Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Невероятная тишина царит в пейзаже. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Сосны придают картине величественное звучание. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Его картина поет. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. В окрестностях Москвы» (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В нем сочетаются величие и задушевная лирика. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Медведей написал Савицкий в самой картине.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Внушительные дубы достойны восхищения.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Сосновый бор».
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. В 1888 году Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» и тогда же, видимо, этюд «Крестовский остров в тумане», в 1889 году — «Утро в сосновом лесу» и «Туман», в 1890 году — снова «Туман» и, наконец, «Туманное утро». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Кроме этого увлекался археологоией историей. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка — он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.
— Ср. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Природа выражает музыку человеческой души. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Шишкин И. И. Каждое дерево обладает своим «характером». Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Шишкин не облагораживал природу.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Над землёй летают ласточки. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В 90-е гг.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 Третьяковская галерея). организованы две выставки работ художника. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру.
Пример тому — поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина «Туманное утро» (1885). А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Воробьева.
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Между тем помимо «Сосен, освещенных солнцем» и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа «Дубы. Парит.
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Воробьев.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Более того, вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства» изданном в Париже: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и абсолютно исключительна.
Эту технику художник освоил еще за границей.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Не закончив учёбу, он вернулся домой. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Особенный, тихий, погожий выдался день.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. «Утро» полностью лишено всего этого.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Здесь исчезла всякая таинственность. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Случайность. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. У него были какие-то свои трения с Савицким. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889). Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью «Братцево», свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины «Полдень. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. В 1860-х гг. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса» и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Так писались и «Сосновый бор.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Не скрою, моя картина «Сосновый бор.
Лес выглядит небольшим и просторным. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Но картина не является иллюстрацией стихов. Здесь его творчество расцвело. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Окрестности Москвы. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Облик этот был многолик. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Быть грозе.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Крамской). Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Крамским.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Примером таких работ является картина Рубка леса. Его отец был купцом, культурным человеком. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Лесной пейзаж кажется необъятным. Васильева. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Мрачное настроение. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Там будущий художник скучал. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». О его рисунках постепенно узнала вся школа. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пахло» в комнате, где висит картина. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. Природа – сама благородство. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии —»Вид на острове Валааме" (1858). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. У него умерли сыновья.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу — в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. В окрестностях Москвы» (1869). В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Их он стремился передать как можно конкретнее. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». В окрестностях Москвы» (1869), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Мери-Хови по финляндской железной дороге», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Однако тогдашняя гимназия, с ее узкой формалистикой, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Так в реальной жизни не бывает.
Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Брался ли Шишкин за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Ничуть не бывало. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Его репутация была безупречной.
Местность Кукко». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Биография художника зашифрована в его творениях. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Шишкин был упоен красотой русских земель, о чем он сам говорил при жизни. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Мастер смело экспериментировал. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (оба 1888 г. ), «На песчаном грунте. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Это была ювелирная работа. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». К ним относятся «Уголок заросшего сада.
В окрестностях Москвы.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1870-е гг.
Это очевидно. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890) и целый ряд других.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». «С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина» (Л. Бродская). Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. был талантливым живописцем XIX века.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Весной 1862 года вместе с В. И. У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д. Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. Характерна в этом смысле «Рожь». Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Что впереди. Крамским. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Шишкин — не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше».
«Шишкин-человек-школа» — сказал о нем Крамской и оказался прав. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Художник одушевляет деревья. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Порой он отходил от единой системы создания картин, чему учили в академии, но он создавал замечательные шедевры, многие из которых хранятся в России, Чехословакии, Белоруссии. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Лучшая работа этих лет – Полдень. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). «Зовет и манит меня лес. Он демонстрирует мастерство кисти, показывая зрителю свои чувства, переживания. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Жил преимущественно в Петербурге.
Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868 «Среди долины ровныя. », 1883 «Лесные дали», 1884 «Сосны, освещенные солнцем», 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента». Был похоронен на Смоленском православном кладбище. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага Валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Много работал Шишкин и за границей. Человек Шишкина прикреплён к земле. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Картина Полдень. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Это несомненно. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В полотне «Среди долины ровныя. » прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли.
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. В них нет политики и социальной направленности.
Шишкин сдержан и величественен. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Задний фон мрачен. Отец не стал настаивать. У работы было очень много положительных отзывов. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все сковано морозом и погружено в тень. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета». Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь.
То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Ему уже сопутствовала известность. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. По окончании училища он без проблем поступил в Академию художеств и уже на первом курсе получил две малые серебряные медали за свои пейзажи.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Дорога на Каму» (1953г. ) навеяна творчеством Шишкина (К. Е. Максимов).
Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.
В таких картинах, как «Полдень. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Классические произведения Шишкина такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода. В таких картинах, как «Полдень. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. А их было немало. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878).
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Чувствуется глубина оврага, глушь.
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти. Чувствуется глубина оврага, глушь. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин стремился к другому.