Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой.
На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Параскевы Пятницы в Чернигове, конец XII – начало XIII в. и др. ) с национальным художественным обликом и чертами местных строительных школ. 12в. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Э. Грабарь). Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающегося более восьми веков в водах небольшой речки Нерли.
Этот «терем» был обнаружен киевской археологической экспедицией в 1970 г. И терем Владимира был воздвигнут раньше Десятинной церкви. Место в устье Нерли для строительства было выбрано не случайно. Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами. Искусство Древней Руси разнообразно.
Первые полагали, что Бог не может быть изображен в человеческом облике, поскольку он — только идея божественной сущности. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. В 1472 году мастера приступили к строительству, которому не суждено было завершиться.
В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Например, на Новгородской земле в XI – XII вв. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Строили здесь в основном из тесаного белого камня. Церковь Вознесения в Коломенском. Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв. ) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах.
В это время началось строительство каменных храмов и других видов каменных построек. Богатства, выработанные человечеством, служат народу. Позднее киевскому Софиийскому собору будут подражать. Покрова Богородицы, 1683 – 1688 гг.
Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Следующий период развития русского зодчества – так называемый раннемосковский (XIV – начало XV в. ), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Так что в строительстве этого собора, скорее всего, участвовали художники соседних северных стран, скандинавских или западноевропейских. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
На восточной стороне цилиндрические четвертные своды сделаны в виде полузакомар. Средняя апсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Леса здесь изобиловали зверем, реки — рыбой, луга — сочной травой. В конце 1-го тысячелетия н. э.
В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Колокольня Ивана Великого.
По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. К сожалению, монголо-татары уничтожили это здание в 1240 году. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. На стенах храма, как и в Софийском соборе имеются надписи-граффити. Его декоративной системе присуща насыщенность форм идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр. ) известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы.
Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. IV. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля.
Содержание их разнообразно. В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Два одноименных храма в одном городе — это сомнительно.
Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Вершиной храмового строительства Древней Руси было сооружение храмов в честь святой Софии.
Здесь не очень много камня, но много древесины. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации. Полукружия традиционных русских закомар Алевиз заполняет очень декоративными деталями в форме огромных морских раковин, невиданных дотоле на Руси.
16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесения в селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве построенный в честь присоединения Казанского ханства). В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевских храмах. Ленин на заре существования Советского государства. в древнерусском искусстве появляются композиции и образы, которых византийское искусство не знало. главный собор Рождественского монастыря в Москве, 1491 г. ).
Вероятно, кто-то из клира руководил составлением этой настенной летописи. Таковой был раскопан в Новгороде на Перыне, а также на северном (древнейшем) городище Старой Рязани и он имел широкое распространение в силу несложности его создания.
А традиции строительства из деревянных конструкций позволяли подстраивать символику храма под мировосприятие древних славян. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. Народная музыка (языческая). Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды). После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Иначе мы рискуем не дожить до будущего. оказались утраченными.
Каркас являлся структурной основой, определяя члеение интерьера и фасадов. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. Кстати, росписью занимались не только русские иконописцы. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. – еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы). Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. В 988 году государственной религией было провозглашено христианство. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х гг.
Ленин на заре существования Советского государства. Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил.
Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, – Теремной (1635 – 1636 гг. ) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 – 1659 гг. ) кремлевские дворцы. Был задуман проект Дворца советов. Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. 2. В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох.
Позже возникли шатровые и лукообразный купола. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Но в этом, конечно, был и символический смысл. По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Поражает внутренний интерьер церкви. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение. оказались утраченными.
Наиболее надежными хранилищами книг были, конечно, монастыри и соборные храмы. Войдя внутрь Успенского собора, архитектор остановился. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина.
Здесь нет ярусов и живописности. В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные равнения. Об уникальности этих сооружений ходят легенды. Древнерусские зодчие прекрасно чувствовали связь архитектуры с окружающим ландшафтом.
Но судить о них приходится практически только по археологическим материалам. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения» на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Богатства, выработанные человечеством, служат народу.
Его резной белокаменный орнамент – в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа) иногда маски, зооморфные изображения. Грабаря. Нет галерей и лестничных башен. трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях). Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Архангельский собор (архитектор Алевиз Фрязин), Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), внешнее убранство которой репродуцирует образцы итальянских палаццо, а интерьер сочетает традиционные черты русский теремных палат с одностолпными залами европейских дворцов, величественная церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (Колокольня Ивана Великого), ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. К. Архангельский собор. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи.
Ей будут посвящены сказания и она будет помогать воинам в сражениях с неверными. Какой из памятников зодчества произвел на вас наибольшее впечатление.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Но как только строительство было закончено, началось землетрясение и храм был разрушен.
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Уже «Остромирово Евангелие» украшено миниатюрами, в которых чувствуется связь с определенным кругом читателей: рисунки напоминали драгоценные перегородчатые эмали золотых диадем, ожерелий, серег-колтов. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая. Фасады богато украшены резьбой.
Человечность образов фресок поразила итальянского зодчего. В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. В летописях есть разноречия о времени сооружения храма. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик).
С развитием храмового строительства связано и появление новых видов изобразительного искусства — фресок, мозаичных работ и особенно иконописи. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». От языческих времен остались два вида славянских культовых мест. Кроме того, нестабильная ситуация в государстве и постоянные набеги врагов никак не способствовали размеренному многолетнему строительству.
Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню. На кремлевском холме возрастало здание строгой и торжественной архитектуры. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр.
Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстро гниющих дубовых, сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с «вислым каменьем». Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" – кружком – в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубические зоны. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с «большим» городским искусством, не было отделено от него глухой стеной. Древнерусское государство было раннефеодальным.
зодчие Барма и Постник Яковлев). Закрепление изученного материала. Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:1. «Звали его Андреем Рублевым», — с гордостью ответил толмач. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Здесь нет богатых мозаик и мрамора.
Соответственно и столбы, поддерживающие арки в плане крестообразного сечения. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов). В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Киевский ученый С. А. Остатки его не найдены, несмотря на точное указание летописца места его расположения.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев. ». Каменными обычно были княжеские дворцы. Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется.
Да и сам Аристотель не возражал против поездки. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12в.
Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в. ). Несмотря на свои 60 лет, он был любознателен, как юноша. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Это все звенья одной цепи и ни одно из них не может быть изъято или навсегда потеряно. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
В конце 15 начале 16 вв. Первоначально храм был белым, его главы были покрыты побеленным железом.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. В это время в честь взятия Казани в Москве начинается строительство необыкновенно красивого храма «о восьми главах», как повелел царь Иван Грозный. Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" – применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм – резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор.
Однако новгородская София имеет и свои особенности. Вл.
Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Находится она на границе Владимирской и Суздальской земли.
«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», — сказал В. И. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Католическая готика отражает такую же идею отражения духовности, потому храмовое строительство на Руси не существовало обособленно от европейской христианской культуры, а было одной из ее составляющих. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием).
Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений.
С интересом рассматривал итальянский мастер непривычную для себя архитектуру. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля.
приглашали итальянских (фряжских) строителей. Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли). Часть храмов перестраивалась. Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г. в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал). Для работ приглашались лучшие мастера своего времени использовались художественные и технические достижения эпохи. ВладимироСуздальское княжество — крупнейший архитектурный центр Руси. В XVII веке здание получило теперешнюю пеструю окраску, было изменено и покрытие глав.
Новгородская София тоже музей и история, но киевской Софии этот памятник уступает. Настоящее издание включает сразу все 7 выпусков Памятников древнего русского зодчества В. В. V. Подводятся итоги по достижению целей урока выставляются оценки наиболее активным учащимся. VI. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре.
Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Прежде всего на площадке особым "черталом" проводили борозду, обозначавшую контур будущего объекта, затем кольями и веревками намечали его план. Идеал новгородца — сила и красота его — красота силы.
Благовещения в Кремле, 1484 – 1489 гг. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги.
При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Широкие, как бы небрежные мазки делали людские тела и лица живыми, почти осязаемыми.
Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Было на самом деле. Позднее складывалась новгородская школа живописи.
Для победы же над конкурентами требовалось привнести что-то оригинальное. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Коваными — значит, четырехгранными в сечении.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. 3.
в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитектурные школы. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Домашнее задание.
Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле – Успенский собор (1475 – 1479 гг. ). Кстати, сами граффити являются интересным историческим источником. Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества. 15-17 вв.
Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. возникли многочисленные древнерусские города. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня – отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Собор строилсяконстантинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Первой фундаментальной каменной постройкой явилась Десятинная церковь. Все постройки выполнены без единого гвоздя.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем. Дивный по красоте храм наглядно демонстрировал сказочное богатство русских князей. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Во второй половине 14 начале 15 вв.
вхрамовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Не всегда складно, но всегда великолепно ибо сильно, величественно, покоряюще». Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.
Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Самыми частыми стали храмы крестово-купольного типа. Купола, крыши и декоративные элементы были подобны образцам из Новгорода. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.
Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Уступал киевскому собору и еще один собор Софии, сооруженный вскоре в Полоцке. Большое влияние на архитектуру того времени оказала Византия. Новые здания увенчивались башнями и другими надстройками, несвойственными византийцам.
Принято говорить, что и «без единого гвоздя». Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера иконописцы идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого.
Душа народа – в этих строениях, созданных простыми русскими крестьянами. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Все открытия совершались на интуитивном уровне.
Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым».
Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими, опоры являются плоскими и голыми и окна – маленькие и узкие. Купола должны были символизировать победы русского войска. Вот таким образом примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые, снаружи листами золоченой меди. В одном Смоленске было 30 каменных храмов, ни один из которых не сохранился. Богатства, выработанные человечеством, служат народу. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
1111—1174 гг. ) из Киева. Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165) — гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека и природы. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и его апостолов).
Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).
Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу».
Имена их неизвестны. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.
В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линейного ритма, силуэта, красочного пятна. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Триапсиды в алтарной части заканчиваются купольным перекрытием. Она была своеобразным продолжением ансамбля княжеской резиденции и все корабли, следовавшие по реке, прежде всего, видели это уникальное сооружение на воде. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы.
В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая. Вероятней всего влияние было двусторонним.
«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – сказал В. И. Специалисты обратили внимание на то, что владимиро-суздальское зодчество второй половины XII в. имеет много общего с архитектурой Южной Германии примерно того же времени. Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности.
В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы) пользовались большим уважением их труд хорошо оплачивали.
В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Причем первые каменные строения в Киеве от Византии не зависели. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Например, культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты.
Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Разной была и украшающая дома резьба. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик).
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. 1036). На разноцветных майоликовых плитках пола дрожали блики лампад. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова.
Суслова. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Примеры такого сочетания художественных форм – главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва). В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр. ). Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого.
Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле), Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле). О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Церковная архитектурная история Новгорода началась с собора Святой Софии.
на Русь приходят отдельные византийские иконы, одна из которых станет знаменитой иконой«Владимирской Божией Матери». По всей видимости, наличие тринадцати куполов над храмом – это след влияния деревянного строительства древней Руси. Лопухинский корпус, 1680-е годы и т. д. ). Именно он натравил татарского хана на турок — исконных врагов Венеции.
Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. Софии в Новгороде (1045–1050) и Полоцке. Богородицы, построенная в 1075—1078 гг.
Уже в 11-12 вв. Полный новых мыслей, он вернулся в Москву. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль».
Преображенская церковь поднимается на 37 метров — это высота 11 -этажного дома. Сперва упала северная стена. Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи» идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. Ризположения, 1485 – 1486 гг. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Сам торг уже во многом просвещал.
В это время прославился печерский монах-художник Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе зело». Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Но после заката ушли и они. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова.
Будь то скромный монастырский храм в лесной глуши или величественный городской собор, окруженный мощными крепостными стенами, они гармонично «вписываются» в пейзаж, прекрасно соответствуя характеру русского ландшафта. К тому же по археологическим данным храм был построен еще в X в. Сама цифра «13» предполагает Спаса-Христа с 12 апостолами. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Первыми зданиями того периода стал собор при полоцком Спасо-Ефросиниевом монастыре и смоленский собор Михаила Архангела.
Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. Согласны ли вы с такой оценкой искусствоведа. В XII ст. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Уже в 11-12 вв. В Новгороде Софийский собор (1045 – 1052 гг. ) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье – наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня.
Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями игрой на музыкальных инструментах.
На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. А потом случилось неслыханное дело — затряслась земля. Только сказка о том, что было. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. Это для того, чтобы чешуйки стояли точно и крепко, не ворочались.
Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
Собор строили с 1555 по 1561 год. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Перекрытие производилось обычно на два ската. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня.
Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками. Например, Богоматерь Оранта (лат.
Собор как бы объединяет девять небольших церквей, символизируя объединение русских земель и княжеств под властью Москвы. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). XV, 3, 4).
В русскую столицу в 1475 – 1543 гг. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола число последних составляло от одного до пяти. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Наружная отделка храма поражает роскошью и изысканностью. В X—XI вв.
Одним из видов искусства человечества является «застывшая музыка» – архитектура. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811).
Эскизам была присуждена бронзовая медаль. Заказы обычно предполагали торги, на которых конкурировали разные строительные артели. Крытые шатрами высокие стены с машикулями и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни – круглые, граненые, квадратные – являлись неприступной твердыней. Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства.
По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутренне убранство Владимирского храма настолько поразили итальянца, что в Москву он вернулся полным идей и творческих замыслов. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей.
Само их ведение, как свидетельствуют летописи, договорные грамоты и прочие документы, было высоко организовано. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея – Боголюбово. В заставках и буквицах живая жизнь: фигуры людей, животных, растения.
Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Над воротами находилось небольшое здание церкви Положения Риз Богородицы.
Однако начинать стройку архитектор не торопился. И уже в 11-12 вв. Древнерусская архитектура – это сказка. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры.
Кроме того иконопись создала свою особую манеру в передаче пространства и даже времени. «С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата заложи же и церковь святыя Софья, митрополью и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины». В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: «Церкви дивна и славна всем округниим странам» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. В это же время рождается и распространяется собственно русская иконопись. Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге.
В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы – пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей. Большинство христианских храмов в Киевской Руси были деревянными (обычно из дуба, но резные украшения часто делались из липы).
Самые. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). В 1484 году началось строительство нового здания.
Центр собора был увенчан большим шатром, вокруг которого расположились яркие своеобразные купола приделов. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии.
Вот таким образом в течение 58 лет собор оставался не расписанным. Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Вот таким образом древнерусское искусство 10-13 вв. РА ДРЕ. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля.
Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Во второй половине XI — начале XII вв. При сооружении самого значительного памятника того времени – Софийского собора в Киеве (11 в. ) – древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества.
Сгорела дубовая церковь в Ростове, построенная в XI в. и летописец с горечью констатирует: она была «толико чудна, якова не бывала и потом не будет». Вводились и новые мотивы. Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 – 1525 гг. ), Софийский в Вологде (1568 – 1570 гг. ), Успенский в Троице – Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г. ). Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного перетекания пространств, которое присутствует в киевских храмах. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки.
Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Его создателями были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора. Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Примерно тот же стиль в «Изборнике 1073 года», где изображена семья Святослава: пышные одеяния княжеской семьи художника интересовали больше, чем лица, а одеяния показывали, что так думали и те, кто старался отличиться именно богатством одежды.
Это объяснялось укреплением государственной власти Москвы – собирательницы русских земель, ее растущей ролью как наследницы Константинополя, особенно после его падения, освобождением от монголо-татарской зависимости. Название «золотые» может быть определено характером дубовых дверей, закрывавших их проем, которые были обиты медными листами с золотым рисунком. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ).
Сейчас этот памятник находится в черте города. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Глядя на эти удивительные храмы вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811).
Венчает храм одна массивная глава. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. В архитектуре и искусстве (в частности, в живописи) в IX—X вв. Так возник придворно-княжеский стиль.
По летописи, храм был сооружен и освящен в 1037 г. Но строился он, конечно, не один год и в настенных граффити (от итальянского «выцарапывание») находят указание на 1032 г., т. е. в это время стены храма существовали. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской. Это и записи о кончинах князей и о событиях военно-политического характера и просто чьи-то просьбы к Богородице: «защити и помилуй».
Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е гг. ). Храмы богато украшались фресками, над которыми работали лучшие мастера того времени. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. А если серьезно, то зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. ВНЕЙ РУСИ. Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке стала церковь Спаса на Нередице (1198).
В то же время развитие феодализма в Древней Руси имело существенные социально-экономические и политические особенности. В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в. ) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление – московское или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков – дворян Нарышкиных). Основные размеры внутри здания (3755 метров и высота 29 метров) остались прежними. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Иное дело – Андрей Боголюбский. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней — иконой «Богоматерь Владимирская» удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Внутри храм был украшен мозаикой и фресковой живописью, панели и полы были из полированного камня.
Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в. ), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. также гл. Каменная архитектура, особенно храмовая испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двускатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли бы быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале. Полный изумительного творческого своеобразия, яркий и нарядный, Покровский собор мало походит на традиционное культовое сооружение. В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. В Новгороде с сер.
Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.
Типы русских деревянных храмов). Строения уцелели вплоть до XIX века. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. На стенах, как правило, делались пилястры, усиливающее место опирания арок. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Но благодаря общности стилистических приемов, цвета и композиции роспись выглядит единым целым.
Время сохранило лишь отдельные имена. надвратные храмы Преображения, 1687 – 1699 гг. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы.
На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Вероятней всего, влияние было двусторонним. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.
В Покровском храме нет полной симметрии (как, например, в готическом соборе с его двумя одинаковыми башнями, окаймляющими фасад), но здесь найдено единственно живое равновесие частей. В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. Такие подробные указания художникам-иконописцам имелись при любом монастыре, где работали иконописные мастерские. Это Эпоха Киевской Руси (9 — начало 12 в. ), пора феодальной раздробленности (12 и 13 вв. ), период борьбы против татаро-монгольского ига и объединения русских княжеств (14 — начало 15 в. ), время сложения и укрепления русского централизованного государства (15 и 16 вв. ) и, наконец, 17 столетие, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство нового типа. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа.
Канонизированные правила иконописи породили различные легенды. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823).
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Больше всего его привлекала деревянная резьба наличников окон, крылец и ворот. Возникла композиция «Покров Богоматери» и ряд других. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. АРХИТЕКТУ. orans молящаяся) изображается с поднятыми руками, пророки — непременно со свитками, на которых написаны их пророчества, чудотворца Николая можно всегда узнать по рясе с начертанными на ней крестами, а апостола Петра — по связке ключей в руках.
На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. Известно, что для русского зодчества, по сравнению с византийским, характерно устремление вверх (откуда «верхи»). Москва).
Этот храм сравнивают с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, называют это удивительное сооружение «поэмой из камня», «чудом русского искусства» (И. К знаменитым памятникам архитектуры такого типа можно отнести Десятинскую Церков (989-996 гг. ) и Софийский Собор (1037 г. ) в Киеве. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов.
Однако ж, пока было светло, еще многие москвичи взбирались на подмостки — поглядеть. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа. X – нач. Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество.
В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). Сусловым, так и его коллегами Л. В. Прошло два года и храм был уже выведен до самых сводов. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. Над воротами находилось небольшое здание церкви Положения Риз Богородицы. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано).
Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора иная кладка камня, применение железных связей и пр. ), в конструктивные (различные виды сводов и т. д. ), художественные решения. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). В 1045—1050 гг. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой архитектуры.
«Чудо» взлета того и другого на Руси в XI в., очевидно, связано и с подготовленностью славяно-русского общества с точки зрения художественного вкуса и мастерства. Наиболее значительной в 12 -13 веках становиться владимиро-суздальская школа. Одним из видов искусства человечества является «застывшая музыка» — архитектура.
Эти особенности древнерусской художественной культуры очень ярко проявляются в архитектуре. Ленин на заре существования Советского государства. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Москвичи пришли в восторг.
В 1108 г. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053—1125) построил на высоком берегу Клязьмы «град Владимеръ Залешьский». 3й учащийся: Доклад на тему «Архитектура ВладимироСуздальского княжества». С XII—XIII вв. Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудной слободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святой Анны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря).
Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073–1089 взорван в 1942г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Широко распространилось в Киевской Руси и искусство миниатюры. Стены храма возводили из тесаного камня, ряды которого перемежались рядами из кирпича. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.
А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе – ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах – валуны, что придавало ей своеобразный вид. Стены храмов были разделены на три части лопатками (пилястрами), каждая из которых завершалась закомарами. Центром Владимира, самым крупным его сооружением стал Успенский собор. сложился тип четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). В Новгороде с сер.
В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата заложи же и церковь святыя Софья, митрополью и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины». Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях — храмах (что, как известно, свойственно всему средневековому зодчеству).
Софийский собор – центральная часть собора выполнена в форме греческого креста. Сложные организмы, такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чем нельзя опять-таки не видеть воздействия деревянных построек. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалосьдерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол.
Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. То же относится и к гражданским сооружениям – палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в. ), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г. и др. ). Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками.
От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Успенский собор становился главным на Руси.
В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской, Ростовской, Нижегородской, Тверской, Московской) в XII – начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах. Система подпружных арок представляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Ни один вид искусства не оказался неведомым русскому народу раннего периода.
Летописцы называют церковь «Софийской». Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Строил народ – тот, который всегда жил на своей земле, пахал, оборонял ее, орошая своим потом и кровью, слагал о ней песни, украшал «великими» и «чудными» строениями.
В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. Вход на хоры помещен внутри северной и западной стен. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьми угольной формы, образованный восемью бревнами – восьмерика. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. А еще через столетие наряду с ними – посадские бесстолпные (например, Никольский в селе Каменское, последняя четверть XIV в. ныне Московская область).
Византийские храмы были более приземленными. В. В. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале.
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Но в большинстве это именно древние граффити. В народе этот храм получил название Собор Василия Блаженного.
Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. Искусство скоморохов неразрывно граничит с обрядовым языческим песенным фольклором. строятся многочисленные комплексы монастырей. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке. Богоматерь называли «Давидовым проречением».
Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Возможно, самой древней сохранившейся светской постройкой в европейской России стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. В отличие от Западной Европы, на Руси и в эпоху развитого феодализма не было каменных замков феодалов и само каменное строительство практически приходит именно с христианством или чуть ранее.
Центральной фигурой живописи стал Джотто. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049г. Внутри эти здания разделялись массивными столбами, которые образовывали крест. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой.
Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Да именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. Известь растворяли как густое тесто и мазали железными лопатками. со значительным перевесом против западных конкурентов лидировала Византия. Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту — «яко един камень». Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница.
С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная. Далем, А. М. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых.
Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий. В нем больше движения, динамики, его фасады богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов.
К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. С запада к городу в древности примыкали боровые леса.
Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. «Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы.
Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Этот признанный шедевр византийской живописи был привезен Андреем Боголюбским (ок. Летописец сообщает «о тереме каменном» княгини Ольги. В его простых формах зодчим удалось передать легкость изящество и стройность устремленного ввысь собора.
в его зодчестве такие же как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки. В 1049 г. в Новгороде сгорела деревянная церковь «бя-ше бо честно устроена и украшена, 13 верхов имуща». Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 – 1635 гг., Москва). и почему-то освященная только в 1089-м, во всех отношениях отличалась скромностью. Их фасады расцветают белокаменной резьбой.
Одним из видов искусства человечества является «застывшая музыка» – архитектура. С запада к городу в древности примыкали боровые леса. «Чудна вельми и превысока зело. » — говорили они о новом соборе. Изменились строй жизни и воззрение людей.
в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера.
За ней наполовину разрушились западная и устроенные при ней хоры. За образец ему предложили взять Владимирский Успенский собор, расписанный фресками Андрея Рублева. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования.
Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Река Нерль, впадавшая в Клязьму, связывала здешние черноземные земли с Окой и Волгой.
Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей). Вероятней всего, влияние было двусторонним. Кроме того из дерева строились самые разные сооружения – от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой. Над хорами находятся кувшины – госники для улучшения акустики.
Официальная церковь признавала далеко не все из них, называя их пакостью и бесовством. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Внутри храма нет хор. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали изменился характер некоторых библейских сцен.
«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – сказал В. И. Г. К.
Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. В плане здание представляет собой равноконечный крест.
К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не строить, а рубить, так как работали только одним инструментом-топором). Загадочная, никому не известная страна неудержимо влекла его к себе. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом.
Они украшались красивой резьбой. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Но есть в этой связи и более важные наблюдения. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм.
Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Отнесение храма к определенной архитектурной школе является чаще условным, поскольку предшествующий стиль не исчезает полностью и не устаревает, а обогащает храмовое строительство, внося в него неповторимость и уникальность. Своды, столбы и стены храма были покрыты громадной фреской изображавшей Конец света. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада.
Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Перечислить важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Чисто русской традицией является лишь наличие открытой галереи-гульбища, а также имитация в камне деревянной резьбы.
Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. В данный период развивается тип бесстолпного храма.
Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». Так оформляются два направления в храмовом зодчестве: идущий от киевской традиции многоступенчатый и многоглавый облик храма и новгородский стиль — строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы. И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм, построенный «по всей хитрости».
ипервый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. В период феодальной раздробленности на основе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская.
Изменились строй жизни и воззрение людей. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Наличие галерей в храме, пирамидальная постройка, угловые башни – это наследие строительства церквей из дерева.