Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Воробьева. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Мастер смело экспериментировал. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Эту технику художник освоил еще за границей. Крамским. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Характерна в этом смысле «Рожь». Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Не закончив учёбу, он вернулся домой.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Что впереди. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
Так в реальной жизни не бывает.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Шишкин стремился к другому. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В 1860-х гг. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Картина Полдень. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. У него были какие-то свои трения с Савицким. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Да и сама жизнь требовала этого. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Лес выглядит небольшим и просторным. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Ничуть не бывало. Биография художника зашифрована в его творениях. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы.
Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Его картина поет. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. В них нет политики и социальной направленности. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). У работы было очень много положительных отзывов.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Это была ювелирная работа.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Крамским. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Медведей написал Савицкий в самой картине. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Мрачное настроение. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. художественная галерея) и другим. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». География работ Шишкина чрезвычайно широка. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Здесь исчезла всякая таинственность. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
«Утро» полностью лишено всего этого. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Богато нюансирован цвет. В частности, русских лесов. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Окрестности Москвы. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Это очевидно. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. — Ср. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Так писались и «Сосновый бор.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Весной 1862 года вместе с В. И.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Там будущий художник скучал. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Тогда только картина будет выглядеть достоверно. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Их он стремился передать как можно конкретнее.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В окрестностях Москвы» (1869). Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
Много работал Шишкин и за границей. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Это несомненно. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало.
Сосновый бор». Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Все сковано морозом и погружено в тень. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Первое место занимает Шишкина Рожь. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Отец не стал настаивать. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Здесь его творчество расцвело. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. А их было немало. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Лесной пейзаж кажется необъятным.
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Васильева.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Каждое дерево обладает своим «характером». На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником».
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкин Иван Иванович – известный русский художник-пейзажист гравёр-аквафортист академик и руководитель пейзажной мастерской. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Воробьев.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Густые кроны бросают на них тень. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
К ним относятся Уголок заросшего сада. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали. Шишкин работал много, ежедневно и тщательно.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Случайность. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкин сдержан и величественен.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». К ним относятся Уголок заросшего сада.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.