На иконе Спас Нерукотворный (также XII в. ) Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. Начиная со второй половины 60-х гг. Лопухинский корпус, 1680-е годы и т. д. ).
Его декоративной системе присуща насыщенность форм идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр. ) известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы. Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию.
Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой. Однако некоторые изменения в технике все же есть. после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. М. Штендер).
Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. XII в. строительная деятельность резко усиливается. Ризположения, 1485 – 1486 гг.
В Новгороде Софийский собор (1045 – 1052 гг. ) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье – наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве.
Цель этого – отобразить мощь и славу русского государства. Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. Датировка минского храма вызывает дискуссию. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой.
Условия для строительства созрели лишь к началу XII в., когда подряд было создано несколько больших шестистолпных соборов. При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами.
Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же.
Благовещения в Кремле, 1484 – 1489 гг. Связь древних славян с природой, прослеживается во всех аспектах культуры. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. Однако раскопки фундаментов южной части церкви Георгия, проведенные в недавнее время, показали, что фундаменты южного нефа здесь явно менее мощные, чем центральной части здания и, следовательно, южное крыло являлось галереей, а не нефом.
Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ).
Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). В его работах виден удивительный живописный калорит.
Церковь в Турове представляла собой трехнефный трехапсидный храм с нартексом, возведенный в равнослойной кирпичной технике. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. В связи с этим в 30-е гг. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды.
Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Красноречьев.
Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов.
С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). И таких шедевров новгородская земля дала немало. Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле), Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле). Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху.
Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. Фасады храмов почти полностью лишены декоративных элементов: плоская аркатура на барабане под главой, уступ и полоса зубцов по контуру закомар — вот все, что новгородские зодчие позволяли себе применять для украшения зданий. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница.
Примерно одновременно были построены кирпичные ворота для въезда на территорию укрепленной части города. Верно говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Основным видом городских укреплений были городские стены4. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Перекрытие производилось обычно на два ската. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы.
Удлиненная форма плана здания, позакомарное завершение фасадов и простая профилировка лопаток не поддерживают динамической композиции храма. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Дело в том, что в 40-х гг.
Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Таким общерусским храмом стал заложённый в 1037 году Софийский собор в Киеве. Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 – 1525 гг. ), Софийский в Вологде (1568 – 1570 гг. ), Успенский в Троице – Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г. ). С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
Очень существенным достижением в области изучения истории древнерусского зодчества является тенденция к комплексности решения проблем. Тонко продуманную композицию интерьера Софийского собора уже не раз отмечали исследователи. Фасады Мирожского собора полностью лишены декоративных элементов и единственным украшением является плоский аркатурный поясок в карнизе барабана. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика.
Но еще оригинальнее строительная техника здания. В нескольких случаях во время раскопок удалось выяснить схему плана таких церквей. Поражает внутренний интерьер церкви.
Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). Вероятно, в 70-х гг. В 1899 и 1904 гг. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. надвратные храмы Преображения, 1687 – 1699 гг. Стены сложены из рядов тесаных известняковых квадров, перемежающихся сдвоенными рядами плинф. Даже в том случае, когда постройки имели наружные галереи, общий характер простоты объема не нарушался.
«Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. Композиционные решения в памятниках второй половины XI в. становятся более лаконичными, особенно в интерьере, где перестают применять внутренние аркады, что сразу же значительно упрощает облик внутреннего пространства храма.
Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" – применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм – резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). С конца 50-х гг. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля.
В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола число последних составляло от одного до пяти. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса.
Покрова Богородицы, 1683 – 1688 гг. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия — с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон). Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле – Успенский собор (1475 – 1479 гг. ).
Раскопками в Переяславле обнаружены остатки двух памятников исполненных уже не в старой технике кладки со скрытым рядом, а в равнослойной технике. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе.
Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. В нем говорилось:. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа. Суслова. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран.
Развитие русской архитектуры в XII в. происходило абсолютно по-иному, чем в XI в. В это время вся Русь уже была охвачена процессом феодального дробления. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.
На севере их хватало с лихвой – память о ледниках, покрывавших в прошлом северо-запад и север России. Ополовникова. Даже само количество построек явно показывает, что строительство не могло быть выполнено приезжими киевскими мастерами очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. В Мезенском секторе, где многие селения располагаются по высоким обрывистым речным берегам, для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. Так, очень стройные пропорции новгородских храмов этого времени являются их особенностью и, очевидно, отражают влияние новгородского Софийского собора, который своей высотой заметно отличается от киевской Софии.
Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Разной была и украшающая дома резьба.
Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием).
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. По письменным источникам и материалам раскопок известны еще две постройки этой поры: Георгиевские церкви во Владимире и Юрьеве-Польском. зодчие Барма и Постник Яковлев).
Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).
Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Они всегда ставились на наиболее возвышенном, продуваемом месте – вершине холма, на речном высоком мысе – крутояре, где ветру было где разгуляться.
Декоративное убранство первых двух соборов также было заметно проще, чем киевского: использовалась только фресковая монументальная живопись очевидно, организовать на новом месте мозаичное производство было слишком дорого и сложно.
Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. вновь возвратились в Киев.
При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось. трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях).
Там же был возведен каменный княжеский дворец. XX столетия.
Таким образом, в полоцкой архитектурной школе раньше, чем в других строительных центрах Древней Руси, сложился тот тип динамической композиции столпообразного храма, который позднее в различных вариантах стал характерен и для остальных русских земель. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м). Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве.
Очень распространенной была кровля типа «ш а т е р». Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г. Георгия со взвоза, 1494 г. и др. ). В конце 40-х или начале 50-х гг. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов.
В начале 40-х гг. глава. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. Это был трехнефный шестистолпный храм. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Косвенные данные позволяют уточнить дату возведения храма: вероятно, вскоре после 1113 г. Несколько позже, видимо в 20-х гг.
Его кисти принадлежит щедевр мировой живописи – икона Троица. К сожалению, если даже план храма поддается лишь частичной реконструкции, то еще хуже обстоит дело с его объемной композицией. В результате процесса насильственной католицизации погибли все памятники древнего галицкого зодчества. В закомарах подвышения арок выражены еще сильнее и наконец, особенно выразительны они в кокошниках пьедестала.
В. Столетов). Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг.
Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра.
Во время богослужения здесь было положено находиться кающимся и оглашенным (кого готовили к принятию крещения и обучали (гласом) основам веры). Сначала ставили сруб, затем и кровлю.
Здесь были созданы собственные строительные артели. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей.
Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Скорее наоборот.
Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой.
Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли. во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор.
Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. Дом был как бы частью окружающей природы.
Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство — Византийская империя, где все идеологические формы, соответствовавшие феодальному строю, уже были разработаны полностью.
Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн). Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Далем, А. М.
После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя.
В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Пятницкая церковь в Звенигороде была прямоугольной с прямоугольной же апсидой.
К Руси это относится с небольшой поправкой. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты., поражаешься простором, открывающимся с вершины. Конечно, здесь гораздо шире, чем в Киеве использовали местный известняк, но ведь и в новгородской Софии, строительство которой явно выполнялось киевскими зодчими, тоже в большом количестве применялся местный камень. Следовательно, динамичность композиции, характерная для киевских памятников конца XI — начала XII в., здесь была еще усилена, в то время как в черниговских памятниках начала XII в. и в киевских памятниках 40-х гг. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов-шлюзов, например, сеней. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей.
История зодчества Древней Руси — молодая наука.
XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы – пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям.
Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). Зодчие сделали здесь очень своеобразную попытку создать абсолютно новый тип сооружения — с просторным бесстолпным интерьером и традиционным внешним обликом. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора.
Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. Вот таким образом о первоначальной объемной композиции зданий и их художественном облике можно судить лишь очень предположительно. Сложение новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма.
Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1198 г. ). Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. Так, в 1809 — 1810 гг. К началу ХVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км.
А. В. Первым каменно-кирпичным храмом стала церковь Богородицы в Киеве в 989. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю.
Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Москва). Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.
Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). К тому же в летописи отмечено, что заказчиком построенных в Чернигове Михайловской и Благовещенской церквей был черниговский князь Святослав Всеволодич, ставший в 1177 г. киевским великим князем. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Материалом подобных построений являлось, как правило изобразительное искусство, но иногда затрагивались и историко-архитектурные проблемы.
При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы.
В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр. ).
приглашали итальянских (фряжских) строителей. Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Время возведения собора неизвестно.
На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены. Несколько позже, в 20 — 30-х гг. Да еще и окрестные леса переводились на топливо для огромных печей на добрый десяток верст. XII в. был построен главный храм Галича — Успенский собор.
Стремление зодчего подчеркнуть в плане этого храма центричность композиции не оставляет сомнений в том, что здание обладало заметно повышенной подкупольной частью Сопоставление же плана церкви в детинце с несколько более поздней смоленской церковью архангела Михаила, почти идентичной по плану, позволяет достаточно уверенно говорить о том, что полоцкий храм имел ярко выраженный столпообразный характер. Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы) пользовались большим уважением их труд хорошо оплачивали. Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Но особенности, не встречающиеся в киевском зодчестве, например применение одной апсиды вместо трех, свидетельствуют о том, что сюда влились и какие-то иные традиции.
Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Очень возможно, что терем был возведен византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь.
Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Художники разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками музыканты играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ. Около 1106 г. возведена надвратная церковь Печерского монастыря, а в 1108 г. заложен собор Михайловского Златоверхого монастыря. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке. Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. Все в крестьянском доме было продумано и функционально. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости.
Большинство новгородских памятников зодчества второй половины XII в. известно нам лишь по результатам раскопок, поскольку они либо разрушены, либо полностью перестроены. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Все это заставляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г. в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал).
Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Троицкий собор в Троице – Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). С 20 — 30-х гг. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием.
В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. В ХIV – ХV вв. Она сохранилась несколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх. Перешли к другой технике формовки кирпичей.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви.
В. В. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск.
XI в. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Четкость и центричность интерьера сохранялись, однако и в шестистолпных храмах, поскольку их вытянутость ощущалась главным образом снаружи, в то время как интерьер по существу совпадал с интерьером четырехстолпных церквей, а западное членение отделялось от основного пространства широкой аркой и служило отдельным помещением — нартексом, над которым размещались хоры. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Собор увенчан пятью главами. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недостойными изучения.
Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви.
Бревна подбирали ровные, одно к одному. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя.
Это была характерная для Польши романская техника. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. Все эти луковицы, сердцеобразные бочки, восьмерики, богатая резьба, чешуйки лемеха, которым покрыты бочки и главки, ажурные причелины – всё сделано топором да долотом.
Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Это было здание, очень близкое по плану и объемной композиции переславльскому собору, но оформленное несколько наряднее. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3.
Эскизам была присуждена бронзовая медаль. Все основные постройки на Руси ставились плотниками, т. к.
Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий. XX столетия. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой.
Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды).
В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная. Аркатурный поясок проходит здесь не только по барабану, но и по всем фасадам, т. е. там, где в переславльском храме находится уступ.
Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Между археологами, раскапывающими памятники древнерусского зодчества и архитекторами-реставраторами установился тесный контакт. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам.
Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. И. Э. В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).
И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Храм имел фресковые росписи в интерьере, а пол его был покрыт поливными керамическими плитками. В целом храмы XII в. уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI в. полностью отсутствует.
Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками.
Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. Но осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге.
Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, – Теремной (1635 – 1636 гг. ) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 – 1659 гг. ) кремлевские дворцы. Ее гладкие белокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками.
Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного. Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. За период с 60-х гг. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей.
Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и Довмонтова города. Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого.
А был ли он. Самые.
Второй этаж – жилой. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг.
При Дмитрие Донском впервые возведен белокаменный Кремль. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная.
В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в. ) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление – московское или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков – дворян Нарышкиных). Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции.
Результаты раскопок показали, что Борисоглебский собор полностью повторял формы киево-черниговских памятников. То же относится и к гражданским сооружениям – палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в. ), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г. и др. ). 1036). вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм.
Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. Экспрессия, страдания, запечатленные в лицах и фигурах святых вызывали ответные чувства у коренных жителей этого региона. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг.
Храм имел с трех сторон притворы. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.
Башня Якутского острога в 90-е гг. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Во всяком случае после 70-х гг. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.
В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей.
От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента. XII в. В 50-х гг. В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя.
Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг.
Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды.
В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
Это квадратная в плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева.
В 1938 — 1939 гг. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. К сожалению, пока еще неясно, являлось ли это общим правилом или же данный прием не всегда применялся.
Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Существовали различные типы кровли. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками.
Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество-искусство постройки различных зданий.
Таков, например, план г. Олонец в Карелии. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. В послереволюционные годы характер исследований древнерусского зодчества существенно изменился.
Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай».
Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь.
Сусловым, так и его коллегами Л. В. Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В.
Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. – еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы). С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе. В то же время остальные люди, стоящие внизу, находятся в полузатененном пространстве и княжеские хоры кажутся им, как и изображения святых, в недосягаемо прекрасном мире.
Архитектура. Так, в Витебске в 40-х гг. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея.
Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий. Очень своеобразна техника кладки стен: бутовая кладка с внутренней стороны стены имеет облицовочную стенку, сложенную из тщательно отесанных каменных плиток. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля.
О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня.
Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). Привязанностью к культу природы славяне обязаны язычеству, где как известно каждый бог обладал конкретной силой и заведовал конкретной стихией.
Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. XX в. В недавние годы остатки этой церкви были вскрыты раскопками и выяснилось, что в основании ее стен и в фундаментах использованы блоки кладки какого-то более раннего здания. Византия же была кровно заинтересована в военных силах Руси, обеспечивавших безопасность ее северных границ от вторжения кочевников. Они складывались веками и имеют свой особенности в разных районах бескрайней России – на севере и в Поволжье, в Сибири и на Урале.
И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Мастера работали только топором, вот таким образом говорили»срубили церковь». Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся.
Однако если таков был общий характер изменений, происходивших в русской архитектуре в первой половине XII в., то формы, в которых эти изменения проявлялись, в каждой архитектурной школе были иными имели свой особый характер. В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами однако при всей жесткости деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить.
Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. Когда же произошла эта смена строительной традиции. Следовательно, она использовалась здесь уже в конце X в. Между тем в Византии подобная система кладки была известна в памятниках не древнее середины XI в. Данное обстоятельство заставляло сомневаться в византийском происхождении такой техники. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 32 гг. ).
В Киеве возводятся Золотые Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь. На настил ставили амбары, ледники. Вот таким образом во многом приходилось начинать сначала. При огромной высоте площадь храма невелика. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав.
Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу». Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв. ) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. Наряду с традиционными чертами, сближавшими Спасскую церковь с предшествующими киевскими памятниками, она имела особенности, свидетельствующие о новых тенденциях.
Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров изобразивших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Тип храма с куполом на восьми опорах до этого ни разу не был применен на Руси, хотя в византийской архитектуре он хорошо известен, главным образом в тех случаях, когда хотели завершить храм куполом большого диаметра. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестовокупольного храма.
С 70-х гг. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Тем не менее представить первоначальный облик храма не составляет особых затруднений. XII в. После каневской Георгиевской церкви, сооруженной в 1144 г., летопись не отмечает ни одной постройки вплоть до черниговской Михайловской церкви, относящейся к 1174 г. Нет таких памятников и среди тех, которые были обнаружены раскопками, но не зафиксированы летописью.
Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Таким образом, на рубеже XI-XII в. на Руси существовали уже две самостоятельные организации — в Киеве и Переяславле. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора.
Ладожские храмы 50-60-х гг. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи.
То же произошло и с живописью. Произошло это, по-видимому, в конце 40-х гг. Наличие трехлопастного свода над притвором, как и ряд косвенных признаков, заставляют предполагать, что и завершение фасадов здания могло иметь усложненные очертания, быть может тоже трехлопастной формы. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. Подобные башни существуют в музеях деревянного зодчества, например, в Талицах, под Иркутском.
Храмподвергался неоднократным ремонтам. Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами.
Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. В западной части храма располагалось предхрамие, церковные сени. Крытые шатрами высокие стены с машикулями и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни – круглые, граненые, квадратные – являлись неприступной твердыней.
Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Следующий период развития русского зодчества – так называемый раннемосковский (XIV – начало XV в. ), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. XII в. уже восторжествовала статичная композиция. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен.
Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. Не было, нет и не будет такой". Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе – ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах – валуны, что придавало ей своеобразный вид.
Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске. В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу.
9) Завершенная в 1186 г. Благовещенская церковь — довольно крупный шестистолпный храм с галереями. Добычу укладывали в лабазы, поставленные на сваях, с зарубками, чтобы грызуны не смогли добраться до заготовленного мяса.
Это конусообразная кровля с башенкой наверху, придающая храму стройность. Отличительной особенностью древнерусского деревянного зодчества является покрытие глав, называемое «л е м е х» (чешуя). Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. То есть появляется собственный архитектурный стиль. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Центром любой усадьбы на Севере был дом.
Деревянные чешуйки с ювелирной тонкостью богато покрывают поверхность куполов и маковок тонким осиновым лемехом. На кого был похож. церковь Успения относилась к тому типу киевских памятников, которые продолжали старую традицию. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города5. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии.
Так, в ряде случаев требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени.
Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Один из первых музеев под открытым небом возник на острове Кижи Онежского озера, вокруг Кижского погоста, включающего два сказочных по красоте своей храма и колокольню, связывающую их в архитектурный, неповторимый ансамбль. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Стоглавый церковный собор 1551 года строго регламентировал церковное строительство. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Часто сруб ставился на валуны. В. Прахов во Владимире-Волынском). В 1156-1160 гг.
Они обусловлены несколькими причинами. У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами.
Резьба из дерева идолов, богов, позже обрела начало в зодчестве игрушках иконописи. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. Архитектурный облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г. ) Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». Его резной белокаменный орнамент – в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа) иногда маски, зооморфные изображения. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. Например, на Новгородской земле в XI – XII вв.
Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Довольно распространенной является элемент кровли «б о ч к а» – наподобие перевернутой вверх килем лодки с отпиленным носом и кормой. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику — галицкому князю Владимиру.
«С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Известны они по результатам раскопок.
В русскую столицу в 1475 – 1543 гг. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Художественная резьба по дереву украшала деревянные строения.
Огромные печи с противнями, на которые поступал рассол, выкачиваемый из скважин гигантский соляной амбар, где складировалась соль причал, к которому подходили баржи – все поражает отлаженностью, но и опасностью производства. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов.
Такова, например, церковь над Борщовом, вероятно называвшаяся в древности Кирилловской. А еще через столетие наряду с ними – посадские бесстолпные (например, Никольский в селе Каменское, последняя четверть XIV в. ныне Московская область). Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408).
Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов.
Очевидно, что для получения более полной картины необходимо было привлечь и те памятники, остатки которых скрыты под землей. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире.
Вторая постройка — церковь Бориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля — Кидекше. Примеры такого сочетания художественных форм – главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва).
Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" – кружком – в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр.
Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. С востока расположена одна большая апсида. Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 – 1635 гг., Москва). Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы.
Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Мастер Нестер.
Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской, Ростовской, Нижегородской, Тверской, Московской) в XII – начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах.
Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. Годы ее постройки не отмечены в летописях, но связь храма с родом Мономаха позволяет считать, что здание возведено в тот период, когда Владимир Мономах был киевским князем, т. е. между 1113 и 1125 гг.
Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора иная кладка камня, применение железных связей и пр. ), в конструктивные (различные виды сводов и т. д. ), художественные решения. Собор производит впечатление величавой гармоничности и уравновешенности. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам.
К сожалению, все названные полоцкие памятники не имеют более или менее точной даты и могут относиться ко времени от 40-х до 70-х гг. Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. Из построек, возведенных в 50-х-гг. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями.
Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.
Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание. Здание имеет абсолютно необычную для русской архитектуры композицию: его центральная крестообразная часть отчетливо выражена снаружи, поскольку боковые апсиды и западные угловые членения резко понижены, выявляя крестообразный объем. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт. с. Боголюбово).
Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Основное отличие Успенского собора от ранних галицких памятников не в плановой схеме (хотя и здесь есть очень существенная разница) или технике, а в абсолютно ином стилистическом характере. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря.
Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Во 2-ой половине ХVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция. Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию.
Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря.
В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. В IX — X вв. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили греческие мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. С 40-х гг. До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание.
Время сохранило лишь отдельные имена. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Естественно, что ведущая роль в изучении древнейшего периода истории русской архитектуры перешла к археологам. главный собор Рождественского монастыря в Москве, 1491 г. ).
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. Особенно известна среди них так называемая Ярославская Оранта изображавшая Богородицу.
строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). В иконе Успение Богородицы в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты.
Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Естественно, что для ведения монументального строительства в своих землях они не могли просить зодчих из Киева. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов.
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня – отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг.
Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. Как он выглядел. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг.
Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. В результате появилось на Руси множество тяжеловесных повторений кремлевского шедевра. Собиранием и сохранением всего разнообразия деревянного зодчества архитекторы-реставраторы озаботились в 60-70-е гг. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. на это месте построили новую церковь.
Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками. состоялось ученое путешествие по России К. М. Бороздина и сопровождавших его рисовальщика и архитектора. Здесь по существу сложились уже все формы, которые характерны для новгородской архитектурной школы.
Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. В установлении тесных связей были в равной мере заинтересованы обе стороны, как Русь, так и Византия.
Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок.
На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Ослабевало церковное и усиливалось "светское" влияние на все стороны жизни общества, развивались связи с европейскими странами, расширялись знания об окружающем мире – все это отражалось на искусстве того времени и в первую очередь на архитектуре.
В действительности это не так.