Как и многие другие картины Мунка, «Созревание» существует в нескольких вариантах, включая рисунки и гравюру.
В 1900-х гг. Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт. Поговорили о ее коллекции и упомянули основные шедевры.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали. На полотне «Созревание» Мунку удалось объединить сексуальность и страх.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах. В Германии у Мунка было много друзей. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Графика Мунка поражает разнообразием техники. После зала Мунка нам осталось посмотреть несколько залов искусства начала XX века.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Одна из известнейших картин Мунка на эту тему – «Мадонна» (Madonna) (1894-95) из цикла «Фриз жизни». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Что за чертовщину они там плетут.
«Гулять по Осгордстранду – это будто гулять среди моих картин. Ее считают программной работой, первой в зарождающемся движении экспрессионизма. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью.
Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине. Он долго не мог забыть этот инцидент если и раньше ему трудно было общаться с людьми, то теперь он стал еще более нелюдимым. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Помимо того что «Крик» с его обобщенным образом отчаяния находит отклик у каждого человека в отдельности, в картине видят и более широкий смысл: пророчество, предвещающее многочисленные трагедии XX века, включая разрушение природы людьми. Первая дата – 1888–1889 годы.
Этот период 1903-1904 года, до переезда в Париж, получил название «голубого», поскольку в тогдашних работах Пикассо преобладал синий меланхолический колорит и были ярко выражены темы печали, старости, смерти, а героями его картин были преимущественно нищие, проститутки, калеки и отверженные, люди с тяжелой судьбой. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В следующем зале, который озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: реализм и живопись на пленэре», можно убедиться, что Норвегия дала миру не только Мунка, но и ряд других талантливых живописцев, пусть и творивших в другой, более традиционной манере.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. В предыдущей заметке мы познакомились с историей Национальной галереи (Nationalgalleriet), которая входит в состав Национального музея искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Nasjonalmuseet). Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Недаром картины этого художника называют «пейзажами для души». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
Я написал картину, написал облака как настоящую кровь. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде», – говорил Мунк. Проект остался нереализованным. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Все они были завсегдатаями артистического кафе «У чёрного поросенка» (Zum Schwarzen Ferkel).
Посмотрим теперь на портрет писателя Ханса Егера (1889). Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Чаще всего это были интерьеры храмов или частных домов. Сам Мунк изначально называл композицию по-немецки, Der Schrei der Natur, то есть «Крик природы». Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Лицо человека – застывшая безликая маска. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Один из них посвящен норвежскому модернизму 1910-1930-х годов.
Тогда Мунк еще не занимался гравюрой и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. В музее можно увидеть, например, картину Гарриет Баккер «Шитье при свете лампы» (Syende kvinne ved lampelys) (1890). Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Его произведения повлияли на формирование стиля, впоследствии получившего название экспрессионизм, а картина «Крик», одну из версий которой можно увидеть в этом музее, считается «иконой экспрессионизма». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
Как и многие другие картины Мунка, «Танец жизни» балансирует на грани между изображением реальной действительности и символом. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Картина «В месяце июне» (I juni mned) (1899) проникнута особенным настроением. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В его судьбу вторглась война.
носят пейзажный характер. Смущенный Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину. В композициях возникли повторяющиеся излюбленные персонажи или даже больше — символы. Зритель, так же как и девочка с нетерпением и боязнью желает поскорее познать сладость созревания.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Это место он очень любил.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Пикассо научился конструировать формы из небольшого числа простых компонентов и при этом создавать объем и пространство. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Это самая ранняя версия, выполненная маслом. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе.
Картина предположительно была написана в городке Осгордстранд (sgrdstrand), где Мунк часто проводил лето. В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Уже в середине 80-х гг. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Только покрывало на кровати светится неестественно ярко. С 1892 по 1902 год художник написал серию картин, получившую название «Фриз жизни». В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Мужчина на переднем плане отвернулся от них. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. Мы завершим осмотр этого зала самой известной и растиражированной картиной Мунка, «Крик», которая, как ни удивительно, по-норвежски называется очень похоже: Skrik. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Эдгар Дега (1834-1917), Огюст Ренуар (1841-1919) дальше развивали мотивы и технические приемы Эдуарда Мане. Пристальный взгляд художника обращен на самом деле не на зрителя, а внутрь себя.
Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. В них запечатлен духовный путь мастера. Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Поиски заняли целых два года.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Но к 1880-м годам многие художники отказались от этих идиллических картин в пользу большей «правды жизни». «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. «Я чувствовал себя усталым и больным.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Художник страдал бессонницей и паранойей. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Я остановился и взглянул на фьорд – солнце садилось и облака стали кроваво-красными. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта. Созревание — сложный процесс, переход от детства к зрелости. Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом. Как правило, на этих произведениях лицо автора сурово и замкнуто. Ее волосы беспорядочно распущены, руки заломлены. В 80-е гг. «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Пластический язык обретает исключительную силу. «У меня нет ничего, кроме моих картин.
Предполагают, что главный персонаж картины – друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими. Композиция картины построена на противопоставлении вертикальной фигуры девочки и горизонтали кровати. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Здесь Мунк изобразил писателя-анархиста и социального критика Ханса Егера (Hans Jger) (1854-1910). В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
Арне Эггум, обращая внимание на сходство позы девочки с «Созревания» с «Самой прекрасной любовью Дон-Жуана» (фр. La plus belle amour de Don Juan) Фелисьена Ропса, также указывает на разницу в подходах обоих художников и подчёркивает, что Мунк не ставил своей целью «скопировать» Ропса3. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Представители этого стиля создавали картины в экспрессивном стиле используя резкие мазки и энергичные, яркие краски. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление.
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В частности, стоит обратить внимание на поздний «Автопортрет» Ван Гога, написанный в 1889 году, за год до смерти художника.
Самое главное – встретить это неизведанное достойно. Узнали таких светил норвежской живописи, как глава романтического направления Юхан Кристиан Даль и представитель реализма Кристиан Крог. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Ребенком он пережил и смерть матери. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Портреты художника – исследование человеческой души. Художник изобразил себя лицом к зрителю на фоне неясного темного фона. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Картина Мунка «Меланхолия» (Melankoli) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Зритель видит полуобнаженную женщину с руками, закинутыми за голову. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Он называл это «лошадиным лечением».
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Пейзажи Сольберга запоминаются необыкновенно яркими, светящимися красками и меланхолической атмосферой.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. «Танец жизни» – ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни». Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Сам Мунк рассказывал об истории создания «Крика» так: однажды вечером во время прогулки по Осло он вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. «Я почувствовал крик Природы»). Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Он издает вопль.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Эдвард Мунк в особых представлениях не нуждается.
Соседний зал, «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: повседневная жизнь и местная среда», позволяет увидеть жанровые картины скандинавских мастеров. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Пикассо и Жорж Брак (1882-1963) предпочитали более упрощенный художественный язык, упорядоченный и геометричный.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. В течение 1909-1916 гг. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Посмотрим теперь на картину Мунка «Танец жизни» (Livets dans) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование, они – хищные звери».
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. После этого была сделана рентгенограмма, которая показала, что под основным холстом действительно находится еще одно полотно с ранее неизвестной картиной художника: «Девочка и три мужских головы» (Girl and Three Male Heads/Mdchen und drei Mnnerkpfe, 1895-98), которая крепилась теми же гвоздями, что и наружный холст. Мунк в процессе работы над своей картиной изображал натурщиц, которые привлекали и оставляли след легкой пошлости. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг. ). Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Мужская фигура ближе к центру картины – это, видимо, сам Эдвард.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. На картине «Переходный возраст» («Созревание») (Pubertet) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый «Фриз жизни», где темы сексуальности и страха стали центральными.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Она называлась «Дорога никуда». Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Для Вампира позировали шведский писатель Адольф Пауль и специально нанятая натурщица. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3.
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Это были первые опыты художника.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Однако без видимых причин он отдалился от нее и в последующем относился к ней с чувством неприязни. Этой же теме посвящена картина «Смерть в комнате больного» (Dden i sykevrelset) (ок.
Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным).
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Говорят, что Вампиром ее назвал писатель Станислав Пшибышевский. Смущенный Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину2.
Сестра матери, к которой был очень привязан Эдвард, заметила способности мальчика к рисованию и способствовала поступлению его в школу живописи, о чем он мечтал. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Ульрих Бишофф отмечает, что «в период работы Мунка над этой картиной в моду вошли полотна с юными натурщицами, оставлявшие привкус легкой непристойности, однако зловещая тень в сочетании с хрупкой нежностью девочки абсолютно исключает подобное истолкование картины Мунка». Здесь он проживёт остаток жизни. «Фриз жизни» стал главным трудом в жизни Мунка.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа. Многие из них в поисках своих корней селились в небольших деревнях, ближе к нетронутой природе, где создавали поэтичные пейзажи. Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
На литографической версии он сделал немецкую надпись: «Ich fhlte das Geschrei der Natur» («Я почувствовал крик природы»). Сам художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет». Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В 1895 году Мунком был написан «Автопортрет с сигаретой» (Selvportrett med sigarett). Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Изначально картина называлась Любовь и боль.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Среди французских мастеров затесался и Эдвард Мунк (1863-1944) – с картиной «Улица Лафайет» (Rue Lafayette) (1891). Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Все они основаны на личных переживаниях художника. В 1880-х годах реалистичные полотна, создаваемые на пленэре, получили особое распространение в скандинавских странах.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Художник тщательно выписывает детали интерьера и пейзаж за окном. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный – как страсть, боль, жизнь. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Критики отмечали исходящее от этой тени ощущение угрозы, а также её «фаллическую» форму. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Данный вариант был написан в 1892 году. Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал ещё в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году. Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Это позволяло художнику самому контролировать условия освещения и расстановку фигур.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Он боялся женщин.
Несомненное влияние на болезненную неудовлетворенность Мунка оказали и Ханс Иегер со своим запрещенным цензурой романом «Христиания — богема» и А. Стриндберг с романом «Красная комната», где жестокость возводится автором в культ и Г. Ибсен и С. Пшибышевский и С. Малларме. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности». Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством). Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Здесь мы погружаемся в мир норвежской «атмосферной живописи» или «живописи настроения» 1890-х годов. Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Датский художник Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring) (1854-1933), один из видных представителей скандинавского символизма и социального реализма, также часто изображал крестьянскую жизнь и сельские пейзажи.
Они свободны от излишней повествовательности. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Достоевского «Преступление и наказание». Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Главное полотно — «Танец жизни» (1889–1900, Национальная галерея, Осло).
Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. Эту пьесу художник впервые прочитал в 1898 году и потом хранил в своей библиотеке.
К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа. Портреты художника – исследование человеческой души.
Богема заменила Мунку семью. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение.
Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Например, в «Пепле» (1894) девушка в белом одеянии показана на фоне мрачного вечернего леса.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Искусствоведы считают, что художник писал ее под влиянием Пшибышевского. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Обхватив голову руками, он стоит как воплощенное отчаяние. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
И изображенная на картине, она предрекает девочке зловещее будущее. Она склонилась надо мной и прижалась губами к моей шее, окутав меня своими волосами. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Следующий зал озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: интерьеры и портреты». Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Здесь претворились в символы реальные пейзажи Осгордстранда, образы родных и друзей. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Но больше всего его раздражали пальцы. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», – сказал как-то Мунк о своих работах.
На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Логически к «Фризу жизни» относятся также такие известные картины Мунка, как «Поцелуй», «Барка юности», «Мадонна», «Вампир».
«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В сущности его картины 80-х гг.
Позднее эти воспоминания Мунк оформил в виде поэмы, которую он написал на раме пастельной (1895) версии «Крика» : «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Главное для художника – передать эмоцию. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Он создал несколько версий этой картины. Виды региона встречаются в целом ряде картин Мунка 1890-х годов.
Таковы «Автопортрет у окна» (1940, Музей Мунка, Осло), «Автопортрет между часами и кроватью» (1940–1942, Музей Мунка, Осло). Оригинальное полотно было снято и натянуто на отдельный подрамник. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь.
Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Арне Эггум, обращая внимание на сходство позы девочки с «Созревания» с «Самой прекрасной любовью Дон-Жуана» (фр. La plus belle amour de Don Juan) Фелисьена Ропса, также указывает на разницу в подходах обоих художников и подчёркивает, что Мунк не ставил своей целью «скопировать» Ропса.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. Так, в 1895 году художник создал литографию «Крик», в 1896 году — цветную литографию «Тоска». В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
На картине «Созревание» Мунку получилось совместить сексуальность и испуг и данная картина порождает много вопросов и желания разгадать скрытый смысл. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
На картине Эдварда Мунка «Созревание», написанной в 1894 году изображена обнаженная девочка-подросток, сидящая на незастеленной кровати в углу комнаты. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Впрочем, представленная в музее картина Пикассо «Мужчина и женщина» (1903) относится к другому, более раннему периоду его творчества. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Существует четыре варианта этой композиции, выполненные в разных техниках. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. ориентация норвежского искусства меняется. При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее.
Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Наше внимание привлекает необычный столб лунного света, варианты которого встречаются в нескольких картинах Мунка горизонтальный противовес лунной дорожке и строгой вертикали деревьев образует извилистая линия побережья. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. 23 января 1944г. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В 1889 году он приобрел здесь дом, куда возвращался на протяжении более 20 лет почти каждое лето (в этом доме, Munchs hus, сейчас музей).
Более знаменитые работы Мунка мы еще увидим, а сейчас перед нами одна из его ранних, малоизвестных картин. В картине "Крик" фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное "нечто". Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Рассматривающих портрет Мунк спрашивал, не чувствуют ли они удушающий запах, разве они не видят, что он начинает гнить. Это вечные образцы сюжетов, по которым живут люди во все времена: «Крик» (1893, Национальная галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка, Осло), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген), «Дикий красный виноград» (1898–1900, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1900–1902, Национальная галерея, Прага).
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Они стремились отображать мир без искажений и без прикрас. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Вскоре семья переселилась в столицу. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Крупными фигурами того времени стали порвавшие с традиционным искусством Анри Матисс (1869-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973). В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «фаллос лунной дорожки врезается в похотливо прогнувшийся берег Осло-фьорда»). 1893).
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни. Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Под одной своей картиной Мунк написал: «Улыбка женщины – это улыбка смерти». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Проявлением болезни можно считать также периодически появляющиеся концепции на темы космоса, жизни и смерти, взаимоотношений между полами. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Разумеется, Вальдман и не догадывался, что вместо одной картины на самом деле купил две. Моделями нередко выступали домочадцы, друзья или коллеги. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
Всего он провёл там более полугода. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Произведение существует в нескольких версиях. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Живое побеждает смерть.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о).
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Среди струящихся мазков — синих, бледно-жёлтых, серовато-коричневых — теряет определённость лицо полулежащей в кресле девочки-подростка, а страдальческое выражение лица сидящей возле неё матери смягчается. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. «Нужно, чтобы на картине была парочка погрешностей, а то она будет слишком хороша», — говорил Мунк. Однако пора посмотреть на более современную, менее традиционную живопись. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Это, бесспорно, самый известный норвежский художник.
Мунк упорно учился. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. На полотне Мунка «Лунный свет» (Mneskinn) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи.
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Получается лучшая гармония красок. Море и здешние пейзажи притягивали и вдохновляли художника. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк создал много автопортретов, большинство из которых напоминает дневниковые заметки. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы».
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Что заставило художника натягивать один холст поверх другого — неизвестно.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Отсюда – субъективный выбор темы, цветовой гаммы, формата картины. Норвежская художница Гарриет Баккер (Harriet Backer) (1845-1932), одна из первых в Скандинавии женщин-художниц, специализировалась на создании атмосферных интерьерных картин. В 1921-1922 гг.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Для представителей этого течения превыше всего выражение эмоционального состояния автора. Среди крупных норвежских художников – старших современников Мунка – были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Цвет вопил» (запись в дневнике, 1892 год).
Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Это было для него открытием. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». В некоторых из них сквозит юмор и скептицизм («Автопортрет.
Создана картина в Берлине. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Это Софи изображена на картине «Больной ребенок» («Больная девочка») (Det syke barn) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой – их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый «Фриз жизни», где темы сексуальности и страха стали центральными. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах.
Рядом с ней – мать. На смену приходит пафос утверждения жизни. Черные волосы женщины разметались, глаза, обведенные темными кругами, закрыты. Именно Пшибышевский написал первую биографию Мунка, а женой Пшибышевского, Дагни Юль, увлекались в том числе Мунк (она неоднократно ему позировала) и Стриндберг.
Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Картины цикла «Фриз жизни» показывают человеческую радость и печаль на фоне неровной линии берега, волнующегося моря и неспокойных деревьев. «Мадонна» появилась в 1895 году. Тот вариант, что находится в Национальной галерее, был создан в 1893 году.
Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше.
Вдали еле различим темный силуэт мужчины. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В него вошло около трехсот листов. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь. Создаётся атмосфера бурной, пульсирующей жизни, которую наблюдает отстраненная фигура на балконе.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. «Зимняя ночь в Рондане» – самая известная работа Сольберга. Мунку тогда был 31 год. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Наиболее известна из всех этих картин композиция «Крик». В зале «От Мане до Сезанна» представлены в основном французские импрессионисты, в том числе Эдуард Мане (1832-1883) и Эдгар Дега (1834-1917).
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Женские образы справа и слева от танцующей пары напоминают возлюбленную Мунка, рыжеволосую Туллу Ларсен (Tulla Larsen). Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Мунк хотел создать, по его выражению, «поэму о жизни, любви и смерти». От картины веет всепоглощающим страхом. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Вдалеке виднеется крестьянский двор.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Вообще Мунк писал «Крики» с 1893 по 1910 год и все они имеют схожую композицию: на всех изображена охваченная ужасом фигура на фоне пейзажа с тревожным кроваво-красным небом. Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал ещё в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Также в этот период приобрели популярность портреты и автопортреты. Термином Stemningsmaleriet (в английском варианте – Moodpainting) обозначают картины, передающие определенное настроение или атмосферу в природе это был излюбленный жанр норвежской живописи в конце XIX века. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
Был и другой вариант названия: «Зачатие». Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Они уносят в какой-то потусторонний мир.
Этот мотив существует в нескольких вариантах и первоначально назывался «Любящая женщина» или «Женщина в акте любви» (Kvinne som elsker). Часто они изображали уютные домашние интерьеры с читающими или работающими людьми. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.