Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток.
После смерти Эхнатона все изменилось. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. В Египте почиталось множество богов. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ).
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» -- ритуалом обновления физической мощи фараона. Широко применялся канонический тип статуи писца. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. В чём же они состояли. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции.
Новые качества приобретает искусство рельефа. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут–Сохмет. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками.
Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Мастера того времени научились изображать более тонкие черты лица и более качественно передавать индивидуальность изображаемой персоны. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами.
Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели абсолютно особое значение. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Так, появилась новая скульптура изображавшая людей занятых разнообразными видами работы.
На теле — набедренная повязка, на голове — убор. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Благодаря им лицо кажется живым. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона.
Животных всегда рисовали видом с боку. Самые знаменитые – три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура).
Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров).
Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. И это еще цветочки.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Так зародился скульптурный портрет. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин — желтым, волосы — черным, одежды — белым.
Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного). Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.
Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Рельефные композиции дополнялись росписью2. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Анубис считался братом бога Баты. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета.
Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Повествовательные тексты в египетской литературе появились только в период Среднего царства вместе с возвышением класса писцов.
Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение.
Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. На колоннах и в залах было очень много надписей. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Бог Пта никогда не освещался солнцем. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Как правило, монархи изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, на голове – царский платок.
Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Изначально в этой позе изображались только сыновья царей. Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко – так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции. Скульптура была частью храмов и гробниц. Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки.
Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве). Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл.
Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. На колоннах и в залах было очень много надписей. Только грани у нее как бы изломанны.
Появляются портреты. Контуры выделялись жирными линиями. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Назывались они хебседными. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка.
Из этих идей анимизма идей дублирования в статуе действительно существующего лица, рождается реалистический скульптурный портрет. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Их часто так и называли – колоссы.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу.
Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов.
Другой тип египетской скульптуры — культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Со временем меняется и иконография царей. Руки лежат на коленях.
Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
Ба означало то, что можно назвать чистым духом. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Но излюбленным материалом стала бронза.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Храм был обнесен толстой стеной. Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными.
Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. 1. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Изначально литература в Древнем Египте сводилась к хозяйственным, религиозным, мифологическим и погребальным текстам, а также письмам, гимнам, стихам. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т. е.
Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Главными были «Ка» и «Ба». Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди.
Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти.
Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части.
Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука.
В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Их часто так и называли – колоссы. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Над входом — вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. 49). По мере облицовки пандусы снимались. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи – изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.
Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Все остальные подобные источники бесследно пропадали при разливах Нила. До сих пор не понятно, с чем это связано. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Иногда фигуры царя изображались с соколом.
Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана.
Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Это обусловило применение для строительства сначала кирпича-сырца, а затем известняка, песчаника и гранита.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке — небо со звездами. Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Это Абидос, Коптос и Он.
Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).
Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных.
Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Главными были «Ка» и «Ба».
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Уже с середины III тыс. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Изображение замерло на века в своей неизменности. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Новые черты появились и в рельефах. В этом плане трактуется портретный облик царя. Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью.
Это бог Гор в своем соколином обличье. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Новые черты появились и в рельефах. Прочность камня обеспечивала вечность существования. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине.
Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной.
В скульптуре (как и в живописи), существовали особые каноны. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы.
Часто писали также на деревянных досках и стенах зданий и гробниц. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. Портрет, напротив, типизирован.
Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Скульптура Древнего Египта – одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения совершенно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг.
И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус.
«Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. тонн. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека.
Это были поучения, сказания и рассказы. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ.
Такое же явление наблюдается и в рельефе.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Они располагались на глубине 33 метров. Главными были Ка и Ба. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна.
Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Скульпторы должны были знать не только технические правила создания статуй, помещенные в специальные сборники, но и владеть знанием и умением проведения ритуалов. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Давайте начнем с Пирамиды Джосера. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим.
Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье.
Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ).
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. А вот с человеком было сложнее.
Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе.
Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы— Она, Абидоса и Коптоса. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Для этого египтяне стали делать мумии. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья).
Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.
Простым людям не строили пирамид. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Строгие каноны скульптуры (например, строго регламентировались позы сидящих и стоящих фигур, положение их рук и ног, цвет кожи и т. д. ) также были призваны для достижения этой цели. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Как правило, статуи располагались либо в нише, либо возле стены. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления.
Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера.
Сохмет изображалась львиноголовой. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Если фигура человека изображалась в стоячем положении, то у нее обязательно выставлена вперед левая нога.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
На колоннах и в залах было очень много надписей. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» — ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов — всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти.
Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. У него нет практически никаких наземных сооружений. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Назывались они хебседными.
В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Скорее всего, это было и то и другое. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. По другой версии, после землетрясения 27.
Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Рано появляются и семейные группы.
Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Лицо бесстрастно. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. В это время появляется два типа рельефа.
Облицовка шла сверху вниз и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». В ранней скульптуре Древнего Египта появлялись и семейные группы.
Их часто так и называли – колоссы.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Скульптура древнего египта. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы.
Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Со временем меняется и иконография царей.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Этот храм – скальная гробница. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Этим они стремились создать образ могущественного царя.
Что это было – ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Рельефные композиции дополнялись росписью. Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным.
Это были сравнительно маленькие фигурки. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма.
Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья.
Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. По мере облицовки пандусы снимались. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Царица изображена еще юной.
В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком.
Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды.
Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. до н. э. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады.
У него нет практически никаких наземных сооружений. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Зачастую литературные тексты обнаруживаются на саркофагах. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны.
Со временем меняется и иконография царей. Создается новый тип капители — с головой богини Хатхор. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
Внешность храмов — настоящий шедевр. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения.
В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка – золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского". При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. По мере того, как росла пирамида, пандусы поднимались все выше и выше, как бы опоясывая всю будущую постройку. Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы.
Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Высота сфинкса равна 20 м, длина – 57 м. На голове у сфинкса полосатый царский платок, надо лбом был урей – священная кобра, по верованиям египтян, своим огненным дыханием защищавшая богов и царей. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.
Рано появляются и семейные группы. Он отличался тем, что само изображение врезалось в камень, остальная поверхность которого оставалась плоской. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян.
Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту.
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. В это же время определились основополагающие каноны. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. О высокой, например, технике обработки мягкого известняка можно судить по статуям Нофрет, Хемона. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату.
Статуи царей стали устанавливать не только в погребальных камерах, но также внутри храма и снаружи здания, под открытым небом. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Существует множество различных статуй с его изображением.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. жизнь натуры продолжалась в изображении. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Древнеегипетские статуи, как правило, выполнялись из глыбы камня или из дерева.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место.
Работавшие здесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создали памятники имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена.
Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас. Все части тела должны были быть пропорциональными, положение рта, глаз, носа, уровень плеч и подмышек определялось каноном. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал.
С ее 140 метрами в высоту Пирамида Хуфу — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Силуэт фигур всегда ясен и графичен.
Главной достопримечательностью являются барельефы. В культе мертвых Ка занимала очень важное место. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза.
Тела изображали чрезвычайно развитыми. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами.
Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Сохмет изображалась львиноголовой.
Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала).
В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, то последний, обращенный прямо лицом к зрителю, составлял прямой угол с главной фигурой. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела.
Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Канопы для хранения мумифицированных внутренних органов. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит.
Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Царь считался прямым потомком Гора.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Некоторые из них весили до тридцати тонн.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Анубис считался судьёй богов. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры.
Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы.
Новые черты появились и в рельефах. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Оно существенно шагнуло вперед по сравнению с первобытными временами, но при этом по-прежнему не было самостоятельным. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи.
контр рельефы). Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты.
Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Внешность храмов — настоящий шедевр. Скорее всего, это было и то и другое. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах.
Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу. Колонны были четырехгранными. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
До сих пор не понятно, с чем это связано. Со временем популярной стала поза «писца», отображавшая человека, сидевшего на скрещенных ногах. Этот храм – скальная гробница. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.
Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа.
Давайте начнем с пирамиды Джосера. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» -- истина.
Материал был не только дерево но и алебастр. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы.
51-а). Они располагались на глубине 33 метров. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом.
Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. Ступенчатая пирамида Джосера.
Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Только грани у нее как бы изломанны. Новые качества приобретает искусство рельефа.
По мере облицовки пандусы снимались. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). У него нет практически никаких наземных сооружений.
Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Новые качества приобретает искусство рельефа. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. У Нила располагался нижний храм. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. У Нила располагался нижний храм. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. вторым же типом являлся углубленный барельеф. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Широко применялся канонический тип статуи писца. То ли время, отпущенное на строительство истекло, то ли материал закончился или изменился угол наклона наблюдения за звездами, а может так все и было задумано.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Архитектура Древнего Египта просто невероятна. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. и лицо, покрывали слоем гипса.
Рано появляются и семейные группы. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей.
Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Фигуры опираются на землю всей ступней. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре.
Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. до н. э.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Храм был обнесен толстой стеной. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции.
Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим.
Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Рельефы были низкие и врезанные (т. е. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч.
В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.
Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота.
Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства.
Облицовка шла сверху вниз и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. У Нила располагался нижний храм. Некоторые из них весили до тридцати тонн.
«Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером.
Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки или же в виде человека с головой шакала или собаки. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства.
Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Скульптура имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Необходимо было восстанавливать былую мощь государства, которая ослабла за время правления Эхнатона.
Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Широко применялся канонический тип статуи писца.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны.
Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Отголоски естественного стиля Амарны можно увидеть в сокровищах гробницы Тутанхомона, которая была открыта в 1922 г. археологом Говардом Картером. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Рано появляются и семейные группы. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Фигуры обычно раскрашивались.
Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись.
В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов. Скульптура в Древнем Египте выполняла связующую с загробной жизнью роль.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели». Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Гордо восседает он на своем троне, а Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи.
Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире.
Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. В гробницу помещались статуэтки изображавшие разнообразных слуг фараона.
Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Этот храм – скальная гробница. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.