Босх взял за основу традиционный для Нидерландов того времени тип трёхстворчатого алтаря и использовал ряд канонических тем (сотворение мира, рай, ад).
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Но что. Это было последнее произведение Босха. Карл ван Манд ер, человек, написавший историю северного искусства подобно тому, как Вазари создал историю искусства итальянского, писал о картинах Босха следующее: «удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные». Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Впрочем, не все с этим согласны.
Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. В момент создания этого собрания соотечественники художника считали своего короля (в те годы Нидерланды были частью империи Габсбургов) созданием почти столь же несимпатичным, как и адские фантомы, населяющие творения Босха. Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает главную идею – суть греха, ловушка греха и расплата за грех. Его полуобнаженное тело все в крови.
Сколько людей – столько и мнений. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). Современная психология, вероятно, может объяснить, почему произведения Босха обладают для нас такой притягательностью, но не может определить, сформулировать смысл, который они имели для художника и его современников и равным образом не может объяснить понятием «либидо» то, что осуждалось средневековой церковью как грех. Можно называть Босха еретиком, проповедовавшим своим искусством неверие или религиозным человеком с ироническим складом ума.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII века. Когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Это будет один из переходов от Рая к греху. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Босховское сотворение мира намного ближе катаризму, чем церковным доктринам.
Фонтана жизни здесь нет -- трухлявое «древо смерти» растёт из замёрзшего озера. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы. На внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на третий день творения. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Там, откуда он родом, все это обычное дело. Другие полагают, что Босх не только был «пристрастным свидетелем», но и практиковал сам. Лишь семь творений Босха подписаны. Однако чаще в его картинах видели «ужастики», приятно щекочущие нервы, то есть относились к произведениям художника примерно так же, как мы — к творениям Стивена Кинга сотоварищи.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Он подобен босховским совам, которые незаметно контролируют земную жизнь. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Антония».
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Собратья-художники тоже как будто не замечали его, да и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием. Но, независимо от всех этих мнений и оценок, сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос.
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Она смотрит прямо на зрителя. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Атрибут вполне традиционный, но в пластической системе Босха он имеет негативный оттенок.
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. В картине «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1486-1490) апостолу досаждает дьявол.
Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Начало зрелого периода творчества (1485-10) отмечено созданием алтарного образа «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос. Забудьте о метафорах и аллегориях – Босх был реалистом.
Святая Троица в его композиции масштабно доминирует над изображением сотворения мира. В определенном смысле биография Босха подобна его знаменитому триптиху «Сад земных наслаждений». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891-1976) и Сальвадор Дали (1904-1989) объявили себя его наследниками. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Это очень тонкая аллегория. Открытая правая створка— из-за обилия музыкальных инструментов— прозвана «музыкальным адом». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Вдалеке, в космической мгле, предстаёт Творец, наблюдающий за рождением нового мира. Он был внимателен к желаниям заказчика и добросовестно исполнял его капризы (особенно, если заказчик был влиятельным вельможей).
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В основном это монументальные триптихи -- «Страшный Суд», «Сад земных наслаждений».
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
На правой створке зритель видит ад. По бокам находятся другие сюжеты.
Босха собственные интересные композиции. О технике живописи Иеронима Босха. Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Бестселлер эпохи Молот ведьм. Мать Босха происходила из семьи резчика по дереву. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населённый множеством обнажённых фигурок мужчин и женщин. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
На первом плане Господь благословляет только что созданных им Адама и Еву. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Сам триптих получил название по теме центральной части, где по мнению искусствоведов изображён «Сад земных наслаждений» (1500—1510). Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
251— ум. Тогда Сатана стал подражать Богу, построив себе трон выше облаков и приказав своим ангелам переделать Землю и небо (ранее созданные Богом Отцом), придав им нынешний вид100. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
20, см. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
В его архивных документах не раз упоминается имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже создание модели канделябра. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории -- от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. XV век — мир в ожидании Апокалипсиса. Кроме того изображена только что появившаяся растительность.
Возьмем один случай. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Босх создал странное, фантасмагорическое зрелище – «Сад Земных Наслаждений». Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Легко представить, какое впечатление производил на гостей владевший картиной Генрих III, когда распахивал внешние черно-белые створки.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Творец держит книгу, по-видимому Ветхий Завет.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 года.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Он создал новый стиль с элементами шутовства и гротеска, подобные которым можно обнаружить в декоре готических построек и на полях средневековых богослужебных книг. На нем нет ни людей, ни животных. На центральном панно триптиха есть заботливое дерево, верхом на мыши и нежно держащее спелёнатого младенца, — искусствоведы назвали дерево «ложной или псевдо-Марией».
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Можно найти еще массу всяких слов. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Закрытые створки самого известного триптиха Иеронима Босха иллюстрируют библейский сюжет «Сотворения мира»: «В начале сотворил Бог небо и землю.
В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет колючая пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Он повелел и все создано». 12. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». «Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4 веке в Египте. Все. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Отто Бенеш полагал даже, что знаменитый брейгелевский рисунок Художник и знаток из Альбертины – вовсе не автопортрет, как считалось, а воображаемый портрет Босха, человека, жившего в собственном странном мире, вне времени, хотя в этом случае портрет был бы только идеальным изображением Босха, не совпадающим с его реальными чертами. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям.
Однако насчет природы видений единодушия снова нет. Кто-то норовит поставить Босху диагноз. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. В этой работе еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения. Что касается отношения Босха к алхимии – его трактуют по-разному. К примеру, французский исследователь Жак Шайи называет Босха «пристрастным свидетелем одного из важных этапов алхимического искусства». По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок.
Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Кстати, благодаря мрачному правителю Испании (которого впоследствии французский историк Жюль Мишле, «открывший» Средние века Европе XIX столетия, назвал привидением, растворившимся в мрачных покоях Эскориала) именно в Прадо находится лучшая в мире коллекция произведений этого нидерландского живописца. Маленькая однозальная выставка – отличная возможность приобщиться к году Босха, если не удалось попасть в Хертогенбос или Мадрид, сэкономив силы для изучения прекрасной коллекции берлинской галереи. Наряду с религиозными сюжетами на створках, решенными относительно традиционно (Рай с сотворением человека, Ад с его наказанием), в главных частях триптихов появляются многочисленные фантастические гротески. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения.
Мессией, антихристом, провидцем, безумцем или, может быть, всем этим сразу. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.
Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Фигура смотрит через плечо на свой зад – слишком ясный символ нечистоты греха и зловония ада. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. А надо всем – на облаке – маленький, воздевший руки Христос.
Под ним посреди темного облачного эфира только что созданная твердь. В качестве примера можно назвать сцену сотворения мира на внешних створках триптиха «Сад земных наслаждений» (музей Прадо, цв. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами.
13. Это аллегория греховной жизни людей. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир -- стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Его техника называется алла прима. Круглое отверстие в основании – знак Солнца.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены.
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексуальными фантазиями. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай.
В том числе знаменитый триптих, гениальный кошмар — «Сад наслаждений» (1510). Освещенные сферы кажутся темными по сравнению с небесным светом, который они отражают. Босх – воистину великий комбинатор.
Так что «Сад земных наслаждений» Босха изображение человечества, пойманного в ловушку своих грехов, — вещь, впитавшая атмосферу эпохи, ставшая ее символом, как, впрочем и другие произведения мастера. Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «Искушение святого Антония», «Страшный суд»). В триптихе с «Искушением святого Антония» (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный.
Эта цитата объединяет создателя с сотворенным им миром. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Так что, если эта версия и состоятельна, то разве что в качестве утешения тем мастерам культуры, которых природа обделила воображением. Другие намекают на то, что для «погружения в тему» Босх принимал рекреационные препараты. Более или менее достоверно следующее.
Однако во времена Босха кофешопов было не так уж много. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Он осуждал идеи алхимиков, но знал их. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Так видный российский психиатр Марк Бурно отмечает, что творчеству Босха свойственен «полифонический характер – своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом». Немногочисленные биографические факты свидетельствуют о том, что Босх прожил удручающе нормальную и даже скучную жизнь. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Отсутствие подробной биографии неизменно возбуждает сочинителей. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других».
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. – спрашивает он. «Извлечение камня глупости»).
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Впрочем, невсе сэтим согласны. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
И правда, кем был Босх. Единственный нидерландский участник проекта – видеохудожник Габриэль Лестер – создаст инсталляцию Земля.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Вот, собственно и всё. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Летающие рыбы. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Так или иначе исход борьбы добра и зла в целом предстает интригующе-неопределенным. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (около 1510-1515), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рейнерта».
В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Ее трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Возьмем один случай. Интересно, как воспринимали творения художника его современники. Средневековую мистику и демонологию. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов. Тема конца света (Откровение Иоанна Богослова) – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Меня зовут Лубберт Дас». Наконец, четвертый этап— очищение ингредиентов вводе, которое уподоблялось христианскому воскрешению иочищению души. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис всвое время показал, что этот странный гибрид, какимногие другие, придуман задолго доБосха. Здесь верховодит шут по замыслу, его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Алтарь распахивается и радует глаз своими красками. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Данная деталь, наряду с другими, наводит на мысль о скрытом еретическом подтексте.
Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
Поскольку ничего не известно о становлении Босха как художника, можно предполагать, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. рядом). Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Сюжет главной сцены обыгрывает старую нидерландскую пословицу «Мир — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Впрочем, она почему-то недостаточно активно дискутируется научным сообществом. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Авторство обеих работ до сих пор приписывали ученикам из мастерской художника, но к юбилею атрибуцию изменили.
Во все убыстряющемся, судорожном темпе мелькают причудливые позы, жест, объятие, мерцающее сквозь полупрозрачную пленку пузыря, которым распустился гигантский цветок перед взором зрителя проходят целые процессии фигурок – жутких, назидательных, отталкивающих, веселых. Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Босх не указывает конкретно на грешника. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Корабль традиционно символизировал церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Точная дата рождения Босха неизвестна. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой.
Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Если принять во внимания особенности эпохи, когда Босх создавал свои живописные «кошмары», то следует признать: ближе всех к истине был король Испании.
Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. У Босха алхимия наделяется негативными, демоническими свойствами и атрибуты ее часто отождествляются с символами похоти: совокупление нередко изображается внутри стеклянной колбы или в воде — намек на алхимические транстмутации. И, по идее, должна не ведать стыда. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Впрочем, не стоит пенять харлемскому Плутарху: в глазах современников ван Мандера Босха затмил Питер Брейгель Мужицкий, кого считали учеником – не непосредственным, конечно их разделяли три поколения, но духовным – Босха.
Одни произведения, еще недавно числившиеся в канонических, скажем, Извлечение камня глупости из Прадо, лишились авторства Босха, другие, приписывавшиеся мастерской, его, наоборот, обрели, музеи разобиделись и перессорились издатели каталогов и альбомов в недоумении. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). В «закрытом» виде – это скудный монохромный перечень архивных документов.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин» — алхимии, астрологии, черной магии, тайны колдунов той эпохи.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Но самое главное, он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
его самого забавляло обилие трактовок и смыслов, которые вкладывала в его работы публика. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. На нем тиара папы римского. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего – в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи, В многоплановом-творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения, То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность к народной культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Достоверные факты скупы. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Но об этом говорили редко. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Босх вышел из этой ситуации специфически. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Персонажи картины предстают в гротескно фантастическом облике: у женщины, наблюдающей за процедурой, на голове книга, у врача — воронка.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. В христианском вероучении это — Бог Слово Иисус. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Из тёмной влаги выступают очертания суши. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Казалось бы, удивляться тут нечему, но это не так: в коллекции Музея Северного Брабанта ни одного Босха нет.
Это – третий день творения. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте.
Они напоминают о герое тогдашнего народного сказания, пытавшемся поумнеть именно таким способом. Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли был еретиком. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии – их общий неисчерпаемый источник образов. Но очевидно, что теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, являются абсолютно анахроническим способом расшифровки картин нидерландского живописца.
Это правдоподобная версия – многие художники пытаются добыть золото посредством химических реакций между холстом и красками (магическим эликсиром тут иногда выступает талант, а иногда – ушлый арт-дилер). Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. С другой стороны, ощущение греховности всего происходящего не покидает зрителя, -- и художник не стремится непременно расставить все точки над «i», демонстрируя земную жизнь как космически-грандиозное противоречие.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. dhwes— «дуть, дышать дух»). Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Юный Иоанн, нежный профиль которого рисуется на фоне горы, словно весь превращен в слух, стараясь точно записать слова Откровения, диктуемые ему ангелом. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
подвержен меланхолии и депрессии, вызванным боязнью ада и дьявола. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Его кошмары реальны. Это вообще был тренд в то время.
Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. В 1478 году умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Так фрагмент центральной части с любовниками в стеклянной сфере, мог символизировать грехопадение, мог показаться пропагандой учения адамитов или его критикой, мог быть прочитан как алхимическая аллегория, а мог быть и просто иллюстрацией к старой нидерландской поговорке: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Да что сфера изображение обычной рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста, а также намекать на голландские пословицы: «Большая рыба поедает маленькую» или «Каждая селедка на своем хвосте висит». И это не считая тех случаев, когда рыба означала рыбу. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность к народной культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
И их множество обладает определенной системой. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Отшельника Антония (род.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. Священное писание. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва св.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Целое столетие самым популярным сюжетом европейского искусства (за пределами Италии) был «Danse Macabre» («Пляска смерти»)— изображение кошмарного хоровода мертвых и живых.
Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Не случайно испанский король распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции — Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Ученая саранча. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Апокрифы. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. На правой створке изображён ад.
И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). И даже Игорь Фёдорович, да. Центр растянутых на весь год празднований – небольшой голландский город Хертогенбос. Именно здесьродился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого во всём мире знают под псевдонимом Иероним Босх. Но в городском архиве сбереглись скудные сведения о ней.
В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. 11. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Босх был «полиглотом», универсальным переводчиком на любой язык.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. 1505, Берлин, Государственные музеи). И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии — их общий неисчерпаемый источник образов.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Меланхоличное древесное чудище, в чреве которого пирует веселая компания. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Мать его была дочерью портного. 15.
В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Впрочем, это явно не про Босха: Иероним удачно женился на богатой и работал не ради денег. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Композиции Босха, особенно такие как «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена» подобны каким-то невероятным алхимическим лабораториям, полным роящихся метаморфоз. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад».
К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Благочестивый отшельник святой Антоний подвергается всем возможным испытаниям и мукам, которые только способно было изобрести воображение Босха. В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор иногда говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Человека окружали напоминания о бренности всего сущего.
Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Не забывая притом оставить интригу – чтобы, разгадывая ребус, влиятельный вельможа мог остаться в дураках. Иконографическое решение «Сада земных наслаждений» было отчасти продиктовано религиозным содержанием, но также было рассчитано и на мощный визуальный эффект.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку надругой, даимы ничего незнаем оприсутствии адамитов вХертонгебосе. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). также рис.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Спустя четыре столетия после его смерти художники-сюрреалисты «пожаловали» Иерониму Босху титул «Почетный профессор кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья исполненное волшебства и чертовщины». ок.
Жизнь его протекала внешне спокойно. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее.
600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). 14. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Считается произведением зрелого Босха.
Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Рассматриваемая композиция — первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
схему 2). Босх редко изображает Иегову-Сатану в образе человека.
Его Земля, по описанию Босха, была творением зла с момента создания. Триптих условно назван по главной его части, где изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный Сад Любви, занимающий срединное положение между раем на левой створке и адом на правой красочная пестрота, жеманная манерность, свойственные придворным гобеленам, в плавном спиралевидном ритме преобразуются в чувство вольного парения духа, с птичьего полета созерцающего услады плоти (множество внешне скабрезных мотивов, как в народном свадебном фольклоре, слагаются в гимн природной гармонии между человеком и мирозданием). В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. На это намекают чаши с вином и перевернутый кувшин.
В Босхе пользователь верхом на летучей рыбе парит по Саду земных наслаждений, сталкиваясь с разнообразными его обитателями – то с единорогом, то с Иисусом, то с адским монстром. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Прогневив Отца своей непокорностью, он был изгнан из Царства света.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Картина «Извлечение камня глупости» представляет фольклорную линию в творчестве художника. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). А вот американский уфолог Джордан Хардс считает версию ван Хооссе недостаточно обоснованной.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Сюжет главной сцены обыгрывает старую нидерландскую пословицу «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
Все же это были люди другой психологии. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Босх— воистину великий комбинатор. Это один из его любимых сюжетов -- «Искушение святого Антония» (Приложение 3), где отшельника осаждают дьяволы.
Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Повествование открывается сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в верхней части левой створки).
Такими они считаются и сегодня. 20). Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил).
Уже зрелым Босх создал «Воз сена» – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Победителем-учеником. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге — символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Нет никаких сомнений в том, что Босх был сведущ в алхимической теории, по крайней мере, осведомлен об основных ее понятиях. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники.
И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски.
Тем более странно, что в произведении Босха над Землей изображен Иегова, а не Христос. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений» нередко называют «алхимическим садом» : тут и изобильная астрологическая символика и совокупления в стеклянных сферах (читай колбах и ретортах) и непременный «Фонтан юности» – собственно алхимический контекст ни у кого не вызывает сомнений.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Поныне мир Босха загадочен и полон тайн. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Орел (типичный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет своего хозяина. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. ил.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Там же и умер в 1516году. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Там были собраны самые большие коллекции его полотен.
Ночто. Чернокнижником и алхимиком. О нем вообще мало что известно.
Правда, в конце XVI столетия именно испанские богословы «обвинили» творения Босха в ереси, но затем оправдали их. Известно, что семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и его брат, четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему брату Госсену (в 1478г. ). По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Лишь у души есть шанс на спасение.
Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха.