Его картина поет. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Сосновый бор». С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии.
Все сковано морозом и погружено в тень. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Жил преимущественно в Петербурге.
Это была ювелирная работа. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
Ничуть не бывало. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).
В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Уже в 1872 году в письме к Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место и значение этого художника для русского искусства:. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Лес выглядит небольшим и просторным.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Васильева. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ).
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Там будущий художник скучал. Здесь его творчество расцвело.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Первое место занимает Шишкина Рожь. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Однако трактованы они с большей живописной свободой. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Это очевидно. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Воробьева. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Много работал Шишкин и за границей. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Крамским. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего.
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года.
Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Мрачное настроение. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. — Ср. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Как и многие художники того времени, он понимает, что перед живописью теперь стоят иные задачи, требующие отступления от жестких рамок академической живописи. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Характерна в этом смысле «Рожь».
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Здесь исчезла всякая таинственность. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь.
Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». В академии его картины одна за другой награждались медалями. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Да и сама жизнь требовала этого. Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Случайность. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. художественная галерея) и другим. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. В них нет политики и социальной направленности. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Каждое дерево обладает своим «характером». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Лесной пейзаж кажется необъятным.
В таких картинах, как «Полдень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Шишкин сдержан и величественен. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Богато нюансирован цвет. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Биография художника зашифрована в его творениях. Картина Полдень. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. Отец не стал настаивать.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В окрестностях Москвы» (1869). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В 1860-х гг.
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Шишкин Иван Иванович – известный русский художник-пейзажист гравёр-аквафортист академик и руководитель пейзажной мастерской. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Мастер смело экспериментировал.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. География работ Шишкина чрезвычайно широка. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. Это несомненно.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Его репутация была безупречной. Весной 1862 года вместе с В. И. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. «Утро» полностью лишено всего этого.
«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. У работы было очень много положительных отзывов.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью.
Их он стремился передать как можно конкретнее. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. А. Беггров, в 1884—1885годах издал в двух сериях сборник 24фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». К ним относятся Уголок заросшего сада.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Шишкин стремился к другому. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Медведей написал Савицкий в самой картине.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Густые кроны бросают на них тень. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера.
Что впереди. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Ее иногда называют картиной-завещанием. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Чувствуется глубина оврага, глушь. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Иван Шишкин умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Окрестности Москвы. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Так писались и «Сосновый бор. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Эту технику художник освоил еще за границей. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.
К ним относятся Уголок заросшего сада. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Не закончив учёбу, он вернулся домой.
А их было немало. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Так в реальной жизни не бывает. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.