Америку охота на ведьм практически не затронула. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В большинстве случаев при энергичном встряхивании пострадавший получал вывих.
Первым документально зафиксированным в Англии процессом над ведьмой был допрос (и последующая казнь) Агнес Уотерхаус, состоявшийся в 1566г. Столкновение двух культур было использовано в своих интересах практически всеми слоями общества. Инкарнацией Святого Духа считали женщин псевдо-амальрикане (XIII век). Социальный состав женщин-еретичек был, как и в бегинском движении, демократичнее, чем состав монахинь, — преобладали горожанки, крестьянки, хотя встречались и представительницы низшего слоя знати. Чтобы стать обвиненной в ведьмовстве женщине достаточно было быть либо слишком уродливой, либо слишком прекрасной.
Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. А на самом деле в истории инквизиции были очень разные периоды. Издалека приходил народ к месту казни, все были одеты в праздничную одежду. Инквизиторы весьма придирчиво изучали материалы каждого такого обвинения исследовали различные «магические» мази, порошки, заклинания, а после провозглашали их недействительными, а обвинения – необоснованными. Вот таким образом прежде всего обращались к испытанию иглой. Об этом же пишет и Я. Канторович в труде "Средневековые ведовские процессы", вышедшем в 1889 году: "Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу.
Часто их могли просто открыто оклеветать в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости". Началась охота на ведьм. Вот почему они имеют постоянно дело с демонами, которые должны удовлетворить их похоть».
Так, многие женщины верили, что занимались любовью с дьяволом. Судебные разбирательства относительно ведьм в Северном Бервике начались в конце 1500-х годов и продолжались более двух лет, в результате чего 70 человек были обвинены в совершении «сделки с дьяволом». Для того, чтобы вы эти признания под пыткой подтвердили. В реальности суды против ведьм рассматривались в светских судах.
Это тоже неслучайно. Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.
Следующим главным врагом католической церкви оказался сам Дьявол. В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. Этот знак является как бы подписью, скрепляющей их договор.
Дела о колдовстве, возбуждаемые в раннем средневековье светской властью, нередко имели политическую подоплеку. Это и привело к тому, что неудовлетворенные женщины ради завоевания мужчины шли на все, даже обращались к посредникам между человеком и демоническими силами. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. По статистике, которая была подведена учеными-историками, больше всего людей было казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Считалось, что ведьма узнается по особому знаку, который оставляет на ее теле дьявол.
В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться. Еще одним интересным вопросом является следующий: как инквизиция распознавала ведьму. Зачастую такими знаками считали различные физические недостатки, включая шрамы, пигментные пятна, родинки, бородавки и т. п., а также татуировки. Точную цифру мы, конечно, уже никогда не узнаем. Затем Элисон обвинила еще многих женщин в том, что они тоже могущественные ведьмы.
Действительно, почему именно на женщин, а не на мужчин обрушился гнев инквизиции. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. А от такого заявления недалеко и до признания вообще женского начала дьявольским, что и стало основным тезисом «Молота ведьм».
Э. Фукс пишет: «Этой болезнью была истерия в разных ее стадиях. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. Если жриц почитали, то ведьм нещадно истребляли. Во Франции – средне.
Он устраивает с ней свадьбу, а другие при этом веселятся. ВЛотарингии путник может видеть тысячи итысячи столбов, ккоторым привязаны колдуньи». Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве.
Для укрепления власти необходимо было действовать жестко и показательно. Церковь опубликовала список запрещённых книг.
Признаками ведьмы считали любые бородавки, веснушки и родимые пятна на теле женщин. Сам Анри Боге орудовал вграфстве Бургундия, где был верховным судьёй. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья»2. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции. Понимаете, в чем проблема. Постоянные проявления каких-то зверских, можно сказать, для нас инстинктов.
Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности. Эти три женщины были признаны общественными изгоями, по принятому законопроекту они считались «обычными подозреваемыми». Так же редко они отмечены углублением кожи. В частности, можно заменить казнь вечной ссылкой девочке 9–12 лет. Дело в том, что на образ женщины в Средние века в большей степени влиял не языческий культ, а библейское сказание о первородном грехе, от вины за который женщине нельзя было отвертеться. Еретик же был гораздо опаснее.
Э. Фукс пишет: «Этой болезнью была истерия в разных ее стадиях. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Церковь, по учению гулельмитов, должна управляться женщиной-папой и женщинами-кардиналами.
В таком положении ее кидали в глубокий водоем. Помощниками ведьм, так называемыми «фамильярами», являлись духи, принимающие облик животных и помогавших ведьме как по хозяйству, так и в колдовских делах. В случае с Элизабет Кларк духи приняли облик двух собак, котенка, зайца и даже хорька. Естественно, против таких неопровержимых доказательств суд устоять не смог и бедная старуха была казнена. К сожалению, уголовное преследование за ведовство на Британских островах было отменено только в середине XVIII века.
Далее следовали бесконечные допросы, на которых женщине предлагалось сознаться в совершенных деяниях (которые она на самом деле не совершала) и покаяться перед смертной казнью. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой. Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. У ранней инквизиции обвинение в ведьмовстве было одним из многих обвинений, но не главным.
Нельзя было учиться читать и писать без разрешения светских оборотней. В данном случае ведьма – своеобразная трансформация жрицы. В инквизиционном процессе все ровно наоборот.
Опускали и поднимали верёвку, пока виновный не признавался или терял сознание. Будучи обвиненной в колдовстве, женщина обычно арестовывалась и помещалась в камеру. Они все равно совершенно бесправны. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм.
Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. Не написать, а прийти. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно.
Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один день было сожжено 133 ведьмы. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720 – 1730-х годов в Сербии.
В пользу эротического объяснения возникновения ведовства говорит и такой отрывок из «Молота ведьм» : «В-пятых, такая женщина, приобщенная к царству дьявола, получает своего особого черта для любви. А вот уже в 15-м столетии, даже во второй его половине, постепенно происходит очень большой перелом в сознании европейцев – сливаются ересь и колдовство, начинаются массовые преследования ведьм, все это начинается в регионе, который мы с вами называем Германия, тогда этого государства не было, но вот примерно там, а дальше распространяется это по всей Европе, пишется знаменитый «Молот ведьм», о котором наверняка все слышали – это 80-е годы 15 века. Но, если сейчас человек обладает достаточными знаниями для того, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, ухудшения климата и других неприятностей, то средневековый человек таких знаний не имел.
В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Тех, кто отказывался принять католичество, вели к столбу и заживо сжигали. За это время в действие было приведено около двухсот тысяч смертных приговоров. Тюремщики.
События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения, выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой — истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое. На это сборище они прилетали по воздуху в ночное время. Поначалу практика гонения на ведьм встретила отрицательное отношение как светской, так и церковной власти. Но в 1320 году папа Иоанн XXII уполномочил инквизиторов преследовать колдунов и ведьм.
Когда представители власти расходились по домам, слуги смотрели за огнем, до тех пор, пока от «костра ведьм» остался один пепел. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". - Одно крошечное уточнение. Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Умеренная пытка не приносит обвиняемому существенных телесных повреждений. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко.
Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. На Руси судебные процессы над ведуньями практически никогда не проводились. Плюс у нас не было безбрачия белого духовенства. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Некоторые (от страха или безысходности) сознавались сразу, но некоторые проявляли характер и тогда в ход шли всевозможные орудия пыток, под воздействием которых «ведьма» признавалась «во всем».
Неопределенность в отношении истиной причины осуждения Здунк вносит и то, что её приговор был оставлен в силе апелляционными инстанциями вплоть до самого короля. Массовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Церковные суды над ведьмами XIV века не оставили значительных следов в истории. Для авторов «Молота ведьм» мужчина несоизмеримо выше женщины, прежде всего из-за ее безграничной похотливости.
Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Массовым явлением судебные процессы над колдунами и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией. А уже в 1390 году во Франции состоялся первый светский процесс. Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII.
Швейцария также была вынуждена стереть слица земли многие изсвоих деревень. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами все же было в Штатах. А вот если ее оставить жить, то она же может повторно впасть в ересь и умереть не раскаявшись и душа ее будет навеки погублена, она отправится в ад.
Этих ведьм сжигали на кострах. (и, позднее, Статута Якова I) на эшафот было отправлено от 1 000 до (по некоторым данным) 70 000 человек. Это разные персонажи. Попросту говоря инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.
Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания. Лишь в некоторых землях появлялись редкие светские законы против ведовства. При Марии Тюдор 18июля 1556 года сожгли заживо мать сдвумя дочерьми.
Для получения признаний не гнушались использовать свидетелями даже детей. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты. «Если она потеряла сознание и ее бесчувственное тело начало отторгать газы и жидкости».
На самом деле инквизиция – это, как правило, учреждение выездное. Его стараниями сожжено 600ведьм. Отголоски тех лет слышны и поныне, а термин «Охота на Ведьм» стал употребляться в качестве синонима борьбы с вольнодумством и оппозицией. В XVI-XVII веке была сильная охота на ведьм. Вопреки распространенному мнению, преследования далеко не всегда велись с подачи церкви.
Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это (очевидно) происходит от реальной охоты на ведьм, которая практиковалась ранее. Печально знаменитая «охота на ведьм» расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году.
Именно это и произошло в те тяжелые времена. То есть, это и избиения внутри семьи, которые применялись фактически по отношению ко всем. Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она.
Кроме того, это издание предваряла знаменитая папская булла «Summis desiderantes» Иннокентия VIII, которая официально разрешала светским судам преследовать и сжигать ведьм. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Паника, которую порождали события тех лет, побуждали людей искать причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Это и привело к тому, что неудовлетворенные женщины ради завоевания мужчины шли на все, даже обращались к посредникам между человеком и демоническими силами. Там хватало других проблем. Если не возникло – значит, никому она не понадобилась.
Изначально охота на ведьм в эпоху Средневековья проводилась силами служителей церкви, но впоследствии, святая инквизиция разрешила рассматривать дела о колдовстве светским судам. Появились даже свои рекордсмены по казням. Это началось, когда Элисон Уорт задала вопрос одному простому торговцу по имени Джон Лоу по поводу его булавки, которую она увидела у него на одежде. Европейские страны в этот период активно уничтожали население.
Это один из самых опытных охотников на ведьм во всей истории.
Современный историк Ф. Донован добавляет: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Доносчику доставалось все ее имущество, палачам и судьям платили большое жалование. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Современные историки отвергают подобные концепции15.
Женщина потому ведьма, что она святая. Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. С отступничеством связывали колдовство. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Среди этих методов, был так называемый метод «купание ведьм». Вот давайте я приведу вам пример не женский, но очень показательный.
5. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Вот, что можно прочитать в книге борцов с ведьмами: «Подведем итог: все это делается из плотских вожделений, отличающихся у них ненасытностью Вот почему они имеют постоянно дело с демонами, которые должны удовлетворить их похоть». Их кожа покрыта какими-то пятнами. Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Охота на ведьм была очень прибыльным занятием. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром).
Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне – Яков I Стюарт. Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.
Всех ведьм ждала одна участь – сжигание на костре. После этого подозреваемую либо сжигали на костре, либо вешали. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). Американская исследовательница Валери Кивельсон полагает, что ведовская истерия не коснулась православного Русского царства, поскольку православные богословы были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем католические и протестантские и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше.
Но наиболее весомой причиной представляется довольно высокий статус женщины, во многих еретических движениях. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Если долго не умирал, то палач мог удушить или сжечь заживо.
То есть, у нас как-то все помягче и поспокойнее. Он лишал обвиняемых сна и для получения признаний покалывал обвиняемых тупым ножом. И именно в этом Жанну и обвиняли. Так, с 1300 до 1500 года из всех обвиняемых в колдовстве две трети составляли женщины.
Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Отсюда это культивируемое церковью презрение к женщине, наделение ее самыми плохими качествами, представление о ней как о «сосуде зла», «воплощении греха». В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Что касается процесса. Иными словами, существует презумпция виновности. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными".
Отсюда это культивируемое церковью презрение к женщине, наделение ее самыми плохими качествами, представление о ней как о «сосуде зла», «воплощении греха». Например, это запрет о пересмотре судебных дел о колдовстве. По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14. Еще одной отличительной чертой был так называемый знак дьявола.
А от такого заявления недалеко и до признания вообще женского начала дьявольским, что и стало основным тезисом «Молота ведьм». А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми.
Из тех, кого преследовали за колдовство, от 80 до 90 процентов были женщины.
Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Хотя не во все байки про дьявольские выходки колдуний верил сам народ. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14.
«Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. Она в итоге призналась в том, что заключила сделку с дьяволом. Держали узников зачастую в средневековых клетках в темноте и без вентиляции.
Главной целью инквизиторов была борьба с ересью. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Палачи инквизиции пытали, медленно расчленяя тело, совершая вывихи конечностей. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Именно женщина, неспособная устоять перед очарованием дьявола, продает ему свою душу.
Таким же характерным повсеместно доказательством вины обвиняемых служило ношение ими амулетов или признаки психических заболеваний (одержимость). Есть два основных вида таинственных знаков – дьявольское пятно и ведьмин знак. И жертвой ее похоти выступает уже не только мужчина, но и сам враг рода человеческого. Особенно это справедливо в отношении секты гулельмитов (XIII век), которой провозглашалось, что только женщина дает надежду на спасение человечества.
А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Последний представлял собой своеобразный бугорок или вырост на теле человека и, по мнению демонологов использовался ведьмами для кормления различных духов собственной кровью. Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. Врач, разумеется, а то и два. Это началось, когда король Джеймс VI, возвращаясь из Дании домой, попал в сильный шторм.
Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. Другим безотказным способом определения ведьмы было погружение в воду, однако такое испытание мало кто мог бы выдержать и обвиняемые попросту тонули. Считается, что Хопкинс и его команда причастны более чем к 60 случаев казни ведьм в Англии (период с 1644 по 1646 г. ). В пользу эротического объяснения возникновения ведовства говорит и такой отрывок из «Молота ведьм»: «В-пятых, такая женщина, приобщенная к царству дьявола, получает своего особого черта для любви. Вот таким образом нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием.
При этом фантазия рассказчиков доходит до весьма страшных вещей. Но многие считают, что Хопкинса подвергли его же собственному тесту по плаванию, а затем казнили, так же как и ведьм, но нет достаточных доказательств, которые подтвердили бы это утверждение. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. Однако спустя некоторое время с большинством еретических сект было покончено, но церковь и не думала сбавлять обороты карательной машины инквизиции. В 1518 году в Валькамонике сожгли 70 ведьм. Обычно это родинка или родимое пятно, но если таковых на теле у подозреваемого не было, Хопкинс считал, что у него все равно могут быть некие «невидимые» знаки.
Наконец привозили на тележках связанных колдунов и лесных ведьм в сопровождении палачей. Весомый импульс к охоте на ведьм задавали и «снизу». Этот неутомимый борец с ведьмами в трактате "Демонология" заявлял: "Никто не служит Сатане и не призывается к поклонению перед ним, не будучи отмечен его знаком. Первые инквизиторы в районах Севильи, назначенные в 1480 году королём Фердинандом и королевой Изабеллой искали самых богатых еретиков, чтобы их имущество поделить поровну между католическим престолом и доминиканцами. Церковь же осуждала колдовство как проявление пережитков язычества. Со временем борьбу с колдунами и магами практически полностью отдали на откуп светским властям, которые таким образом находили «крайнего» и перекладывали на него вину за последствия неэффективных политических решений или стихийных бедствий.
И образ Евы, первой женщины, вступившей в связь с дьяволом и образ Марии, погубившей дьявола (Семя жены сотрет главу змея), — две стороны одной медали. Почему же это произошло. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты.
Местную власть представляли: епископ, священники и каноники, члены ратуши, судьи и судебные заседатели. После этого палач поджигал костер. Если раны не кровоточили, то женщину признавали ведьмой. На этот вопрос пока нет совершенно уверенного ответа.
Палачи. Какие группы женщин преимущественно обвинялись в колдовстве. Чаще всего упоминаются, конечно, кошки и жабы. Возвращаясь к уже известному нам «борцу за справедливость» Мэтью Хопкинсу, вспомним его первый ведьмовской процесс, в ходе которого он выследил помощников одноногой пожилой ведьмы Элизабет Кларк.
Зачем она выглядит так влекуще. - Инквизицио – это, дословно, расследование. И церковь и светская власть видели воплощение всех особенностей народного миросозерцания и соответствовавшей ему практики, в корне враждебных идеологической монополии, на которую претендовали церковь и абсолютистское государство в XVI и XVII вв18. Обвиняемый должен доказывать, что он не виноват. Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи.
Идея сексуальной связи женщины с демонами-инкубами проходит через весь Молот ведьм. Хопкинс умер в 1647 году, скорее всего, от туберкулеза. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Самым большим лиходейством у ведьм, считался шабаш.
Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы". Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола».
Судебных процессов над ведьмами и колдунами тогда практически не проводилось, так как ведьма хоть и водится с Сатаной, но никак не посягает на незыблемые позиции церкви, а лишь находится на другом полюсе борьбы добра со злом. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром).
- Ну, желательно было собрать побольше доказательств, потом, видите ли именно в этот момент ересь и колдовство – они начинают рассматриваться как синонимы. В 1252 году Папа Иннокентий IV официально санкционировал создание ужасающих застенок.
Многие женщины обращались к знахаркам, которые ведали секретами привлечения противоположного пола и даже продавали мазь, гарантировавшую встречу с дьяволом и полет на шабаш. Как правило, народ не очень грамотный. Но свирепствовала не только инквизиция. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет.
против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4. Целью цензуры было искоренение протестантских влияний в Европе. Эту церемонию назвали «акт веры». Это произошло в 1428 году во Франции. Целительство было редким примером одного из универсальных признаков ведьм во всей Европе.
Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Кроме того, «искали» ведьм не только среди католиков, но и среди протестантов. Более традиционны – религиозные трактовки. Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем».
Соответственно и Жанна выходила дьяволопоклонницей, то лишь, колдуньей, так, как это понятие рядоположенное. Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была возведена специальная печь для сожжения ведьм. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. Историки связывают это с тем, что именно в этом историческом отрезке экономическая модель большинства стран западной Европы перестала быть эффективной, население стремительно беднело, социальное напряжение росло. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление). Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности.
Для авторов «Молота ведьм» мужчина несоизмеримо выше женщины, прежде всего из-за ее безграничной похотливости. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах.
Даже применение самых безобидных «чудодейственных» средств с точки зрения церкви происходило не без участия дьявола. Самый известный колдовской процесс эпохи Меровингов описан Григорием Турским в «Истории франков» в 580 году после смерти сыновей королевы Фредегонды были заподозрены в колдовстве префект Муммол и несколько женщин. В следствии чего у нее перестал получаться творог. Святая инквизиция — это общее название целого ряда организаций католической церкви. Таких в следующие пару столетий были еще многие сотни. Чрезвычайная пытка, как правило, наносит существенный вред здоровью. В данном случае ведьма – своеобразная трансформация жрицы.
И вот вся эта теплая компания прибывает, объявляется две недели милосердия, во время этих двух недель каждый может сам сознаться в своих грехах, а все остальные должны доносить на своих соседей, друзей, родственников, недругов и т. д. Также на религиозной почве начались военные действия между Испанией и Англией с 1585 по 1604 годы, а позже началась «Тридцатилетняя война» в Германии. Именно там и проводилась самая большая охота на ведьм. - Но тут же еще пытки обязательны. Плюс регулярные приходы инквизитора, либо выведение на допрос, регулярные промывания мозгов и, безусловно, сами пытки, которые начинались со сравнительно умеренных и могли доходить до чрезвычайных. Осуждённых за ересь ожидали огромные публичные сжигания. Но для этого испытания обвиняемого привязывали к стулу и бросали в озеро.
На этот случай у охотников на ведьм тоже была инструкция. Только за один год он убил 16 ведьм.
Однако они здесь не причем. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». - Детей обвиняли в колдовстве, никаких возрастных ограничений не было. Главный инквизитор Испании Томас считал, что наказание еретиков единственный способ добиться политического и религиозного единства в Испании.
Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". Он объяснил, что это колдовство и это все дело рук Элисон. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. Самое же большое число людей было казнено в Германии. Так как предполагается, что только пытка может исторгнуть правду из уст допрашиваемого.
Придумали ее в начале 13 века для того, чтобы бороться с еретиками. Как бы он ни старался оправдаться, в итоге признавался в том, что связан с колдовством, а затем называл всех остальных «заговорщиков». В XVI веке в Германии женщины в среднем составляли четыре пятых всех жертв. Градация такая. - А почему нет. Обслуживающий персонал. Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола.
Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм» и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. Помыться, побриться – это все нет.
Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. Он устраивает с ней свадьбу, а другие при этом веселятся.
Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям. Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16.
Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Охоту на ведьм открыл в 1484 году Папа Иннокентий VIII, обнародовав буллу «С величайшим рвением», направленную против ведовства как антихристианской практики. Именно женщина, неспособная устоять перед очарованием дьявола, продает ему свою душу. За два столетия активного применения Статута о ведовстве королевы Елизаветы от 1563г. Это усиливало страхи людей перед «потусторонними силами» и давало толчок распространению предубеждений.
Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Только отношение к ней сложилось прямо противоположное. Повара.
Обвиняемых в колдовстве объявляли ведьмами и оборотнями и сжигали их заживо на костре. В самых клинических случаях – отправляли на костер. Даже применение самых безобидных «чудодейственных» средств с точки зрения церкви происходило не без участия дьявола.
Если жриц почитали, то ведьм нещадно истребляли. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. Пытка средней тяжести повреждает мягкие ткани.
Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии.
Он не применял обычные пытки, чтобы выбить признание у женщин, которых он обвинял. - Конечно. она была взята из кривого ребра, а именно — из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины». Еще одним причудливым следствием мифа явилось представление о сексуальной связи женщины с дьяволом.
Чтобы в этом женщина призналась, ее подвергали страшным пыткам. Офицер на корабле обвинил плохую погоду, которая стала якобы результатом колдовства. Наконец, это доказывает и порядок сотворения мужчины и женщины: «Уже при сотворении. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400.
С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. Они неясны и ныне. - А адвокатов как таковых ведь не было. Архиепископ Трира сжёг 118 женщин.
Например, в Англии инквизиционных процессов было не так много. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Члены ее постоянно трясутся". Но, с другой стороны, здесь нужно думать о двух вещах. Они и стали главными жертвами инквизиции в следующие несколько столетий.
Подозреваемую сначала просто осматривали, а потом делали уколы специальной иглой. Если она выплывала, объявляли ведьмой, если тонула, признавали невиновной. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой.
Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму. Сменить одежду – нет. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9— 14 лет. Наказания над ведьмами очень сильно росли, оговоры доносились молниеносно и донос на ведьму хорошо оплачивался. Рэйчел, сама бывшая женщиной «порядочной и достойной», была вместе с тем психически неуравновешенной: поздний брак и последующее материнство заставили её оказаться на нижних ступеньках социальной лестницы. Полный набор — осталось добавить других женщин, кричащих нелепости на всех углах и Рэйчел смело можно обвинять в колдовстве, что и произошло.
Сицилийский инквизитор пишет, что за 150 лет (XV — первая половина XVI века) в Испании, Италии и Германии было уничтожено 30 000 женщин-ведьм (притом, что эти данные, скорее всего неполные). Для этого достаточно было её «демонизировать». Это положение отразилось, в частности, в таких чертах доктрины катаров, как отрицание института брака, деторождения, проповедь полного полового воздержания (для последователей движения предусматривались разводы или, по крайней мере, полный отказ от половой жизни с супругом). Истерия под названием «охота на ведьм» захлестнула всю Европу, не обойдя стороной ни единого ее уголка. Так, некоторые историки считают, что «Молот ведьм» как кульминация борьбы с дьяволопоклонничеством был просто написан чрезмерно фанатичными схоластами. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.
По поверьям, ведьмы обладали большой силой и могли легко испортить жизнь любому человеку. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). То есть, после нее можно отряхнуться, прийти в себя и пойти, отделавшись синяками или чем-то похожим.
То есть, это уже пытка. Нарушение запрета стало караться отлучением от церкви. И у вальденсов и у катаров (обе ереси наибольшее распространение получили в XII—XIII веках) и в ряде других еретических движений женщины могли быть священниками, проповедовать и отправлять другие религиозные функции. Высокий статус женщины отражался иногда и в некоторых положениях еретических доктрин. Женщину, которая не соглашалась с судебным приговором, была признана в сговоре с дьяволом.
Охранники. Об этом нужно помнить иначе мы рискуем повторить подобные акты несправедливых приговоров. В некоторых протестанских странах появились новые законы, которые были суровее католических.
Обращение женщины за помощью к дьяволу вызвано ее ненасытностью в плотских наслаждениях. Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Если вы даже сознаетесь совершенно во всем, все равно вас будут пытать, правда, несильно. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. Пожалуй, за исключением Испании.
Сочувствие им тоже интерпретировалось как ересь. Более тяжкого преступления, чем ведовство не было. Например инквизиторам в разного рода изданиях ставят в вину чудовищную охоту на ведьм в германских землях в 17 столетии. Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе им посвященной, они именуются эпидемиями). Если женщина выдерживала жестокие мучения и не умирала от пыток, её отправляли на костёр.
Всего инквизиция сожгла, по крайней мере, 30 000 ведьм. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Почему женский элемент был столь заметен в еретических движениях.
- У меня есть одна очень хорошая версия. В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Сначала один человек подвергался пыткам. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
На теле ведьмы средневековья искали доказательство вины, называемой «печатью дьявола». В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. За год она использовалась для казни 41 человек, включая детей до пяти лет. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. Действительно, почему именно на женщин, а не на мужчин обрушился гнев инквизиции.
Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу.
Если возникло желание – вперед. Джон отказался сознаваться, зачем ему булавка и вскоре после этого он был парализован. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). 3. В Кёльне в 1627 – 1639 годах было казнено около тысячи человек. Это все граничит с ложными обвинениями и преувеличениями. Только отношение к ней сложилось прямо противоположное.
А к еретикам всегда относились исключительно жестко, так как они знают все о праведной католической вере, но сознательно ее отвергают. В колдовстве обвиняли в основном женщин. Вот что говорит по данному поводу русский дореволюционный историк С. Тухолка в работе "Процессы о колдовстве в Западной Европе в 15-17 веках": "Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9 – 14 лет. Скорее всего, общество сторонилось бы такой женщины, а потом её обвинили бы и судили. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства.
Подозрения в колдовстве могли рождаться и просто из бытовых конфликтов соседей.
.