Французские импрессионисты оказали влияние на все мировое искусство (в России: художники — В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь скульпторы — П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина писатели — И. А. Бунин, А. П. Чехов в музыке — А. Н. Скрябин). фотографии. Поленова, Н. Н.
Восходящее солнце». Дега Эдгар Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876). К наиболее известным художникам-импрессионистам относят Эдуарда Мане («Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей»), Клода Моне («Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», ««Бульвар Капуцинок», серия работ «Водяные лилии», «Впечатление.
Репина, В. А. к ПОСТ-культуре (см. : ПОСТ-), т. е. к переходу Культуры в какое-то принципиальное иное качество. В России черты импрессионизма наиболее ощутимы в творчестве А. П. Возникновение этого стиля граничит со стремлением модернистов найти новые способы изображения и выражения при описании действительности– и оказаться «реалистичнее реалистов». Роден создалскульптуру нового стиля.
Римского-Корсакова, свободе голосоведения и стихийной импровизационности М. П. 507). В Голландии предтечей импрессионизма был Франс Халс работы Яна Вермеера Делфтского по своей технике и особому вниманию к свето-цветовым проблемам ещё ближе к импрессионизму этот художник был заново открыт, благодаря импрессионистам. В других странах близки к импрессионизму были Дж. 1957. Пережив кризис в 80-е гг., И. эволюционировал (часть художников отошла от него), перенеся акцент на передачу субъективности восприятия, декоративные тенденции, объединение картин в серии (т.
Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Шаривари» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Впервые термин импрессионизм использовал критик Луи Леруа, который написал пренебрежительный отзыв в журнале «Le Charivari» о выставке художников. XX в. Сложилось во фр. Здесь учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса.
Их наиболее известные произведения: Поля Гогена («Озорная шутка», «La Оrana Maria», «Борьба Иакова с ангелом», «Желтый Христос»), Поля Сезанна («Пьеро и Арлекин», «Большие купальщицы», «Дама в голубом»), Винсента Ван Гога (Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы»), Анри де Тулуз-Лотрека («Прачка», «Туалет», «Обучение танцу в Мулен-Руж»). Если смотреть на расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель», то здесь можно говорить только о свойстве художественного образа, но не реального изображения. Soleil levant») и рецензент в насмешку назвал художников «импрессионистами» – «впечатленцами». Влияние импрессионизма испытали многие русские художники (В. А. Импрессионизм проявился главным образом в так называемом свободном танце. Лит. : Вентури Л. От Мане до Лотрека. Импрессионизм в хореографическом искусстве не сложился в отдельное направление, однако на рубеже XIX-XX веков проявились тенденции, которые можно считать импрессионистическими: стремление к более непосредственному выражению в танце впечатлений, рождённых музыкой, а не сюжетом (либретто) введение в классический танец элементов свободной и фольклорной лексики, пластичность образность, фиксация мгновения средствами танца, передача изменчивого настроения.
Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Создание картин на открытом воздухе, стремление запечатлеть быстро меняющееся освещение заставило художников ускорить работу, писать «alla prima» (в один прием), без предварительных набросков. Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно.
его худож. С импрессионистов началась новая эпоха в живописи их нельзяспутать с предшественниками. Далёкие предшественники импрессионизма — уже художники Древней Греции и Рима, например, мастера т. н. «фаюмского портрета», I-IV вв. Импрессионизму присущ демократизм.
Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские художники. В литературе принципы И. формировались более самостоятельно (Ж- и Э. Гонкуры, Ж. Гюисманс, Г. де Мопассан) на переходе от натурализма к символизму. Они даже не стремились к особой революции в искусстве. совершил поездку в Италию, которая оказала влияние на его творчество. Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Моне Впечатление. Такие художники, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность погоды при помощи различных промежуточных тонов, ярких или наоборот тусклых мазков, которые были похожи на абстрактные вещи.
Импрессионисты заметно расширили современную тональную систему, открыв путь многим гармоническим новшествам XX в. (хотя и заметно ослабили четкость функциональных связей). Стб. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883). impression – впечатление).
Импрессионизм (от французского «impression» – впечатление) представляет собой направление в искусстве (литературе, живописи, архитектуре), появилось оно в конце ХIХ начале ХХ века во Франции и быстро получило широкое распространение и в других станах мира. На импрессионистические приемы опирались, существенно развивая их, М. Пруст и писатели «потока сознания». Дега работал в мастерской по воспоминаниям или используя фотографии. Язык пластическогоискусства устарел и нуждался в обновлении. Найдёнов), в ранних пьесах М. Горького, в произведениях символистов (А. А. Зародился в 1860 г. во французской живописи (Э.
Сиккерт, У. Стир), Германии (М. Как самостоятельное направление импрессионизм сформировался на выставке «Салон отверженных» в 1873 г., где выставили свои работы художники, отверг-нутые официальным салоном. Живописность общего построения формы, принятая в И. использовалась и в худож. Фокин, прибегавший в ранних балетах (1900-х годов) к стилизации позднее в его работах всё более размывалась структура танца.
Импрессионизм – это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. стадий работы в один непрерывный процесс. Стремление запечатлеть в живописи постоянно меняющееся (в зависимости от освещения) красочное разнообразие видимого мира привело импрессионистов (за исключением Э. Дега) к своего рода колористической реформе – отказу от сложных (смешанных) тонов, разложению их на чистые спектральные цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, которые должны оптически смешиваться в глазах у зрителя. Расцвет импрессионизма в кино оказался краткосрочным, однако его новации и технические эксперименты удачно вписались в более радикальные поиски «второго поколения» французского киноавангарда. Холст Моне – «Впечатление.
На штукатурке объективно невозможно передать те же эффекты, что и на холсте. Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза). В 1874–1876 гг. В 1881-1882 гг. Условно историю импрессионизма в живописи можно разделить на периоды: подготовки (созревания нового метода) – 1860-е годы.
Пейзажи и сцены из городской жизни – пожалуй, наиболее характерные жанры импрессионистической живописи – писались «на пленэре», т. е. Эрик СатиМузыкальный импрессионизм близок импрессионизму во французской живописи. Техника импрессионистов отличается короткими мазками.
В XIX веке индустриальное развитие сократило расстояния и уплотнило время. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Так, принцип оптического смешения цветов лёг в основу теории неоимпрессионизма (дивизионизма) живопись «чистым цветом», суггестивная функция цвета (присущая ему эмотивность и сила внушения) в сочетании со свободной экспрессией мазка были унаследованы В. Ван Гогом, П. Гогеном, мастерами фовизма и группы «наби», а также абстракционизма. Франс, Р. де Гурмон, А. де Ренье во Франции Д. С.
стиля, хотя мн. Вконце века романтическое движение все чаще принимает формы бегства на «башню изслоновой кости», декадентства (от француз, decadence – разложение, упадок). Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионизм основывался на последних открытиях оптики и теории цвета (спектральное разложение солнечного луча на семь цветов радуги) в этом он созвучен духу научного анализа, характерному для кон. 19в.
Для мелодики характерны не закругленные построения, но короткие выразительные фразы-символы, напластования мотивов. Фортепианные прелюдии, симфонические «Ноктюрны»Дебюсси построены на образно-эмоциональных ассоциациях, капризахвоспоминания. Импрессионисты писали не события, а настроения, оттенки чувств.
Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Зонтики, 1876 портрет актрисы Жанны Самари, 1878). Более статичного и тяжеловесного памятника трудно себе представить. Название этому течению дала одна из его картин – "Впечатление. Для наибольшей точности цветовоспроизведения они стремятся работать на пленэре. Импрессионисты ощутили невыразимую словами красоту свето-цвето-воздушной среды материального мира и попытались почти с документальной точностью (за это их и обвиняют иногда в натурализме, что по крупному счету вряд ли правомерно) запечатлеть это на своих полотнах.
Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Импрессионизм оказал влияние и на развитие русского искусства (творчество К. Коровина, В. Серова, И. Грабаря, М. Ларионова и др. ). Импрессионисты разработали новые живописные приемы – цветные тени, смешение цветов, высветленный колорит, а также разложение сложных тонов на чистые тона (наложение их на холст отдельными мазками порождало их оптическое смешение в глазах зрителя). Художники принципиально отвергали исторические и литературные темы избегали изображать драматические, темные стороны жизни (войны, бедствия и т. п. ). В основе импрессионизма лежало нетрадиционное видение мира как некой «движущейся материальной субстанции» (Б. А. Это привело к тому, что рынок произведений искусства стал формироваться не профессиональными экспертами, а профессиональными маркетологами, выстраивающими работу с продвижением произведений искусства точно так же, как с любым другим видом потребительских товаров.
К. Моне «Собор в Руане в солнце» (1894). Ренуар. Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. В искусство вошла сиюминутность, случайный взгляд, создается впечатление, что полотна импрессионистов написаны простым прохожим, гуляющим по бульварам и наслаждающимся жизнью. А. Дункан отстаивала идею «раскрепощения тела» и интуитивного истолкования музыки, без каких-либо танцевальных норм.
Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. В качестве основы для термина он взял картину Клода Моне «Впечатление. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ. Художники широко применяли дополнительные тона (красные и зеленые, желтые и фиолетовые), контраст которых повышал интенсивность звучания цвета. Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления.
Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами. Искусство Родена резко противостоялоакадемической классической скульптуре XIXв. Для музыки И. характерны передача тонких настроений, психологических нюансов. Одним из мастеров был Клод Моне (1840-1926). Дубовского почти целиком принадлежит этому направлению искусство К. А.
Наиболее совершенными работами в этой области следует считать выполненныев 1876 году портреты писателя Дюранти и гравера Мартелли. Поздний импрессионизм (середина 80-х – 90-е гг. ) развивался в период сложения стиля модерн, различных направлений постимпрессионизма. Де Ниттис), Норвегии (Ф.
Но ихцветовое видение мира не было чисто субъективным. Суть понятия сама по себе не имеет конкретного смысла или содержания. Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы.
Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. В 80-е гг. Всемидесятых годах Дега становится на пути импрессионизма.
тематика. Как всякое крупноеявление в искусстве, «импрессионистическая революция» приобрела социальныйоттенок.
Этот цикл был написан художником в 1890-х гг. Улица. Чехов), но и во всём мире.
направление распалось на несколько новых стилей, позднее оформившихся в постимпрессионизм. В последний период Дегамного работал над изображением обнаженной женской фигуры. Во время франко-прусской войны (1870-1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов— Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Художественные принципы импрессионистов не были едиными. Soleil levant, 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Они разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета спектра. Родился в Париже.
литре, музыке и худож. И., наметились в ряде стран (Германия, Россия, США и др. ), хотя в них развивались только отдельные черты предшествующего периода: эскизность манеры, вкус к пленэру, совр. С начала 80-х гг. Восход солнца. Им-прессионизм широко распространился в мировом искусстве.
Единственное, что было недоступно фотографии того времени — цвет. от франц. Была ещё одна статья (автор Эмиль Кардон) и ещё одно название – «Выставка мятежников», совершенно неодобрительное и осуждающее. Основные жанровые формы драмы импрессионизма – одноактная пьеса, цикл миниатюр, драматическая поэма, сцены из деревенской (или городской) жизни.
Зародился в конце 1860-х гг. Они совершили перелом в искусстве (намечавшийсяуже давно), разрушив строгую иерархию живописных жанров. Таковы его серии Стога сена и Руанский собор. В конце 1860-х гг. импрессионисты организовали еще несколько собственных выставок, которые встретили суровую критику.
Роден, М. Россо, П. Трубецкой). С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (Большие купальщицы, 1884-1887). Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (Ренуар, Б. Моризо, отчасти Дега). Конечно, средства живописи и средства музыкального искусства могут быть связаны друг с другом только при помощи особенных, тонких ассоциативных параллелей, существующих только в сознании.
Цвет создается вибрацией света на поверхности предметов взависимости от наклона лучей. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь— это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). расцвета и борьбы за новое искусство – 1870-е годы (период «классического импрессионизма») начинающегося кризиса (1880-е годы) поздний – с 1890-х годов до 1920-х годов.
непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков. Начинал с сельских пейзажей и видов Парижа. Изменениям подверглось все: техника письма, сюжеты, жанровая направленность. И они доказали это своим творчеством. Новое название укрепилось лишь закомпозиторской школой, возглавляемой Клодом Де Бюсси (1862–1918). Импрессионизм разрушил все традиционные представления об иерархии жанров и их специфике (смешение бытового жанра с портретом, портрета с пейзажем или интерьером и тому подобное), о композиции как замкнутой целостной структуре образов.
За редким исключением искусство импрессиоизма обращено к современности: в нём преобладают темы города, «частной» жизни (быт, отдых, развлечения), красоты сельских пейзажей. Сближениес Моне делает Ренуара убежденным последователем импрессионизма. Это было течение, которое расширило не столько живописные возможности искусства (на этот счёт есть самые разные мнения), сколько рамки того, что стало в искусстве допустимым.
Стремление уловить «мгновенность» состояний атмосферы и естественного освещения можно заметить уже в пейзажном творчестве мастеров так называемого предимпрессионизма (Э. В самом значительном и глубоком его произведении "Бар Фоли-Бержер" (1881-1882 гг. ) показана иллюзорность и призрачность счастья среди сверкающего, праздничного веселья.
Импрессионизм стал первым течением нового направления, позже получившего название модернизм. Фор и В. Шоке. Вычулковский), США (М. Наиболее ярко импрессионизм в скульптуре проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена и Дега во Франции, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России и др. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). Серова, И. И.
Например, передача синего цвета в тенях или розового – на закате. Древина). Блестящий художник, он одновременно и замечательный мастер пастели ирисовальщик. Название «импрессионизм» — достаточно бессодержательное, в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Карьеру художника начал на фабрике, расписывая изделия из фарфора, шторы, веера.
Но это было мнение обывателя, не имеющего собственногосуждения. До 12 лет жил в Вест-Индии, в возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж. Дега, например изображал скачки, балерин, прачек, а Ренуар – очаровательных женщин и детей. Мане сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи глухие и плотные тона с преобладанием тёмных цветов сменилось более светлой и свободной живописью ("В лодке", 1874 г. ).
начинает писать на пленэре, органично включая в картины человеческие фигуры ("Купание на Сене", 1869 г. ). Писсарро, А. Сислей и К. Моне предпочитали пейзажи и городские сцены. Рисованием увлекался с детства, в 15 лет проявил себя талантливым карикатуристом. Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (Купальщицы, 1895) Ренуара.
Самые популярные жанры импрессионистов – пейзажи и сцены из городской жизни. В излюбленных ими жанрах (пейзаже, портрете, многофигурной композиции) они стремились передать свои мимолетные впечатления от окружающего мира. Одно из значительных полотен Ренуара — Бал в саду Мулен де ла Галет. Расцвет пейзажа был подготовлен всем развитием французской культуры и искусства. С импрессионизма в музыке, который не представляет собой прямую аналогию импрессионизма в живописи и не совпадает с ним хронологически (время расцвета музыкального импрессионизма – 1890-1900-е годы), обычно связывают передачу изменчивых настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности (в том числе к отображению в звуках игры волн, бликов света на воде, ветра, облаков и тому подобное), повышенный интерес композитора к тембровой и гармоничной красочности.
Импрессионисты — пионеры и основоположники современного искусства. Художники воспевали красоту мира, умея превратить самый будничный мотив (ремонт комнаты, серый лондонский туман, дым паровозов и т. д. ) в феерическое зрелище (Г.
Мане, О. Ренуар Э. Дэга). Он обрабатывает поверхность мрамора так мягко ирасплывчато, что фигуры оказываются словно в тумане, сливаются одна с другой. Кажется, что из мрамора высечены не только фигуры, но и окружающее ихпространство. Писсарро. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Роденоткрыл новые возможности скульптуры и новые приемы мастерства.
В центре искусства этого художника стоит изображение человека. Ренуар часто обращался к темам классической мифологии. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880). Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887). Наиболее полно теория театрального импрессионизма была разработана на рубеже XIX-XX веков австрийским драматургом и режиссёром Г. Баром, сформулировавшим принципы этого направления (субъективизм, моральный релятивизм, внимание к подсознательному, чувственность, эстетизм). К произведениям в данном направлении относят скульптуры знаменитого французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и Джульетта», «Вечная весна») итальянского художника и скульптора Медардо Россо (фигуры из глины и гипса залитые для достижения уникального светового эффекта воском: «Привратница и Сводня», «Золотой век», «Материнство»), русского гениального самородка Павла Трубецкого (бронзовый бюст Льва Толстого, памятник Александру III в Петербурге).
Полотно уподоблялось переливающейся драгоценными цветами мозаике. Дегаявляется одним из классиков импрессионизма. Во-первых, эти явления даны нам вне их логической связи (ее привносит в воспринимаемый мир сам человек), вот таким образом импрессионисты изображали мир не цельным, а дробным: не «таинственный и тусклый свет фонаря у аптеки на ночной улице, а«Ночь. Грабаря «импрессионистский» период можно выделить также у будущих мастеров русского авангарда (К. С. Таиров, Е. Б.
Художники, которых называют постимпрессионистами, – Сезанн»Ван Гог, Гоген, Синьяк, Сера – не были объединены общим методом, каждый ихних – яркая индивидуальность. Наиболее ярко проявился в живописи. Французский художник, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма. Родился на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. impression — впечатление) — направление в изобразительном искусстве, худож.
Перед актёрами, отделёнными от зрителей «четвёртой стеной», были поставлены новые задачи: предельная органичность и простота внешних выразительных средств при внутренней сосредоточенности на скрытых (подсознательных) чувствах, на подтексте роли. Блок, Л. Н. Главным становится сила и свежесть первого впечатления, воспроизведение авторского взгляда на предмет, особая палитра красок, позволяющая передать игру света и цвета, запечатлеть видимый мир в постоянной изменчивости. Эффект снега», 1898), стремительный бег лошадей (Э. Мане. Напротив, авангардисты (см. : Авангард) начала XX в. видели в И. своего предтечу, открывшего перед искусством новые горизонты, освободившего его от внехудожественных задач, от догм позитивизма, академизма, реализма и т. п., с чем нельзя не согласиться. Л., 1969 Serullaz M. Encyclopedie de limpressionnisme. Работа должна была быть завершена за один сеанс. Некоторая незавершенность русского импрессионизма создаёт «трепет жизни», который был характерен для них. К импрессионизму относят творчество русских художников: А. Архипова, И. Грабаря, К. Коровина, Ф. Малявина, Н. Мещерина, А. Мурашко, В. Серова, А. Рылова и др.
impression – впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа.
Чтобы сохранить в картинах свежесть и разнообразие красок натуры импрессионисты (за исключением Дега) создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистого цвета, как бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой и яркой цветовой гаммой, богатством валёров и рефлексов, цветными тенями. В целом И. не. составил единой школы, особого худож. Девочка нарисована сидящей за столом на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом на столе нож, персики и листья. «Всё, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. живописи 60—70-х гг.
Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись. Главные представители «школы киноимпрессионизма» – Л. Деллюк, Ж. Дюлак, А. Ганс, М. ЛЭрбье, Ж. Эпштейн. В этом плане наивысшим достижением можно считать циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона». Импрессионизм в пору его зрелости (70 – 80-е годы XIX века) представляла группа художников (К. Моне Клод (Monet, Claude) (1840-1926 гг. ), французский художник, с которым связано возникновение импрессионизма (от франц.
В последний периодобнаженная натура доминирует в его творчестве. «Вокзал Сен-Лазар», 1877). Любимым импрессионистическим жанром был пейзаж портрет также представлял собой своего рода «пейзаж лица» (О. А. Блок)– и читателю оставлено право самому связать эти реалии.
Импрессионизм, живопись импрессионистов Сегодня одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциямипонятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчествомпредставителей, самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» (впечатление) и «импрессионисты» ассоциируются споэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненныхсолнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами, какбы материализующими встречу с «мимолетным видением», с жанровыми картинами и портретами, излучающими упоение жизнью, безмятежность, душевную и физическую красоту. Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки группы молодых художников «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер. К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи.
Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро. Импрессионисты были принципиальными противниками всякого теоретизирования теория импрессионизма возникла лишь в начале XX века, она базировалась на художественных открытиях мастеров этого направления, на присущем импрессионизму образном, непонятийном мышлении. ЭдгарДега (1834–1917), так же как и Мане, целиком посвятил себя изображениючеловека.
Бытовой жанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у Ренуара) фигуры людей, освещённые естественным светом, обычно изображались у открытого окна, в беседке и т. п. Для импрессионизма характерны смешение бытового жанра с портретом, тенденция к стиранию чётких границ между жанрами. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», — Уистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден ит. д. Важным принципом импрессионизма был уход от типичности. «Купанье на Сене» – яркий пример этихновых живописных исканий. Применительно к киноискусству понятие «импрессионизм» было введено Ж. Садулем и директором Французской синематеки А. Ланглуа во 2-й половине 1940-х годов как обобщённое обозначение тех фильмов 1-й половины 1920-х годов, в которых доминировало живописно-пластическое начало.
Французский импрессионизм не поднимал философские и социальные проблемы. Начиная с 1870-х годов из живописи импрессионистов почти окончательно изгнаны ахроматические цвета (чёрный, серый и открытый белый), колорит пленэрных картин основан на сопоставлениях тёплых и холодных спектральных цветов, в них используются возможности «пространственного» цвета – изображение стихии воды, неба, облаков, тумана, воздуха, получающих окраску за счёт рассеянного и отражённого солнечного света. Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок. Восходящее солнце»), Альфреда Сислея («Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной»), Пьера Огюста Ренуара («Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно»), Камиля Писарро («Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе», «Въезд в деревню Вуазен»), Эдгара Дега («Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем», «Любители абсента»), Жорж Сера («Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы») и других.
Это и были будущие «импрессионисты». Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Сати, опубликовавший в 1886 году Три мелодии, а в 1887 — Три сарабанды, несущие в себе все главные черты нового стиля.
з основных принципов живописи импрессионистов. Импрессионистовупрекали в субъективном и непонятном для остальных взгляде на мир. Кайботт. Они всегда писались «на пленэре», т. е.
Сложилось во французской живописи конца 1860-х – начала 70-х гг. Констэбла, барбизонской школы, К. Коро и др., разработали законченную систему пленэра. В противовес «академистам» импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т. п. ) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных композиций, т. е. начали борьбу с засилием «литературщины» в живописи, сосредоточив главное внимание на специфически живописных средствах — на цвете и свете они вышли из мастерских на пленэр, где стремились за один сеанс начать и кончить работу над конкретным произведением они отказались от темных цветов и сложных тонов (земляных, «асфальтовых» цветов), характерных для искусства Нового времени, перейдя на чистые яркие цвета (палитра их ограничивалась 7-8 красками), положенные на холст часто раздельными мазками, сознательно рассчитывая на их оптическое смешение уже в психике зрителя, чем достигался эффект особой свежести и непосредственности вслед за Делакруа освоили и абсолютизировали цветную тень игру цветовых рефлексов на различных поверхностях дематериализовали предмет видимого мира, растворив его в свето-воздушной среде, которая составила главный предмет их внимания как чистых живописцев они фактически отказались от жанрового подхода в изобразительном искусстве, сосредоточив все внимание на живописной передаче своего субъективного впечатления от случайно увиденного фрагмента действительности — чаще пейзажа (как у Моне, Сислея, Писсарро), реже сюжетных сценок (как у Ренуара, Дега). Мережковский, Ю. И.
Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. «Оперный проезд. отфр.
В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить силу и свежеть «первого впечатления», которое фиксирует в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отдельные детали. Верлен, А. Рембо во Франции Д. фон Лилиенкрон в Германии Г. фон Гофмансталь, Р. М. Импрессионизм (Impressionism, франц. Определённые черты импрессионизма были восприняты салонно-академической живописью. Романтизм оказался«внутренним эмигрантом» в прагматической, техницистской, вещистской культуре.
Leipzig. «Портрет актрисы Ж. Самари», 1877). Они установили прямую связь между глазом живописца и светом.
Восходящее солнце" (1872 г. в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения. Новизна художественных средств нередко сочеталась с претворением изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки французских клавесинистов).
Вахтангов, М. А. Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. В начале 1860-х гг.
Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия полотен Руанские соборы, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва и другие собрания). Литературный импрессионизм не создал теоретической программы, но испытал влияние, помимо живописи французских импрессионистов, мюнхенского и венского сецессионов, философии времени А. Бергсона, психологии У. Джеймса (идея потока сознания), эмпириокритицизма Э. Маха, психоанализа З. Фрейда. Состояние атмосферы, воздух – единственныйреальный сюжет картины.
impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве кон. Эффект дождя», 1875), падающий снег (К. непосредственно с натуры, на природе, без эскизов и предварительных набросков. Уистлер (Англия и США), М. Либерман, Л. Коринт (Германия), Х. Соролья (Испания). В России влияние импрессионизма испытали Бальмонт и Анненский. Основой стала работа Клод Моне «Впечатление.
художников рубежа веков И. стал определенной школой, с к-рой начинался их путь в иск-ве. Пейзажи изменились и представали перед человеком в новом, непривычном для него виде. Дега умел подметить необычный выразительный жест, найти редкий угол зрения (сверху или сбоку), сообщающий изображению остроту и новизну.
Название «импрессионизм» – достаточно бессодержательное, в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862). Впервые понятие появилось в журнале «Le Charivari» — в фельетоне о «Салоне отверженных» «Выставка импрессионистов». С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Ренуар. Это очень верно.
Официальная художественная критика негативно отнеслась к новому направлению и в насмешку «окрестила» его представителей «импрессионистами», напоминая об особо раздражавшей их картине Моне. Soleil levant» (1872). Но значение импрессионизма, в отличие от других стилей, не сводится к самим признакам импрессионизма, как стиля. Л. -М., 1959 Импрессионизм.
Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден ит. д. ) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света (это роднитего с импрессионистами). Он работал главным образом в области пейзажа. Обращаясь к композиции «Сельского концерта» Джорджоне, он интересуется прежде всего проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы в ландшафте.
Ритмика подчас зыбка и неуловима. Холст Моне— «Впечатление. T. 1-3. Оно стало гибким, пластичным, стремительным, вдвижении. Для композиторов-импрессионистов (Равель, Шабрие, Шарпантье) внешниймир предстает как поток ассоциаций. Зернов), стремление запечатлеть окружающий мир в его подвижности и изменчивости, «мгновенности» случайных ситуаций, движений, состояний природы.
Туоктмен) и других. Impression — впечатление) — направление в живописи, возникшее во Фран-ции в 60-е гг. Ее истоки лежат в борьбе романтиков с академистами.
Движения, аналогичные фр. История импрессионизма. Холст Моне— «Впечатление. Мусоргского. Фонарь. Усиливается фоническая выразительность каждого аккорда (смотри Фонизм), за счёт привнесения на новой основе элементов модальной гармонии расширяется ладовая сфера, в оркестровке преобладают чистые тембры.
Импрессионизмне имел (и не мог иметь) строгой доктрины и канонизированных норм. Импрессионизм – это прежде всего индивидуальные искания. Импрессионисты разработали новые живописные приемы – цветные тени, смешение цветов, высветленный колорит, а также разложение сложных тонов на чистые тона (наложение их на холст отдельными мазками порождало их оптическое смешение в глазах зрителя). В поэзии импрессионистичность проявляется в ослаблении метрического и смыслового единства строки (так называемое высвобождение стиха), пренебрежении регулярностью ритма и точной рифмой (вплоть до полного отказа от рифмы в верлибре), прихотливых анжамбманах (П. Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения».
Л. Б. В своих пейзажных композициях (Бульвар капуцинок в Париже, 1873, Скалы в Этрета, 1886, – обе в ГМИИ, Москва Поле маков, 1880-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. От этого их живопись получалась светлой и трепетной. Роден не только приблизился кподлинной классике, он восхищался искусством средневековой готики (без егоувлечения позднеготическими плакальщицами он не смог бы создать своих «ГражданКале» по достоинству ценил искусство Востока.
Импрессионизм часто называют последним крупным европейским стилем в живописи. Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Импрессионизм – это нефилософия и не техника, это новое художественное видение мира. И. оказал, что стало очевидно уже в следующем столетии, огромное воздействие на все последующее развитие изобразительного искусства (да и художественной культуры в целом). Он изображал себе иного учителя – Энгра, ревностногоприверженца классической доктрины, блестящего рисовальщика, провозглашавшего, что «рисунок заключает в себе три четверти с половиной того, что составляетживопись».
Кузмин в России). То, что ополчились против импрессионистов официальное искусство, реакционная пресса, буржуазная публика, носило собирательное название«общественное мнение». Русский импрессионизм ближе, чем французский, к реализму. В своевремя интерес к «бытописательству» привел к тому, что групповые портретыявлялись для Дега только предлогом изображать определенные ситуации, аизображаемые лица превращались в простых персонажей бытовых сцен.
Жизнерадостное восприятие мира, присуще в целом всемуимпрессионизму, особенно отчетливо проявилось в творчестве одного из крупнейших представителей этого направления Огюста Ренуара (1841-1919). ХХв. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Вот этой четкой композицией, а также внимание к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов. Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс.
Свое название это направление получило от пренебрежительной оценки картины Клода Моне «Впечатление (Impression). Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874года в мастерской фотографа Надара. Импрессионистическиетенденции сказывались и в творчестве скульпторов. Там было представлено 30 художников, всего— 165 работ. эстетическую культуру.
Пониманиеимпрессионизма «задним числом» способствовало появлению постимпрессионизма– разных течений французской живописи, получивших общее название «те, ктопришел после». Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы именно они— главные покупатели картин и скульптур. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и др. ). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874). Вместе с тем за пределами Франции влияние импрессионизма проявилось в заимствовании отдельных приёмов (эффекты пленэризма, высветление палитры, эскизность и свобода живописной манеры), в обращении к современной тематике – в творчестве художников Великобритании (У. Каждая из работ такой серии (или цикла) раскрывает какой-то аспект изображаемого, а их совокупность создаёт целостный, синтетический образ в пределах общего замысла художника.
Фрагментарность, «случайность» композиции и динамичная живописная манера создавали ощущение особенной свежести в картинах импрессионистов. Восходящее солнце». Вместе с тем бурной патетике, рельефному тематизму, напряжённым тяготениям хроматически усложнённой тональной гармонии поздних романтиков (особенно Р. Вагнера) импрессионисты противопоставили эмоциональную сдержанность, краткость и неуловимую изменчивость постоянно варьируемых мотивов, диатонику, модальность симметричных ладов (в том числе целотонового), прозрачную фактуру. Вот таким образом многие художники во всем мире работают в этом направлении.
Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»). Основа сложной техники импрессионистов – теорияразложения цветов. Одна из представленных картин К. Моне (1872) называлась «Впечатление. Импрессионистам было близко сформулированное Э. Золя понимание произведения исскуства как «уголка мироздания, увиденного через темперамент» (то есть в субъективном преломлении художника) они стремились отразить в «микрокосме» единичного произведения нерасторжимую связь природы и человека индивидуума и окружающей среды. Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными. Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики.
Импрессионисты достигли небывалой звучности колорита, невиданного богатства оттенков. фотографии конца XIX — нач. Восходящее солнце (1872, Париж, музей Мармоттан), представленной на выставке 1874. Импрессионизм (impressionnisme) – стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру.
Таким образом происходит сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких. Подвлиянием художественных веяний французской культуры термин «импрессионизм» сталиспользоваться в применении к музыке.
Восходящее солнце». Моне). P., 1977 Montieret S. Limpressionnisme et son epoque. открытия вошли в совр. В его время смутно представляли, чтотакое истинное искусство Древней Греции. Аптека» (А.
В начале 70-х годов во Франции начала работать группа молодых художников. Этим эстетическим потребностям буржуазии и отвечалата художественная продукция, которая в основном выставлялась в Салоне. Художники Салона шли навстречу обывательским вкусам, придавая своимпроизведениям характер иллюзорной, кажущейся правды (уклон в сторонуописательности). Для мн. К преимуществам импрессионизму как течения относится демократизм. Значительную роль сыграли также сближение будущих импрессионистов с Э. Мане (с конца 1860-х годов), оказавшим большое воздействие на молодых художников (не участвуя в выставках импрессионистов, Мане сам отдал дань импрессионистической манере письма), знакомство с английским искусством (У. Малевича, М. Ф.
Soleil levant 1872, Музей Мармоттан, Париж) произошло название импрессионизма. Влияние его открытий испытали режиссёры как реалистического, так и условного направления не только в России (В. Э. Констебл) в 1870-1871 годах (во время пребывания в Лондоне К. Моне и К. Писсарро) и «открытие» европейцами японского искусства в середине XIX века. Тёрнер, Р. Бонингтон, Дж.
Жанровыекартины Ренуар посвящает отдыху парижан: «Танцы в «Мулен де ла Галлет»», «Завстрак после катанья на лодках». Их музыка наполнена непосредственными переживаниями красоты и лиричности пейзажа, почти имитацией игры морских волн или шелеста листьев, буколической прелестью древних мифологических сюжетов, радостью сиюминутной жизни, ликованием земного бытия, наслаждением бесконечными переливами звуковой материи.
Опыт И. в живописи был освоен представителями др. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. Сарджент, Дж. Г. Основная тема произведений Мане – сцены парижской жизни ("Нана", 1877 г. "В кабачке папаши Латюиль", 1879 г. ). Серов).
М., 1938 Ревальд Дж. В обиходе искусствапоявились предметы, которые считались антиэстетическими. Письма художников. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй).
Иногда, например для изображения ясного неба, они сглаживались кистью в более ровную поверхность (но даже и в этом случае подчеркивалась свободная, небрежная живописная манера). Импрессионистичность в критике связана с жанрами «этюда», «силуэта», «профиля» с их афористическими, субъективно-вкусовыми характеристиками (А. Лядов, Н. Н. Там было представлено 30 художников, всего— 165 работ.
Левитана, В. Д. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. сформировался И. во французском пейзаже. Свет становится едва ли не главным «героем» живописи импрессионистов, важнейшим компонентом всей образной структуры, субстанцией формы яркий солнечный свет не усиливает звучание цвета, а высветляет его, растворяя оттенки. 1860– нач. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения.
Восходящее солнце». Восход солнца» (1872), заметив, что «обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж». В живописи русских импрессионистов преобладают предметность, материальность. Драма импрессионизма черпала темы из современной жизни, но оставляла сюжету второстепенную роль, концентрируясь на передаче общей атмосферы действия, на раскрытии оттенков душевного состояния и череды настроений героев (преимущественно представителей интеллигенции или богемы).
Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. Рильке в Австрии К. Д. А. В. Луначарский назвал Ренуара«художником счастья». Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», – Уистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д. К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названий «Барбизонская школа» или «Школа Фонтенбло», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Импрессионизм (франц. Он дружил с художниками Дега, Сезанном и Гогеном.
Констебля, не говоря уже о У. Тернере. Андреев). Восход солнца» («Limpression.
В пейзаже они (особенно Сислей и Писсарро) развили пленэрные искания Дж. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, А. К. Стремление запечатлеть «единую движущуюся материю» естественно привело импрессионистов (также не без влияния японской гравюры) к созданию серий и циклов работ, посвящённых одному предмету изображения и фиксирующих либо динамику образа (изображения «тополей», «вокзалов» у К. Моне, «танцовщиц» у Э. Дега, многолюдных парижских бульваров и т. п. ), либо меняющиеся эффекты освещения и цветности в их взаимосвязи, движение имматериальной стихии света («стога сена», «соборы» Моне).
Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден ит. д. ) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями свей эпохи. Название «импрессионисты» закрепилось за группой молодых художников после их первой совместной выставки в Париже (1874 Моне, Ренуар, Писарро, Дега, Сислей и др. ), которая вызвала яростное возмущение публики и критиков. Критики применяли это понятие для обозначения творчества представителей стиля. Первымимпрессионистическим произведением в музыке принято считать симфоническийпрелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» (1892), задуманный вкачестве сопровождения к чтению символистской поэмы Малларме. В музыке импрессионистами считают французских композиторов К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка и некоторых др., применявших стилистику и эстетику И. в своем творчестве. Импрессионисты разработали новые принципы построения композиции.
Однако в их картинах нет развернутого сюжета, подробного повествования жизнь человека растворена в природе или в атмосфере города. Среди них – самыйзамечательный скульптор XIX векаОгюст Роден (1840–1917). Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство.
Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. Таким образом импрессионизм в литературе выражался частным впечатлением автора, отказом от объективной картины реальности изображением каждого мгновения. «Паркетчики», 1875 К. Моне. При этом они опирались на художественные находки своих предшественников — прежде всего, французских живописцев XIX в. Делакруа, Коро, Курбе, «барбизонцев».
(фр. Художники стремились «писать то, что видишь» и «так, как видишь». «Терраса в Сент-Адресс», 1866), струи дождя (Г.
Художники выступили под этим названием на третьей совместной выставке (1877). Ониперестали разделять предметы на главные, достойные высокого искусства ивторостепенные. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент.
Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер. Золя поддерживал дружеские отношения со многими художниками-импрессионистами. Символисты использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Как самостоятельное литературное направление импрессионизм чаще всего выделяется во французской, а также австрийской (так называемый венский модерн) литературе эпохи декаданса. Одним из главных представителей этого направления был М. М. Последняя в живописи импрессионизма заменена пониманием картины как фрагмента натуры, словно увиденного в окно (или даже «подсмотренного через замочную скважину», по определению Э. Дега). В ихописании городского пейзажа мы видим те же художественные приемы, что и вживописи: ценность фрагмента, живопись «куска», воссоздание момента. Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название— «Выставка мятежников», совершенно неодобрительное и осуждающее.
Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Восходящее солнце (Impression. Изобретенная в 19в. Усложнение и разбухание аккордных комплексов (нонаккорды, ундецимаккорды, альтернативные квартовые созвучия) сочетаются у них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника, целотонные комплексы). При этом они не ставили передсобой задачу копировать преходящие состояние природы.
P., 1978-1980 Kroher E. Impressionismus in der Musik. фотография оказала значительное влияние на композицию импрессионистической картины, особенно в творчестве Э. Дега, который сам был страстным фотографом и, по его собственным словам, стремился застать изображаемых им балерин врасплох, увидеть их «словно сквозь замочную скважину», когда их позы, линии тела естественны, выразительны и достоверны. (франц. - впечатление) : художественное направление, возникшее во Франции в 60 – 70-х годах 19 в. и получившее наиболее яркое воплощение в станковом изобразительном искусстве.
Преимущество — живым цветам солнечного спектра. В музыке, например, они способствовали передаче самых тонких душевных движений и мимолетных настроений. Восходящее солнце" (1872 г. ). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863). Стир).
Четверо художников в 90-х годах 19 века создают новое направление в искусстве на основе импрессионизма и называют себя постимпрессионистами (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек). К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. Изначально данный стиль подвергся сильной критике. Кэссетт, М. Прендергаст, Т. Робинсон, Дж. С. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Ларионова, А. Д.
Импрессионизм появился во Франции в конце 1860-х годов. От наименования пейзажа Моне Впечатление. Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression – впечатление. Дебюсси) И. выделялся стремлением к «записи» стихий природы, тонкостью и неопределенностью мелодического строя. ДляДега, как и для других импрессионистов, «мгновенное» не было равнозначно«случайному», наоборот, эти два понятия представляли прямую противоположность, ибо изображение мгновения у художника являлось результатом внимательностинаблюдения, глубокого анализа и затем – максимального обобщения.
Последовательно просветляя свою палитру импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок. С импрессионизма в литературе обычно соотносят акцент на суггестивности, построение образного ряда по принципу свободных ассоциаций, призванных внушить читателю неопределённое «музыкальное» настроение, втягивающее его в мир лирических переживаний автора – эстета-гедониста, созерцателя мира в его постоянной изменчивости. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках».
«Луан в Сен-Мамме», 1882) игру бликов солнечного света (О.
В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Ещё одна новация импрессионизма – последовательная «ревизия» традиционной перспективы, отказ от неподвижного и уникального центра проекции, противоречащего естественному (бифокальному и отчасти сферическому) восприятию пространства тенденция к затушёвыванию глубины, усилению двухмерности в отдельных случаях использование аксонометрии, эффектов резко усиленной прямой либо криволинейной перспективы, позднее превратившейся у П. Сезанна в законченную систему «перцептивной» перспективы.
Чистые краски наносились на холст мелкими раздельными мазками: разноцветные «точки» лежали рядом, смешиваясь в красочное зрелище не на палитре и не на полотне, а в глазу зрителя. Свою карьеру он начал как мастер реалистического портрета. (циклы «Бульвар Монмартр» К. Писсарро, 1897 «Руанский собор», 1893–95 и «Лондонский парламент», 1903–04, К. Моне).
Для искусства тончайших нюансов создавались камерные, «интимные» театры и студии большое распространение получили литературные кабаре. Они бросаются за правду, но само понимание правды несколькообедняют. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Импрессионизму присущ демократизм.
Роден подчинил пластическую форму психическому переживанию. Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален. Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). наз. Орленев, Е. Н. Рощина-Инсарова и первые актёры МХТ (Россия).
Постепенно термин прижился в среде живописцев и приобрел другой оттенок. Вот таким образом в живописи импрессионистов появляются повторяющиеся мотивы. Ценя значение непредвзятого взгляда на жизнь, они изображали ее как полную естественной поэзии, где человек находится в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством и сверканием чистых, ярких красок (сцены на улице, в кафе, зарисовки воскресных прогулок и т. п. ). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель). С первой выставкой тогда еще анонимной группы художников связана история происхождения термина «импрессионизм». Картина вызвала негодование критики и публики и художнику запретили ее выставлять.
Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись. Импрессионисты шли к своей цели, фиксируя изменения цвета, а Дега – наблюдая движение. Наиболее последовательно придерживался этой системы в своём творчестве К. Моне в работах других европейских (в том числе русских) и американских художников-импрессионистов различные приёмы импрессионизма находили в каждом случае неповторимо-индивидуальную интерпретацию. Интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (О. Балетную серию сменяет прекрасная серия, посвященная певичкам дешевых кафеи ресторанов. Кайботт.
Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Коровина, И. Э. Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Моне.
Тогда же они начали выпускать журнал «Импрессионист», каждый номер которого был посвящен творчеству одного из участников группы. Город был их любовью и проклятием (Бодлер, Верлен, Рембо). «Это относится прежде всего, — пишет музыковед И. В. Нестьев, — к сфере гармонии с ее техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен.
Он оказал влияние на творческие поиски художников-постимпрессионистов (П. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), Италии (Дж. В 1870—1880 гг. Вместо этого появилось виденье будничности и современности. В музыке (К.
«Иер. Сложился во французской живописи конца 1860-х – начала 1870-х годов. Новое название пришлось по душе сторонникам движения (правда, не всем), поскольку отвечало творческому методу, который они исповедовали: передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни. Этот процесс, крайне противоречивый, неоднозначный и сложный, продолжается до сих пор.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884). Для картин импрессионистов характерны «незаданность» кадра, децентрализация изображения (отсутствие центральной системы образов и статичной, единственной точки зрения), необычность избираемых ракурсов, смещение композиционных осей, «произвольные» срезы частей композиции, предметов и фигур рамой картины. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм» : малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». В этом «чудном мгновении» человекураскрывается та сущность природы, которая не может быть постигнута с помощьюразума.
Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог, Ж. Сера). Вот почему в картинах импрессионистов появились яркие цвета. Вглядываясь в природу, высветляя колорит, пользуясь разнообразной техникой мелких, точечных мазков, с богатством рефлексов, полутонов, цветных теней и делением цветов на дополнительные, лишь смешивающиеся в глазу зрителя при восприятии, они сумели передать непостоянство оптического впечатления, его мимолетность, что подчеркивалось трепетностью и неровностью поверхности самой живописи, «смазанностыо», нечеткостью контуров и фрагментарностью композиции (принцип «кадра»). Моне и близкие к нему художники — Ренуар, Писарро и — обратили внимание на то, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Чехова и Б. К.
В пору зрелости импрессионизма (70-е – первая половина 80-х гг. ) его представляла группа художников (Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др. ), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 8 выставок. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон – единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Черепнин (смотри Черепнины), отчасти И. Ф. «поздний» И. ).
Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 40-60-х гг. Холст, масло. А писатели сосредоточили внимание на приемах, демонстрирующих индивидуальную психологическую интерпретацию (своего рода поиск «оттенков») персонажем или лирическим героем явлений окружающей среды. П. Трубецкой «Памятник Александру III», Санкт-ПетербургПервая выставка произведений Паоло Трубецкого состоялась в США в 1886 г. В 1899 г. скульптор приехал в Россию. В конце 1870-х гг.
Деллюк одним из первых вернулся к непритязательности первых фильмов братьев Л. и О. Люмьер и использовал глубину резко изображаемого пространства, которая значительно позднее (в 1930-1940-е годы) будет трактоваться как открытие У. Уайлера и О. Уэллса (США). Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра — это уже реакция против импрессионизма. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882). и во многом определившее развитие искусства 19 века. Вот таким образом Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке.
И. стал одним из направлений «чистого искусства» в к. ХIХв., представители которого главным в искусстве считали его художественно-эстетическое начало. Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году и особенно картина Море в Дьеппе (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов. Камилла в 1870 г. года стала женой художника. Бородина, Э. Грига, Н. А.
Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (Харчевня матушки Антони, 1866, ). Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Термин «импрессионизм» изначально имел пренебрежительный оттенок.
Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее. Таулов), Польши (Л. Этот памятник вызывал и продолжает вызывать разноречивые оценки. Ренуар (Пьер) Огюст (Renoir, (Pierre) Auguste) (1841-1919 гг. ), французский художник, один из основателей импрессионизма. Вот таким образом одним из главных принципов импрессионистов стал принцип передачи оттенков. Анненский в России и другие) в прозе – в обращении к малым формам (фрагмент, цикл слабо связанных между собой новелл, дневниковые записи, эссеистический набросок), бессюжетности использовании словесно-образных лейтмотивов, декоративности стиля (Ж. К.
Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь – это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты абсолютизировали ряд живописных приемов этих очень разных художников и создали на этой основе целостную стилевую систему. Наиболее полно импрессионизм выражен в спектаклях МХТ (до 1905 года линия «интуиции и чувства»), которые осуществил К. С. Т. 2, М., 1974.
Может быть, первым, кто попыталсяперенести его на музыкальное искусство, был художник Ренуар, назвавший одно изпроизведений Вагнера импрессионистическим. По инерции искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. На самом деле в них всё тщательно продумано. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века. Его интересует исключительно игра света на камне.
Признанными мастерами в передаче потока настроений и подтекста были актёры Г. Режан и Л. Гитри (Франция) Э. Дузе и Э. Цаккони (Италия) Г. Эйзольдт и А. Бассерман (Германия), А. Сандрок и А. Моисси (Австрия) В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869). Драматурги, в той или иной степени принадлежащие к импрессионизму: во Франции – Э. де Гонкур, Г. де Мопассан, А. Франс в Австрии – Г. Бар, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь (комедии), С. Цвейг, Р. Бер-Гофман в Германии – А. Хольц, Й. Шлаф, Г. Гауптман, Ф. Ведекинд в Англии – О. Уайльд (комедии), У. С. Моэм, Дж. Но, хотяпортретный жанр давно не стоит в центре внимания Дега, он продолжает заниматьего. О. Шпенглер, распространивший понятие И. на культуру, считал его одним из типичных признаков «заката Европы», т. е. разрушения целостности мировоззрения, разрушения традиционно сложившейся европейской культуры.
Станиславский. Горский, К. Я. «Вина» общества состояла не в том, что оно не понимало новогоискусства, а в том, что не желало его понимать инстинктивно отстраняясь отвсего, что выходило за рамки его практических интересов.
«В искусственичего не должно быть похожим на случайность, даже движение», – заявлял Дега. Но, передавая движение при помощи композиционного решения и по-прежнемупридерживаясь рисунка как основы своей живописи, художник сталкивался снеизбежной трудностью, которую ему еще предстояло преодолеть, поскольку рисунокДега, усвоившего принципы энгровского классицизма, был мало пригодным средствомдля передачи движения. На К. Моне, посетившего в 1871 г. Лондон, сильное впечатление произвели работы У. Тернера. Картина становится отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Разрушение академических канонов в живописи французскими импрессионистами совершалось в нескольких направлениях: отказ от всякого рода литературности, «сюжетности», морализирования, свойственных салонному искусству того времени, от поисков отвлечённой «рафаэлевской» красоты позднего французского классицизма (Ж. О. Д.
Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием вибрирующей и текучей световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в Импрессионизме самостоятельным объектом изображения (главным образом в произведениях Моне). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Как писал с восхищением неоимпрессионист П. Синьяк, у них «солнечный свет заливает всю картину воздух в ней колышется, свет обволакивает, ласкает, рассеивает формы, проникает всюду, даже в область тени».
Впервые в поэзию, вживопись полноправно вошла тема большого современного города. видов изобразительного иск-ва, особенно в скульптуре, где формы отличались нарочитой пластической незавершенностью, неровностью фактуры, текучестью, передачей мгновенного эффекта движения (скульпторы Италии, Франции, России). Опираясь на традиции реалистической живописи XIX в., преимущественно пейзажной (Т. Бальмонт, И. Ф. «Скачки в Лоншане», 1865).
Музей Орсе, Париж, Франция«Руанский собор» – цикл из 30 картин Клода Моне, которые представляют собой виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения. франц. Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Восходящее солнце (Impression.
Среди его последователей были и русские художники К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). 9185 см. Поставив в центр внимания художника изобразительно-выразительные средства искусства и акцентировав внимание на гедонистически-эстетической функции искусства, И. открывал новые перспективы и возможности перед художественной культурой, которыми она и воспользовалась в полной мере (и даже иногда чрезмерно) в XX столетии.
Клод Моне, фотография 1899 г. Французский художник, один из основателей импрессионизма. Сейчас термин «импрессионизм» понимается шире, чем просто субъективное видение художника: как тщательное изучение натуры, в первую очередь с точки зрения цвета и освещения. (франц.
Айхенвальд, М. А. В России влияние импрессионизма ощутимо с конца 1880-х годов – в пленэрной живописи И. Е. Живипинаятрадиция большинства импрессионистов шла от колористических завоеванийДелакруа. С направлением его роднят черты сходства менеенаглядные, но более глубокие.
Еще большее негодование вызвала «Олимпия» (Салон 1865 г. ) — изображение обнаженной женщины, возлежащей на желтоватой шали и голубоватых простынях, которой служанка приносит цветы, — современный парафраз джорджоновской и тициановской «Венеры», переданный со всей напряженностью и остротой, характерными для искусства XIX в. Но это не идеальный образ женской красоты, а современный портрет, холодно, если не беспощадно передающий сходство «без поэтических затей». Целью импрессионистов было изображение мгновенных, как бы «случайных» ситуаций и движений. Яркий пример поэтического импрессионизма— сборник Верлена Романсы без слов (1874). Стравинский в России. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Моне писал пейзажи только в непосредственном контакте с природой, на открытом воздухе (на пленэре) и даже построил мастерскую в лодке.
Мейерхольд, А. Я. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Была ещё одна статья (автор Эмиль Кардон) и ещё одно название— «Выставка мятежников», совершенно неодобрительное и осуждающее. В юности художник жил в Гавре, где, по совету Будена, писал пейзажи на открытом воздухе.
В нём большая нагруженность смыслом и меньшая динамизация. 1880-х гг. Последовательный отказ импрессионизма от антропоцентрической концепции европейского искусства (человек – не центр мироздания, но его частица) произошёл в значительной степени под влиянием японского искусства и проявился в равноправии всех элементов композиции, равнозначности главного образа и второстепенной детали, вплоть до почти полного «поглощения» основного образа пейзажем либо растворения пейзажа в дымке скользящего тумана вообще в поэтике недосказанности и «умолчаний». Дега изображал толькото, что видел, но это «что» было у него иным. О. Ренуар любил изображать людей на лоне природы или в интерьере. Поздний импрессионизм отмечен нарастанием декоративных тенденций (общих для искусства эпохи модерна), всё большей изощрённостью колористической игры оттенков и дополнительных тонов, порой необычным цветовидением (пейзажи Э. Дега конца 1890-х годов, серия «плакучих ив» К. Моне, поздняя живопись О. Ренуара и другие), акцентированием самоценности индивидуальной художественной манеры, «личностного» стиля.
Типичны и чисто декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. «Качели», 1876), порывы ветра (К.