексенуфа, шакала — Дуаму-тефа). История комплекса, разрастаясь, охватывает в целом период с XX в. до н. э. по конец I тыс. Если речь идёт о поездке туда и обратно (30 фунтов включая два часа ожидания), сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Они стоят и по сегодняшний день. Высота колонн 16 метров. стел.
стел. Центральный неф выше боковых и окна под потолком пропускали лучи света таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные изображения на стенах. Легенда гласит, что храм Амона в Карнаке был домом священной статуи главнейшего божества. 30 гектаров (четырёхугольник со сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров). до н. э. ). дон.
Гипостильный зал храма в Карнаке принадлежит к вершинам мирового зодчества. На месте разрушенного зала Инени были возведены тридцатиметровые обелиски царицы, начат комплекс богини Мут и ансамбль открытого двора перед храмом Амона. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона.
Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Чем глубже заходишь в комплекс, тем дальше уходишь в историю, тем древнее там постройки.
Этот зал был самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке: по сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, Сети I и Рамсес II добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток – запад. Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя».
Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей: посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в 2, 34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9, 2 га). На стенах часовни остались рисунки наёмников.
Тутанхамона из полупрозрачного белого кальцита. В этом дворе был найден тайник – четырнадцатиметровая яма, вырытая около седьмого пилона, – а в нем обнаружено около восьмисот каменных, семнадцать тыс. Наполняют этот комплекс еще и поменьше храмы, которые закрыты для посещения. Главные торжества в честь Хатхор всегда совпадали с крупным Новогодним праздником. Карнакский храм – северная чаша этих весов, Луксорский – южная.
Этому величайшему из богов были посвящены Карнакский храм и Луксорский. Таким храм стал не сразу. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. Это храм Монту, Мут, а также Аменхотепа IV. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Высшим долгом и обязанностью фараона являлось поддержание маат в состоянии равновесия.
Очень интересное место, для понимания ценности которого, нужно рассказать их историю. Тахарка восстановил небольшую часовню перед гипостильным залом, установив в ней четыре колонны с хаторическими капителями (то есть с капителями в виде ликов богини Хатхор), а также поставил небольшой храм-киоск перед пилоном. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. При Сети I зал был построен, но декорация и нанесение надписей не было закончено. Некоторые из этих блоков, соединённых в виде постройки, можно увидеть в Луксорском музее. В свою очередь, этот пилон, как и все его предшественники, со временем превратился в фасад большого храма, а затем, в период следующего активного строительства – в правление царей XIX династии (1342–1206 до н. э. ) Сети I и Рамсеса II – перед ним был дополнительно возведен большой гипостильный зал.
Замечательная центральная колоннада состоит из самых больших в мире колонн, каждая из которых сопоставима по размерам с колонной Траяна в Риме. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Его сложно сравнить с каким-либо другим храмом мира, так как ни по масштабу, ни по количеству культурных слоев и эпох равных ему нет. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост.
Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только имевший и женскую ипостась – Имунет.
дон. Начало интенсивного строительства К. граничит с временем правления фараона Тутмоса I, главным зодчим при котором был Инени (колонный зал, возведенный под его руководством, не сохранился). Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти колонны.
э. ). Размещено на реф. рфматериала. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона.
Матери фараона при родах помогали сами боги.
Каждый из комплексов был обнесен кирпичными стенами. Между «небом» и «землей» египтяне покрывали стены барельефными картинами. Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг.
Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Тутанхамона из полупрозрачного белого кальцита. Вблизи храма Амона-Ра находился небольшой храм лунного бога Хонсу. 1290- 1279 гг.
до н. Сети II соорудил пилон перед храмом Мут и небольшое святилище в честь фиванской триады. Пройдем между двумя башнями пилона в самый большой двор ( 3, 103 х 84 м). Храм строили непрерывно в течение почти двух (. ) тысячелетий, общая площадь храма – более двух квадратных километров, главный зал с колонадами по площади равен собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне вместе взятым, внутри храма – несколько десятков огромных религиозных сооружений, построенных фараонами нескольких династий, а стены храма – важнейший источник сведений об истории Древнего Египта.
Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. Именно здесь, на берегах Нила, родились лучшие произведения искусства того времени и наиболее известные архитектурные памятники. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов.
В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), ее супругу «прекрасноликому» Птаху (Пта) и их «лотосоподобному» сыну Нефертуму. В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Преемники Рамсеса П (Мернептах, Сети II, Рамсес III, фараоны-жрецы XXI и XXII династий) продолжили застройку территории комплекса, нередко не только возводя новые храмы и высекая на стенах свои имена и записи исторического содержания, но и перенося или перестраивая существующие сооружения. При этом каждое последующее помещение было уже предыдущего. Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ).
Храм поражает своим великолепием. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси— священные птицы Амона. Там фараон молился богам, прося благословения на новый год. К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал.
до н. э. при Сети 1 (правил ок. 1405-1367 гг.
В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. Культурная значимость К. была так очевидна, что даже Александр Македонский после завоевания Египта также принял участие в сооружении комплекса, перестроив и заново украсив некоторые помещения. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв. м. Перестройкой и расширением Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут — «начальники всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни).
Эта космическая символика получила широкое распространение в позднюю эпоху. Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он — главное святилище бога Амона, которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Храмовые мастерские славились и приносили крупные доходы. За пилонами находился большой (103 84 м) двор, окруженный с трех сторон колоннадами, за двором – гипостильный зал, где два средних ряда более высоких колонн составляли нечто вроде главного нефа.
Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора. м и отделаны листами золота. Сам комплекс настолько огромен, что его можно считать целым городом. 33 см, повторявших форму и декоративное решение золотого саркофага мумии. Начиная с XVIII династии (1550- 1292 гг. В храмах ансамбля не осталось, конечно и следа ни от какой позолоты.
При этом каждое последующее помещение было уже предыдущего. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Но прошли столетия и мир изменил своё лицо. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». до н. э. ).
За гипостилем в полумраке скрыты молельни. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями. Интересным фактом является то, что храм бога Солнца не ориентирован по Солнцу.
Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв.
Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Нектанеб I, а затем Птолемеи восстановили утраченные к тому времени статуи Сехмет. В настоящее время они закрыты. Общая площадь храма составляет ок. 1525-1473 гг.
Они были помещены в четыре миниатюрных золоченых саркофага, каждый высотой ок. Свое название комплекс получил по одноименному арабскому селению. Священное озеро Карнака ( 19) – самое большое в Египте. Одно из солнечных помещений известно как «ботанический сад» – на его изящных рельефах изображены животные и экзотические растения, какими их увидел Тутмос III во время похода в Сирию и Палестину. И храмовый карнакский комплекс не стал исключением, в его строительстве приняли участие большое количество фараонов и вот таким образом его строительство насчитывает около двух тысячелетий, за это время он рос, развивался и менял свой облик.
Кажется, что величественная череда пилонов, колонных залов, обелисков и колоссов храма Амона торжественно уходит в вечность. Внутри помещался ящик-К. Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В 1 тыс. Отсюда на север идёт также аллея сфинксов. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы – каждый представлял собой В карнакских статуях всегда подчеркнута массивность пальцев ног.
Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа и в то же время бог-творец. Здесь также находятся т. н. Крупнейшим событием в истории К. было возведение гипостильного зала Сети I и Рамсеса П. Стены и, особенно, колонны зала были обильно украшены рельефами, повествующими о военных деяниях правителей. 1279-1213 гг.
Знаменитая гробница фараона Тутанхамона имела специальное помещение позади усыпальницы с мумией, в котором находился наос (подобие ларца-ковчега) с четырьмя свободно стоящими позолоченными статуями богинь, охранявшими каждую из его сторон. «Стовратные Фивы», как называли этот город в античные времена, стали играть ведущую роль в Древнем Египте периода Нового царства (XVI–XIвв. Однако в Карнаке больше всего строил Тутмос III. Оригинал находится в парижском Лувре.
Другие дополнения ансамбля при Тутмосе III включают двор со статуями фараона, большое священное озеро с ниломером, два обелиска (в том числе ныне находящийся в Стамбуле «обелиск Феодосия») и Ах-мену— колонный зал празднеств для церемоний хеб-сед, окружённый многочисленными часовнями и рельефами изображавшими юбилейные приношения фараона своим 61 предкам. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом.
Пилон храма украшен изображениями фараона, побеждающего врагов и силы тьмы. Этот эффект достигался понижением высоты потолков и постепенным повышением уровня залов. Рекомендовать место 4 1 Древний города Дендера (по-гречески Тентирис) был одним из наиболее древних и известных городов Египта. Административная принадлежность: современный египетский город Луксор. Через южный вход он вступал в залы, посвященные богу Сокару, проходил на северную сторону, в область Солнца и объявлял: «Вот я –владыка тайн, который видит Свет во множестве его и Творца истинного».
У египтян было заведено совместное строительство, когда один фараон что-то начинал, последующие достраивали и пристраивали что-то. Один только Тутмос III отдал фиванскому святилищу Амона-Ра свыше 14 тонн золота, около тонны серебра, множество одежд и драгоценностей, а также произведений искусства. Он также окружен двойным рядом колонн в форме стеблей папируса с закрытым бутоном цветка. Около 30 фараонов внесли свой вклад в развитие комплекса, достраивая новые храмы и другие объекты. благодаря чему храм занимает площадь в 80 гектаров. На северной стене гипостильной залы— военные подвиги Сети I в Ханаане и Аморее и триумф его, а на южной стене— подвиги Рамсеса II и так называемый эпос Пентаура.
На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями. дон.
За пилоном фасада находится двор, окруженный по периметру двумя рядами колонн. Оба комплекса соединены широкой дорогой, по обочине которой стоят ряды каменных сфинксов с головами барана (священного животного Амона). Как правило изображения переносились по сетке, следуя образцу и здесь исключается возможность привнести в изображение что-то от себя. Всё это делает его посещение необыкновенно интересным и запоминающимся. Это маленькое здание очень изящно, но наибольший интерес представляют его рельефы, среди которых сохранился список провинций (номов) Египта и изумительные сцены приношений Амону-Мину.
Храм существенно обновила дочь Тутмоса I и вдова Тутмоса II, женщина-фараон Хатшепсут. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. до н. э. ).
В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском. По указанию Эхнатона, все прочие храмы, кроме принадлежащего Атону, были закрыты. Внутри помещался ящик-К.
материала. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону.
Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси (10 фунтов) или в коляске (10 фунтов). В эпоху Нового царства (1580-1085 гг. В Фивах работали лучшие зодчие и скульпторы страны. В нефах, куда лучи солнца почти не проникали, капители были выполнены в форме закрытых цветов.
За ним находится зал для священной ладьи Амона-Ра. э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. Простой народ допускался только во двор храма. Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций.
Восточнее части, посвящённой Амону-Ра, фараоном Эхнатоном (Аменхотепом IV) был возведён храм богу солнечного диска Атону (Гем-па-Атон), которого он сделал главным и единственным богом Древнего Египта. Египетские сфинксы, как правило имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) — священного животного этого бога. Руководил всеми работами зодчий Инени.
Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. кладовые и т. д. С комплексом был также связан парк и священное озеро. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску. др.
Правая сторона двора окружена порталом Бубастидов с папирусовидными колоннами. В него входят ворота Птолемея II, расположенные в лицевой части храма Мут. Тутмос 111 возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась. Появляется новая специфика в искусстве – пышность и декоративность. Они относятся к эллинистическому и римскому времени.
Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Участники процессий могли видеть как «раскрываются цветы» испытывать неподдельное восхищение, учитывая огромные размеры самих колонн. Карнакский храм (Ипет-Исут — «святейшее / совершеннейшее место») — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Знаменитая гробница фараона Тутанхамона имела специальное помещение позади усыпальницы с мумией, в котором находился наос (подобие ларца-ковчега) с четырьмя свободно стоящими позолоченными статуями богинь, охранявшими каждую из его сторон.
Левее от этого сооружения находятся ворота, которые называются Бубаститскими. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. 1580-1070 гг. Крышки К. выполнялись в форме портретной головы усопшего либо в виде голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсета сокола — Кебексенуфа, шакала — Дуаму-тефа).
Их вырезали для того, чтобы символически принести в дар Амону. до н. э. в Карнаке возводятся небольшие святилища Осириса. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. На месте разрушенного зала Инени были возведены тридцатиметровые обелиски царицы, начат комплекс богини Мут и ансамбль открытого двора перед храмом Амона.
— Ипет-Исут), уникальный по культурному значению храмовый комплекс, посвященный т. н. фиванской триаде богов (Амону, Мути их сыну Хонсу) и возведенный в Древнем Египте близ Фив. дон. В первом тысячелетии до н.
В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. н. э. ). до н. а, благодаря чему К. является своего рода архитектурной энциклопедией Древнего Египта. Порог зала ладьи переступали, кроме жрецов, только высшие государственные чиновники.
Через эту дверь проникал дух божества.
Строительство продолжали представители династии Птолемеев и даже римские властители. Известный этот храм еще и своим громадным залом, площадь которого составляет 5000 м2. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом. э. Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на восточном берегу Нила в «городе живых», называвшемся так в отличие от «города мертвых» – западного берега Нила.
Этот «Карнакский царский список» после обнаружения археологами сыграл важную роль для восстановления хронологии древнеегипетской истории впервые он был упомянут английским египтологом Джеймсом Бёртоном в 1825 году, а в 1840-х годах французский египтолог Эмиль Присс тайно демонтировал барельефы со списком и вывез их в Лувр, подкупив египетского чиновника. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить: все может случиться ровно наоборот. Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности — последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.
В главном нефе находятся окна, через которые внутрь попадает свет. Пересечение двух осей храма происходит перед седьмым пилоном ( 22). Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. Зал размером 103 м х 52 м насчитывает сто сорок четыре колонны.
Преемники Рамсеса П (Мернептах, Сети II, Рамсес III, фараоны-жрецы XXI и XXII династий) продолжили застройку территории комплекса, нередко не только возводя новые храмы и высекая на стенах свои имена и записи исторического содержания, но и перенося или перестраивая существующие сооружения. Ее протяженность была около 3 километров.
К северу Карнака фараон Тутмос Третий построил священный храм в честь мемфисской триады. К. помещалась в специальный богато декорированный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц К. (Исиды, Нефтиды, Мут, Нейт, Селкит). Самое масштабное строительство велось в годы правления фараона Аменхотепа III (ок. Центральная колоннада гипостильного (многоколонного) зала храма Амона-Ра состояла из 14 колонн, увенчанных капителями в виде раскрытых цветков лотоса. Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор).
Над головой богини расположен солнечный диск. Начало интенсивного строительства К. граничит с временем правления фараона Тутмоса I, главным зодчим при котором был Инени (колонный зал, возведенный под его руководством, не сохранился). Из гипостильного зала, миновав еще несколько пилонов, можно попасть в гранитное святилище для священной ладьи Амона, сооруженное при Филиппе Арридее, преемнике Александра Великого, на месте более древнего святилища Тутмоса III (XVIII династия, Новое царство). 1180 до н. э. ). На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности.
Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. Зодчими была воздвигнута обширная пятинефная базилика с массивными, тяжелыми перекрытиями, а также знаменитый «зал анналов», на стенах которого помещены летописные тексты. др.
Внутренняя часть святилища украшена рельефами иллюстрирующими различные элементы ритуала жертвоприношения, а внешняя – изображениями празднеств в честь бога. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы – образец для всех городов.
Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. Храм имел и чисто символическое назначение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. Несмотря на огромные размеры колонн, в зале царит ощущение гармонии. Машины идущие обратно в Луксор, проезжают по ближайшей к реке дороге.
Было ли так задумано – неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». 45 метров.
до н. э. ), когда столица переместилась на юг к среднему течению Нила. Поездки на светомузыкальное шоу (55 фунтов, для студентов – 27 фунтов билеты продаются в кассе Карнака) обойдутся вам немного дороже. В Священном озере жрецы четыре раза в день совершали ритуальные омовения. 1388-1353 / 1351 гг.
Последний правитель, строивший на его территории — римский император Домициан (81-96 гг. С Луксором Карнак соединяет аллея сфинксов (время Аменхотепа III начало 14 в. до н. э. ). Язык: арабский.
Надписи наносили следующие фараоны Рамзес II и другие. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре. дон.
У этих богов более низкого ранга были свои святилища известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Вообще, по стенам Карнакского храма можно читать всю историю Древнего Египта. — Ипет-Исут), уникальный по культурному значению храмовый комплекс, посвященный т. н. фиванской триаде богов (Амону, Мути их сыну Хонсу) и возведенный в Древнем Египте близ Фив. Здесь с востока на запад возвышается большой храм, посвящённый богу Амону Ра. Тутмос 111 (правил ок.
К востоку от ряда дворов— священное озеро, служившее для процессий барки Амона. Слева от нас – три зала маленького храма Сети II ( 4), которые использовались как временные святилища для барок Амона, его супруги Мут и сына Хонсу. К востоку от этой постройки было создано большое «священное озеро». Высокий потолок был выкрашен в синий цвет и украшен золотыми звездами. Обратите внимание, надписи наверху, где их было трудно достать, остались невредимы.
Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор. А нам остается лишь любоваться архитектурным гением людей, живших задолго до нас. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.
бронзовых и 779 каменных статуй, среди них – великолепные шедевры египетской скульптуры. Уровень озера поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод.
Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Вода и земля были в них в начале. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Строительство его длилось почти 20 столетий. Это неверно. Ликующие египтяне в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.
В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками». Каждая из статуй, которых известно в настоящее время более 700, была надписана уникальным эпитетом Удалившейся богини и представляла ее гневную форму утром или вечером каждого дня в году: «Та, чья сила подобна бесконечности», «Владычица пламени», «Владычица престола», «Наибожественнейшая из богов», «Та, чьи пути затоплены кровью», «Повергающая восставшего», «Та, которой принадлежат головы». Перед входом стояли высокие мачты для флагов и огромные статуи фараонов.
дон. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью.
Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. Святилище состоит из двух частей: передней, где богу подносились жертвы и внутренней, где находится пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона.
К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Здесь во дворе ( 21) рельефы рассказывают о мире, заключенном Рамсесом II с хеттами и победе Меренптаха над ливийцами и народами моря. Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения — в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе индуизме и буддизме.
И богу был придан облик фараона. Ближайший аэропорт: Луксор (международный).
Здесь приносили жертвы богам, здесь жрецы просили богов защитить страну и народ. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. э. ) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Самой большой была средняя часть. Абсолютно верно – острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время».
э. ) и его сыне Рамзесе 11 Великом (правил ок. Этот эффект достигался понижением высоты потолков и постепенным повышением уровня залов. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». до н. э. ), 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.
Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. Его потолок символизировал небесный свод, он был украшен изображением звезд и созвездий, ладьи Солнца, вокруг которой были изображены «уреи» (солнечные змеи или огромные небесные грифы). Преемник Рамсеса Великого, фараон Мернептах оставил на стенах храмового комплекса «большую карнакскую надпись» о своих сражениях против «Народов моря», считающуюся длиннейшим из непрерывных монументальных текстов Древнего Египта.
Но по стечению обстоятельств царская стража явилась в храм именно в тот день и час, когда должно было наступить солнечное затмение, о котором жрец, несомненно, знал, поскольку был, как и все его коллеги, отменным астрономом. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Южнее центрального храмового здания лежит священное озеро размером 120х77 метров.
Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. Самое знаменитое место в комплексе после храма Амона Ра — гипостильный зал. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь) и глубже проникла в миросозерцание египтян.
кладовые и т. д. С комплексом был также связан парк и священное озеро. десяти веков и древнейшие его сооружения восходят к периоду Среднего царства (2060-1785 г. до н. э. ). Настенные барельефы этого помещения изображают рождение фараона – начиная с момента зачатия (роль отца играет, естественно, бог Амон), беременности царицы, развития ребенка и формирования его Ка вплоть до самого момента рождения. Возвращаемся в большой двор и проходим через врата второго пилона в гипостильный зал – самое красивое место Карнака (площадь 5406 м2, длина 53 м, ширина 102 м, 134 колонны).
Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля. Её голову венчает массивный солнечный диск, а в руках она держит скипетр-папирус — символ вечной власти и анх — «ключ жизни». Он относился к храму бога Атона (так называли Амон Ра при фараоне Эхнатоне) и был разрушен более поздними правителями, которые пытались стереть из истории Египта все упоминания о фараоне-еретике, построившем его. э. ) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. Это так называемый «Царский список Карнака» — перечень всех царей-предков Тутмоса III.
Он окружен колонами, которые достигают уровня современного восьмиэтажного дома, а их ширина поддается объятию только шести взрослым людям. 33 см, повторявших форму и декоративное решение золотого саркофага мумии. КАРНАК (др. -егип. Строительство К. продолжалось ок. На них сохранились следы первоначальной раскраски. Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.
К. помещалась в специальный богато декорированный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц К. (Исиды, Нефтиды, Мут, Нейт, Селкит). тайник – углубление в полу, где во время раскопок 1902–1909 обнаружено 17 тыс. Так как маат не является чем-то вечным и неизменяемым и может в результате недостойных человеческих деяний быть выведен из благодатного равновесия, важнейшей задачей являлось поддержание его в стабильном состоянии с тем, чтобы избежать хаоса и уничтожения привычного человеку мира. Вход в помещения комплекса был разрешен далеко не всем желающим: существовал четкий отбор по социальному положению.
др. Центральные 12 колонн имеют высоту 23м. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца. Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. Размеры его были 120х200 метров, что было больше, чем площадь храма Амона-Ра.