За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. В ту же ночь Валтасар погиб (Дан. 5:1—31). В это время, по случаю праздника, они плясали и веселились. Получается, что он и есть тот самый Мидянин, который «принял царство» после смерти Валтасара. Он был, наверное, огорошен полной и почти бескровной победой Кира.
Валтасар (Бальтазар, аккадское Бел-Шару-Итцур) – согласно Библии, сын царя Вавилона, Навуходоносора II. да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего. Такая деятельность, однако, не нравилась могущественному жречеству Вавилонии. Библейская книга Даниила говорит, что Валтасар пировал, даже когда персы готовились штурмовать город, но этот рассказ несправедлив к несчастному полководцу.
Персидский царь отвел реку. Никто из призванных мудрецов не мог разгадать значение этой надписи тогда был призван Даниил, который разъяснил ее в том смысле, что «исчислил Господь дни царства Валтасара и кончил его, что он и его деяния взвешены на весах и найдены легковесными и что, наконец, его царство будет разделено и отдано мидянам и персам». Врачи ничем не могли помочь Роберту.
Лабаши-Мардук вскоре был убит, период двоевластия закончился. Так в этой истории появился и пророк Даниил, который взялся навести ужас на Валтасара, поселив в его сердце сомнение и неверие в собственные силы. Хотя признаков того, что против Вавилона готовится война, было предостаточно. Возможно, что по причине вторжения персидских войск он был вынужден срочно вернуться в Вавилон. Как пишется в Книге пророка Даниила: «Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан. Последний царь Вавилона Валтасар устроил для своих вельмож роскошное пиршество.
5:30-31). И оттого переполнилось гордыней сердце его, стал он дерзким и надменным. Набонид был, по-видимому, хорошим человеком, но оказался на редкость плохим царем. Дело в том, что после смерти великого властителя в Нововавилонском царстве началась смута. Чтобы упрочить свои позиции, он срочно женился на вдове Навуходоносора — царице Нитокрис.
Между тем, в упомянутой выше клинической летописи дело, по-видимому, представляется иначе. А сын великого царя по имени Бэл-шар-уцур (в библейской традиции известный как Валтасар) официально стал его пасынком. наступил финал.
Но стоит заметить. Как мало знания сердца показал в этом деле твой отец. Валтасар оказывается лицом к лицу с Гобрием и его вооруженными воинами.
Но Валтасар полагался на крепкие стены и воинов, занявших их. Они захватили бы персов, как рыбу в верше. В воздухе появилась рука, которая написала на стене какие-то таинственные письмена. Вот таким образом они не обращали никакого внимания на осаду. Царская власть едва ли вообще интересовала его сама по себе. Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. Но Валтасар привык обладать верховной властью. Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет и разум и высокая мудрость найдена в тебе.
В истории не зафиксировано ни одно из его деяний — ни хорошее ни плохое. Очевидно их и не было. Валтасар был охвачен ужасом, так как совесть начала его обличать. — последний вавилонский царь имя которого упоминается в библейском рассказе о падении Вавилона (Дан., V, 1-30). Награды отдай другому. Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога.
Вавилон не был готов к нападению из-за религиозного праздника (7. 5. 20-33). 5:5). Несмотря на то, что у них был крайний недостаток в оружии, они продержались там в течение четырех месяцев, так что «Кир вошел в Вавилон в третий день месяца арахсамну», то есть в октябре или ноябре. Всё это время фактическим правителем был Валтасар, оставаясь, однако, лишь царевичем. В библейской легенде рассказывается, что в ночь взятия Вавилона персами Валтасар устроил пир (валтасаров пир).
Они застали его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Может, это предчувствие беды. Это был сильный ход сразу по двум причинам. Все народы, люди и языки испытывали страх и трепет перед властью, какой он его наделил.
Было ясно, что это какое-то послание от высших сил. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют аБога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. Наступило утро, а с ним и ужасная перемена.
«Он улыбнулся, – пишет она в дневнике, – и с трудом обнял меня. А надпись я прочту и объясню ее значение. Дюжина всегда открытых ворот обеспечивала доступ к подножию зиккурата. А до того как совершить это предательство, Угбару управлял провинцией под названием Гутиум, что является одним из старых имён Мидии. 5:21–28).
И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. – А. О. ). Сосуды были захвачены во время разорения Иерусалима отцом Валтасара — царём Навуходоносором II.
10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. 5:4). Даниила, ни историческим надписям, но, наоборот, вытекающие из них, мы можем всё-таки почерпнуть из нее: во-первых, согласно книге Даниила, Валтасар представлен последним вавилонским царем согласно же клинописным таблицам Бельшарусур (этимологически тождественный с Бельшацаром) действительно является сыном последнего царя а во-вторых, сын Набонида, как это недавно было установлено, действительно погиб при взятии персами Вавилона, что отчасти соответствует и библейскому рассказу гибели Белшацара. Да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего. Однако между упомянутым Belscharusurом и Бельшацаром, цитируемым в кн.
Самое имя Валтасара, как упоминаемое в одной только Библии и его положение в ряду вавилонских царей было предметом многочисленных ученых споров. Лабаши-Мардука поддерживали военные круги в память о заслугах его отца. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
– А. О. ). Мою любовь он унес собой». В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Согласно его преданиям, Кир и Дарий исполняли обязанности привратников царского чертога. Так был взят Вавилон в первый раз». Неприемлемо также предположение, которое рекомендует понимать в соответствующем месте под словом не «отец», а «предок» Валтасар, хотя грамматически это вполне допустимо.
Они захватили бы персов, как рыбу в верше. теперь мы нападем на них в тот момент, когда многие из них спят, другие пьяны и никто не соблюдает никакого порядка.
Царь. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей и отлучен был от сынов человеческих и сердце его уподобилось звериному и жил он с дикими ослами кормили его травою, как вола и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.
Привратники же, вспомнив, что им приказано никого не щадить, даже если бы кто-нибудь назвал себя царем и в точности исполняя приказ, схватили первую попавшуюся тяжелую вещь, которая оказалась частью священного канделябра и ею убили своего повелителя. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Вавилонские мудрецы не смогли их прочесть и истолковать. С историей Валтасара связывается еще один вопрос. Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства.
Даниила, существует явное несоответствие как в лицах, так и во времени. Из дневника Клары Шуман за 1854 год. Вот таким образом они не обращали никакого внимания на осаду. То ли ему посоветовал ктото в его трудном положении, то ли он сам понял, что ему нужно делать, только Кир поступил так.
Царь начал говорить и сказал мудрецам вавилонским: «Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу и золотая цепь будет на шее у него и третьим властелином будет в царстве». 5:1-4). Поражение при Описе не оставляло никакой надежды сыну Набонида. Он с энтузиазмом откапывал древние клинописные таблички и тщательно их реставрировал. Почести воздай другому. В библейской версии имеется масса несоответствий с реальной историей.
Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Два дня спустя персы овладели Вавилоном. Бога же твоего, в руке у которого дыхание твоей жизни и все пути твои, не прославил. Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень лёгким «Перес» — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.
Он вел свои войска так хорошо, как мог и погиб в схватке за стенами города. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. Тогда внезапно появилась в чертоге рука, которая написала на стене неведомые слова: «Мене, мене, текель упарсин». А вслед за этим на него обрушилась смерть одного брата и нежно любимой жены другого, Розалии. Тогда вошла в чертог царица-мать – мудрая египтянка Нитокрис – и так сказала сыну: «Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов пусть призовут Даниила и он объяснит значение» (Дан.
Но это его уже не спасло: «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан. То, как пророк описывает состояние страха, охватившего царя, не является преувеличением. Находившиеся при нем люди также погибли. На «голубом авеню» находился храм богини Иигтар, одно из пятидесяти трех святилищ города, посвященных великим богам. Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекою.
Ввиду этого некоторые отождествляли В. с Набонидом (см. Итак, город действительно был взят быстро и внезапно (пункт 9 выводов из пророчеств), что не ожидали сами вавилоняне и чего не мог предугадать и Кир, разглядывавший еще накануне неприступные стены и башни столицы мира и приготовившийся к осаде (пункт 15 выводов из пророчеств), но которая не понадобилась. Как же такое может быть.
Так был взят Вавилон в первый раз». Город находился в состоянии всеобщего опьянения (пророчество 12) и достался персам без боя, которые легко истребили дворцовую стражу и беспомощного царя Валтасара (пункт 8 выводов из пророчеств). В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки».
Лучшие кедровые стропила, привезенные из Ливана, пойдут на укрепление крыши Эсагила. Многочисленные цитаты из Пророков, даже не имевшие в виду именно Валтасар, агадистами относились к нему и его непосредственным предшественникам так, слова Амоса: «Подобно тому как человек, убежав от льва, попадет в лапы медведя» истолковывались в том смысле, что лев — Небухаднецар, а медведь, такой же жестокий, хотя и не столь храбрый зверь — Валтасар (Esther rabba, введение). Что касается Набонида, то рассказы о его судьбе тоже расходятся. «Иеремия, вероятно, ошибся, — рассуждал тогда Валтасар, — ибо срок, указанный им, уже наступил и прошел но так как евреи еще не возвратились на родину свою, то, по-видимому, они туда больше и не возвратятся».
Первый был сыном вавилонского царя Набонида, но никогда самостоятельно не правил и, как полагают некоторые, в лучшем случае состоял соправителем отца (что, впрочем, отчасти явствует и из текста вышеприведенных «Набонидовых аннал»), тогда как второй определенно назван у автора книги Даниила последним вавилонским царем и сыном Небухаднецара. Однако в ту же ночь Валтасар был убит и «царство принял» «Дарий мидянин». Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами.
Мидраш детально описывает смерть Валтасара. Рациональное объяснение этому даёт древнегреческий «отец истории» Геродот, который спустя примерно 100 лет после вавилонских событий описывал, как воины Кира отвели воду из русла реки Евфрат и по нему тайно вошли в город. Новый завоеватель стяжал себе бессмертную славу другим простым проявлением доброты.
Историков долго занимал вопрос, как так вышло, что сильный и отлично укреплённый Вавилон был взят персами без боя (об этом свидетельствуют все источники). А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы.
Но они не могли объяснить мне этого. Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. — Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому. На самом деле, Навуходоносор был дедушкой Валтасара. Набонид был женат на дочери Навуходоносора— следовательно, Валтасар был внук этого царя и в торжественной речи мог называть себя просто сыном его.
В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит (Дан. и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных (Дан. Я никогда этого не забуду. Она писала «на извести стены чертога царского» перед взором царя.
Когда Даниил явился перед царем, его спросили, не из пленных ли он сынов Иуды. Он сказал: «Отдай другому твои почести». На самом же деле и Валтасар знал это, Иеремия предсказал, что изгнание евреев продлится не более семидесяти лет «Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие».
Тайна беззакония взяла полный контроль, скрывшись под внешним золотым блеском. Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Сама Библия в II кн. Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Друзья пишут, что он уже пробовал лечить душевные раны вином.
Вавилония). Возможно, что это не просто красивая притча, а описание вполне конкретного события, которое действительно произошло на пиру у Валтасара. Валтасар (библейская форма имени Белшарусура) (убит в 539 до н. э. ), сын последнего вавилонского царя Набонида. Но Набонид стойко игнорировал то и другое.
Многие наверняка слышали загадочную фразу «мене, текел, фарес (перес)» или «мене, мене, текел, упар-син». Мифы Греции в более поздние времена являлись лишь повторением вавилонских. Жрецы Мардука испытывали ревность и это послужило одной из причин катастрофы.
Предсказание сбылось. За такие печальные предсказания Валтасар приказал, впрочем, возложить на Даниила багряницу и золотую цепь и провозгласить его «третьим властителем в царстве». В этой надписи каждое слово содержит в себе приговор. Однако многие исследователи считают, что на самом деле персам помогли не силы природы, а жрецы, которые от всей души желали поражения унизившим их Набониду и Валтасару. Теперь же персы предстали перед ними неожиданно.
Таков был страшный конец пира, а вместе с ним и падение Золотой Вавилонской империи. Нет, моя Клара, я теперь ничего больше не боюсь.
Они были осквернены под шум буйного веселья, смешавшегося с гимнами языческим богам. Геродот, в свою очередь, подробно описывает самую осаду Вавилона и ту военную хитрость, которая употреблена была Киром для взятия неприступной иначе столицы. Нет больше смысла оберегать этот народ и его священные сосуды. Но чем тише становится в природе, тем громче крики на улицах и ярче огни.
Тогда исполняющий обязанности царя приказывает узнать, в чем дело. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». По мнению Tiele, Валтасар был правителем Ура возможно, что царь Набонид известный своей религиозностью, в данном случае имел в виду культ бога луны, который особенно почитался в Уре и которому он сам придавал огромное значение. Когда же он захотел обратно вернуться к себе, стража уже не пустила его.
Сюда были включены евреи, большие группы которых сразу же вернулись в Иерусалим. На 17-м году царствования, в 539 до н. э., Набонид вернулся из Теймы для организации обороны против персов, планировавших нападение на Вавилон. Валтасар же никогда этого титула не носил. 5:26-28 30). В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин».
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1 – 30). Пророческий стих Исаии (14, 22): «И Я восстану против них, говорит Господь Саваоф и истреблю имя и след Вавилона и сына и внука, говорит Господь», — они относили к упомянутым трем царям вместе с царицей Вашти (Esther rabba, там же). По другой — тоже был убит, причём лично Угбару. Но это выражение можно понимать и в том смысле, что Кир без битвы подступил к Вавилону.
5:25-28). Прошение. Кир тоже разделил своё войско. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей., Халдеев и гадателей царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: «кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу и золотая цепь будет на шее у него и третьим властелином будет в царстве».
Наиболее ясные намеки на имя Валтасар в вавилонской литературе заключаются в двух надписях Ура (или Набонида) и в так называемых «Набонидовых анналах», являющихся особенно ценными материалами для истории падения Вавилона и возникновения персидского могущества. Все места Талмуда и Мидраша, посвященные Валтасар, рисуют его жестоким гонителем евреев. Неожиданность полная. За это послана тебе от Него рука и начертана эта надпись.
За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия. Ситуацию усугубили несколько неурожайных лет подряд. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Она гласила: мене, мене, текел, упарсин.
В этот момент и произошло событие, ужасно напугавшее как самого царя, так и его вельмож. Собственно в «Анналах» название Belscharusur не встречается там дается только указание на царского сына, однако, очевидно, речь идёт первенце и наследнике престола.
И должен он был жить среди онагров, жрать траву, как вол.
Интересно, впрочем, отметить, что в одной халдейской легенде (сомнительной даты), приведенной у Абидена, последний царь вавилонский также назван сыном Навуходоноссора. Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено исчислено, взвешено, разделено»— и расшифровал их как послание Бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. Однако почему же в Библии написано, что Вавилон захватил «Дарий Мидянин». По словам ее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в открытом поле, «без битвы спустился в Вавилон» в шестой день месяца таммуза (то есть июля). 8:1, 2, 27). вошли в Вавилон (пункт 16 выводов из пророчеств.
Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним (пункт 8 выводов из пророчеств. Пророк отказался от награды, но согласился прочитать письмена. 50:43 51:31).
Так что последним царём Вавилонии был именно Набонид. Итак, клинописный документ по меньшей мере не противоречит рассказу Геродота.
до н. э. Они застали его здесь и убили. В этом случае все считалось произошедшим по закону.
Валтасар ничего не построил, не совершил ни одного военного похода.
Ему незачем объяснять мне, какое ты сокровище. — Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи. По одной версии, он закончил свои дни в почётной ссылке на юге современного Ирана. Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру, он святотатственно использовал на нём для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иерусалимского храма.
Тут воины, шедшие с Гобрием и Гадатом, обнаружили, что ворота дворца заперты. Быть может, то была экспедиция за древностями. Он принял участие в праздновании Нового года (Акиту). Царь.
Не исключено, что новое персидское имя Дарий он принял как символ своего «перерождения» на службе Киру. Во время этого праздника жрецы имели возможность открыто заявить о немилости богов к правителю и избрать вместо него нового.
Пиры Валтасара, валтасаров пир – пир, веселье накануне неминуемой беды. Царь изменился в лице, сердце его ослабело, его охватил великий страх и «колена его стали биться одно о другое».
Бог высочайший даровал отцу твоему царство, мощь, честь и славу. На этот счёт есть интересная теория.
Царь Валтасар чрезвычайно встревожился и вид лица его изменился на нем и вельможи его смутились». Вода из реки устремилась в канал, а оттуда в глубокое озеро.
Поднялись шум и крики, которые услышали во дворце. Сообщения же Валтасаре, приведенные в «Набонидовых анналах», ясно указывают, что он жил в северной Вавилонии и был главнокомандующим всех вавилонских войск, тогда как его отец Набонид, живя в Теме, очевидно, совсем сложил с себя заботы об управлении государством и всецело отдался любимому занятию — религиозной археологии. 5:5–6).
«Царь и вельможи его, жены его и наложницы его, — сообщалось в Библии. — Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных». Навуходоносор отдал ему последние силы и богатства. Хотя при своём приемном отце он был окружён почётом и занимал самые высшие должности.
Он забыл о своем хвастовстве и пире. Возможно, Даниил это принял для того, чтобы лучше подготовиться для служения интересам своего народа в период перехода к следующему царству. В 553г.
Ворота дворца распахиваются, охрана отбивается. Вот ее слова: «Мене, мене, текел, уфарсин». Сердце было испорченным.
– А. О. ). Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания и болезни и отчаяния».
Что касается, наконец, того, что Валтасар называется сыном Навуходоносора, то это просто объясняется известной особенностью еврейского или вообще восточного склада мысли, по которому отцом называется не только действительный отец, но и дед, прадед и даже отдаленный предок (подобно тому как Христос называется сыном Давида, всякий еврей считается сыном Авраама ит. д. ). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром (см. Во-первых, в такой ситуации царя невозможно было свергнуть «заочно». Срок прошел, отныне у иудеев нет никаких шансов на возвращение на родину. Ведь сегодняшней ночью весь город предается разгулу (пункт 12 выводов из пророчеств.
Кроме того, Набонид долгое время провёл вне пределов Вавилонии, покоряя новые земли. Теперь же персы предстали перед ними неожиданно. Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Написанное же прочту и объясню, но перед этим выслушай меня, царь и господин. Я почти не находил признания. Художник изобразил фразу не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца.
Доктора запрещали им встречи и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить. 51:8) и что его князья, военачальники, воины будут в состоянии опьянения, так как в Вавилоне в это время будет идти огромный пир (Иерем.
они двинулись в путь. «Книга Пророка Даниила», написанная тремя веками позже, также содержит описание пира Валтасара: «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
И кто это вообще такой. Можно себе представить, какой бы страшной оргией закончился пир, но. Предсказание Иеремии оказалось ошибочным. — Дары твои, царь, пусть останутся у тебя.
Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет и разум и высокая мудрость найдена в тебе. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение. Между тем Кир испытывал затруднения: времени уходило много, а дело нисколько не двигалось вперед. А затем и вовсе отправился на завоевание Аравии, оставив на своём месте Валтасара.
Отчасти из-за того, что Набонид вступил в конфликт со жрецами храма Мардука (царь будто бы вмешивался в религиозные вопросы), а отчасти из-за своего длительного и загадочного пребывания в городах Аравии и «неподобающего» царю поведения в момент угрозы нападения Кира Набонид стал в глазах жрецов «сумасшедшим царем Вавилона». Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию. Он даже не упустил возможности маленькой личной выгоды.
После этого Даниил перешел к истолкованию надписи.
Но река пересекает город из конца в конец. Кроме того, в «Киропедии» (4. 6. 3) Ксенофонт называет сына Набонида царём, отмечая, что этот царевич правил в Вавилоне, когда Кир готовился к штурму города. Он забыл о своем достоинстве и стал громко кричать, чтобы его астрологи и гадатели объяснили значение этой загадочной надписи. Библейский рассказ предполагает (хотя точно и не заявляет об этом), что Вавилон был осаждаем и взят силой (или хитростью), так что защищавший его Валтасар погиб в ночной стычке с неприятелем. Царь вел праздную жизнь.
Впрочем, царём Угбару все же не был. Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет». Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, мене, текел, упарсин».
И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его. На одном из этих цилиндров имеется большая надпись, в которой Набонид обращается к богу луны со следующей мольбой: «продли мою жизнь на многие годы и (также жизнь) Бел-сар-усура, моего первородного сына, происшедшего от меня». Вавилон был взят. Насмерть перепуганный Валтасар призывает для расшифровки надписи Даниила, который и дает объяснение: Вот и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким ПЕРЕС – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
—Оставь дары свои у себя. Взяв небольшой отряд, он кинулся в погоню за беглецом. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. И только короткая стычка дворцовой охраны с захватчиками нарушает пиршество. Главным проектом, который вызывал бурю возмущения, было восстановление старого храма Сина — бога Луны из шумеро-аккадской мифологии. Тогда царь изменился в лице своем мысли его смутили его, связи чресл его ослабели» (Дан.
Здесь они были осквернены нечестивыми устами, пившими из них вино и славившими «богов золотых и серебряных, медных и железных, деревянных и каменных». О том, что Валтасар носил царское звание, сообщает и Книга Даниила и клинописная табличка, в которой утверждается, что Набонид «доверил царство» старшему сыну перед паломничеством в Тейму3. Он даровал ему царство, величие, честь и славу. С другой стороны дороги для процессий, со стороны Евфрата, возвышался «храм с высоко поднятой головой» под названием Эсагил, также посвященный Мардуку. Персидский царь Кир II Великий к тому моменту уже покорил всю Малую Азию и не собирался останавливаться на достигнутом.
Набонид из Халдеи был обрадован новыми событиями.
«Вавилонские хроники» сообщают: «Серебро, золото, драгоценные камни, бронза, ценные породы дерева, все дорогое в неимоверном количестве находки, принесенные с гор и из морских глубин, бесчисленные ценности, дорогие подарки — все это я привез в мой город Вавилон и разложил перед ним Я сделал так, что стены Экуа, часовни Мардука, Энлиля богов — светились, как солнце. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.
Бога же, в руках которого дыхание твое и все пути твои, ты не славил. Этот храм назывался Эхулхул и давным-давно, при древних владыках Ассиро-Вавилонской империи был одним из самых почитаемых и привилегированных Жрецов-халдеев восстановление его прежнего значения, разумеется, не устраивало. Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Цар., 25, 27, называет преемником Небухаднецара не Валтасар, но Эвиль-Меродаха. Но стены у Вавилона были надежными.
— Царь, вовеки живи. Собственно, встреча произошла намного раньше, «я разучивал ля-минорный концерт, а ты малевала буквы, пытаясь писать и часто взглядывала на меня». Дан. Так же, как и Геродот (I. 292), Ксенофонт сообщает, что объединённое войско мидян и персов отвело воды реки Евфрат с помощью специально прорытых каналов и это позволило ему проникнуть в город.
Таким образом падает предположение, что Валтасар был сыном или потомком Небухаднецара. Как только воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись внутрь и, преследуя и избивая врагов, устремившихся обратно во дворец, добрались до царя. В той же летописи, далее, рассказывается, хотя и довольно неясно, что со стороны Вавилона была самозащита, выразившаяся в отпоре каких-то «мятежников гути», которые перед победителем заперли ворота Бит-Саггату, то есть огромного укрепления, в котором находился царский дворец.
Однако никто из придворных мудрецов не мог разобрать букв и уж тем более понять смысл написанного. Если бы это действительно было так, он никогда не заставил бы Даниила возвестить (этому) вавилонскому монарху гибели (его) царства и переходе (его) в руки персов и мидийцев ибо это явно противоречило бы историческим фактам. Для этого им оставалось лишь запереть все ворота, которые вели к реке, а самим занять набережные, тянувшиеся вдоль берегов реки. Вот их значенйе. Продвигаясь как можно быстрее, они подошли, наконец, к царским дворцам.
и пили из них царь и вельможи. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра.
Библия и не называет этим титулом Дария Мидянина. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. 5:11–12). С этого момента Вавилонская империя перестала существовать. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн.
"В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30). Что же до непосредственно огненных букв на стене, то давно известно, что жрецы в древности нередко использовали при проведении обрядов всевозможные спецэффекты, в том числе и с использованием пиротехники. Он разрешил ссыльным в Вавилоне вернуться на родину. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.
К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. Прочитал надпись иудейский мудрец Даниил. Так что жрецам приходилось терпеть, стиснув зубы.
Говорят, в Вавилоне было сто восемьдесят других мест, где праздновался культ богини любви. Странная песня в медовый год да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». После этого Валтасар уже знал, что обречён. Замысел этот можно осуществить только малым числом солдат.
И всюду назначал новых жрецов. Ксенофонт несколько раз повторяет, что после падения Вавилона был убит и его царь, хотя не называет конкретного имени. «В королевский высший апелляционный суд города Лейпцига. Мы годами ежедневно проводили вместе многие часы, благодаря искусству и духовному сходству сердечно срослись.
Итак пусть призовут Даниила, – и он объяснит значение». Мене – «исчислен», текел – «взвешен», упарсин – от корня перес – «разделен». Несмотря на свои тайные опасения и чтобы успокоить опасения друзей, Валтасар организовал в своем дворце пир, воспоминание о котором мы находим у Геродота: «Оказалось, что для них (вавилонян) это был праздничный день, они плясали и предавались всяким удовольствиям». – А. О. ). В 539г. Валтасар же с большим гарнизоном остался оборонять Вавилон.
«И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Во время пира на стене появились пророческие слова ("Исчислено, Начертано, Предрешено"), которые сбылись утром – Вавилон взяли персы. Затем, оставив Валтасара защищать Вавилон, Набонид во главе своего войска выступил на север навстречу армии Кира. Господь, считая это правление слишком долгим, положил ему конец, сказал Даниил. Самые низкие формы поклонения практиковались в этом царстве со всей его внешней славой. Мене — исчислил Бог дни царства твоего и определил ему конец.
– А. О. ). Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния. На последнем этаже находилось святилище бога Мардука, покрытое голубой эмалью. Июнь 1839 года. И Кир велел построить много башен на земле, насыпанной из котлованов.
А вот делать подобное заявление за глаза было равносильно открытому мятежу. Что же касается предположения, будто Бельшарусур мог быть соправителем Набонида, то очевидно, что составитель книги сам не считал его таковым ибо, приписывая ему титул «царь вавилонский», он для ясности не мог бы в дальнейшем обойтись без объяснений, почему и дал ему именно этот титул, когда тот в действительности не был царем. Во дворце идет пир.
За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание». Может, в болезни он мало уповал на Бога. да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин», в переводе сарамейскогоозначающую «исчислено исчислено, взвешено, разделено». На картине положение букв не случайно. Тогда Валтасар стал кричать, что он — сам правитель но и это не помогло. «В ту же самую ночь, — продолжает библейский рассказ, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Дан., V, 30). Именно ему Кир доверил честь штурмовать Вавилон.
В Библии события излагаются так. Это означало: «Мене— исчислил Бог царство твое и положил конец ему текел— ты взвешен и найден очень легким упарсин— разделено царство твое и отдано мидянам и персам». Когда храмовые драгоценности были принесены, пир продолжился с новым размахом.
Набонид собрал сильную армию и выступил навстречу завоевателям. Это вызывало утрату доверия к жречеству в целом у простого народа.
Я хочу победить. пункт 15 выводов из пророчеств предыдущей главы. до н. э. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством.