Святая София приобретает статус музея. Пожар, вспыхнувший 20 июня 404 года, разрушил Большую Церковь, в результате чего, на деревянный фундамент грандиозного сооружения (404-416 гг. ) зодчий Руффиос проектирует и строит новое, более устойчивое здание, которое было готово к посещению прихожан 10 октября 416 года. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».
В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. Подробнее о Museum Pass читайте здесь. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.
— Побеждай). Церковь настолько обширна, что здесь могут вместиться более 100 тысяч человек». Собор Св. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение25. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Высота храма Святой Софии по куполу 55, 6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31, 5 метров.
Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. Правда и раньше строили широкие купола. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
А поэт Корипп называл Святую Софию «чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба». После завоевания Константинополя султаном Мехмедом II в 1453 г. турки сохранили Айя-Софию, как они называли храм, но во многом изменили его облик. Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах. Его носила христианская святая София, жившая в XII веке — ее память празднуется 15 мая. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарнойапсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенныйкоробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешнийпритворы (esonartexиexonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Определенная категория посетителей может попасть в музей бесплатно. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III.
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч.
Фото, к сожалению, нет. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль.
В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Работы шли равномерно и правильно. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой).
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия).
Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло. (Дескать из храма Артемиды в Эфесе выдрал, вторит Мандельштам древней легенде. ) На самом деле, большая часть колонн была высечена специально для Св. Софии. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». В плане купол очень близок к кругу, а некоторые отклонения (помимо вполне понятных строительных допусков) объясняются еще и многочисленными разрушениями и перестройками.
Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, — невероятным. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. "Райские ворота" с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
(В Википедии плита вообще подписана 19 веком, но без уточнений откуда такая информация. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки и покрыта довольно плоским куполом 31м в диаметре, вершина которого отстоит на 51м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава.
Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было.
Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии.
Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения.
Перед собором когда-то находился огромный обнесенный колоннадами двор-атрий.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Здесь нет контрастных по свету зон.
Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Сейчас стены покрыты искусным узором.
На южной стороне храма, в глубоких нишах, сохранились изображения нескольких святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Николая Мирликийского и др. Я превзошел тебя, Соломон. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Восстание было подавлено.
Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию – крестоносцами. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна. Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Однако во время мятежа 532 г. пожар вновь было уничтожил возводившийся храм.
В то время Византией правил император Константин. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Они облачены в роскошные, усыпанные драгоценными камнями одеяния, а их головы увенчаны богато украшенными коронами. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан модель Софии (совсем непохожую).
Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Серафимов турки почему-то сочли талисманами и замазывать (в отличие от всех прочих мозаик) не стали – ограничились тем, что прикрыли им лица медными масками. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Если вы пришли утром или сразу после обеда (летом) — очередь обычно движется очень быстро.
Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. 107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма. Появились султанское ложе и усыпальницы. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Это было весьма светское место.
Ориентировочные остановки — Sarayburnu, Akbiyik, Cankurtaran. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Наиболее эффектной частью сооружения является его купол.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Из нартекса девять дверей ведут направо, в сам храм. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.
В середине центрального нефа стоял амвон искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках.
Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы и множество плакатов, написанных арабским шрифтом. В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания.
Лица всех трех фигур в какой-то момент подвергались переделке. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей.
Если прислонить к ней ухо, то слышен шум.
Там, где императоры вступали в храм, сохранились две мозаики с царскими изображениями. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на его сооружение. Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения.
Если же здание украсить камнем, оно будет стоять вечно. В первоначальной идее купол — сферический и в плане очерчивается окружностью диаметром почти в 32 м. Купол покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий Кесарийский так описывает впечатление, производимое им: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи». По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Купол виден почти отовсюду в храме.
«И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч.
Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Видимо, они разделяли духовные и светские власти. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Я превзошел тебя, Соломон.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Пять тысяч рабочих трудились на правой стороне храма и столько же на левой. Вторично купол обвалился в 986 г. Реконструировал его архитектор Трдат из Армении. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения.
Январь 532 года. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Много и других чудес связанно со строительством храма: известь для него разводили на ячменной воде, в цемент добовляли масло, а для верхней доски патриаршего престола был создан материал, которого до того не существовало на свете (да и теперь, пожалуй, нет): в расплавленное золото бросали драгоценные камни – рубины, сапфиры, аметисты, жемчуга, топазы, ониксы.
Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Вот еще один совет — если вы идете не в составе группы — попробуйте пройти сразу к кассам. Также можно доехать на Мармарае до станции Сиркеджи, а там пересесть на трамвай Т1 или потратить 10-15 минут и дойти до собора пешком. Реставрационными работами руководили двое швейцарцев – братья Фоссати, Гаспаре и Тражано.
Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи11. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды.
И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля) и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».
В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого. Святая громко молилась. А потом выходите на улицу и обойдите собор справа — там вы увидите вход в тюрбе (мавзолеи султанов), где похоронены султаны и члены их семей.
Император собирался было покрыть стены сверху донизу золотом, но потом передумал. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Погиб в огне и многострадальный храм Софии.
1:14). Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). Верхняя доска священного престола в алтаре была изготовлена не просто из золота, которое сочли недостаточно драгоценным для этого, а из сплава с серебром, толченым жемчугом и драгоценными камнями.
Аминь. Они были отданы на съедение зверям. Золото, слоновая кость, драгоценные камни использовались для украшения собора в несметном количестве. На фото справа внизу от купола находится южная сторона храма с окнами.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Эти колонны еще в эпоху Аврелиана были доставлены в Рим, а теперь переправлены в Константинополь. Много необычного было в строительстве этого собора. Мария и Иоанн Креститель.
Для всех православных самым главным памятником древнего города является собор Св. Софии. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование "райские ворота".
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. У ног Иисуса припавший император. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога.
Кроме того бесплатно пускают гостей (делегации) турецких органов власти, профессиональных туристических гидов (при наличии аккредитации в Минкультуры и туризма Турции), а также участников ряда образовательных программ (Comenius School Cooperation и Erasmus Student Exchange Program). От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда.
Однако это уже не отвлеченные условные образы. Напротив мозаики с Деисусом над полом возвышается беломраморная плита, на которой по-латыни написано «Хенрикус Дандоло». А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
Юстиниан пригласил известных архитекторов — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета — и поручил им постройку храма. Сотни повозок и кораблей доставляли сюда ежедневно как строительные материалы, так и уже готовые произведения искусства. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус. От центра купола расходятся сорок ребер, которые у основания разделены сорока окнами (четыре западных заложены во время ремонта 10 в. ).
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Еще один императорский портрет, похожий по композиции, но более схематичный изображает Богоматерь с императором Иоанном Комнином, его женой Ириной и сыном Алексеем (около 1120 года). 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года.
Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. В центре купола, окруженного 40 окнами – изображение Иисуса (византийский период).
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение.
Звери же даже не дотронулись до их тел. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть, по словам летописца, «такой храм, какого не было со времени Адама и какого не будет никогда». Купол же св. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Все сословия Византийской империи несли денежную дань на построения храма Святой Софии. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Наречение собора в честь Святой Софии следует понимать, как посвящение его Иисусу Христу, Богу-Слову. При входе в тюрбаны необходимо по мусульманским традициям повязывать на голову косынку (женщинам) и снимать обувь (всем).
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня.
По обе стороны дверей в мраморных плитах пола глубокие вмятины. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Лишь при позднейших переделках заузили оконные проемы, что придало интерьеру некую мистическую таинственность. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Строительство церкви император поручил двум выдающимся анатолийским архитекторам своего времени: математику Анфемиосу из Траллеса (сегодняшний город Айдын) и Исидору из Милета. Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском.
1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.
На куполе заметны следы нескольких починок. На темном своде вестибюля видны следы золотой мозаики времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). В северной галерее стоит поискать изображение императора Александра (912-913) и древние граффити на столбах и парапете – рисунки и надписи, нацарапанные прихожанами. Абсолютно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть. Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Среди греческих букв встречаются и руны X века (уже на южной стороне, на парапете балкона): их вырезали во время долгой службы скучающие гвардейцы-варяги. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь».
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Главный (а сейчас и единственный) вход в церковь с западной стороны (слева от него видны остатки церкви Феодосия). После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками. Как только начинаются очереди (обычно с 10 утра) к туристам подбегают толпы «гидов», которые готовы провести в собор без очереди.
Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г. ), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году, а шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом – к VI веку (их собратья в западных парусах – работа реставраторов XIX века). Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.
A над дверью, ведущей дальше в нартекс, мозаика уже X века Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой Азии.
Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), вот таким образом купол опирался со всех сторон на стены. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко.
В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона. Постройка требовала огромных расходов и их несли все слои населения, платя дополнительные повинности. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Крест на вершине купола сменил полумесяц. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы.
Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Он весь полон света. Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева.
Если вы едете из западных районов города на электричке — вам нужно доехать до конечной станции Сиркеджи (Сиркеджи) или выйти на предпоследней остановке Джанкуртаран (Cankurtaran). Чтобы не было жалоб и недовольства, деньги рабочим выдавали ежедневно. О богатстве собора ходили легенды. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Говорят секреты специальног раствора использованного в строительства так и не удалось разгадать. О других чудесах света Вы можете почитать в рубрике Чудеса света.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. В византийской эстетике ключевым понятием является свет.
Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Византийские храмы со временем уменьшатся в размерах, станут проще по замыслу, устойчивее по разработанной крестово-купольной композиции. Характер резьбы позволяет отнести «Врата» к 6 веку, однако никаких упоминаний о них в источниках не встречается. Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году.
Глина эта была такая легкая, что вес двенадцати таких горшков равнялся весу одного обыкновенного кирпича. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).
Марии и Иисуса. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве.
Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г., когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. В-третьих, венецианцы писали, что их дож похоронен в стене, а не в полу Софии. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре.
Под домом понималась Церковь или Матерь Божия, одушевлявшая собой Господень храм и воплощавшая небесное и земное. Под окнами – шесть тимпанов. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Автобусы и долмуши к Собору Святой Софии и Мечети Султана Ахмеда не ходят — на них вы сможете доехать только до остановок на проспете Кеннеди (Kennedy Caddesi), а оттуда подняться пешком по узким и крутым улочкам. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Вход на хоры – в северном торце нартекса наверх ведет не лестница, а пологий пандус. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором.
Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия. Колонна именуемая "Капитель корзины", сделана вручную. Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II.
Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. Византийцы были живым, энергичным и любопытным народом, вот таким образом считали своим долгом участвовать не только в политической, но и в церковной жизни и нередко судьба всего восточно-христианского мира решалась волей непокорных и буйных жителей Константинополя.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве44.
В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Например, только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. Но пока решения нет. 1:30).
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912) Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: "Я являюсь мировым светом". Эти плакаты (7, 5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников20.
Сплошная лента окон в нижней части купола и льющийся сквозь них свет создавали ощущение постоянно висящего под куполом светящегося облака, как воплощения образа Божьего. Потом, в присутствии императора Маркиана (450–457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. И снова бунт, снова пожар. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. фунтов (около 130 т. ) золота.
Купол составляют радиальные арки. Можно последовать его примеру и войти в Софию с юга, где написано "Exit" (чем можно спокойно пренебречь). В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава.
И император в данном случае не является исключением. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Сохранилось много легенд о покупке земли для его сооружения. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву.
Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. В золотых переплетах были и книги Священного Писания. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями и короне с подвесками. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Опорные стены, ступени и фризы на фронтоне здания, расположенного перед сегодняшним музеем Айя-София, сильно пострадали в 532 году (13-14 января) в результате кровавого мятежа, получившего название Ника (Победа) здание было подвергнуто полнейшему разрушению со стороны мятежников.
Лик Иисуса Христа, выложенный мельчайшими кубиками смальты с чередованием темных и светлых оттенков, кажется живым, трепетным, светящимся изнутри. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью.
Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Идее божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности Софии, которая вообще – одно из самых ясных произведений мировой архитектуры: отвлеченные богословские идеи воплощены в ней необычайно наглядно. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие). Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Чудо архитектуры VI века. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. Что понимали под этим именем христиане того времени.
После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей».
Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Святая София была украшена с необычайной пышностью. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Пользоваться этими дверями мог только император, соседними высшие сановники. Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Смысл популярного женского имени София обычно толкуют как «премудрость». И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. Эта самая пышная византийская постройка действительно создавала впечатление ослепительного великолепия. На одной из стен есть изображение кисти руки. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков.
Вместе же с крещением Русь приняла и великую культуру. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. В них четко прослеживается связь с античными традициями. Это случилось в X веке. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. Несомненно, что это было имя Христа. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Определение "Куполообразная базилика", впервые используется применительно к Айя-София на "пандантифах" сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в. ), прославивших его в истории архитектуры.
Айя-София – самая дорогая византийская постройка. Ослабленная к тому времени и материально и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Премудрость или София (от греч. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета.
Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) – великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке.
Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли.
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Все инкрустировалось драгоценными камнями.
Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы. Некоторые исследователи задаются вопросом, не подделка ли это. Константинопольская София – смелость размеров, гармония частей, прочность и вместе с тем необыкновенная легкость, а также обширный плоский купол – наглядно демонстрирует высоту древнего византийского искусства, которое «объединило пышную зрелищность и утонченный спиритуализм в единую художественную систему, строго каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала» 2.
Во все мавзолеи вход абсолютно бесплатный. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам перестали выплачивать жалование.
Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Но первый храм со временем стал мал для все увеличивавшегося населения города и Констанций (сын императора Константина Великого) расширил его. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке.
На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику. около 130 тонн. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет». Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые – императорской свите высшего ранга и его окружению. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов. Особенности строения и внутреннего интерьера: Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет». Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Император Юстиниан не жалел никаких средств на постройку. Таким образом 5000 работников было приставлено к правой стороне здания и 5000 – к левой.
Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания.
Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». На северной стороне уцелело несколько изображений пророков. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора».
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42.
План купола был очень сложным и казался невыполнимым. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. По одной секции – с севера и с юга – относятся к самому первому ремонту, который пришлось делать после того как в 557 г. (вскоре после завершения строительства) землетрясение обрушило часть купола.
Собор Святой Софии в Константинополе – чудо инженерной мысли и строительного искусства, величайшее творение золотого века Византии. Говорят что именно это определило выбор Владимира и его решение крестить Русь. " (имея в виду библейский Соломонов храм свою столицу Юстиниан, кстати, называл Новым Иерусалимом). На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София».
Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний.
Под окнами можно разглядеть шесть полукруглых ниш – это и есть тимпаны. Сегодня из мозаик в тимпанах южной стороны (на фото выше) не сохранилось ни одной. А в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков.
Среди них: граждане Турции в возрасте до 18 лет, дети-иностранцы в возрасте до 12 лет (в Гарем бесплатно только детям до 6 лет), граждане Турции в возрасте от 65 лет, ветераны и инвалиды боевых действий, люди с ограниченными возможностями в сопровождении 1 человека, действующие военнослужащие, владельцы карт ICOMOS, UNESCO, ICOM, а также аккредитованные в стране журналисты. Финансировал постройку новой церкви базиличного типа византийский император Теодосиус. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Что означало имя Святой Софии. Это произведение занимает исключительное положение не только в истории мирового искусства, но и в истории всех духовных исканий человечества.
С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора.
Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Ответа пока нет. Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству».
Еще в IV в. император Константин построил в городе базилику (небольшой храм прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Центральные Императорские двери сделаны, по преданию из остатков Ноева ковчега мозаика над ними изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях кающегося перед Христом в своем четвертом браке (начало X века). И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Именно на нем было сосредоточено все внимание зодчих. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.