Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Наверное. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов.
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Т. е. Донателло. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Донателло приближал рельеф к живописи. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Св. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Вокруг он изобразил цветочный узор. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.
Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо.
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Антонием. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию.
Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435).
Марка (1411-13) и св. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). И решена она тоже очень интересно, оригинально. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре.
Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Гаттамелата – это прозвище.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. И в этом проявился его характер. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам.
Антония. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Это очень важный момент, так как в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. Особенно это заметно в изображении св. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». В сочетании перспективы и тонкой градации объемов мастер достигает невиданных дотоле пространственных эффектов, особенно в средней части рельефа, где в глубине виднеется группа фигур, едва намеченных врезанными в поверхность мрамора линиями.
1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много.
явно он апеллирует к античному наследию. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. 1415, Флоренция, Нац. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426).
Фигура исполнена достоинства. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
Фоном для чудес святого служит грандиозная архитектура, организующая и упорядочивающая действие массовые сцены полны драматизма. В ней нет и намёка на столь славную победу. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Статуи пророков и «Давид» (ок. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Не исключена возможность, что Донателло уделил столь большое внимание отделке драпировок по просьбе старшин цеха полотняников, в который входили и торговцы ветошью.
В 1415 заканчивает статую св. И он же, Донателло их реставрировал. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ».
Но и этого ему мало. Изображение разделено на три удаленных друг от друга плана. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане.
Это Гиберти. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Совсем другое у Донателло.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Петра и завершения ряда других заказов. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. музей Барджелло). И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище.
Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с антиков. Эразмо де Нарни был правителем Падуи.
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения.
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. В 1408-1415 гг. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Т. е. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
Хотя иногда некоторые исследователи об этом пишут, называя его поздние работы немножко ретроградными, возвращающимися к какой-то до-возрожденческой пластике, немножко, может быть, более готическими. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Наверное, так оно и было.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Как она непринуждённа и изящна. Рельефы из жизни св.
Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. В общем, очень непонятно. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).
Мрамор. Зазор между небом и землей становится все меньше. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Вообще, надо сказать, заслугой Донателло было то, что он как бы уходит от отстраненных образов в скульптуре, а идет к такому вот реализму. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Либо «кошка цвета меда». Скульптура отличается живостью исполнения. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.
Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди.
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. На самом деле все было не так. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Вотан из сидячих за столом укоряет короля за дикий веление иной – в ужасе накрывает лицо рукою.
Самый далекий чин указывает лишь что пришедшего бойца с отрубленной башкой Предтечи он указывает трофей встретившимся ему в кирпичном коридоре юным бойцам, те находятся в смятении от увиденного. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой.
Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Во-первых, другой материал.
Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Тем не менее эта работа тоже значительна. Но он не был выдающимся мастером. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие.
Этот герой настолько уверен в своих силах, что ему не приходится напрягать мускулы и принимать оборонительную позу. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. И он выходит с одной пращой. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Марка (1412 год), св.
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Особливо це помтно в зображенн св. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Эпоха Возрождения в искусстве прочно ассоциируется с таким гениальным художником и скульптором как Донателло. Может быть, это мое личное мнение.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Скульптура изготовлена из бронзы с небольшим добавлением олова для прочности.
Однако это впечатление обманчиво. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «.
небесной реальности. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св.
В конце XVI в. алтарь был разобран. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны.
Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Марк, 1412 св. Здесь немножко другая история. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины.
Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Работа удалась на славу. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция).
Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св.
Он, конечно, мастеровит, но даже по человеческим качествам и это отмечали современники, это был абсолютно другой человек. Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Плоский рельеф изображающий голову св. Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Евангелист Марк (1411). Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.
Хотя ценили его больше как скульптора. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам.
И эти памятники начинают множиться. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. В творчестве мастера наступил новый период. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Реализм понимали в это время как правду земного. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Элементы античного ордера даны в неожиданных и произвольных сочетаниях, большую роль играет орнамент, покрывающий почти все плоскости, фигурки ангелов расположены перед коринфскими пилястрами, образуя свободные живописные группы, трактованные в виде горельефа. Марк, можно поверить и его писаниям». Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Т. е.
Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира.
вратами в рай. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Произведения Донателло в ризнице церкви Св.
Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию: кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Объемнее только исполнены герои передней сцены, надежда читается благодаря умеренно уменьшающимся квадратам плитки на полу картины. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Чином послужив памятник Марка Авреля. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. В этой фигуре всё значимо. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. И все это сразу выливается и в художественную практику. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок.
Будвельна комся в цьому ж роц для прикраси кампанили доручила виконати Донателло стату пророкв. «Давид» представляет собой юношу, будущего царя. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Статуя была поставлена около стены Палаццо Веккьо и как бы служила символом независимости Флоренции. Голову Давида украшает венок из листьев амаранта – античной эмблемы неувядаемой славы храбрых. Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.
Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Тут починаться наступний етап його творчост. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. музей Барджелло). Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни. Он – скульптор, который пропускает все через себя.
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Как я сказала, образцом послужил памятник Марку Аврелию, который сейчас стоит на Капитолии.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Здесь начинается следующий этап его творчества. ниже), выполненной из дерева, группой Юдифь и Олоферн, статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Донателло «Давид» (около 1440). И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Местоположение статуи не изменилось.
Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).
Мы видим в архитектуре несколько планов. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго. Георгия (ок. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. У него есть несколько планов в рельефе. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Антония (Санто). Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов.
Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Пять фгур знаходяться в музе собору. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Георгия (1415-17).
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах.
1423—1425) и св. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Может быть, льстивым был человек. Лаврентия, во Флоренции. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия).
Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.
Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности.
Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Она имеет явную связь с античностью в еще одном аспекте – в своей материальной природе. Ему неведома донателловская мощь.
Он берет его за основу в образе Давида. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Донателло— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Среди других работ Донателло 1410-х – начала 1420-х годов – деревянное распятие из церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. Он стоит на отрубленной голове Голиафа, держа в одной руке меч, в другой – камень. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют.
Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Мастер, работавший над статуями между 1416 и 1435 годами, не мог пожертвовать своими эстетическими идеалами ради заданной ему формы готической ниши.
Марк, можно поверить и его писаниям». Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Находящиеся вблизи детки торопятся исчезнуть от страшного вида. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты».
Отсюда был только один шаг до создания свободно стоящей статуи, которую можно было обойти со всех сторон. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Подобная композиция трудна для исполнения.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. А это и составляет сущность донателловского образа. Выстроенная перспективой головка ведает созерцателям историю. Марка (1412), св.
Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Т. е. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Путти Донателло предельно общительны. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Саломея же и вблизи заслуживающие потрясающе безмятежны и только только заинтересованы. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло.
Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло. 1425 «Вознесение Марии», ок. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид».
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Недаром Микеланджело сказал о ней, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека если таким был св.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. И большей частью они были живописцами. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
Антония. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Это Андреа дель Верроккьо. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
это действительно только самое начало работы. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Людовика Тулузского (ок.
Антония в Падуе. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Марка и Св. Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Георгий был покровителем воинов и оружейников. Обратите внимание на позу Давида. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Не сложно заметить некую чувственность в том как он положил руку на бедро и смотрит вниз. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт.