Однако Морозова была не рядовая ослушница. В 1635-37 гг. Некоторые предлагали сжечь их на костре.
Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Сие святей рекши, умолче голова (житие). Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти).
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Это было ужасное зрелище. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Ее везут в тюрьму на глазах у толпы людей. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. И глагола: «Не смею».
Этого Суриков настойчиво искал. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Но этим не закончились пытки. Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни.
Наконец терпение государя иссякло. На то время это была самая шикарная усадьба.
Но вскоре скончался её сын Иван. Ведь никто не отрицает того, что Суриков был великим художником. Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.
Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Вот таким образом вся жизнь вдовы со всею ее обстановкою естественным и незаметным путем преобразовывалась в жизнь монастырскую. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось.
Жизнь в таком заключении была немыслима. Это важная ступень ее постижения. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Но благодаря гордому духу и сильной воле не боится страданий. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество.
Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова».
Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Феодосия Морозова была не просто противницей Никона.
Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. Впрочем, надо признаться, что при этом возникают соблазны. Не стеснявшейся строгости в выражениях к духовной дочери своей, когда она была на высоте блистательного светского положения, теперь он горячо восхвалял ее подвиги, ободряя и утешая в письменном послании, которое удалось передать из далекого Пустозерска: «О святая Феодора и блаженная Евдокия, мученицы и исповедницы Христовы, делатели винограда Христова.
Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Он сумел передать весь трагизм ситуации: главная героиня унижена, растоптана, но не сломлена, Морозова обречена на смерть, но все же представляется в победоносном образе. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
Во-первых и прежде всего, говорится о том, что в картине происходит. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. Может быть, утверждать это—значит ломиться в открытые двери. Расширение связей с Украиной (воссоединение с которой произошло в этот период, в 1654 году) и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности в православном мире. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно.
Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума.
Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых — Ивану Глебовичу.
И глагола Феодора: «Не смееши ли. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Между тем это одна из многих и далеко не главная задача его композиции. После допроса женщин заковали в кандалы, оставили под домашним арестом. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому.
Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова.
Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени.
Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Умилосердися, раб Христов.
Щекотав, Картины В. Сурикова, М., 1944. ). Но в 1671 царь женился вторично. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Как уже отмечалось некоторыми авторами, выстроить все эти рисунки в один ряд и рассматривать как последовательный путь к картине — невозможно. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Почитается старообрядческой церковью как святая.
Он так писал об этом: «Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Почитается старообрядческой церковью как святая. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка».
Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. И рече: «Не смею». Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу.
Супруг был представителем авторитетного рода, состоял в схожих связях с семьей Романовых, под Москвой имел шикарную усадьбу Зюзино, приходился дядькой принцу и служил королевским спальником. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг.
Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Боярыню вернули под арест. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.
В декабре скончалась и Марья Данилова. Поставим себе вопрос: что происходит на картине Боярыня Морозова". В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века.
Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову.
Но при этом остается все же нераскрытым характер Сурикова как художника. Глубокой ночью, на очередном допросе в Чудовом монастыре, он напоминал им о благородстве их происхождения и искушал земными благами в надежде, что претерпевши столько страданий, они, наконец, предпочтут для себя богатую и спокойную жизнь. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Царь разгневался. Но ничто не сломило их твердости. — Журн.
Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Зритель, стоящий около полотна, ощущает себя в этой массе и вроде бы переносится во времени на несколько веков вспять.
В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Искусство", 1952, 1. ). В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества.
Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.
Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший. Цвет — это еще психологическая характеристика каждого отдельного персонажа. Также протопоп упрекал сударыню в малозначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся.
В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Какие общие выводы можно сделать из вышеприведенных наблюдений. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672).
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше.
В ней бушевал темперамент общественного деятеля и она сполна смогла себя реализовать, защищая старую веру. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». Да и не только о ней, но едва ли не о каждом персонаже можно много сказать. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). Отсюда можно понять и его композицию. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица.
Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. В толпе терялось». Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Почто ми поклоняешися много.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Власти не решились на публичную казнь известной фигуры и Феодосия Морозова была уморена голодом в 1675 году. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. Но мы не знаем, что таилось в самой глубине сердца женщины. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны.
Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу. Быть может и сам художник не смог бы восстановить их порядок. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню.
Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года., они уже видят эту большую картину. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Церковная реформа была продиктована необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сама форма жердей саней, следы от полозьев на снегу, вся заснеженная улица, ее перспектива толкают Морозову в глубь картины, как непреодолимый рок обрекают ее на изгнание.
Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. И глагола: «Не смею». Готова сносить их ради веры, от которой не отступится.
По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, вот таким образом решил воскресить память о ней изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу. Это граничит с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва – третий Рим». Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Быть художником — это больше, чем быть мастером колорита и композиции.
Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Женское их дело что они много смыслят. ». Впрочем, чего гадать.
И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Сурикову пришлось обороняться. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. У него сани идут и вместе с тем они, да и все остальное в его картине остановилось (немного, как фигуры в последней немой сцене Ревизора", только там ради комического эффекта, а здесь ради трагического). Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Отсюда его известные слова о том, что озабочен он тем, чтобы сани пошли". Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году – это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Самое главное — это понимание народной драмы в искусстве Сурикова. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. И вот однажды В. И. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». То же самое касается знаменитой вороны на снегу и многого другого.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. По лицу боярыни видно – она понимает, что обречена на муки.
За образец были взяты греческие правила и обряды. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.
Ведь быть художником— это иное дело, чем быть психологом или историком. Реакция на картину была неоднозначной. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. 1669 год — царица скончалась.
Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. Это то, где черты лица сгармонированы. Об этом предупреждали ее родственники, приближенные к царскому двору, призывая присоединиться к новообрядчеству.
Конечно, она заключается не в сарафане" (как говорил еще Гоголь) и не в одной верности передачи лиц и психологии людей из народа (хотя это в картине имеется). Ворох подготовительных рисунков Сурикова — это драгоценный материал для размышлений (В.
Спустя два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Все лицо мелко было.
Чтоб показать свое непочтительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в кровать и лежа отвечали на вопросы пришедших. Он искал, видимо, такого распределения и расположения предметов в пространстве улицы и на плоскости картины, при котором унижения Морозовой превращались бы в славу, а исторический эпизод XVII века — в образ всей древнерусской истории. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Но восторжествовало предложение послать их в заточение.
Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. (Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Большое влияние оказывала на нее в то время и старица Мелания, умудренная годами и крепкая в вере инокиня, которая, спасаясь от гонений, приютилась у любвеобильной боярыни.
Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В своей книжечке о Боярыне Морозовой" он верно отметил две разных стороны картины (Н. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе.
Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Картина издалека притягивает к для себя внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин.
Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Арест последовал скоро. Ведь женщина не может не любить.
Реформы породили массовое недовольство в обществе. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Обе были подвергнуты допросу. Художник допустил ряд исторических неточностей.
На то время это была самая роскошная усадьба. Но нет. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Само собой, начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, где их не могли достать царские воеводы, наиболее свободолюбивые объединялись в банды и совершали набеги на помещичьи усадьбы.
Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Красочные пятна, вплетаясь в живописную ткань картины (в данном случае почти в буквальном смысле этого слова), как в древнерусских шитых плащаницах, превращают трагедию, всенародный плач в дивное зрелище красочной гармонии.
Историю Морозовой Суриков знал с детства – был знаком с раскольниками, к старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна. Греческую красоту можно и в остяке найти». (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Богатство ее было сказочно. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
В это время патриарх Никон проводил реформу православной церкви: унифицировались по современному греческому образцу церковный обряд и книги. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Это и есть героиня картины – Феодосия Морозова.
В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя. Да, действительно это произошло когда-то на улицах Москвы.
Они настаивали на аресте Морозовой. К этому он страстно стремился. И это тоже отчасти справедливо, хотя и это суждение тоже не вполне верно, односторонне, так как явным образом делает крен в сторону чисто формального толкования. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом.
Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. И паки мученица: «Поне мало сухариков». Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой.
Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. К Сурикову прилагаются самые хвалебные эпитеты, порой даже чрезмерные.
В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
В этом главный пафос картины, подвиг художника, его идея. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Чего он ждал. Морозову было приказано подольше держать на дыбе.
Прежде всего необходимо остановиться на вопросе о народности Сурикова. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. (Это было в конце 1674-го года). В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову.
Прислан сказати Феодоре смерть сына ее поп-никониянин иже злоумен сый, досаждаше святой, приводя от псалма 108-го глаголы, реченные о Июде. 159. ). Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам.
Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику. Кто тот единственный, кого она по-настоящему любила. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле.
Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. В девичестве она была Соковнина.
Борис Иванович Морозов был назначен дядькой – воспитателем наследника престола 5-летнего царевича Алексея, а потом сумел породниться с царской семьей. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Ведь сколько времени я его искал. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов.
Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. На известной картине художника Василия Сурикова Боярыня Морозова изображена женщина в черных одеждах, которая сидит на дровнях. Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда.
За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Дед будущего супруга боярыни Морозовой, Василий Петрович, был одним из главных участников торжественного венчания на царство первого Романова, Михаила Федоровича. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку.
Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Конечно, эти лаконичные реплики художника очень ценны. В доме находилась и сестра боярыни княгиня Евдокия Урусова. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Ино принеси поне яблоко или огурчик». Суриков, как ни один другой из русских художников XIX века, проникся народным духом.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. (Так, например иногда утверждается, что боярышня в голубой шубке грустит не только о Морозовой изгоняемой из Москвы, но и о том, что подходит конец всей московской допетровской Руси. ) Впрочем истолкование отдельных персонажей картины Сурикова дает много ценного для того, чтобы ее понять в целом.