Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов)2. Станцы Рафаэля в Ватикане – эталон «высокого Возрождения» в изобразительном искусстве, одно из самых посещаемых мест Музеев Ватикана. Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура. «станцы Рафаэля», (Ватикан, Ватикан) — описание, расположение, время работы, фото и инфраструктура.
Станцы Рафаэля – четыре комнаты Папского дворца в Ватикане, оформлением которых в разное время были увлечены Рафаэль Санти, его наставник Перуджино и их последователи. Станцы Рафаэля— четыре расположенных друг за другом небольших помещения, входящие в состав дворцового комплекса Ватикана. Станцы Рафаэля – одно из самых популярных и посещаемых мест Ватикана. Станцы Рафаэля представляют собой сравнительно небольшие комнаты (от итальянского stanzaкомната, примерно 8х10 метров) в Папском Дворце Ватикана, расписанные фресками. Станцы Рафаэля в музее Ватикана восхищают посетителей талантливым исполнением, вниманием к деталям и реалистичностью.
Чтоб посмотреть станцы Рафаэля, необходимо посетить музей Ватикана. Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734 – 1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов). Приобретайте билеты заранее по интернету в Станцы Рафаэля в Ватикане избегая очередей. Первая и наиболее прославленная станца Рафаэля из четырех, сделанных им в Ватикане именуется Станца делла Сеньятура.
Этот отрывок стихотворения А. С. Пушкина вполне можно отнести и к росписям Рафаэля, который «своею кистию свободной и широкой» создал на стенах Ватиканских станц (в переводе на русский комнат) бесценные произведения искусства. Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов). Станцы Рафаэля – одно из самых замечательных художественных творений и известных достопримечательностей Ватикана, относящихся к эпохе Возрождения.
Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в Ватикане. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Находясь на экскурсии в Ватикане, обязательно посетите станцы Рафаэля – эту великолепную достопримечательность истории мировой живописи. Это финальная станца Рафаэля из написанных в Ватикане, которую мастер делал сам.
Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана.
Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну». В 1512-1514 гг. Он покрыл древесиной все стены. Композиция делится на три части. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг.
Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре. Композиция делится на три части. По свидетельствам Вазари именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи. Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» – одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности.
Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» — достойный образец монументальной живописи.
Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году. Здесь располагается наиболее известная из всех станц – «Афинская школа». Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем.
Зал Константина, считается четвёртой станицей Рафаэля, хотя расписан он уже учениками мастера по его эскизам, после смерти художника, вот таким образом менее известен чем остальные. Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан. Станца Константина – финальное из четырех помещений именуемых станцами Рафаэля. Вокруг Аполлона с музами Рафаэль изобразил знаменитых греческих и римских поэтов, поместив их в прославленном кругу и своих более близких современников, где рядом с Гомером, Вергилием, Горацием, Анакреоном стоят Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто и даже Микеланджело, выступающий здесь как автор поэтических циклов. Эта значительная часть дворца была начата Браманте и закончена в 1518 г. Рафаэлем. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу— Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой— живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).
Продолжают композицию фрески, посвященные конкретно сражению с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора и заканчивается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, согласно легенде, подарила папам неограничную власть над западом Римской империи. В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона.
Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II, которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Эпические полотна отличает внутренняя гармония, композиционная ясность, насыщенность образов, глубокий замысел, яркость цветов, внимание к деталям, символизм. Рафаэль работал над декорированием Станцы Элиодора. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту.
На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, памятники и особенности изображённых мест, моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра", рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.
На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре – Платон и Аристотель, слева от Платона – Сократ, на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. Существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы).
Себя Рафаэль тоже изобразил – в образе ученика, беседующего с Зороастром. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Композиция делится на три части. Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) — четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.
Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) – помещения (станца – комната) в папском дворце Ватикана. Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода – могущество Церкви.
Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Станцы Рафаэля – это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м. ), расписанные в 1508 – 1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окруженный учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске.
«Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Станцы – это небольшие помещения в Папском дворце, в Ватикане. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность. На ней изображены знаменитые мыслители античности: Аристотель, Платон (с лицом Леонардо да Винчи), Сократ, Диоген, Пифагор с учениками, Гераклит (с лицом Микеланджело), Евклид (с лицом Браманте), Птолемей, Зороастр. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием.
Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца дЭлиодоро»— Рафаэль и ученики. В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.
На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона играющего на лире и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Они существовали уже при папе Николае V (1447 – 1455 годы).
Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.
Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния. А его символ – гостия (хлеб) – находится в центре композиции. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.
Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517.
По замыслу папы все фрески должны были повествовать о чудесах и славе Католической церкви, а «между строк», еще и прославлять самого папу Юлия. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу— в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз— в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
Их изготовление заняло 3 года. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе». Об этом говорят фрески на потолке исполненные Пьетро Ваннуччи.
Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell39Incendio di Borgo) – последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг. ). Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи. Некоторые детали лучше рассмотреть на фрагментах фрески. Тема росписи – триумф высшей истины религиозного откровения.
Фреска «Диспут» – это рассказ о небесной церкви и земной и действие композиции происходит в двух планах. Последней страницей стала дель Инчендио ди Борго, лучшей фреской в этой комнате является фреска под названием «Пожар в Борго», характеризующая личность и влияние папы Льва IV, останавливающего разгул стихии крёстным знамением в 847 году. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела – прекрасного всадника в золотых доспехах. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви.
Погружен в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображен Микеланджело). Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом. В центре композиции – фигуры Аристотеля и Платона. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу – Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой – живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу – в знак того, что мир идей обретается в горних пределах Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз – в знак того, что мир идей связан с земным опытом.
Она служила рабочим кабинетом Папы Римского. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа»— одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Станцы Рафаэля— это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6м. ), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре – это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого – голубь в сфере – спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой).
Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. Первая станца, которую расписывал Рафаэль, была дела Сеньятура. Эти маленькие залы были созданы в 15 веке, но расписаны Рафаэлем они были при папе Юлии Втором, который хотел оформить свои рабочие помещения в «концептуальном стиле».
Среди всех этих великолепных фигур выделяется Сапфо, внимательно прислушивающаяся к стоящим рядом с ней поэтам и кажется, что в эти минуты рождаются в ее душе пронзительные стихи. Самой яркой фреской в этой комнате признана «Пожар в Борго», где отображалась личность папы Льва IX и, несомненно, мощь его влияния. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. Станцы (комнаты) носят имя великого мастера Рафаэля, который начал их расписывать с 1509 г. и продолжил также при папе Льве X. Тематика фресок посвящена торжеству Веры и Церкви.
Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Вокруг Аполлона – девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения.
Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Следуя совету известного архитектора и живописца Донато Браманте, папа римский Юлий II, выбирая художника для своих апартаментов, решил воспользоваться услугами молодого Рафаэля, которому тогда едва исполнилось 25 лет. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети изобразив в центре победу Христианства. Подпись Рафаэля (RSVM) – у ворота его одеяния.
Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена (лежит на ступенях лестницы), Пифагора в окружении учеников (внизу слева), Сократа (слева от Платона), Гераклита (сидящий в глубокой задумчивости почти в центре), Евклида (нагнувшийся, с циркулем в руках справа) и т. д. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512г. С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре.
Первой из расписанных станций стала станция делла Сеньятура, так называемая Комната подписей, служившая рабочим кабинетом Папы. Фреска Диспут о Таинстве Причастия-это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним-Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже-голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета. Внизу, на земле, представлены отцы церкви-Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте-величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Лично мастер оформил 4 стены. Наиболее известна «Афинская школа», на которой художник изобразил всех известных афинских философов, спорящих об истине и методе ее постижения.
Последней станцей, расписанной Рафаэлем, стала дель Инчендио ди Борго, где на общем фоне явственно выделяется фреска под названием «Пожар в Борго», характеризующая личность и влияние папы Льва IV, останавливающего разгул стихии крёстным знамением. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Станца дЭлиодоро символизирует чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви. Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий.
Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона.
Роспись в нем – посвящение борьбе римского императора Константина с язычниками. С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца дЭлиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Рафаэль начал работу со Станца делла Сеньятура, она же называется «Комнаты подписей». Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. В центре композиции— фигуры Аристотеля и Платона. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте (спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто). В глубине видна часть собора св.
Вот таким образом фрески называются «Афинская школа», «Диспута», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» – и посвящены они философии, богословию, поэзии и правосудию. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля.
Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, — другие корифеи по эскизам Рафаэля. Всего на фреске запечатлено более пятидесяти персонажей с потрясающей детализацией.
Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния. Предпоследней Рафаэль расписывал дель Инчендио ди Борго. Итак, слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно-синем паллиуме. Видимо, Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта, и он придал ему черты Лаокоона, недавно извлечённого из-под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре. Слепец протягивает вперёд правую руку, словно определяя на ощупь путь. Дабы уравновесить его фигуру, справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии. Пением слепца Гомера заворожён юнец, сидящий на камне под деревом, торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова Илиады. Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске Диспут профилем Данте, но на сей раз в более ярком одеянии. Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия, указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона. За певцом Энеиды стоит подражавший ему поэт Стаций, чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.
Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Сюжет берет начало с фрески под именем «Видение Креста», рассказывающей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста узрел светящийся крест с надписью «Сим победиши».
По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello, букв. Простые сюжеты выполняли ученики под его руководствам, а более сложные художник делал сам. Подпись Рафаэля (RSVM)— у ворота его одеяния.
ДЭлиодоро – станца, символизирующая чудесное покровительства Бога над церковью. Рафаэль изобразил и себя – в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром. Имя главного героя послужило названием станцы.
«комнаты Рафаэля»)— помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля.